Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/edu_edu/sch_par/of053422




Школа и родители

25.08.2005 [отчет]




Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0534/domt0534_1

Престиж сегодняшнего российского среднего образования, судя по данным опроса, невысок: половина наших сограждан (49%) уверены, что его качество, по сравнению с советскими временами, снизилось. Полагает, что оно повысилось, пятая доля опрошенных (21%), еще 11% считают, что в этом отношении ничего не изменилось. Причем на протяжении последних четырех лет распределение мнений по данному вопросу не претерпевает принципиальных изменений.

Однако, несмотря на то, что об ухудшении качества школьного образования россияне сегодня говорят чаще, чем о позитивных подвижках в этой сфере, 41% опрошенных считают, что там, где они живут, хороших школ больше, чем плохих, – тогда как противоположное мнение разделяют лишь 20% опрошенных (любопытно, что по Москве это соотношение составляет соответственно 33% и 24%). Что же касается тех, кого эта проблема затрагивает непосредственно, – респондентов, воспитывающих детей или внуков школьного возраста, – то две трети из них уверены: школа, где учатся их чада, дает хорошее образование, и лишь каждый пятый убежден в обратном.

Три четверти из тех, кто общается с администрацией школы и учителями своих детей (внуков), довольны этим общением: по мнению респондентов, педагоги их детей – профессионалы, отзывчиво относятся к ученикам и их родителям, любят детей, они общительные и приятные люди. Лишь каждый десятый из числа опрошенных, общающихся с учителями своих детей (внуков), выражает недовольство – равнодушием педагогов, их непрофессионализмом и безграмотностью, тем, что учителя требуют у родителей денег.

Подавляющее большинство тех, кто принимает участие в воспитании детей школьного возраста, интересуются их оценками: 62% делают это постоянно, 28% – время от времени, и лишь 9% вообще не заглядывают в дневник ребенка. Судя по результатам опроса, активное участие в учебном процессе принимает чуть более трети респондентов, воспитывающих школьников: постоянно помогают им при подготовке уроков, посещают школу и общаются с учителями; примерно такая же доля опрошенных участвуют в этом процессе время от времени, и чуть менее трети – практически не вмешиваются в учебу детей. Две трети этих респондентов бывают в школе, где учится их ребенок или внук; каждый второй посещает родительские собрания, каждый третий – по собственной инициативе приходит поговорить с учителями или администрацией школы, 16% провожают ребенка в школу или встречают его, 12% участвуют в работе родительского комитета.

В целом же подавляющее большинство россиян уверены, что родители должны принимать активное участие в учебном процессе: следить за оценками (так считают 92% опрошенных) и помогать детям при подготовке уроков (78%). Аргументы сторонников помощи детям в приготовлении домашних заданий разнообразны, но чаще всего респонденты исходят из того, что школьники далеко не всегда могут самостоятельно понять учебный материал (в том числе из-за слишком сложной программы и из-за недостаточной квалификации педагогов): "бывает, что дети не все усваивают, и им нужно помочь, если это в силах родителей"; "все-таки надо объяснить ребенку – программа сейчас сложная"; "в школе не все хорошо объясняют, поэтому необходимо помочь детям дома разобраться" – в целом такого рода ответы дали 31% опрошенных. Заметная часть респондентов (15%) уверены, что помочь детям – "святая обязанность родителей". Некоторые (7%) полагают, что родительская помощь стимулирует качество учебы ("если помогать, будут учиться еще лучше"; "чтоб лучше учились, не делали ошибок, лучше развивались"). Часть респондентов (5%) считают, что помощь – "это воспитательная работа со стороны родителей", часть (4%) – что это способ установить более близкие отношения с ребенком и проявление заботы о нем, поддержки ("ближе становишься с ребенком"; "это моральная и умственная поддержка ребенку"). Некоторые (8%) говорят не столько о помощи в приготовлении уроков, сколько о необходимости контроля над детьми ("нужно следить, как дети справляются"). Также звучали мнения, что помогать нужно лишь на стадии начальной школы (3%), что нужно подсказывать, а не выполнять задания вместо детей (2%).

Основной аргумент тех, кто возражает против участия родителей в подготовке уроков, – такая помощь будет мешать развитию самостоятельности и ответственности ребенка: "они привыкают к этому, уже ждут, что придет мама и будем делать уроки, а когда сами – то ответственности больше, к самостоятельности привыкают" (этот довод развивает большинство противников такой практики, или 6% от общего числа респондентов).

Людмила Преснякова

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 4 июня 2005 года. 1500 респондентов.