Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/ec_stat/infl/of19973805




Популярные и непопулярные меры пополнения российской казны

25.09.1997 [отчет] [ Анна Петрова, Светлана Климова ]




Сегодня у государства мало денег. Об этом знают все. С помощью каких мер лучше всего пополнить бюджет, увеличить доходы государства? Как показывает опрос, из 16 различных предложений, касающихся данной проблемы, респонденты в первую очередь выбирают следующие (данные в % от числа опрошенных):

увеличить налоги с богатых людей и штрафы за уклонение от уплаты налогов45
уменьшить налоги с предприятий43
увеличить поступления в бюджет от банков и других организаций финансовой сферы27
способствовать возвращению в россию денег, нелегально отправленных бизнесменами за рубеж26
применить к тем предприятиям, которые не платят в бюджет, жесткие меры, вплоть до объявления их банкротами20

А вот какие предложения нашли наименьшее число сторонников (данные в % от числа опрошенных):

напечатать дополнительные деньги, но в ограниченном объеме, чтобы не допустить большой инфляции7
брать деньги взаймы у зарубежных правительств и банков4
продавать на аукционах российские предприятия, стараясь получить за них как можно больше денег4
временно уменьшить расходы государства на медицину, образование, науку, культуру и направить больше денег на подъем производства3
уступить часть территории России другим странам за большие деньги, например, Японии – спорные четыре острова1

Полученное распределение ответов красноречиво свидетельствует о том, что респонденты предлагают пополнить бюджет прежде всего за счет тех, у кого есть капиталы (богатые, банки, "нелегалы"), возложив на них все бремя налогов.

Однако ряд действий, которые активно применяет сегодня российское правительство для пополнения бюджета страны, для изыскания дополнительных средств на выплаты пенсий и зарплат, как видно из результатов опроса, не находит поддержки у населения.

Всероссийский опрос городского и сельского населения. 13 сентября 1997 года. 1500 респондентов.