Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/el_rat/o905720 ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИКОВ РОССИИ 21.07.1999 [отчет] [ Галицкая Е.Г., Черняков А.А. ] ИСТОЧНИК ДАННЫХ В основу исследования положены совокупные результаты еженедельных общероссийских опросов взрослого населения за период с 23 января по 27 июня 1999 года (всего 24 тыс. опрошенных).ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Одной из важнейших задач избирательной кампании любого политика является целенаправленная работа с теми социальными группами, от которых в наибольшей степени зависит расширение его электоральной базы.Исходя из нескольких социально-демографических характеристик, ниже выделяются группы избирателей с разными уровнями электоральной ориентированности на каждого из четырех потенциальных участников борьбы за президентский пост - Е.Примакова, Г.Зюганова, Ю.Лужкова, Г.Явлинского. Динамика выделенных в исследовании электоральных групп будет в дальнейшем отслеживаться ежемесячно. ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ Для каждого из четырех политиков было специальным образом построено разбиение населения на социально-демографические группы. Разбиение осуществлялось с целью поиска групп, где наиболее высок рейтинг данного политика, то есть доля людей, назвавших его при ответе на вопрос: "Если бы очередные президентские выборы проводились в ближайшее воскресенье, за кого из перечисленных кандидатов Вы бы скорее всего проголосовали?".При выделении групп учитывались следующие пять социально-демографических показателей: пол, возраст, образование, регион и тип места жительства респондента. Отбор показателей осуществлялся с помощью программы AnswerTree 2.0 из программного комплекса SPSS. Программа AnswerTree отбирает последовательно, один за другим, показатели, влияющие на интересующий нас параметр (в данном случае - рейтинг политика). На каждом шаге работы программы выбирается один социально-демографический показатель, который позволяет разделить опрошенных наиболее контрастным образом по величине рейтинга. На первом шаге отыскивается оптимальное разбиение всех опрошенных, на последующих шагах - оптимальное разбиение для каждой из полученных ранее групп. Процесс завершается, когда ни одну из полученных групп нельзя больше разделить на подгруппы со статистически разным значением рейтинга политика. Таким образом весь массив опрошенных был разбит применительно к каждому из четырех политиков на ряд социально-демографических групп, наиболее сильно различающихся (в смысле статистического критерия хи-квадрат) по рейтингу этого политика. СПОСОБ ИЗЛОЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Результаты исследования представлены в виде текста и таблиц, дополняемых графиками. Кратко охарактеризуем структуру таблиц и графиков."Электоральные группы политика" (таблицы) В соответствующих таблицах приводятся данные, характеризующие социально-демографические особенности групп, представители которых входят в электорат того или иного политика. Для каждой группы учитываются доля голосующих за данного политика (% от населения) и рейтинг политика в группе (% голосующих за него в группе). Первый показатель характеризует число потенциальных голосов, которые политик может собрать в этой группе, а второй - фиксирует уровень популярности политика в группе. Произведение этих показателей является индикатором степени электоральной поддержки политика (далее - индикатор). По указанному индикатору выделяются три типа групп - с высокой, умеренной и слабой электоральной поддержкой. К первому типу относятся группы, в которых электоральная поддержка политика существенно выше, чем в среднем по всем опрошенным; ко второму - те, в которых электоральная поддержка мало отличается от средней; к третьему - те, в которых электоральная поддержка значительно ниже средней. Эти три типа электоральных групп имеют буквенные обозначения соответственно А, В и С - с номерами в порядке убывания индикатора. Кроме того, для справки по каждой электоральной группе приводится ее удельный вес (%) во взрослом населении России. "Доли голосующих в электоральных группах политика"(графики) Соответствующие графики приводятся после каждой из описанных выше таблиц и служат иллюстрациями к ним. Такой график представляет собой карту с обозначением всех выделенных для данного политика электоральных групп. Место каждой группы на карте определяется сочетанием двух координат - доли голосующих за данного политика и его рейтинга. "Динамика рейтинга политика в электоральных группах"(таблицы и графики) В соответствующих таблицах указан рейтинг того или иного политика для каждой электоральной группы по месяцам. Эти данные каждый раз иллюстрируются тремя графиками - отдельно для групп высокой, умеренной и слабой электоральной поддержки. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ГРУПП ВЕДУЩИХ ПОЛИТИКОВ Е.ПримаковНа рейтинг Е.Примакова самое большое влияние оказывает пол респондента (среди женщин - 20%, среди мужчин - 15%). Следующий по значимости показатель - возраст. Так, у женщин старше 54 лет рейтинг Е.Примакова составляет 26%, а у женщин в возрасте до 40 лет - лишь 14%. В некоторых возрастных группах респондентов рейтинг зависит от образования (20% среди мужчин в возрасте 46-59 лет со средним специальным и высшим образованием и 14% - среди мужчин того же возраста с начальным, неполным средним и средним общим образованием). В других возрастных группах на рейтинг больше влияет тип места жительства. Например, он составляет 30% для женщин старше 54 лет, живущих в Москве, Санкт-Петербурге, мегаполисах или больших городах, и 23% - для той же категории респондентов из малых городов и сел. Среди женщин старше 55 лет - жительниц малых городов или сел - рейтинг Е.Примакова зависит еще и от региона (30% - для проживающих на Севере РФ, в Московском регионе, Черноземье, Сибири и Дальнем Востоке, 18% - для женщин данной возрастной категории в остальных регионах России). Е.Примаков: электоральные группы
Е.Примаков: доли голосующих в электоральных группах
Е.Примаков: динамика рейтинга в электоральных группах
Г.Зюганов На рейтинг Г.Зюганова наибольшее влияние оказывает тип места жительства респондента. Например, среди лиц, проживающих в селах, он составляет 24%, тогда как среди жителей Москвы - лишь 8%. Следующий по значимости показатель - возраст. Так, среди сельских жителей старше 45 лет рейтинг Г.Зюганова составляет 32%, а среди людей в возрасте до 40 лет, живущих в Санкт-Петербурге или в мегаполисах, - всего 5%. Для респондентов, проживающих в больших (не мегаполисах) или малых городах, рейтинг зависит от образования. Например, среди лиц с начальным и неполным средним образованием он составляет 24%, а среди имеющих высшее образование - 9%. У сельских жителей старше 45 лет рейтинг Г.Зюганова зависит еще и от региона (37% - для проживающих в Московском регионе, Черноземье, на Урале или Юге РФ, и 26% - в остальных регионах России). Г.Зюганов: электоральные группы
Г.Зюганов: доли голосующих в электоральных группах
Г.Зюганов: динамика рейтинга в электоральных группах
Ю.Лужков На рейтинг Ю.Лужкова сильнее всего влияет тип места жительства респондента. Например, среди москвичей он составляет 38%, тогда как среди сельских жителей - всего 9%. Следующий по значимости показатель - регион. Так, среди жителей малых городов рейтинг Ю.Лужкова составляет 22% в Московском регионе и на Севере РФ, а на Урале - только 5%. У тех, кто проживает в больших (не мегаполисах) городах, рейтинг зависит от возраста (например, для лиц моложе 36 лет он составляет 23%, а для респондентов старше 35 лет - 12%). У сельских жителей Черноземья, Урала, Сибири и Дальнего Востока рейтинг Ю.Лужкова зависит еще и от образования (среднее общее, среднее специальное, высшее - 8%, начальное, неполное среднее - 3%). Ю.Лужков: электоральные группы
Ю.Лужков: доли голосующих в электоральных группах
Ю.Лужков: динамика рейтинга в электоральных группах
Г.Явлинский На рейтинг Г.Явлинского самое сильное влияние оказывает уровень образования респондентов. Например, среди лиц с высшим образованием он составляет 22%, тогда как среди не имеющих среднего образования - лишь 6%. Следующий по значимости показатель - тип места жительства респондента. Так, среди лиц с высшим образованием рейтинг Г.Явлинского составляет 24% в крупных городах, а в селах - 19%. В некоторых группах респондентов рейтинг зависит также и от региона. Например, для лиц со средним общим образованием, проживающих в малых городах, он составляет в среднем 8% в Московском регионе, Нечерноземье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, а в остальных регионах России - 14%. Для лиц со средним специальным образованием, проживающих в больших (не мегаполисах) и малых городах, рейтинг Г.Явлинского зависит еще и от возраста (среди респондентов в возрасте до 35 лет - 12%, среди лиц старше 35 лет - 16%). Г.Явлинский: электоральные группы
Г.Явлинский: доли голосующих в электоральных группах
Г.Явлинский: динамика рейтинга в электоральных группах
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||