|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 марта 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
В разных семьях приняты разные стратегии ведения семейного бюджета. Именно эти стратегии стали одной из тем очередного опроса. (Подчеркнем, что разговор велся именно о семейном бюджете, и вопросы задавались не всем респондентам, а только тем, кто живет не один, – 90% от выборки).
Крупные покупки (такие как крупная бытовая, аудио- и видеотехника), судя по всему, в большинстве российских семей планируются заранее – по крайней мере, 69% опрошенных утверждают, что у них дело обстоит именно так. О том, что в их семье крупные покупки обычно совершаются спонтанно, сообщили 14% респондентов. И хотя эта доля в пять раз меньше доли планирующих такие покупки, в абсолютном выражении она не так уж и мала – она означает, что примерно в каждой седьмой российской семье заранее просчитывать серьезные траты не принято. Любопытно, но этот показатель не связан с уровнем дохода – к спонтанным крупным тратам в равной мере склонны и высокодоходные, и низкодоходные семьи.
Респондентов попросили указать, как они предпочитают изыскивать средства на крупные покупки (предлагалась карточка с перечнем наиболее распространенных способов). Выяснилось, что наиболее популярны среди россиян такие стратегии, как 'накопить' (ее отметили 30% опрошенных) и 'купить товар в кредит' (26%). Кроме того, часть респондентов предпочитают тратить на покупку только ту сумму, которой они на данный момент располагают (14%). Остальные стратегии – взять кредит в банке, одолжить у знакомых и т.д. – согласно данным опроса, встречаются редко. Кстати, товарные кредиты в равной мере популярны и среди тех, кто крупные траты планирует, и среди тех, кто, как правило, совершает их спонтанно.
Крупные покупки, однако, совершаются не каждый день, и при оценке рациональности ведения семейного бюджета гораздо показательнее склонность к учету повседневных расходов. Таковые, согласно данным, в большинстве российских семей составляют львиную долю ежемесячных трат. В качестве иллюстрации: треть респондентов (32%) утверждают, что в их семье на еду, коммунальные платежи, транспорт и т.д. уходит 50-75% всех доходов семьи, еще треть (34%) говорят, что эти расходы составляют даже больше 75% месячного общесемейного бюджета; 25-50% доходов на повседневные нужды тратят 23% участников опроса, меньше 25% – только 3% опрошенных. Но регулярно подсчитывать расходы, согласно данным опроса, принято менее чем в половине российских семей (43% респондентов заявили, что в их семье это принято, 50% – что не принято). Опять же, заметим, что распространенность этой практики не связана с уровнем дохода семьи.
В целом среди россиян преобладает мнение, что регулярный учет расходов помогает существенно экономить деньги (согласны с ним 54% опрошенных, не согласны – 28%). Вместе с тем, даже среди тех, кто с указанным мнением согласен, порядка трети сообщают, что в их семье практика учета расходов не принята. То ли нет соответствующей (реальной) потребности, то ли нет соответствующей культуры...
Как мы говорили выше, склонность к планированию и учету расходов, вопреки ожиданиям, оказалась практически не связанной с уровнем дохода респондентов. Но вот любопытный факт. Те участники опроса, в чьих семьях принято вести регулярный учет расходов, несколько чаще тех, в чьих семьях это не принято, говорят, что за последний год расходы их семьи снизились (7% против 3%), а доходы – увеличились (32% против 26%). Есть над чем задуматься...
Елена Вовк
Вопросы по данной теме – о семейном бюджете – не задавались респондентам, которые живут одни.
Распределения ответов даны в % от числа неодиноких респондентов – 90 % от всех опрошенных.
Скажите, пожалуйста, за последний год доходы Вашей семьи выросли, снизились или в целом не изменились?
А расходы Вашей семьи за последний год выросли, снизились или в целом не изменились?
Какая примерно доля всех доходов семьи тратится на повседневные нужды (еду, коммунальные платежи, транспорт, и пр.)? (Карточка, один ответ.)
В Вашей семье крупные покупки - такие, как крупная бытовая техника, аудио-, видеотехника - чаще планируются заранее или совершаются спонтанно, то есть без предварительного планирования?
Люди по-разному совершают крупные покупки - такие, как крупная бытовая, аудио- или видеотехника. На карточке перечислены несколько наиболее распространенных способов. А как чаще всего поступаете Вы? (Карточка, один ответ.)
В одних семьях люди регулярно подсчитывают расходы, в других семьях этого не делают. А в Вашей семье принято или не принято регулярно вести учет расходов?
Одни люди считают, что регулярный учет расходов помогает существенно экономить деньги. Другие считают, что учет расходов не помогает экономии. С каким мнением - с первым или вторым - Вы согласны?
Приложение. Таблицы.
Распределения ответов даны в % от числа неодиноких респондентов - 90 % от всех опрошенных
Скажите, пожалуйста, за последний год доходы Вашей семьи выросли, снизились или в целом не изменились?
|
Неоди- нокие респон- денты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
24 |
9 |
49 |
51 |
41 |
37 |
22 |
9 |
35 |
34 |
21 |
21 |
31 |
23 |
9 |
12 |
16 |
39 |
23 |
выросли |
25 |
27 |
21 |
23 |
25 |
25 |
29 |
24 |
19 |
15 |
23 |
26 |
31 |
16 |
19 |
36 |
25 |
27 |
27 |
25 |
24 |
не изменились |
56 |
56 |
57 |
56 |
56 |
56 |
52 |
56 |
63 |
68 |
59 |
53 |
51 |
60 |
60 |
51 |
57 |
55 |
58 |
55 |
57 |
снизились |
16 |
14 |
20 |
20 |
14 |
18 |
13 |
18 |
18 |
13 |
14 |
19 |
15 |
23 |
20 |
12 |
16 |
16 |
12 |
17 |
17 |
затрудняюсь ответить |
3 |
3 |
2 |
1 |
4 |
2 |
6 |
1 |
1 |
4 |
4 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
А расходы Вашей семьи за последний год выросли, снизились или в целом не изменились?
|
Неоди- нокие респон- денты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
24 |
9 |
49 |
51 |
41 |
37 |
22 |
9 |
35 |
34 |
21 |
21 |
31 |
23 |
9 |
12 |
16 |
39 |
23 |
выросли |
73 |
73 |
72 |
77 |
70 |
76 |
70 |
77 |
73 |
64 |
73 |
78 |
69 |
73 |
76 |
74 |
72 |
63 |
76 |
75 |
73 |
не изменились |
20 |
21 |
19 |
17 |
23 |
18 |
21 |
18 |
23 |
31 |
19 |
18 |
23 |
21 |
19 |
22 |
23 |
26 |
19 |
19 |
20 |
снизились |
4 |
3 |
7 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
2 |
2 |
5 |
3 |
6 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
затрудняюсь ответить |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
5 |
0 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
1 |
2 |
2 |
Какая примерно доля всех доходов семьи тратится на повседневные нужды (еду, коммунальные платежи, транспорт, и пр.)? (Карточка. Один ответ.)
|
Неоди- нокие респон- денты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
24 |
9 |
49 |
51 |
41 |
37 |
22 |
9 |
35 |
34 |
21 |
21 |
31 |
23 |
9 |
12 |
16 |
39 |
23 |
четвертая часть и меньше (меньше 25%) |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
1 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
от четверти до половины (от 25% до 50%) |
23 |
24 |
25 |
14 |
24 |
22 |
28 |
21 |
17 |
19 |
20 |
24 |
29 |
17 |
19 |
32 |
26 |
22 |
23 |
25 |
20 |
от половины до трех четвертей (от 50% до 75%) |
32 |
34 |
28 |
29 |
33 |
30 |
31 |
34 |
29 |
22 |
34 |
33 |
31 |
29 |
34 |
38 |
32 |
29 |
33 |
31 |
33 |
более трех четвертей (более 75%) |
34 |
31 |
36 |
46 |
30 |
38 |
23 |
39 |
47 |
46 |
35 |
34 |
28 |
46 |
43 |
21 |
29 |
38 |
34 |
34 |
34 |
мне неизвестно об этом |
4 |
4 |
4 |
1 |
6 |
2 |
7 |
2 |
1 |
3 |
6 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
затрудняюсь ответить |
5 |
5 |
4 |
6 |
5 |
5 |
8 |
2 |
3 |
6 |
4 |
5 |
6 |
4 |
2 |
4 |
7 |
3 |
4 |
4 |
6 |
В Вашей семье крупные покупки - такие, как крупная бытовая техника, аудио-, видеотехника - чаще планируются заранее или совершаются спонтанно, то есть без предварительного планирования?
|
Неоди- нокие респон- денты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
24 |
9 |
49 |
51 |
41 |
37 |
22 |
9 |
35 |
34 |
21 |
21 |
31 |
23 |
9 |
12 |
16 |
39 |
23 |
чаще планируются заранее |
69 |
72 |
67 |
57 |
69 |
69 |
73 |
74 |
53 |
45 |
70 |
73 |
74 |
65 |
67 |
74 |
67 |
72 |
73 |
68 |
68 |
совершаются спонтанно |
14 |
13 |
17 |
18 |
15 |
13 |
19 |
14 |
7 |
14 |
14 |
14 |
16 |
15 |
11 |
17 |
16 |
15 |
13 |
15 |
14 |
затрудняюсь ответить |
17 |
15 |
17 |
26 |
|
18 |
8 |
12 |
39 |
42 |
17 |
13 |
10 |
20 |
22 |
9 |
17 |
13 |
15 |
17 |
19 |
Люди по-разному совершают крупные покупки - такие, как крупная бытовая, аудио- или видеотехника. На карточке перечислены несколько наиболее распространенных способов. А как чаще всего поступаете Вы? (Карточка. Один ответ.)
|
Неоди- нокие респон- денты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
24 |
9 |
49 |
51 |
41 |
37 |
22 |
9 |
35 |
34 |
21 |
21 |
31 |
23 |
9 |
12 |
16 |
39 |
23 |
откладываем деньги, накапливаем необходимо сумму |
30 |
30 |
31 |
34 |
29 |
31 |
28 |
32 |
32 |
26 |
27 |
29 |
37 |
24 |
29 |
35 |
41 |
27 |
30 |
29 |
29 |
покупаем товар в кредит, оформляя кредит на месте покупки |
26 |
29 |
23 |
17 |
25 |
28 |
31 |
29 |
12 |
15 |
29 |
30 |
20 |
28 |
24 |
27 |
11 |
32 |
31 |
27 |
25 |
покупаем только на ту сумму, которая у нас есть в данный момент |
14 |
14 |
15 |
17 |
15 |
13 |
18 |
12 |
11 |
12 |
12 |
12 |
23 |
14 |
10 |
18 |
18 |
21 |
10 |
15 |
11 |
получаем кредит в банке |
7 |
7 |
8 |
1 |
9 |
5 |
8 |
7 |
3 |
3 |
7 |
8 |
5 |
5 |
8 |
7 |
11 |
2 |
6 |
7 |
7 |
берем в долг у знакомых |
5 |
4 |
6 |
3 |
5 |
4 |
4 |
6 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
7 |
5 |
4 |
5 |
4 |
3 |
6 |
4 |
покупаем товар в рассрочку |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
другое |
5 |
3 |
6 |
15 |
5 |
6 |
1 |
4 |
14 |
15 |
5 |
4 |
2 |
6 |
10 |
1 |
1 |
7 |
9 |
3 |
6 |
затрудняюсь ответить |
11 |
11 |
11 |
10 |
11 |
12 |
7 |
9 |
24 |
25 |
12 |
9 |
8 |
13 |
12 |
6 |
13 |
6 |
9 |
11 |
15 |
В одних семьях люди регулярно подсчитывают расходы, в других семьях этого не делают. А в Вашей семье принято или не принято регулярно вести учет расходов?
|
Неоди- нокие респон- денты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
24 |
9 |
49 |
51 |
41 |
37 |
22 |
9 |
35 |
34 |
21 |
21 |
31 |
23 |
9 |
12 |
16 |
39 |
23 |
принято |
43 |
44 |
41 |
41 |
40 |
45 |
39 |
46 |
44 |
41 |
39 |
46 |
44 |
46 |
43 |
45 |
29 |
52 |
39 |
42 |
48 |
не принято |
51 |
50 |
54 |
52 |
50 |
51 |
53 |
48 |
51 |
49 |
53 |
49 |
49 |
48 |
52 |
52 |
66 |
42 |
58 |
51 |
43 |
затрудняюсь ответить |
7 |
7 |
5 |
7 |
10 |
4 |
8 |
6 |
5 |
10 |
8 |
4 |
7 |
6 |
5 |
4 |
6 |
6 |
3 |
7 |
9 |
Одни люди считают, что регулярный учет расходов помогает существенно экономить деньги. Другие считают, что учет расходов не помогает экономии. С каким мнением - с первым или вторым - Вы согласны?
|
Неоди- нокие респон- денты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
24 |
9 |
49 |
51 |
41 |
37 |
22 |
9 |
35 |
34 |
21 |
21 |
31 |
23 |
9 |
12 |
16 |
39 |
23 |
с первым |
54 |
56 |
49 |
53 |
51 |
57 |
53 |
55 |
53 |
50 |
49 |
54 |
63 |
58 |
50 |
58 |
52 |
65 |
54 |
50 |
56 |
со вторым |
28 |
26 |
32 |
26 |
28 |
28 |
26 |
30 |
26 |
27 |
30 |
27 |
25 |
23 |
33 |
27 |
24 |
23 |
30 |
32 |
23 |
затрудняюсь ответить |
18 |
18 |
19 |
21 |
22 |
15 |
20 |
15 |
21 |
23 |
20 |
19 |
13 |
20 |
17 |
14 |
25 |
12 |
15 |
19 |
21 |
|