Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/frontier/countries/USA/ra0309




Россияне об Америке и американцы о России: сравнительный анализ результатов опросов

11.09.2003 [отчет] [ Бавин П. ]




В преддверии государственного визита президента РФ Владимира Путина в США по заказу Российского информационного агентства "Новости" были проведены два опроса общественного мнения – в Российской Федерации и в Соединенных Штатах Америки.

В России опрос проводился 23-24 августа текущего года специалистами Фонда "Общественное мнение".

В США аналогичное исследование провела 20-24 августа социологическая служба Clark, Martire, Bartolomeo & Shulman.

Результаты опросов, проведенных в России и США, позволяют сравнить представления населения двух стран друг о друге, сопоставить оценки взаимоотношений наших государств на международной арене и уровень заинтересованности друг в друге.

Информированность и интерес
Самыми известными американцами в России и русскими в Америке являются политические деятели настоящего и прошлого.

Большее внимание россиян к современной политической ситуации проявилось в том, что во главе "рейтинга самых известных американцев" оказывается действующий президент США Дж. Буш (37%), а за ним следует предыдущий глава Белого Дома Билл Клинтон (26%), возглавлявший этот список в 2001 году (См. об этом: Геопроект: США // Доминанты. Поле мнений. 2001. № 6 (ответ на открытый вопрос "Знаете ли Вы каких-либо знаменитых людей из США? Если знаете, то назовите, пожалуйста, их име-на" - http://www.fom.ru/survey/dominant/133/325/1186.html).

Американские респонденты поместили В. Путина в середину списка "самых известных россиян" – его назвали 10% опрошенных. Чаще всего среди известных россиян американцы называли М. Горбачева и И. Сталина – 24% и 21% соответственно. Далее следуют Н. Хрущев (14%) и В. Ленин (12%).

Вообще, уровень вовлеченности россиян в актуальную политику оказался значительно выше. Если среди российских респондентов правильно назвать фамилию действующего президента Дж. Буша смогли 84%, то среди участников опроса в США фамилию В. Путина вспомнили лишь 35%. Что касается молодых американцев (в возрасте от 16 до 24 лет), то лишь 23% из них знают, кто является президентом России.

Обратим внимание на то, что американцы чаще россиян упоминали представителей мира литературы и искусства: 9% опрошенных в Америке упомянули фамилию М. Барышникова, 4% назвали среди самых известных россиян Льва Толстого, по 3% – А. Солженицына и П. Чайковского. Россиянам лучше известны представители американского шоу-бизнеса: А. Шварценеггер (6%), Мадонна (3%) и М. Джексон (2%).

Уровень заинтересованности в посещении другой страны у респондентов России и США примерно одинаков. Среди россиян 40% хотели бы посетить США, среди американцев 44% опрошенных "заинтересованы в посещении России". И в России, и в США в большей степени проявляет интерес к личному знакомству с другой страной молодежь.

И для американцев, и для россиян основными "центрами притяжения" в другой стране являются самые крупные города, однако предпочтения американцев выглядят более выраженными. Более половины (55%) американцев из тех, кто в принципе хотел бы приехать в Россию, назвали Москву, 32% – Санкт-Петербург. Россияне чаще других мест в Америке называли "столицу бизнеса" Нью-Йорк (11% по выборке, 28% среди тех, кто хотел бы поехать в США) и столицу США Вашингтон (5% и 13% соответственно).

Среди тех россиян, кто хотел бы съездить в Америку, каждый пятый (19%) затруднился ответить, что именно хочет увидеть в этой стране, а каждый десятый признался, что ему интересно "любое место" в США.

40% опрошенных россиян и половина опрошенных американцев затруднились сказать, какой информации о другой стране им не хватает. Респонденты двух стран испытывают потребность в дополнительной информации из области культуры – такую точку зрения высказали 23% опрошенных россиян и 18% американцев. Россиян столь же интересует и информация о научных и технологических новинках (25%), а вот американцев другие сферы российской жизни интересуют относительно редко.

Россия и США: представление о стране и ее жителях
Американцы несколько чаще затрудняются ответить, какие ассоциации у них связаны с Россией, чем россияне при ответе на аналогичный вопрос, посвященный Америке. Среди американских респондентов доля затруднившихся (или признавшихся, что у них нет никаких ассоциаций) составила 34%, а среди российских – 26%. Однако если среди россиян доли затруднившихся в разных возрастных группах практически идентичны, то среди участников опроса в США молодежь (от 16 до 24 лет) значительно чаще респондентов старших возрастных групп не имеет устойчивых ассоциаций, связанных с Россией.

Структура образа другой страны у россиян и американцев значительно отличаются.

Для российских респондентов Америка - это прежде всего богатая страна с высокоразвитой экономикой (23% суждений). Второй по частоте упоминания блок ассоциаций (15%), связанных с США, сложился по действиям Америки на международной арене.

Для американцев образ России в большей мере привязан к историческому прошлому страны. Каждый шестой (17%) ассоциирует Россию с ее коммунистическим прошлым, для 12% доминирующей ассоциацией остается эпоха "холодной войны". Современное экономическое положение России упомянули лишь 3% опрошенных.

Россияне чаще, чем американцы Россию, характеризуют США просто как "заграницу, другую страну".

А вот структура образа американца в сознании россиян в целом совпадает со структурой образа россиянина в представлении американцев.

И российские, и американские респонденты чаще всего характеризуют жителя другой страны как "обычного человека, такого, как все". В тройку наиболее популярных ассоциаций также входят представление о том, как американец (русский) зарабатывает на жизнь, и что из этого получается. Россияне характеризуют американцев как "предприимчивых" и "богатых, обеспеченных", а американцы россиян – как " трудолюбивых" и "бедных".

Это доминирующие ассоциации, однако респонденты называли и конкретные личностные качества, типичные, по их мнению, для жителей России и США соответственно. "Набор" отдельных качеств, отличающих представителей другой страны, несколько различаются. Среди положительных качеств американцев россияне отметили "патриотизм, законопослушность", "культуру, образованность", а американцы среди положительных качеств русских - "дружелюбие" и (также) "образованность".

Среди отрицательных качеств американцев участники общероссийского опроса чаще всего отмечали "самоуверенность, бахвальство, глупость, наглость". Американцы (склонные к перечислению прежде всего негативных качеств) упоминали прежде всего "пьянство", "угнетенность, забитость", "недружелюбие" россиян.

Итак, американец для россиянина (помимо того, что это обычный представитель рода человеческого) - обеспеченный, предприимчивый человек, живущий в согласии со своим государством, а россиянин для американца – трудолюбивый, дружелюбный, но материально не обеспеченный, притесняемый государством и склонный к пьянству.

Интересно проследить, насколько реальный образ России и россиянина в сознании американцев отличается от того образа, который "вменяют" жителям США наши респонденты.

По мнению многих российских респондентов, большинство американцев представляют Россию бедной страной с холодным климатом и бескрайними просторами. В реальности, лишь вторая – географо-климатическая группа ассоциаций – имеет достаточно широкое распространение. Для 7% американцев Россия ассоциируется в первую очередь с холодным климатом и снегом, у 3% Россия ассоциируется с большими размерами. Экономическую слабость России отметили 5% опрошенных, причем для многих из них, по всей видимости, этот образ связан не столько с настоящим моментом, сколько с телевизионной картинкой начала 90-х - они говорили о "дефиците" и "длинных очередях".

Каждый десятый россиянин полагает, что господствующим образом нашей страны в представлении американцев является "русский медведь". Еще 7% российских респондентов считают, что в Америке господствует фольклорный образ России – "водка, матрешки, пельмени".

Сами американцы о "медведях" при упоминании России практически не вспоминали. Мы не можем с уверенностью сказать, что таких ассоциаций не было вообще, однако, судя по предоставленным данным, их доля не превысила 2% суждений.

Значение "полуфольклорных" атрибутов в собирательном образе России за рубежом также значительно преувеличивается нашими респондентами. Намного чаще, чем пельмени, американцы упоминали московскую архитектуру и, в частности, Кремль. К тому же более значимыми составляющими образа России для американцев является недавнее историческое прошлое нашей страны, так что КГБ и Карибский кризис (судя по уровню известности Н. Хрущева) за океаном оставили куда более глубокий след, чем безобидные матрешки.

Суждения американцев о "типичном" россиянине отличаются от вмененных им представлений еще более разительным образом. Относительное большинство российских респондентов полагает, что за рубежом – в данном случае, в США – преобладает если не негативный, то весьма неприглядный образ россиянина. По мнению каждого десятого опрошенного в России, американцы представляют "типичного россиянина" как горького пьяницу. Данные американского опроса свидетельствуют, что такой образ преобладает лишь у 4% респондентов.

8% россиян полагают, что американцы считают их "глупыми". На самом деле глупость вообще не относится, по мнению американцев, к чертам, характерным для русского человека. Напротив, по мнению 4% опрошенных, типичный россиянин хорошо образован. Характерно, что такая точка зрения свойственна в равной мере как наиболее, так и наименее образованным американцам. В целом, если брать наиболее "наполненные" группы ответов на эти вопросы, мы увидим, что лишь в вопросе материальной обеспеченности россиян, "гипотеза" российских респондентов о неприглядном образе типичного россиянина в глазах американца находит свое подтверждение: доля американцев, в представлении которых типичный россиянин является "материально не обеспеченным, бедным" (10%), даже превышает долю российских респондентов (7%), давших эту характеристику.

Как мы уже видели, американские респонденты гораздо чаще считают, что типичный россиянин не отличается от обычного человека, а среди отличительных черт выделяют трудолюбие и дружелюбие русских.

Оценка российско-американских отношений
Американцы представляют отношения между двумя странами значительно более теплыми, чем россияне.

Среди россиян доля тех, кто считает США "друзьями" или "партнерами" России, составляет 11%, еще 16% считают, что две наши страны являются на сегодняшний день равноправными партнерами. В целом доля оптимистических оценок российско-американских отношений среди российских респондентов составляет чуть больше одной четверти – 27%. Среди американских респондентов этот показатель составляет 39%, при этом каждый пятый опрошенный респондент в США считает, что наши страны являются "друзьями". Американцы несколько чаще россиян (48% против 39%) считают, что наши страны поддерживают партнерские отношения исключительно в силу обстоятельств, а вот доля тех жителей США, которые видят в России соперников и даже врагов, существенно ниже – 8% против 23%. Следует отметить, что наиболее оптимистично отношения России и США оценивают американцы в возрасте от 16 до 24 лет: в этой группе респондентов доля позитивных оценок достигает 51%. Характерно, что молодые американцы реже, чем респонденты старших возрастных групп, считают, что отношения между двумя странами за последние годы улучшились. Американская молодежь чаще придерживается точки зрения, что наши отношения остаются на стабильном уровне. Как уже отмечалось, у значительной части американцев образ России мало изменился по сравнению с временами холодной войны, а среди респондентов старшего поколения (старше 55 лет) Никита Хрущев является вторым по известности "россиянином" после И. Сталина. То есть, можно говорить, что для американца при оценке отношений двух стран более важной является избранная точка отсчета, появившаяся в период его социализации, чем актуальные события.

Символом российско-американского сотрудничества безусловно является научно-космическая сфера. Контакты в этой области назвали успешными 54% россиян и 39% американцев. Характерен диссонанс в оценке сотрудничества двух стран в области борьбы с международным терроризмом. Значительная доля россиян – 41% – признает сотрудничество в этой области успешным, но среди американцев подобная точка зрения распространена относительно слабо – ее разделяют лишь 11% опрошенных. Более успешными американцы считают взаимосвязи России и США в культурной сфере (13%). Россияне намного чаще американцев отмечают сотрудничество в торгово-экономической сфере. Таким образом, можно предположить, что "успешным" респонденты обеих стран называют сотрудничество в тех областях, где "партнер" имеет статус значимого в мировом отношении субъекта.

Мы имеем возможность сравнить "взаимную репутацию" двух стран в таких сферах, как культурные и спортивные достижения. В области спорта и россияне, и американцы признают, что две наших страны являются бесспорными мировыми лидерами. При этом неудивительно, что респонденты России и США поместили свою страну на первое место, оставив второе соответственно США и России. А вот представления о роли двух стран в культурной сфере у респондентов значительным образом различаются. Россияне считают, что их страна добилась в области культуры наибольших успехов, а США в "культурном рейтинге" мировых держав занимает последнее место - позади Италии и Китая. Американцы схожим образом оценили вклад в мировую культуру своей страны – поставив ее на первое место, а России отвели место рядом с Германией и Японией, лишь немногим позади Франции.

В заключение можно отметить, что образ Америки в массовом сознании россиян выглядит более актуализированным, привязанным к современным событиям. Доля наших сограждан, не имеющих более или менее устойчивого образа Америки, заметно ниже, чем доля американцев, не имеющих выраженного представления о России. Эта актуализированность образа, ощущение противостояния двух стран - прежде всего, на международной арене - очевидно, способствует более критичному, негативному отношению к Америке и более пессимистичной оценке российско-американских отношений.

Американцев в меньшей степени интересуют актуальные новости из России - образ нашей страны в американском сознании во многом опирается на события исторического прошлого. Осознание преодоленности, исчерпанности конфликтов скорее способствует формированию более позитивного образа современной России и типичного россиянина и очевидным образом подталкивает американских респондентов к оптимистичной оценке современных российско-американских отношений и их динамики.