Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/edu_edu/secondary_education/d074323




Зачем в школе нужны классные руководители?

25.10.2007 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 октября 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Сегодня в российских школах у каждого класса есть классный руководитель. Подавляющее большинство россиян (81%) убеждены, что классные руководители российской школе нужны, и только 1% – что не нужны. При этом, судя по данным опроса, преобладает мнение, что классные руководители нужны в первую очередь учащимся и в последнюю – школе. Отвечая на соответствующий вопрос, 37% опрошенных выбрали вариант "ученикам", еще 12% – "родителям"; только 4% сочли, что наличие классных руководителей более всего полезно администрации школы, и лишь 1% – что оно полезно самим учителям. Мнение, что институт классных руководителей нужен всем перечисленным, высказали 34% опрошенных.

Две трети респондентов (68%) заявили, что знают, в чем состоят обязанности классного руководителя; у каждого пятого (21%) представления на этот счет отсутствуют. При этом объем обязанностей классного руководителя сочли нормальным треть респондентов (32%); четверть (24%) считают его чрезмерным, а 6% – недостаточным, и еще 38% затруднились ответить на вопрос.

О том, в чем участники опроса видят задачи и функции классного руководителя, можно судить по ответам на открытые вопросы.

Отвечая на открытый вопрос, чем должен заниматься классный руководитель, чему должен уделять основное внимание, респонденты акцентировали внимание на наставнической, воспитательной функции. Так, 31% опрошенных сказали, что он должен много работать с детьми, заниматься, общаться с ними, воспитывать их, "относиться к детям с душой"; 18% – что он должен следить за успеваемостью, заинтересовывать детей учебой и помогать им учиться ("заинтересовать процессом учебы"; "отстающего тянуть"); 10% – что он должен помогать развитию личности и способностей учеников, помогать им определиться в жизни ("наставлять детей на правильный путь"; "научить детей выживать в этом мире"; "он должен раскрыть в каждом ребенке склонность к определенным предметам, определенной профессии"). Еще 10% говорили о морально-нравственном, культурном, а также патриотическом воспитании, 5% – об организации внеклассной работы и досуга школьников.

А вот когда респонденты, поясняли, отвечая на соответствующий открытый вопрос, зачем классные руководители нужны школе, фокус внимания смещался на иные их функции – контролирующую, лидерскую, посредническую, психологическую. 18% говорили, что такой человек нужен, чтобы контролировать детей, обеспечивать порядок и дисциплину в классе; еще 16% – что нужно организовывать коллектив, руководить классом и поддерживать в нем благоприятную атмосферу ("он сплачивает всех, душа класса"; "помогают лучше адаптироваться в коллективе"); 5% – что детям нужен пример для подражания, старший товарищ. Кроме того, довольно многие считают, что классный руководитель служит связующим звеном между администрацией школы, педагогическим коллективом в целом и учениками ("должен быть такой учитель, который относится к детям лучше, чем другие учителя"; "должны же дети к кому-то обращаться с вопросами, не к директору же идти"; "ученики могут обратиться для решения своих проблем" – 11%), а также своего рода посредником между школой и родителями, причем в некоторых случаях ему даже приходится брать на себя часть родительских функций ("информировать родителей о проблемах их детей"; "родители должны контактировать непосредственно с учителем класса, а не с директором"; "классный руководитель всегда был и есть как второй родитель, без него нельзя"; "многие родители недостаточно уделяют внимания своим детям, их учебе, это делает классный руководитель" – 9%).

Должен ли классный руководитель обладать некоей особой, специальной квалификацией – однозначного мнения среди опрошенных нет. Но в целом точка зрения, что классным руководством должны заниматься специальные педагоги, а не, как это заведено сейчас, учителя-предметники, получила перевес – 44% против 31% соответственно. К слову, большинство респондентов, у которых есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе, считают, что классный руководитель там, где учится их ребенок, справляется со своими обязанностями хорошо (26% по выборке); не удовлетворены его работой относительно немногие (3%).

Елена Вовк



Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?

У каждого школьного класса есть классный руководитель. Скажите, пожалуйста, Вы знаете или не знаете, в чем состоят обязанности классных руководителей в школе?

население в целом

те, у кого среди близких
родственников школьники…

 

…есть

…нет

По Вашему мнению, у сегодняшнего классного руководителя обязанностей слишком много, слишком мало или столько, сколько нужно?

население в целом

те, у кого среди близких
родственников школьники…

 

…есть

…нет

Как Вы думаете, чем в первую очередь должен сегодня заниматься классный руководитель, чему он должен уделять основное внимание? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Уделять внимание детям, общению, занятиям с ними, воспитанию детей31
"Больше беседовать с детьми, воспитывать их"; "больше обращать внимание на детей"; "воспитание детей"; "дети и все, что с ними связано"; "детьми"; "детьми и ничем другим"; "общаться с детьми"; "относиться к детям с душой"; "с детьми заниматься".
Следить за успеваемостью, заинтересовывать детей учебой, помогать им учиться18
"Внимание учеников к учебе"; "воспитывать желание учиться"; "за успеваемостью следить"; "заинтересовать процессом учебы"; "качественному обучению учащихся"; "контроль за учебой ребят"; "об учебе заботиться"; "они помогают учиться детям"; "отстающего тянуть"; "повышать знания учащихся".
Проявлять индивидуальный подход к детям, помогать развитию их личности и творческих способностей, помогать им определиться в жизни10
"Воспитанию личности учеников…"; "готовить ребят к взрослой жизни, помочь им разобраться – что им нужно, а что лишнее в школьных предметах"; "должен быть в курсе дел каждого ребенка, чтобы помогать ему как в школе, так и вне школы"; "знать каждого ученика, его характер, особенности"; "индивидуальная работа с каждым учеником"; "наставлять детей на правильный путь"; "он должен раскрыть в каждом ребенке склонность к определенным предметам, определенной профессии"; "развитию творческих способностей школьника".
Следить за посещаемостью, дисциплиной и порядком в классе10
"Без пропусков чтобы дети учились"; "должен организовывать дисциплину в классе"; "надо чтобы был порядок"; "отвечать за детей в определенном классе"; "посещение детьми занятий"; "следить за учениками"; "чтобы были порядок и чистота в классе".
Заниматься морально-нравственным, культурным воспитанием детей, прививать им культуру поведения9
"Внутреннему духовному совершенствованию учеников"; "в первую очередь – культуре поведения"; "в первую очередь должен уделять внимание моральным вопросам"; "воспитанию культуры, общению"; "воспитание культурного человека"; "воспитанием нравственности"; "воспитанию детей: прививать культуру, доброту, порядочность"; "воспитывать больше моральной устойчивости".
Заниматься внеклассной работой, досугом детей5
"Больше быть с детьми в свободное от работы время"; "больше проводить развлекательных мероприятий, познавательных и поучительных"; "большему общению с учащимися вне школы"; "внеклассная работа с детьми"; "организовывать внешкольную работу"; "организовывать досуг детей".
Поддерживать связь с родителями, помогать им воспитывать детей5
"Больше контактов с родителями"; "быть посредником между школой и домом"; "взаимодействие с семьей ребенка"; "влиять на то, чтобы семья воспитывала дитя"; "общаться с родителями, чтоб контакт был"; "общение с семьей"; "помогать в воспитании детей родителям"; "работа с родителями".
Руководить жизнью класса, заниматься организаторской работой5
"Для организации детей"; "должен быть в курсе всех событий, что делается в классе"; "организовать мероприятия, собрания"; "контролировать ситуацию в классе"; "координатор в школе"; "организовывать жизнь класса"; "правильно организовать работу в классе".
Сплачивать коллектив учеников, заботиться об отношениях в классе4
"Должен заниматься созданием здоровой психологической обстановки в классе"; "должен заниматься созданием сплоченного коллектива"; "взаимоотношения в классе, чтобы класс был дружный"; "дружба среди детей в классе"; "общению между учениками"; "основное внимание он должен уделять предотвращению вражды между одноклассниками"; "помочь ребенку стать членом коллектива"; "чтобы класс был единым целым, чтобы была команда".
Заниматься патриотическим воспитанием1
"Воспитанием в духе патриотизма"; "воспитывать патриотические чувства у детей"; "воспитывать у детей патриотизм и делать это не навязчиво, а по уму"; "развивать патриотизм и любовь к Родине".
Заботится о здоровье детей, заниматься профилактикой наркомании и алкоголизма1
"Здоровью учеников"; "отвлекать детей от наркотиков"; "предупреждение от наркотиков и других вредных привычек"; "воспитании – тобы не пили, не курили".
Другое2
"На все понемножку"; "обустроить класс"; "своей работой"; "только на сборку денег"; "чтобы дети не свихнулись"; "что директор велит делать"; "что скажет, то и делают".
Затрудняюсь ответить, нет ответа25

Как Вы думаете, сегодня в российской школе нужны или не нужны классные руководители?

население в целом

те, у кого среди близких
родственников школьники…

 

…есть

…нет

Почему Вы считаете, что сегодня в российской школе нужны классные руководители? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что сегодня в российской школе нужны классные руководители, - 81% от числа опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Нужно контролировать детей, поддерживать порядок и дисциплину в классе 18
Общий контроль за детьми, поддержание порядка и дисциплины 17
"А кто будет смотреть за классом?"; "без дисциплины дети не могут, кто-то должен следить за детьми"; "больший контроль за детьми"; "всякая группа людей должна быть под присмотром"; "детей надо контролировать"; "дети сами по себе не могут быть, им нужен присмотр"; "дисциплину поддерживать в классе".
Контроль за успеваемостью и посещаемостью2
"Для контроля за посещаемостью и успеваемостью учащегося"; "классный руководитель нужен для контролирования посещаемости и учебных успехов детей"; "контроль за оценками"; "контроль за успеваемостью и знаниями"; "следить, чтоб лучше учились".
Нужно организовывать коллектив, руководить им, поддерживать благоприятную атмосферу в классе 16
"В классах у учеников между собой возникают конфликты и с учителями, их надо решать"; "для хорошего морального климата в классе"; "должен быть человек в классе, владеющий обстановкой, а не просто предметник"; "общественная жизнь класса должна быть организована"; "он сплачивает всех, душа класса"; "помогают лучше адаптироваться в коллективе"; "руководство классом, умение направить класс в нужном направлении учебы и в жизни в целом"; "чтобы дети могли общаться"; "чтобы сформировать коллектив".
Нужно воспитывать детей, прививать им культуру, мораль, чувство патриотизма, формировать их личность 12
"Развивать патриотические чувства у молодых"; "много агрессивных детей, и их надо перевоспитывать"; "прививать нравственность"; "струнка должна быть у человека, у ребенка, то есть нужно воспитывать характер"; "так как дети сейчас трудные и их надо воспитывать"; "учить людей доброте"; "формировать личность ребенка"; "чтобы воспитывать любовь к своей родине"; "чтобы правильно воспитывать подрастающее поколение"; "чтобы следить, как формируется отдельная личность"; "это самое главное звено в воспитании детей".
Нужно уделять внимание детям в классе, заботиться о них, оказывать им помощь и поддержку 11
"Больше заботы о детях"; "детьми заниматься"; "должен быть такой учитель, который относится к детям лучше, чем другие учителя"; "должны же дети к кому-то обращаться с вопросами, не к директору же идти"; "заботится о детях, решать их проблемы"; "чтобы дети знали, к кому обращаться"; "чтобы дети не были бесхозными"; "чтобы детям легче было в школе".
Нужно поддерживать связь между школой и родителями, частично выполнять функции родителей 9
"Это посредник между домом и школой"; "более тесный контакт с родителями"; "информировать родителей о проблемах их детей"; "потому что родителям нужно знать, от кого можно получить информацию об учебе и поведении ребенка в школе"; "родители могут обратиться с вопросом о своем ребенке к конкретному человеку"; "в какой-то мере большую часть дня они заменяют родителей"; "дети сейчас не получают достаточного внимания в семье"; "классный руководитель всегда был и есть как второй родитель, без него нельзя"; "многие родители недостаточно уделяют внимания своим детям, их учебе, это делает классный руководитель"; "так как большинству родителей некогда следить за учебой ребенка"; "это «школьная мама»".
Нужен человек, который отвечает за детей в классе, хорошо знает каждого ученика 7
"Администрации школы есть с кого спросить"; "ближе к ученикам, порой знает больше о ребенке, чем родители"; "будет знать о каждом ребенке все"; "за детей должен кто-то отвечать"; "кто-то должен отвечать за класс"; "кто-то должен постоянно видеть, что с ребенком происходит, не только родители"; "он лучше знает детей своего класса и знает все их запросы"; "следить за учениками, знать, кто чем дышит и как живется ему в семье".
Детям в классе нужен пример для подражания, наставник, старший товарищ 5
"Будет за старшего, с кого можно брать пример"; "дети должны к кому-то тянуться, брать пример"; "детям нужен взрослый наставник"; "класс нельзя оставить без наставника, он является примером для ребят"; "классный руководитель должен быть вожаком, лидером, его должны любить и уважать дети"; "когда он есть, дети к нему тянутся, привыкают"; "один близкий педагог, ему доверие и уважение"; "он авторитет для всего класса"; "старший товарищ, наставник".
Нужно организовывать учебный процесс в классе, помогать детям в учебе, помогать учителям-предметникам 3
"Детям тяжело, много задают, надо подсказать"; "контролировать работу учителей-предметников"; "он непосредственно отвечает за учебный процесс класса"; "они нужны для помощи в учебе"; "организация учебного процесса"; "у ребят в школе возникают проблемы с другими учителями, классный может помочь им"; "чтобы помочь учителям и ученикам"; "чтобы система образования работала лучше"; "чтобы ученики лучше учились"; "это поможет общению учителей и учеников".
Нужно организовывать досуг детей, различные внеучебные мероприятия 2
"Для того чтобы организовывать детский досуг"; "досуг школьников вне школы, посещение музеев, выставок, театров"; "классные руководители проводят школьные мероприятия"; "они должны вести общественную работу с детьми"; "они не только обучают учеников, но и помогают им в свободное время от школы культурно отдохнуть"; "организовывать какие-то мероприятия для детей"; "руководить внеклассной работой детей".
Классные руководители существуют давно, у меня был классный руководитель 1
"Всегда были, почему же не нужны?"; "еще в царское время были дамы – классные руководители, а сейчас и подавно нужно"; "как можно без них, они были всегда"; "когда мы учились, они были".
Другое 1
"В школе дети другие"; "дети проводят сейчас большее время в школе"; "дети целее будут"; "они должны смотреть за способностями детей. Родители, в силу своей любви, не могут реально оценить способности ребенка"; "пионерской, комсомольской организаций нет, поэтому он нужен"; "слишком сильно воздействие СМИ, нужно противодействие".
Затрудняюсь ответить, нет ответа 12


Почему Вы считаете, что сегодня в российской школе не нужны классные руководители? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что сегодня в российской школе не нужны классные руководители, - 1% от числа опрошенных.)

(все ответы)
"А кто за них работать будет?"; "а кто их слушает?"; "лишняя нагрузка на преподавателей"; "нужно менять систему школьного образования"; "нужны специалисты, которые будут заниматься только детьми, тогда толк будет"; "они не уделяют внимания ученикам"; "они ничего не делают, только грузят лишний раз учеников и родителей"; "плохо работают, не заинтересованы; вот раньше были учителя, а сейчас только за деньги"; "по нашей молодежи"; "потерян авторитет у сегодняшних школьников к классному руководителю"; "так как они не пользуются авторитетом у учеников"; "также родители или один из родителей справится"; "только деньги получают за классное руководство"; "устаревшая, умирающая функция"; "человек, который собирает деньги для класса"; "школа не нужна".

Как Вы думаете, кому в наибольшей степени полезно наличие классных руководителей - ученикам, родителям, учителям или администрации школы?

население в целом

те, у кого среди близких
родственников школьники…

 

…есть

…нет

Сегодня функции классного руководителя выполняют учителя, которые ведут учебные предметы. Что, по Вашему мнению, было бы лучше: если бы классными руководителями были учителя, ведущие учебные предметы (учителя-предметники), как это происходит сейчас, или если бы классное руководство вели специальные педагоги?

население в целом

те, у кого среди близких
родственников школьники…

 

…есть

…нет

По Вашему мнению, классный руководитель Вашего ребенка (внука, родственника) хорошо или плохо справляется со своими обязанностями? (Ответы заявивших, что у них есть дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе, - 42% от всех опрошенных.)


Приложение. Таблицы

Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 69 21 8 46 54 36 36 27 14 37 31 18 19 30 24 8 12 17 38 25 20 71
есть 42 43 39 41 41 43 42 45 38 39 40 45 43 46 39 41 36 33 41 44 47 45 43
нет 58 57 61 59 59 57 58 55 62 61 60 55 57 54 61 59 64 59 56 53 55; 57

* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".

** Здесь и далее - которые при ответе на вопрос "Как Вы думаете, Вы лично примете или не примете участие в выборах депутатов Государственной думы?" выбрали позиции "Совершенно точно приму участие в выборах", "Вероятнее всего приму участие в выборах", "Скорее приму, чем не приму участие в выборах".


У каждого школьного класса есть классный руководитель. Скажите, пожалуйста, Вы знаете или не знаете, в чем состоят обязанности классных руководителей в школе?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 69 21 8 46 54 36 36 27 14 37 31 18 19 30 24 8 12 17 38 25 20 71
знаю 68 70 66 63 65 71 79 70 52 48 68 71 79 65 63 72 71 74 69 67 65 81 70
не знаю 21 20 22 26 24 18 17 21 26 31 20 20 14 24 23 19 20 13 26 20 22 15 20
затрудняюсь ответить 11 10 12 12 11 11 5 10 22 21 11 9 7 12 14 9 9 13 5 12 14 4 10

По Вашему мнению, у сегодняшнего классного руководителя обязанностей слишком много, слишком мало или столько, сколько нужно?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 69 21 8 46 54 36 36 27 14 37 31 18 19 30 24 8 12 17 38 25 20 71
слишком много 24 25 20 19 20 27 27 24 20 13 20 29 32 26 24 23 19 28 29 23 20 26 26
столько, сколько нужно 32 33 35 25 34 31 41 33 20 30 35 31 32 30 29 34 26 36 32 32 33 41 32
слишком мало 6 6 5 13 6 6 7 7 4 3 6 7 8 6 3 8 9 6 6 6 6 10 7
затрудняюсь ответить 38 36 39 43 40 35 26 35 56 54 39 33 28 37 44 33 45 29 33 39 41 22 35

Как Вы думаете, сегодня в российской школе нужны или не нужны классные руководители?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 69 21 8 46 54 36 36 27 14 37 31 18 19 30 24 8 12 17 38 25 20 71
нужны 81 84 77 74 79 83 87 84 70 65 82 84 90 79 79 88 87 86 82 81 78 91 83
не нужны 1 1 0 4 1 1 1 2 0 1 1 1 2 0 1 1 5 1 2 1 0 2 1
затрудняюсь ответить 17 14 23 22 19 15 12 14 29 34 17 15 8 21 20 10 8 13 16 18 22 7 16

Как Вы думаете, кому в наибольшей степени полезно наличие классных руководителей - ученикам, родителям, учителям или администрации школы?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 69 21 8 46 54 36 36 27 14 37 31 18 19 30 24 8 12 17 38 25 20 71
ученикам 37 39 35 33 36 38 39 38 34 33 34 41 40 43 34 40 43 33 35 38 38 38 39
родителям 12 13 11 8 11 13 11 13 12 10 14 12 11 13 12 11 10 13 12 12 13 11 13
администрации школы 4 4 4 3 5 4 6 4 3 4 5 4 4 2 5 5 7 5 4 5 3 8 4
учителям 1 1 1 2 2 1 1 2 0 1 2 1 0 2 2 1 1 0 1 1 2 1 2
всем перечисленным 34 34 35 36 34 35 36 34 33 33 34 33 39 31 35 36 29 41 37 36 30 37 33
никому 1 0 0 2 1 0 0 1 0 1 0 1 1 1 0 1 2 0 0 1 1 0 0
другим 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
затрудняюсь ответить 10 8 12 15 12 8 7 8 17 18 10 8 5 8 12 7 8 8 12 8 13 5 9

Сегодня функции классного руководителя выполняют учителя, которые ведут учебные предметы. Что, по Вашему мнению, было бы лучше: если бы классными руководителями были учителя, ведущие учебные предметы (учителя-предметники), как это происходит сейчас, или если бы классное руководство вели специальные педагоги?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 69 21 8 46 54 36 36 27 14 37 31 18 19 30 24 8 12 17 38 25 20 71
учителя, ведущие учебные предметы 31 33 30 30 31 32 35 32 25 24 30 32 39 24 32 37 41 40 33 31 24 39 32
специальные педагоги 44 44 48 42 43 45 50 48 33 31 45 48 47 49 42 47 38 37 47 46 45 50 46
затрудняюсь ответить 24 24 22 28 26 23 15 20 42 45 25 20 14 27 26 16 21 23 20 23 31 10 22

По Вашему мнению, классный руководитель Вашего ребенка (внука, родственника) хорошо или плохо справляется со своими обязанностями? (Ответы заявивших, что у них есть дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе, - 42% от всех опрошенных.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 69 21 8 46 54 36 36 27 14 37 31 18 19 30 24 8 12 17 38 25 20 71
хорошо 26 27 23 25 26 27 26 31 20 23 25 29 26 30 26 25 19 24 25 28 27 23 28
плохо 3 3 2 6 2 4 4 4 1 1 4 4 4 5 2 3 7 2 3 3 4 7 3
затрудняюсь ответить 13 13 14 11 14 12 11 11 17 15 11 13 12 11 11 13 10 7 13 12 16 16 12