Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/ec_ref/of19972702 Жилищно-коммунальная реформа: предпосылки и отношение 10.07.1997 [отчет] [ Анна Петрова, Светлана Климова ] Предполагается, что у жилищно-коммунальной реформы будет три составляющих: первая – установка счетчиков, замеряющих потребление воды и газа, а также других ресурсосберегающих приборов, вторая – повышение доли оплаты коммунальных затрат населением, третья – улучшение качества обслуживания домов конкурирующими организациями. Как показал опрос, пока жилой фонд практически не снабжен какими-либо ресурсосберегающими приборами (кроме электросчетчиков). Что касается оплаты коммунальных услуг, то уже сейчас половина опрошенных (50%) находит ее непомерно большой. Подавляющему большинству остальных (40% всех опрошенных) сумма, отчисляемая сегодня на коммунальные платежи из семейного бюджета, представляется приемлемой, но при увеличении этой суммы им станет трудно платить по счетам. И лишь 5% респондентов вполне благосклонно отнеслись бы к повышению общей величины коммунальных расходов, если бы оно сопровождалось улучшением качества услуг. Пока большинство респондентов платят регулярно (54%) или даже за несколько месяцев вперед (6%). Нерегулярно вносят деньги за квартиру более трети опрошенных (37%). Признались, что не платят вовсе, 1% опрошенных. Только десятая часть горожан оценивает состояние своего дома как хорошее ("дом не требует ремонта" – 12%). Треть горожан (36%) полагает, что пора произвести косметический ремонт их дома. Остальные (51%) оценивают состояние своего дома как плохое или очень плохое, когда требуется капитальный ремонт. Иными словами, городской жилой фонд, по оценкам респондентов, находится не в лучшем состоянии. За что же люди будут больше платить, если они живут в плохих условиях? Качество предоставляемых коммунальных услуг также вызывает нарекания. Больше претензий у горожан к следующим видам услуг (данные в % от числа опрошенных горожан):
Сегодня горожане чаще всего оценивают работу своих жилищно-коммунальных служб, отвечающих за обслуживание их домов, как неудовлетворительную (49% при 36% удовлетворенных работой своих РЭУ). Но при этом определенные надежды на улучшение обслуживания связывают с появлением конкурирующих служб лишь 37% респондентов (при 31% полагающих, что ничего не изменится, и 27% не имеющих мнения на этот счет). В целом же предстоящую реформу одобряют с теми или иными оговорками 22% горожан, а вдвое больше (47%) не одобряют (при 31% не знающих пока, как относиться к объявленной реформе). |