Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/edu_edu/secondary_education/dd033331




Модернизация системы школьного образования

21.08.2003 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Модернизация школы: движение к единоначалию или демократии?
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Модернизация школы: движение к единоначалию или демократии?


Около двух лет назад российским правительством была одобрена предложенная Министерством образования 'Концепция модернизации российского образования'. Каковы сегодня представления рядовых граждан о предлагаемых изменениях в системе школьного образования?

Более половины опрошенных россиян (53%) ничего не слышали об этой концепции. Среди сельских жителей доля неосведомленных достигает 62%. Обращает на себя внимание один примечательный факт: уровень осведомленности о планах модернизации слабо зависит от того, есть ли у респондента близкие родственники, обучающиеся в школе.

Вопрос: 'Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что Министерство образования разработало 'Концепцию модернизации системы школьного образования в России'?'

  Все

Близкие родственники, учащиеся в школе...

есть

нет

Доли групп, % 100 59 41

Знаю

13

16

8

Что-то слышал(-а)

29

30

28

Слышу впервые

53

50

58

Затрудняюсь ответить

5

4

6



На открытый вопрос, как респонденты понимают выражение 'модернизация системы образования' взялись отвечать только 30% участников опроса, причем в половине высказываний (14% от общего числа опрошенных), по сути, трактуется само слово 'модернизация':
  • 'Введение новшеств по образованию'; 'какие-то нововведения'; 'более современный вид придать'; 'совершенствование системы'; 'улучшение качества образования'; 'улучшение в системе образования' (открытый вопрос).
В других суждениях раскрываются представления респондентов о содержании предлагаемых реформ. 4% участников опроса говорили об изменениях в школьной программе и методике обучения:
  • 'В корне будет меняться метод преподавания'; 'по-новому обучать детей – подход изменяется'; 'добавились новые предметы'; 'какое-то изменение в школьной программе'; 'новая программа' (открытый вопрос).
Еще 3% опрошенных сводят суть модернизации системы образования к введению единого государственного экзамена:
  • 'Введение единого экзамена'; 'единый экзамен в школе'; 'единый экзамен по всей России – что ж такое?!' (открытый вопрос).
Кроме того, упоминалась идея 12-летнего обучения (3%) и планы по компьютеризации школ, по обновлению их материально-технической базы (2%):
  • '12 лет будут учить'; '12 лет дети будут учиться'; 'будет 12-летнее образование' (открытый вопрос).


  • 'Чтобы было оснащение современной мебелью, техническое и материальное оснащение учебного процесса, наглядные пособия'; 'компьютеризация, обновление пособий, оборудования'; 'усовершенствование техническое – компьютеры, новые учебники, пособия' (открытый вопрос).
Таким образом, можно сказать, что уровень осведомленности общества о самом существовании концепции модернизации образования и о ее сути сравнительно невысок. Однако о некоторых направлениях и приоритетах этой концепции респонденты наслышаны: прежде всего это изменение программы обучения, введение ЕГЭ и повышении технической оснащенности школ.

Материалы дискуссионных фокус-групп позволяют составить представление о том, какие недостатки в современной системе видят респонденты, что именно следует, по их мнению, 'модернизировать' в первую очередь. Здесь на первый план выходят требования к школьной программе – порой взаимоисключающие:
  • '1-й участник: У нас нет единой системы образования во всей стране, единой по каждому предмету – обобщенная универсальная система. Если данная <школа> хочет, так сказать, факультативно что-то ввести – ради бога.
2-я участница: Сейчас даже нет в школах единой программы – в каждой школе своя программа. Не как раньше у нас было. Сейчас покупаешь в одном классе учебники такого-то автора, в другой школе – учебники другого автора' (ДФГ, Москва).
  • 'Участница ДФГ: Хуже стало: учебников стало столько и авторов, что один класс – по одной программе идет, другой класс – по другой. Это, конечно, безобразие, потому что базовые знания – они должны быть у всех одинаковые. Вот дальше уже специализация по интересам – это другой вопрос.
Модератор: А вот вообще, на Ваш взгляд, что нужно модернизировать в системе школьного образования? И нужно ли что-то в этой системе модернизировать?

Участница ДФГ: Мне кажется, что если человек имеет, допустим, математический склад ума или гуманитарный, то не стоит насиловать этого ребенка, заставлять, т. е. все равно толку никакого не будет' (ДФГ, Воронеж).

Наряду с этими предложениями звучат также пожелания значительно повысить зарплату педагогам и опять же – совершенствовать материально-техническую базу обучения:
  • 'Модератор: Да, а вот что надо модернизировать в системе школьного образования?
1-й участник: Ну сначала можно кадры изменить.

2-й участник: Повысить зарплату.

3-я участница: Финансирование, конечно – втройне повысить зарплату, если не вчетверне. <...>

4-я участница: И, наверное, самое главное – это материальное обеспечение. То есть вот компьютеры – база должна быть обязательно. И тогда мы можем, ну допустим, в седьмом классе начать изучение, может, раньше. Это будет толчок и стремление уже получить образование, выйти и правильно развиться' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • '1-я участница: Ну что-то, чтобы учитель <был> заинтересован, наверное, чтобы его класс лучше учился... <...> И статус повысить учителя, чтобы он чувствовал себя по-человечески.
2-й участник: Да, престиж у них низкий.

Модератор: Ну а как их повысить?

2-й участник: Зарплатой, как же.

3-й участник: Да, зарплатой.

2-й участник: Вся свобода – в зарплате' (ДФГ, Воронеж).

Одной из задач, содержащихся в 'Концепции...', является создание при школах общественных (попечительских) советов, которые наравне с директорами принимали бы участие в управлении школой. Как показал опрос, об этом мало кому известно: 75% опрошенных заявили, что никогда не слышали о таком нововведении. Вместе с тем, более половины опрошенных поддерживают идею создания общественных советов, и лишь 14% считают, что ни к чему хорошему это не приведет. Следует заметить, что чаще других против этой идеи выступают представители наиболее ресурсных групп: респонденты с высшим образованием (среди них доля противников общественных советов составляет 28%), жители мегаполисов (22% против) и респонденты с высокими доходами (21% против).

Материалы фокус-групп позволяют увидеть, что респонденты часто связывают идею общественных советов с известными им реалиями прошлого – родительскими комитетами (где-то существующими и поныне).
  • 'Модератор: А вот о таком вот введении планов Министерства – создать при школах общественные советы <вы слышали>?
1-й участник: Да, они и раньше были, по-моему.

2-я участница: Да, это родительские советы' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • '1-й участник: Это как раньше – родительский комитет.
2-й участник: Ну это что-то да, типа расширенного... <...> Как бы общественный совет вот этот – тот же расширенный родительский комитет, у которого пока неизвестно какие права, и уж не говоря об обязанностях' (ДФГ, Москва).
  • 'Общественный совет из учеников и родителей – есть такие. Другое дело, что в наших школах все мечтают о попечительских советах, куда входили бы папы богатых детей и помогали. А так – общественные советы по многим школам города Воронежа есть' (ДФГ, Воронеж).
Учитывая сказанное, не стоит удивляться тому, что в рейтинге желательных участников общественных советов первое место занимают родители. За их включение в состав совета высказывается 58% опрошенных. Заметно меньше – 41% респондентов – полагают, что в состав общественного совета должны входить учителя, и 31% выступают за включение туда учеников. Значительно меньшая доля опрошенных – не более одной пятой – считают нужным привлекать к управлению школой тех, кто напрямую с ней не связан: представителей местных органов законодательной и исполнительной власти (14% и 17% соответственно), а также потенциальных спонсоров-бизнесменов (20%).

Участниками фокус-групп высказывались и частные пожелания относительно состава общественных советов: здесь упоминались работники правоохранительных структур, главы крупных предприятий и даже служители церкви:
  • 'Входить должны были руководители предприятий, которые имеют, обладают финансовыми крупными ресурсами: строители и так далее. Они могут только помочь, а что же уборщица или дворник в совете сделает? Что он принесет? А вот те – они там тоже общественные деньги предприятия...' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Представитель комнаты милиции в обязательном порядке, потому что сейчас очень большой процент наркоманов и пьяниц' (ДФГ, Москва).


  • 'Участник ДФГ: Священника не помешало бы.
Модератор: Православного?

Участник ДФГ: Да неважно, смотря с кем договорятся' (ДФГ, Москва).

Обращает на себя внимание, что 3% участников массового опроса высказались против включения в состав советов при школах родителей учащихся, однако в ходе дискуссий на фокус-группах респонденты указывали на ряд возможных недостатков этой идеи – например, возможное безразличие родителей или их неблагоприятное влияние на учебный процесс:
  • 'Модератор: А как вы думаете, сама по себе это хорошая идея или не очень?
1-й участник: Да ничего в этом хорошего нет...

Модератор: Почему?

1-й участник: Во-первых, не каждый пойдет на это дело из родителей даже – ну они занятые, затюканные своими делами, понимаете? Когда им этим делом заниматься? Там отдай сколько просят – и все.

2-я участница: Чтобы отстали' (ДФГ, Москва).
  • 'Мне кажется, что проверка может исходить откуда-нибудь выше, из Министерства образования, еще какого-то органа, а вот мы, родители, мы не дадим этой школе работать' (ДФГ, Санкт-Петербург).
В вопросе о возможных функциях общественных советов мнения участников дискуссионных фокус-групп разделились. Одни полагают, что советам не следует предоставлять право решающего голоса ни по одной из актуальных проблем школы из-за их низкой компетентности:
  • 'Модератор: Скажите мне, пожалуйста, может этот совет решить, скажем, по каким учебникам детям учиться в школе?
1-я участница: Нет.

2-й участник: Нет.

3-й участник: Если даже они решат, то это ничего не даст, не изменит, там есть своя полиграфическая...' (ДФГ, Москва).
  • 'Модератор: А вот такой совет может решать, кому работать в школе, кому не работать?
1-й участник: Нет.

2-я участница: Вы знаете, может, конечно, отчасти. То есть если какой-то педагог, даже имея педагогическое образование, явно не подходит по каким-то резким причинам, для того чтобы работать: по моральным, да мало ли по каким... То есть я считаю, что вправе потребовать вот такой...

3-й участник: Ну это же прерогатива директора школы' (ДФГ, Москва).
  • 'Модератор: А если эти советы, если решение этого совета будет обязательным для исполнения директором?
1-й участник: Так не должно быть.

Модератор: Почему? Почему не должно быть?

1-й участник: Потому что они неспециалисты.

2-й участник: Потому что практики должны решать' (ДФГ, Москва).

Участники другой фокус-группы в большинстве своем выступали за предоставление общественным советам определенных полномочий, настаивая, однако, при этом на формально независимом положении советов, на наделении их скорее контрольными функциями:
  • 'Модератор: А какие <проблемы советы> должны решать, вот если <их> создавать?
1-я участница: Ремонт, приобретение, наверное, подбор кадров.

2-й участник: Наверное, даже решать качество образования для школьников, конкретных предметов, как все это дается, надо ли их детям именно это' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Лучше проводить аудит образования. То есть родители дают заявку в комитет, чтобы он полностью проверил школу, то, что там происходит. А если он будет при школе, то все это опять-таки это будет... то есть ничего не изменит. То есть, ну, независимые должны быть вещи. И они не смогут так независимо вмешиваться' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Говоря о потенциальных участниках общественных советов, респонденты единодушно высказываются за разграничение 'сфер влияния', оставляя учебную часть вне зоны полномочий членов совета:
  • 'Модератор: Люди, оказывающие школе материальную помощь, спонсоры школы – должны они входить в совет или нет?
1-й участник: Ну, они заинтересованные.

2-я участница: Они должны помогать в хозяйственных делах, но не в учебных.

1-й участник: То есть спонсор – он вложил свои деньги, он получил за это свои привилегии... На этом месте иссякает все' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Участница ДФГ: Ну я считаю, в такой совет хорошо бы, если входили психологи и люди, которые, вот, умеют организовывать какие-то мероприятия в школе. А функции – ну мне кажется, вот это повлияет на ученика как-то, может вызвать у него интерес к учебе, или на трудных учеников. Вот. И вообще организовать школьную жизнь – так, чтобы она была интересной, чтобы дети стремились в школу, чтобы для них это было очень интересно.
Модератор: А функции директора тогда в этом случае каковы?

Участница ДФГ: А функции директора – это управление' (ДФГ, Воронеж).

Определенная доля респондентов крайне скептически относятся к идее общественных советов, полагая, что их существование в структуре школы избыточно. Обратим внимание, что авторы выделенных нами реплик имеют непосредственно отношение к средней школе.
  • 'Я думаю, что нужно работать, а не создавать еще новые и новые общественные советы' (работник сферы образования, 46 лет; ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Испытывают уважение к директору: вот как-то директор школы – это сразу звучит, а если еще есть совет, который наравне с директором, это уже какую-то путаницу вызывает' (ДФГ, Воронеж).


  • '1-й участник: Да никого там не должно быть. Вообще они ни к чему.
2-й участник (учитель, 24 года): Вообще эти советы не нужны, по идее.

1-я участница: Бюрократия.

3-й участник: Криминальных лиц – они сейчас быстро проберутся' (ДФГ, Воронеж).

Таким образом, мы видим, что респонденты не выступают против привлечения к управлению школой 'дополнительных сил'. Однако они говорят о необходимости прежде всего финансовой поддержки школ, в большинстве своем возражая при этом против участия сторонних персон в учебном процессе. Скепсис участников дискуссий имеет в своей основе как имманентную боязнь новизны:
  • 'Но у нас как всегда перекосы. Не дай Бог, еще какой-нибудь совет нагородят, а потом не будут знать, как этот совет прикрыть' (ДФГ, Воронеж),
так и представление о 'священности' учебного процесса в школе, табуированности вмешательства в него 'непосвященных'.

Однако общее недовольство положением дел в средней школе побуждает респондентов хотя бы на первом этапе с одобрением относиться к предлагаемым инициативам, в частности – к инициативе создания общественных советов.


 
2.Графики и открытые вопросы
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАЛО 'КОНЦЕПЦИЮ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'?
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАНИРУЕТ СОЗДАТЬ ПРИ ШКОЛАХ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ ШКОЛОЙ НАРАВНЕ С ДИРЕКТОРОМ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, БУДЕТ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЕСЛИ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ, КРОМЕ ДИРЕКТОРА, БУДЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ?
ЕСЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ШКОЛАХ БУДУТ СОЗДАНЫ, ТО КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В ИХ СОСТАВ? (Карточка, любое число ответов.)


А КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ НЕ ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В СОСТАВ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ШКОЛАХ? (Карточка, любое число ответов.)
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫРАЖЕНИЕ 'МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'?




(в % от числа опрошенных по России)

Обновление системы школьного образования в целом

14

Нововведения в системе образования

8

  • 'Введение новшеств по образованию'; 'изменение всей системы образования'; 'изменение, введение нового'; 'какие-то нововведения'; 'более современный вид придать'; 'в корне надо все менять'; 'много чего нового хотят ввести'; 'обновление системы школьного образования'; 'перестройка системы школьного образования'; 'революция в школьном образовании'; 'реформа школьного образования'.

Улучшение системы образования

6

  • 'Более просто и эффективно'; 'повышение уровня знаний'; 'поднять на высший уровень образование'; 'с целью улучшения образования'; 'совершенствование системы'; 'улучшение качества образования'; 'улучшение в системе образования'; 'улучшение знаний у ребенка'; 'усовершенствование'.

Изменение системы преподавания в школе

4

Усовершенствование методов обучения

2

  • 'В корне будет меняться метод преподавания'; 'внедрение новых технологий в школе'; 'другой процесс обучения – уроки больше основаны на общении'; 'изменения в методах преподавания'; 'наиболее усовершенствованный метод обучения'; 'по-новому обучать детей – подход изменяется'; 'программа по выработке новых качественных методов в системе образования'.

Изменение школьной программы

2

  • 'Введение новых программ обучения'; 'добавились новые предметы'; 'какое-то изменение в школьной программе'; 'новая программа'; 'упор в образовании на необходимое в жизни получение специальных знаний по выбору ребенка или родителя'; 'упростить программу'.

Изменение школьного регламента и распределения нагрузок на учащихся

1

  • 'Детей собираются держать до 6 часов вечера, два часа гулять, увеличение срока образования'; 'облегчить образование'; 'облегчить труд учащихся'; 'усложнение'; 'ученики будут в школе весь день'; 'учиться, быть целый день в школе, там же делать уроки'; 'чтобы у детей был нормальный школьный день, чтобы высыпались утром'.

Изменение периода обучения в школе

3

Введение 12-летнего обучения

3

  • '12 классов'; '12 лет будут учить'; '12 лет дети будут учиться'; 'будет 12-летнее образование'; 'изменили срок обучения'; 'новая программа 12-летнего образования'; 'перевод на 12-летние обучение'; 'хотят сделать 12 классов'.

Изменение возрастных стандартов и сроков обучения в начальной школе

1

  • 'В школу с 6 лет'; 'идти обучаться с 7 лет'; 'начальная школа будет 4 класса'; 'переорганизация начальной школы'; 'поступление в школу с 6 лет'; 'то проходили 4 класса за 3 года, а теперь 4 класса за 4 года'; 'чтоб дети позже шли в школу'; 'чтобы в детском саду был первый класс'.

Введение ЕГЭ

3

  • 'Введение единого выпускного экзамена'; 'введение единого экзамена'; 'единый экзамен в школе'; 'единый экзамен по всей России – что ж такое?!'; 'общие экзамены'; 'один общий экзамен'; 'отменить экзамены в институт'; 'система «школа-институт»'.

Изменение финансовых условий получения школьного образования

2

Платное обучение

2

  • 'Будет все за деньги'; 'будет платное обучение'; 'вырвать деньги из родителей под красивой формулировкой'; 'заложена идея перехода на платное образование'; 'и школа теперь будет платная'; 'образование делают платным'; 'переведут на плату – ничего хорошего не будет для бедных'; 'перевод на платную основу'; 'полное платное образование'; 'хуже для народа будет – платно все хотят сделать'.

Бесплатное обучение

1

  • 'Бесплатность'; 'образование должно быть бесплатным, доступным для всех'; 'по таланту получить образование, а не по деньгам'; 'путь к бесплатному образованию'; 'чтобы детям все бесплатно было'.

Общее отрицательное отношение к реформам в системе школьного образования

2

  • 'Глупо'; 'ее менять не нужно – наша система старая, хорошая, наше образование всегда ценилось за рубежом'; 'завалят старую систему образования'; 'изменения не нужны'; 'нового не придумают'; 'очередная кормушка для чиновников'; 'разрушение системы образования'; 'раньше давали лучшее образование'; 'словоблудие'; 'ухудшение обучения'; 'эксперименты новые ничего хорошего не принесут'; 'я его не понимаю, ничего не нахожу в этом преобразовании хорошего'; 'я категорически против'.

Улучшение материально-технической базы школ

2

  • 'В компьютерах в школе'; 'компьютеризация, обновление пособий, оборудования'; 'модернизируют технику'; 'новые книги ввели'; 'усовершенствование техническое – компьютеры, новые учебники, пособия'; 'чтобы было оснащение современной мебелью, техническое и материальное оснащение учебного процесса, наглядные пособия'; 'это замена устаревшей мебели, оснащение современными партами по возрасту, современными наглядными пособиями и учебными материалами. компьютеризация'.

Повышение квалификации учителей, повышение оплаты их труда

1

  • 'Повысить квалификацию учителей'; 'отношение к учителям – их материально обеспечат'; 'разрешение больше зарабатывать учителям'; 'повышение окладов хотя бы до 10 000 рублей'; 'повышение уровня квалификации учителей'.

Другое

1

  • 'Новая школьная форма'; '...повышение роли спорта'; 'вместо оценок будут звездочки, флажки'; 'готовить детей к духовной жизни'; 'дети не смогут никуда поступить'; 'изменения – перелизываем систему образования с Запада...'; 'повысить статус школ с точки зрения престижности образования, улучшение качества обучения'; 'слияние мелких учебных заведений в крупные'; 'в результате усилится расслоение общества'; 'дети уже взрослые – меня проблема не волнует'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

70

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 августа 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов
ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАЛО 'КОНЦЕПЦИЮ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'?
ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАНИРУЕТ СОЗДАТЬ ПРИ ШКОЛАХ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ ШКОЛОЙ НАРАВНЕ С ДИРЕКТОРОМ?
ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, БУДЕТ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЕСЛИ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ КРОМЕ ДИРЕКТОРА БУДЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ?
ВОПРОС: ЕСЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ШКОЛАХ БУДУТ СОЗДАНЫ, ТО КТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В ИХ СОСТАВ? (СПИСОК ВАРИАНТОВ, ЛЮБОЕ ЧИСЛО ОТВЕТОВ.)
Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 12-14 августа 2003 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАЛО 'КОНЦЕПЦИЮ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002219204412273139475332293918353412293921121838262611132461551004357302644
знаю 131610191411161491214121214481628810211361881514111117920171419161915
что-то слышал(-а)293222372922332827292932342493233392928342834282635282526273023423943344147
слышу сейчас впервые 5345644352634752595453535056775547305956415753496247515658535852384235463733
затрудняюсь ответить 574255365553461043356326543786335453434



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАНИРУЕТ СОЗДАТЬ ПРИ ШКОЛАХ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ ШКОЛОЙ НАРАВНЕ С ДИРЕКТОРОМ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002219204412273139475332293918353412293921121838262611132461551004357302644
знаю 5541055664463762281145762735753106;41081261611
что-то слышал(-а)141715141415161215161315151371516191315161620111321101411121412181918162019
слышу сейчас впервые 7574757276767477757576787573807972677973737474767770757282747681687066756266
затрудняюсь ответить 546454456553481144237443574994444343325



КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, БУДЕТ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЕСЛИ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ, КРОМЕ ДИРЕКТОРА, БУДЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002219204412273139475332293918353412293921121838262611132461551004357302644
лучше 5159475953505451484754575344385654445253494258514754394750555065535055575649
хуже 1410161612151614141613141613710172811122122141591423141311137202219172221
затрудняюсь ответить 3531372535353035383734293143553329283735303628344332383937343627262825262130



ЕСЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ШКОЛАХ БУДУТ СОЗДАНЫ, ТО КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В ИХ СОСТАВ? (Карточка. Любое число ответов.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002219204412273139475332293918353412293921121838262611132461551004357302644
родители 5863546759536160565760606552455962675757666061634559554765635758747375797372
учителя4143424541424342394042434238324240513743464447433043433446453529494750574446
школьники 3133283633294030262833403024183533312830392931362228362728433040423844474337
депутаты местных органов законодательной власти1418181515161215151414111813101614131414141015161212111419181017151317101321
работники местных органов исполнительной власти172220181719171518161716181610161823141918121720131910132417918191720171920
бизнесмены 2023152321122321171722202416112022271720261624241320162419161928202021182520
все перечисленные101110912121113810109111187141010119614912111077151316647495
другие 00100100101010000010001000011100000000
затрудняюсь ответить 2116271119261619262220151629372018102222132413193121163518132022101183716



А КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ НЕ ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В СОСТАВ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ШКОЛАХ? (Карточка. Любое число ответов.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002219204412273139475332293918353412293921121838262611132461551004357302644
родители 32353554133432242533443423952311434334
учителя98811881395981110659910871361011491677951412111313169
школьники 171720171419161816171615181713151724151819162616102022122014103182016201916
депутаты местных органов законодательной власти2418193322213020232623302519172523362224281931281428331919402115353932414028
работники местных органов исполнительной власти191617241715211916221522211410202024191723152223102225171234168252823242924
бизнесмены 262629272536282526282529262421302429282527282826232638213034199353336383035
никто из перечисленных7679787766776756876868676528601214526383
другое 21311312121122103202203213100505010100
затрудняюсь ответить 3937382839372940443740303748573735284240304232355138305035374246252723152232



СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002219204412273139475332293918353412293921121838262611132461551004357302644
да5964545962566359566059566358576160556459544465586763595458486072463952514941
нет 4136464138443741444041443742433940453641465635423337414642524028546148495159


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 августа 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.