|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 декабря 2007 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Идея раздельного обучения в средней школе мальчиков и девочек большинству россиян не нравится. Лишь примерно десятая часть наших сограждан (9%) считают, что система, при которой мальчики учатся отдельно от девочек, имеет больше преимуществ, чем преобладающая сегодня система совместного обучения. Три четверти россиян (76%) убеждены в обратном: они полагают, что лучше, когда мальчики и девочки учатся вместе (15% не имеют определенного мнения на этот счет). Наличие/отсутствие у респондента детей или близких родственников школьного возраста на позицию по данному вопросу существенного влияния не оказывает.
Примерно в такой же пропорции разделись и мнения по поводу того, стоит ли в России увеличивать число школ с раздельным обучением: 72% высказались против этого, 11% – за, 17% затруднились с ответом. Чаще всего предложение развивать систему раздельного обучения поддерживают жители мегаполисов (18% среди них).
Большинство респондентов, имеющих детей, внуков или других близких родственников-школьников, хотели бы, чтобы их ребенок учился в классе, где есть и мальчики, и девочки (83% в данной группе, или 39% по выборке в целом), и только 11% (или 5% по выборке) предпочли бы для своего ребенка раздельное обучение.
Сторонников совместного обучения попросили пояснить их позицию (вопрос был задан в открытой форме).
Чаще всего эти респонденты говорили о том, что дети в таких классах приобретают необходимые навыки общения (30%), "…лучше познают друг друга" (9%). В результате дети лучше адаптируются к жизни ("жизнь так устроена – парами" – 5%), усваивают нормы общения с противоположным полом ("взаимопонимание полов развивается" – 12%). По мнению некоторых респондентов, неизбежная в условиях совместного обучения школьная первая любовь – это хорошо, и ее стоит только приветствовать ("стараются быть лучше друг перед другом"; "у девочек лучше проявляется женственность, а у мальчиков – качества мужчин" – 2%).
Наряду с темой взаимоотношения полов в ответах респондентов часто возникала тема положительного влияния совместного обучения на учебный процесс. Нередко звучала мысль, что в совместной школе дети "быстрее развиваются" и что это "дает стимул к хорошей учебе" (7%). Кто-то полагает, что ведущая роль здесь принадлежит девочкам: "девочки дисциплинируют мальчиков"; "девочки лучше учатся, мальчики тянутся за ними"; "девочки поумней, они подсказывают мальчикам" (1%). По мнению 4% респондентов, вместе учиться "веселее, интереснее"; столько же участников опроса просто не представляют себе, как может быть иначе ("всегда так было"; "и мы учились вместе"; "не знаю, так привычнее" – 4%). Заметим, что подавляющее большинство опрошенных (96%) сами учились в школах совместного обучения.
Сторонники раздельного обучения, мотивируя свою позицию (им также задавался соответствующий открытый вопрос), чаще всего говорили, что при таком обучении дети будут меньше смотреть друг на друга и "больше времени… уделять учебе" (5%). Некоторые (3%) полагают, что в этом случае в школе будет "более строгая дисциплина", "больше порядка…", "меньше конфликтов", "меньше шума". Еще один аргумент в пользу раздельного обучения – возможность профильного обучения, отвечающего возможностям и наклонностям мальчиков и девочек: "для мальчиков можно вводить предметы подготовки к армии, а девочкам – больше уроков шитья, вязания, кулинарии" (4%). Были и те, кто обращал внимание на воспитательные аспекты. Так, по мнению 4% респондентов, мальчиков и девочек следует не только учить, но и воспитывать по-разному; при раздельном обучении, говорили они, "можно обратить больше внимания на воспитание женских качеств или, наоборот, мужских" и т. п. На взгляд некоторых, мальчики и девочки, не находясь в постоянном контакте, "лучше будут относиться друг к другу" (2%), будут расти "в большей целомудренности" (3%).
Ирина Шмерлина
Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?
Как Вы считаете, у какой системы обучения больше достоинств - у совместной или у раздельной?
население в целом |
дети, учащиеся в школе… |
Как Вы думаете, нужно или не нужно сегодня увеличивать число школ с раздельным обучением мальчиков и девочек?
население в целом |
дети, учащиеся в школе… |
Скажите, пожалуйста, Вы бы хотели, чтобы Ваш ребенок учился в школе с раздельным или совместным обучением мальчиков и девочек? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе, - 47% от всех опрошенных.)
Скажите, пожалуйста, Вы учились в школе по совместной, по раздельной или и по совместной, и по раздельной системе обучения мальчиков и девочек?
До середины 1950-х годов в России мальчики учились отдельно от девочек. Сегодня в России в большинстве общеобразовательных средних школ мальчики и девочки учатся вместе. Поговорим о достоинствах первой и второй систем обучения. Как Вы считаете, в чем состоят основные достоинства совместного обучения мальчиков и девочек? (Открытый вопрос.)
(в % от числа опрошенных) | У детей расширяются возможности общения, развивается коммуникабельность, мальчики и девочки перестают стесняться друг друга | 30 | "Более контактные"; "больше навыков общения"; "больше взаимоотношений друг с другом"; "взаимное общение, обмен эмоциями"; "вместе учатся, вместе общаются между собой"; "дети общаются в едином коллективе"; "друг с другом общаются"; "более раскрепощены"; "не стесняются друг друга"; "они не дичатся друг друга"; "у детей меньше комплексов по отношению друг к другу"; "учатся не бояться противоположного пола". | | Прививаются культура общения, уважительные отношения между мальчиками и девочками | 12 | "Адекватные отношения разных полов"; "взаимопонимание полов развивается"; "взаимоуважение"; "воспитание отношений друг к другу"; "дети общаются на равных"; "еще в детстве учатся уважать друг друга"; "класс более сдержанный, культурный, дисциплина"; "нормальные взаимоотношения полов, уважительное отношение к девочкам". | | Мальчики и девочки лучше узнают друг друга, учатся дружить друг с другом | 9 | "Больше друг о друге знают"; "девочки и мальчики лучше познают друг друга"; "дети дружнее, больше взаимопонимания"; "дети приучаются лучше понимать друг друга"; "должны же мальчики что-то знать про девочек, а девочки – про мальчиков"; "дружба развивается"; "они лучше привыкают, лучше познают противоположный пол". | | Это дает возможности для более разностороннего, гармоничного развития | 7 | "Быстрее развиваются"; "вместе растут, гармонично развиваются"; "всестороннее развитие"; "дает стимул к хорошей учебе"; "для развития лучше"; "дополняют друг друга"; "друг другу помогают в учебе"; "иначе негармоничное развитие". | | Дети лучше адаптируются к жизни | 5 | "В жизни мужчины и женщины живут вместе, а где им учиться, как не в школе?"; "в обычной жизни мы живем все вместе"; "жизнь так устроена, парами"; "легче потом вливаться в коллектив"; "лучшая адаптация в дальнейшем"; "потом в коллективе проще работать этим выросшим детям". | | Совместное обучение лучше, так привычнее | 4 | "В этом нет ничего плохого"; "всегда так было"; "и мы учились вместе"; "не знаю, так привычнее"; "нет вреда"; "нет, так проще"; "ничего плохого в этом нет"; "привыкли все"; "совместное обучение – хорошо". | | Вместе интереснее, веселее | 4 | "Веселее, интереснее"; "вместе лучше, веселей"; "интересней общаться"; "общий круг интересов воспитывается"; "разнополым детям интереснее"; "расширяется круг интересов". | | У детей появляется интерес к противоположному полу, возникает первая любовь | 2 | "Возникает первая любовь, мальчики могут дергать девочек за косички"; "демографическая ситуация повышается"; "первая любовь наступает в школе"; "стараются хорошо выглядеть, понравиться друг другу"; "стараются быть лучше друг перед другом"; "у девочек лучше проявляется женственность, а у мальчиков – качества мужчин". | | Девочки могут помочь мальчикам, мальчики тянутся за ними | 1 | "Девочки дисциплинируют мальчиков"; "девочки лучше учатся, мальчики тянутся за ними"; "девочки поумней, они подсказывают мальчикам"; "девочки умнее и мальчикам помогают"; "сейчас даже армия состоит из мужчин и женщин, девочки положительно влияют на мальчишек"; "у девочек списывать можно". | | Другое | <1 | "Больше альтернатив у обоих полов"; "все равны"; "равноправное воспитание". | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 35 |
Как Вы считаете, в чем состоят основные достоинства раздельного обучения мальчиков и девочек? (Открытый вопрос.)
(в % от числа опрошенных) | Больше внимания к учебе, дети будут меньше отвлекаться друг на друга | 5 | "Более углубленное изучение предметов"; "больше внимания на учебу, девочки не будут отвлекать от учебы"; "больше времени будут уделять учебе"; "девочки и мальчики не смотрят друг на друга, а только учатся"; "мальчики не будут отвлекаться на девочек"; "меньше будут отвлекаться, больше склоняться к учебе". | | Больше возможностей для разного подхода к воспитанию мальчиков и девочек | 4 | "Возможно более строгое воспитание девочек"; "девочек воспитывать лучше и мальчиков – как мужчин"; "к мальчикам – мужской подход"; "мальчиков нужно воспитывать по другой системе"; "можно обратить больше внимания на воспитание женских качеств или, наоборот, мужских". | | Больше возможностей преподавать специальные предметы для мальчиков и для девочек | 4 | "Больше специального образования, для мальчиков – физкультуры, трудовых навыков, для девочек – домоводство, как вести хозяйство"; "девочек можно учить чисто женским предметам, а мальчиков должны тогда обучать мужчины"; "для военных специальностей, для чисто мужских профессий"; "для мальчиков можно вводить предметы подготовки к армии, а девочкам – больше уроков шитья, вязания, кулинарии"; "другие предметы, отдельно для мальчиков – более мужские, девочкам – домашнее хозяйство". | | Больше порядка, дисциплины | 3 | "Более строгая дисциплина"; "больше порядка в школах"; "меньше будут негативно друг на друга влиять"; "меньше конфликтов"; "меньше шума". | | Больше нравственности, целомудренности, скромности, меньше разврата | 3 | "Более чистые мысли"; "в большей целомудренности"; "в нравственном плане"; "меньше внимания сексу"; "меньше любви"; "меньше соблазна"; "нет разврата"; "меньше распущенности"; "нет такой распущенности"; "скромнее будут". | | Развиваются более уважительные отношения между мальчиками и девочками | 2 | "Более уважают девочек"; "больше уважения между мальчиками и девочками"; "возможно, будут относиться более уважительно к другому полу"; "лучше будут относиться друг к другу"; "мальчики будут относиться к девочкам как к дамам"; "уважать будут больше девочек мальчишки". | | Другое | 1 | "В классе будет меньше народу, было, допустим 20, а будет 12"; "из-за различной физиологии"; "кому не позволяет религия обучаться совместно"; "меньше стесняться будут"; "незакомплексованность". | | Раздельное обучение – это неправильно, в этом нет ничего хорошего | 10 | "Достоинств не вижу"; "думаю, это ни к чему"; "не вижу необходимости в этом"; "недопустимо"; "нет преимуществ"; "это искусственно"; "я против". | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 69 |
Приложение. Таблицы
Примерно до 1950-х годов в России мальчики учились отдельно от девочек. Сегодня в России в большинстве общеобразовательных средних школ мальчики и девочки учатся вместе. Поговорим о достоинствах первой и второй систем обучения.
Как Вы считаете, у какой системы обучения больше достоинств - у совместной или у раздельной?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
73 |
18 |
6 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
12 |
36 |
33 |
19 |
17 |
28 |
27 |
8 |
13 |
17 |
37 |
26 |
20 |
у совместной |
76 |
76 |
76 |
71 |
77 |
75 |
78 |
80 |
67 |
65 |
76 |
78 |
78 |
76 |
72 |
76 |
76 |
72 |
74 |
77 |
76 |
78 |
у раздельной |
9 |
9 |
9 |
9 |
8 |
10 |
10 |
7 |
11 |
9 |
7 |
9 |
11 |
7 |
11 |
10 |
9 |
11 |
11 |
8 |
7 |
12 |
затрудняюсь ответить |
15 |
15 |
15 |
20 |
15 |
16 |
12 |
13 |
22 |
26 |
17 |
13 |
10 |
17 |
17 |
14 |
14 |
16 |
14 |
15 |
17 |
10 |
* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".
Как Вы думаете, нужно или не нужно сегодня увеличивать число школ с раздельным обучением мальчиков и девочек?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
73 |
18 |
6 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
12 |
36 |
33 |
19 |
17 |
28 |
27 |
8 |
13 |
17 |
37 |
26 |
20 |
нужно |
11 |
11 |
12 |
12 |
9 |
12 |
11 |
10 |
12 |
9 |
10 |
10 |
14 |
11 |
12 |
12 |
10 |
18 |
13 |
9 |
8 |
14 |
не нужно |
72 |
72 |
76 |
70 |
74 |
71 |
76 |
75 |
63 |
62 |
72 |
75 |
74 |
71 |
69 |
75 |
74 |
69 |
73 |
73 |
73 |
74 |
затрудняюсь ответить |
17 |
18 |
13 |
18 |
17 |
17 |
12 |
15 |
25 |
29 |
18 |
14 |
12 |
18 |
18 |
13 |
16 |
14 |
14 |
18 |
19 |
12 |
Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
73 |
18 |
6 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
12 |
36 |
33 |
19 |
17 |
28 |
27 |
8 |
13 |
17 |
37 |
26 |
20 |
есть |
47 |
48 |
46 |
43 |
43 |
51 |
41 |
51 |
51 |
47 |
45 |
51 |
45 |
60 |
48 |
45 |
45 |
40 |
51 |
44 |
55 |
37 |
нет |
52 |
51 |
54 |
57 |
56 |
48 |
59 |
48 |
48 |
53 |
55 |
48 |
54 |
39 |
52 |
55 |
52 |
60 |
49 |
55 |
45 |
62 |
затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Скажите, пожалуйста, Вы бы хотели, чтобы Ваш ребенок учился в школе с раздельным или совместным обучением мальчиков и девочек? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе, - 47% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
73 |
18 |
6 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
12 |
36 |
33 |
19 |
17 |
28 |
27 |
8 |
13 |
17 |
37 |
26 |
20 |
с совместным |
39 |
40 |
36 |
37 |
37 |
41 |
35 |
43 |
39 |
36 |
38 |
43 |
37 |
51 |
38 |
38 |
37 |
32 |
42 |
36 |
47 |
29 |
с раздельным |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
6 |
5 |
4 |
6 |
5 |
4 |
4 |
6 |
4 |
6 |
5 |
7 |
5 |
8 |
3 |
4 |
7 |
затрудняюсь ответить |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
2 |
3 |
6 |
6 |
3 |
4 |
2 |
4 |
5 |
2 |
1 |
4 |
1 |
5 |
4 |
2 |
Скажите, пожалуйста, Вы учились в школе по совместной, по раздельной или и по совместной, и по раздельной системе обучения мальчиков и девочек?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
73 |
18 |
6 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
12 |
36 |
33 |
19 |
17 |
28 |
27 |
8 |
13 |
17 |
37 |
26 |
20 |
я не учился(-ась) в школе |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
по совместной |
96 |
97 |
95 |
95 |
97 |
96 |
99 |
98 |
90 |
94 |
97 |
96 |
97 |
98 |
94 |
97 |
94 |
95 |
97 |
97 |
96 |
98 |
по раздельной |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
и по совместной, и по раздельной |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
5 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
|
|
|
|