Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/est_rat/of031901 Политический "хит-парад" 22.05.2003 [отчет] [ Петрова А.С. ] Большинству россиян знакомо выражение "рейтинг партии" (67% респондентов знают или хотя бы слышали это словосочетание). Участников опроса попросили рассказать, как они понимают его значение. Надо отметить, что основная часть респондентов вполне адекватно отвечает на вопрос о том, что такое рейтинг партии. В то же время их ответы различаются некоторыми смысловыми нюансами. Чаще всего, говоря о рейтинге, россияне подразумевают меру политического веса партии и ее положение в общем ряду (21%): "различные места в гонке за голосами избирателей", "номер места в борьбе за власть", "турнирная таблица". Респонденты отмечают, что информация о рейтингах позволяет определить, какая "партия вызывает больший интерес, выше ценится", узнать "вес, значимость партии", выяснить, "насколько партия поднялась в глазах народа". По мнению 16% респондентов, рейтинг является показателем "популярности партий среди избирателей" и ее "известности среди людей". Для 7% респондентов обсуждаемое понятие связано с репутацией партии: "авторитет этой партии в глазах народа", "общественное мнение о данной партии". Некоторые участники опроса отмечают, что рейтинг показывает, "какая часть населения поддерживает партию", "сколько людей готовы проголосовать за нее в данный момент" (7%). Иногда, впрочем, можно встретить мнение, что рейтинг - это показатель того, "сколько человек проголосовало за партию" на выборах. Некоторые респонденты полагают, что рейтинг партии - это способ "борьбы за место и за власть" или "способ показать партию", "когда каждая партия открывает свои лучшие качества, восхваляет свою программу", или даже считают, что это слово означает "экономическую, социальную программу партии". Наконец, есть и те, кто резко отрицательно относится как к самим рейтингам ("у кого больше денег - у того и больше процент", "манипулирование обществом"), так и к этому термину ("безобразие - использовать иностранные слова для определения оценки популярности"). Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения. 17 мая 2003 года. 1500 респондентов. |