Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/elect/est_el/of024102 "А как же без выборов?" 31.10.2002 [отчет] [ Петрова А.С. ] Хотя немало россиян, особенно молодых, игнорируют выборы, подавляющее большинство опрошенных (73%) считают, что они необходимы (и только 14% - что они не нужны). Для чего нужны выборы? Для того, чтобы учитывать мнение населения, чтобы люди могли выразить свою волю, считают 22% опрошенных ("это - глас народа"). Выборы необходимы для того, чтобы страной, регионом, городом руководили достойные люди, готовые отстаивать интересы избирателей ("в результате выборов выбирают лучших") - 13%. Выборы - это одно из проявлений демократии, а "если без выборов - это диктатура", полагают 8% опрошенных Другие люди (9%) считают, что власть вообще может быть только выборной. И вопрос о том, зачем нужны выборы, они воспринимают как вопрос о том, зачем нужно руководство. Соответственно, звучат недоуменные ответы: "руководить-то надо кому-то", "иначе будет анархия в стране" и "мы, как овцы без пастуха, все разбежимся". С приходом новых людей во власть некоторые респонденты связывают надежды на позитивные перемены, на лучшую жизнь - об этом говорят 5% опрошенных ("должно после выборов становиться лучше"; "как проголосуем, так и будем жить"; "выбираем, надеемся, что будет лучше"). 4% опрошенных считают, что выборы нужны прежде всего для "ротации" власти, они обеспечивают регулярную и планомерную сменяемость высокого руководства ("нельзя одному человеку долго быть у власти"; "не должна власть засиживаться"). У 2% граждан в процессе выборов возникает "хотя бы иллюзия того, что причастен к делам своей страны". Респонденты, считающие, что выборы не нужны, относятся к этому демократическому институту крайне скептически. По мнению данной части россиян, выборы - это неоправданная трата денег (4%), т.к. выборы "ни на что не влияют" (5%), а их итоги предсказуемы (2%) или фальсифицированы (1%). Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения. 26 октября 2002 года. 1500 респондентов. |