|
У исчезнувшей с карты мира великой державы СССР была репутация 'самой читающей страны'. Несмотря на частые заявления о том, что Россия перестает быть 'читающей', на сегодняшний день готовы назвать себя 'читателями' две трети россиян (64%), причем эта цифра практически не изменилась за прошедшие три года – в 1999 году 'читателями' себя считали 65% опрошенных (О книгах и чтении // Сообщения Фонда 'Общественное мнение'. 1999. 10 февр. (http://classic.fom.ru/week/t1022_6.htm).). Респондентов, не решившихся отнести себя к категории читающей публики, оказалось вдвое меньше (32%), причем эта цифра также практически не изменилась (в 1999 году доля 'нечитателей' составляла 35%) (Различие в 3 п.п. находится в пределах статистической погрешности, а значит, не может интерпретироваться как значимое.).
Важно отметить, что читающая и нечитающая аудитории довольно существенно различаются между собой. Так, среди 'читателей' гораздо чаще, чем в среднем, можно встретить представителей наиболее ресурсных и адаптированных социальных групп – социальных оптимистов (73%), молодежь (70%) и лиц среднего возраста (71%), респондентов со средним специальным (73%) и высшим образованием (86%), людей с высокими доходами (70%) и жителей мегаполисов (72%). Кстати, и опрошенные представители региональных элит, которые, также представляют собой ресурсную группу (Напомним, что наши эксперты – люди высокообразованные, преимущественно мужчины, занимающие сравнительно высокое социальное положение и представляющие политическую, журналистскую и интеллектуальную элиту регионов.), в подавляющем большинстве определили себя как читателей.
А вот нечитающие респонденты – это, наоборот, наименее приспособленные кнынешней жизни люди: неадаптированные пессимисты (37%), респонденты старше 50 лет (43%), лица с образованием ниже среднего (54%), низкими доходами (40%), жители села (40%) и избиратели Г.Зюганова (40%).
Для 'читателей' важность, значимость книги как информационного, образовательного, воспитывающего, развивающего и, наконец, релаксирующего ресурса очевидна.
- 'Тут и отдых, и в то же время – информация'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Все это дает. Естественно, и развлечение, и отдых, и информацию'
(ДФГ, Самара).
- 'Для меня вообще книги – это главный источник знаний в жизни'
(ДФГ, Самара).
- 'Я расширяю свой кругозор'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Я стараюсь выбирать для себя книги так, чтобы они служили для развития моей собственной личности'
(ДФГ, Самара).
- 'Дополнительное образование'
(ДФГ, Москва).
- 'Я вообще к книгам очень трепетно отношусь. Я люблю поэзию – она мне дает отдых, воображение развивает, восприятие тоже... Как-то воспитывают книги'
(ДФГ, Новосибирск).
- '
Модератор: А скажите, а какую роль книги играют в Вашей жизни?
Участник: Морально-воспитательную' (ДФГ, Москва).
Причем, по мнению участников ДФГ, книга предлагает принципиально иной способ отдыха и развлечения, нежели ближайшие ее конкуренты – кино и телевидение.
- 'Я думаю, что все-таки книга даже в тысячу раз интересней, чем, например, смотришь кино. Ну, потому что ты читаешь тебя захватывающий... – ты как-то представляешь всё это. Совсем всё по-другому'
(ДФГ, Москва).
- 'Книга включает образное мышление и этим развивает человека. Никакое радио и телевидение этого сделать не сможет'
(ДФГ, Самара).
Однако и рядовые граждане, и представители региональных элит отмечают, что в последнее время развлекательная, обучающая, воспитывающая функции книги во многом оказались 'потесненными' другими информационными источниками – и особенно телевидением, компьютером, Интернетом. И это приводит к снижению значимости социальной роли книги.
- 'Сейчас столько много газет, журналов! Информации очень много'
(ДФГ, Москва).
- 'А сейчас книгу заменяет компьютер. Дети вот сидят, играют на компьютере, а в библиотеку их не затащишь – смотреть там эти потрепанные книжки...'
(ДФГ, Самара).
- 'Да, Интернет, видеофильмы – все это отвлекает большие читательские массы'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Ну и, кроме того, большая информация идет через телевидение, поэтому нужно ухватывать и там, и там, и там. Потому что выбирать приходится – либо детектив смотреть, либо его читать'
(ДФГ, Самара).
- 'Телевидение серьезную конкуренцию составляет. Телевидение, другие средства массовой информации оказывают воздействие на человека'
(эксперт, Воронеж).
- 'Больше стали телевизор смотреть, появилось много радиостанций, информационный поток возрос. Книга превратилась в одно из развлечений. Ей приходится конкурировать с компьютером и с телевидением'
(эксперт, Ижевск).
Впрочем, треть россиян не читают книги отнюдь не потому, что находят иные ресурсы для пополнения своих информационных или досуговых запросов. Так, только 8% респондентов, ответивших на открытый вопрос о том, почему они не читают книг (или 2% по выборке в целом), мотивировали это тем, что сейчас можно получить всю необходимую информацию из других источников – в частности, из СМИ.
Основной же причиной отсутствия интереса к чтению книг становится как раз нехватка жизненных – временных, финансовых, даже физических – ресурсов на чтение книг: неслучайно среди нечитающей публики представлены преимущественно наименее адаптированные к современной жизни люди.
Так, половина ответивших на вопрос о том, почему они не читают книг (или 13% по выборке в целом), заявили, что у них просто нет времени для чтения.
- 'Отсутствие времени'; 'как-то не нахожу времени'; 'времени не хватает'; 'большая загруженность, нет времени'
(открытый вопрос).
Причем нередко речь идет не столько о нежелании тратить время на чтение, сколько об объективной или субъективной невозможности делать это, обусловленной жизненными обстоятельствами – в частности, необходимостью тратить время на работу, хозяйство, 'выживание' и т.п.
- 'Мне читать некогда – я вся в заботах о себе, семье'; 'большое хозяйство – некогда читать книги'; 'работаю без выходных, нет времени читать'; 'домашние проблемы не позволяют'
(открытый вопрос).
- 'Сейчас нет, я почти не читаю, потому что времени практически нет: дача, огурцы, помидоры'
(ДФГ, Самара).
- 'Чтобы читать добротную художественную литературу, не апеллирующую непосредственно к сексуально-агрессивным инстинктам, надо иметь досуг инадо иметь состояние праздности и вальяжности. А состояние праздности и вальяжности в нынешнем российском обществе доступно очень немногим. Остальные вынуждены бороться за существование, причем в разной степени. Те, кто борется за кусок хлеба, и те, кто контролирует нефтяные скважины, – все находятся в состоянии борьбы, и психологический настрой не таков, чтобы читать Бальзака'
(эксперт, Самара).
Примерно четверть 'нечитателей' (7% по выборке) не обладают достаточными ресурсами здоровья для того, чтобы тратить его на книги (эта проблема характерна, судя по всему, для представителей самой старшей возрастной когорты):
- 'Здоровье не позволяет'; 'голова болит'; 'болят глаза'; 'глаза плохо видят'; 'слепая почти'; 'берегу последнее зрение'; 'память плохая – читаю итут же забываю'; 'болею очень'
(открытый вопрос).
Еще для 8% ответивших на открытый вопрос (или 2% по выборке в целом) препятствием к чтению становятся высокие цены на книги:
- 'На книги денег нет'; 'не на что их брать – дай Бог хлеб купить'; 'ну, читать сейчас книги – это дорогое удовольствие'; 'все, что есть, прочитала, вновь не покупаю, дорого стоят – мы, пенсионеры, живем без денег'
(открытый вопрос).
Таким образом, судя по ответам респондентов, у большей части представителей нечитающей аудитории просто не хватает своих собственных ресурсов на чтение книг.
Впрочем, из уст респондентов звучали и иные причины отказа от обращения клитературной продукции. Так, некоторые обосновывали отсутствие интереса к чтению тем, что сейчас, по их мнению, нет хорошей литературы (4%). Кстати, претензии к качеству издаваемой литературы звучали и из уст экспертов, и из уст рядовых россиян:
- 'К сожалению, не всегда качество того, что там написано, соответствует культуре'
(ДФГ, Москва).
- 'А если уровень художественной литературы, то намного ниже'
(ДФГ, Самара).
- 'Я имею в виду то, что раньше можно было, хоть и с трудом, купить книги, которые имеют какое-то отношение к литературе. В конце концов, Фадеев – это литература, и «Тихий Дон» Шолохова – это литература. Авот «Кулак Бешеного», «Месть Бешеного» и так далее – это вообще другое что-то, не литература'
(эксперт, Самара).
Для части опрошенных, не считающих себя читателями, чтение книг, очевидно, просто не входит в структуру жизненных потребностей. Так, 12% (или 3% по выборке в целом) ответивших на вопрос, почему они не читают, прямо заявили освоей нелюбви к чтению и отсутствии интереса к книгам:
- 'Я не любитель книг'; 'не люблю читать книг'; 'с детства не люблю читать'; 'нет интереса – смотрю телевизор'; 'читать не интересно'; 'интересы другие – больше люблю музыку'; 'нет интереса к книгам'
(открытый вопрос).
Наконец, еще 1% граждан некогда 'самой читающей страны в мире' (или 4% от ответивших на вопрос) жаловались на собственную неграмотность и непонимание того, что написано в книгах:
- 'Я неграмотная'; 'плохо читаю, не понимаю'; 'я не умею читать'; 'малограмотная'; 'читать умею только по буквам'; 'не понимаю в них'
(открытый вопрос).
И рядовые респонденты, и представители региональных элит единодушно считают, что сейчас возможностей достать книги у россиян появилось гораздо больше, да и сам выбор стал намного шире:
- 'Сейчас, если надо какую-нибудь книгу, то не такая уж большая проблема ее найти и купить'
(ДФГ, Самара).
- 'Раньше все это по талонам было, раньше не достать... А сейчас пошел – ивсе, что тебе нужно, в магазине купил'
(ДФГ, Самара).
- 'И очень большой спектр'
(ДФГ, Москва).
- 'Просто стою и чуть не плачу, почему то, за чем я бегал раньше каждый божий день, сегодня свободно лежит годами'
(эксперт, Смоленск).
- 'Я считаю, что основное достоинство сейчас – это просто потрясающее, колоссальное разнообразие литературы. Я, когда захожу, вспоминаю, что когда у меня была возможность читать, если был бы такой выбор – это была бы фантастика просто. Номенклатура книг, я считаю, на порядок выросла'
(ДФГ, Новосибирск).
В целом же 62% рядовых граждан России и половина опрошенных представителей региональных элит считают, что в настоящее время книг в нашей стране издают больше, чем в советские времена. Противоположного мнения – книг стало издаваться меньше – придерживаются всего 15% участников общероссийского ичетверть участников экспертного опросов. Еще 11% рядовых россиян и около шестой части региональных экспертов полагают, что сейчас объем издаваемой литературы по сравнению с советским периодом не изменился.
Судя по ответам респондентов, сегодня возможность прочесть желаемую книгу связана главным образом с ее покупкой. Так, 68% людей, относящих себя к читателям, книги покупают (в целом по выборке доля 'покупателей' составляет 52%), а среди представителей региональных элит таких – абсолютное большинство. Те, кто приобретает книги, отличаются по степени покупательской активности. Так, почти половину 'покупателей' (43%, или 22% от всех опрошенных) можно назвать активными потребителями книжной продукции – эти люди последний раз приобретали книги менее месяца назад (25%) или менее недели назад (18%). Чаще в этой группе встречаются респонденты с высшим образованием (61%).
Примерно четверть покупателей книг (28% от общего их числа) в приобретениях умеренны – они покупали книги три месяца назад (16%) или полгода назад (12%). В этой группе несколько чаще, чем в среднем, встречаются люди в возрасте от18 до35лет (34%). Чуть менее трети респондентов, приобретающих книги, можно назвать неактивными покупателями – они последний раз книжную покупку год назад или более (7% и 23% соответственно).
Что касается представителей региональных элит, то три четверти из них – активные покупатели книжной продукции: половина экспертов приобретают книги еженедельно, еще четверть – раз в месяц.
Из числа опрошенных 45% книг не покупают. Чаще это, естественно, 'нечитатели'. Однако и среди респондентов, относящих себя к аудитории читателей (45% россияне в целом), книг не покупает каждый третий (32%). Эти люди предпочитают брать книги у друзей изнакомых.
- 'А я не припомню, когда я последний раз покупала книги. Я их читаю – но беру у знакомых, у подруг'
(ДФГ, Самара).
- 'Я тоже беру книги. Я не помню, когда я покупал последний раз'
(ДФГ, Самара).
- 'Я не покупаю книг давно. Если надо, возьму у друзей, и у меня остались книги. У меня мать в 'Науке' работала, так что еще есть запас'
(ДФГ, Новосибирск).
Библиотеками пользуется, судя по всему, небольшая доля наших сограждан.
- '
Модератор: В библиотеки кто-нибудь ходит?
Участница: Нет' (ДФГ, Москва).
- 'Из моих знакомых в библиотеке сейчас мало кто бывает. Это очень много времени занимает. Уникальные вещи можно всегда найти через Интернет или у кого-то попросить, в конце концов'
(эксперт, Красноярск).
Судя по репликам участников фокус-групп, в библиотеки люди ходят в основном не за развлекательной, досуговой литературой, а за профессиональным чтением, учебниками, справочниками:
- '
Модератор: Пользуетесь ли Вы городскими или районными библиотеками?
1-й участник: Областной и в институте.
Модератор: И что Вы там берете, какие книги?
1-й участник: Спецлитературу по психологии.
2-й участник: Я тоже пользуюсь студенческой, институтской. Тоже специальную литературу по химии беру там' (ДФГ, Новосибирск).
- '
Модератор: А вы пользуетесь городскими или районными библиотеками?
1-й участник: Я в основном на работе.
2-й участник: Я тоже на работе.
Модератор: А какие книги Вы там берете?
2-й участник: По специальности, по работе.
3-й участник: То, что помогает в работе, – технические' (ДФГ, Самара).
Кстати, мнения респондентов о том, как за постсоветское время изменилась покупательная способность россиян в области приобретения литературной продукции, разделились: 31% опрошенных считают, что сейчас люди покупают больше книг, а 38% респондентов придерживаются противоположного мнения и полагают, что россияне покупают книг меньше.
- ' Выпускают больше и покупают их больше'
(ДФГ, Самара).
- 'Сейчас меньше покупают'
(ДФГ, Новосибирск).
Еще 15% считают, что сейчас книг покупают столько же, сколько и раньше.
А вот среди представителей региональных элит распределение мнений по этому вопросу совсем иное: две трети опрошенных экспертов считают, что сейчас россияне покупают книг меньше, чем раньше, в советское время.
- 'Я думаю, что возможности меньше, потому что книги стали дорогие... Ценность книг упала, а цена их возросла – это все накладывает отпечаток на покупку книг'
(эксперт, Ижевск).
Противоположного мнения – россияне стали покупать книг больше – придерживаются в два с половиной раза меньше опрошенных представителей региональных элит (четверть), а каждый десятый эксперт считает, что ситуация в этом плане не изменилась. Причем нередко и эксперты, и рядовые граждане, рассуждая о том, увеличился ли уровень покупаемости книг, говорили, что сейчас наши соотечественники стали приобретать больше низкопробной, 'бульварной' литературы – более дешевой в отношении и цены, и качества.
- 'Хорошие книги действительно очень дорогие, а так называемые развлекательные книги, бульварные – их стало больше, и они доступные'
(эксперт, Ижевск).
- 'Издается, да, много книг. Но в основном это бульварные романы. И они, между прочим, дешевле и раскупаются. Классику кто-то, может быть, издает, но цены подорожали, и ее мало кто раскупает'
(ДФГ, Новосибирск).
Что же именно читают россияне? За последние три месяца, по словам респондентов, они чаще всего обращались к популярной массовой литературе – зарубежным (13%) и отечественным детективам (12%), 'женским', любовным романам (12%), 'русскому женскому детективу' (9%), фантастике (7%). Кстати, каждый из этих жанров и типов литературы имеет свою аудиторию. Так, женщины чаще отдают предпочтение любовным романам (21%), а также российскому 'женскому' детективу в стиле А. Марининой, Д. Донцовой, П. Дашковой (13%), тогда как у мужчин подобная литература практически не пользуются популярностью – они предпочитают детективы-'боевики' от Д. Корецкого или В. Доценко (17%). Зарубежные детективы оказались более или менее универсальными – они вравной степени популярны среди представителей всех социально-демографических групп. Интерес к отечественному 'женскому' детективу выше всего среди жителей мегаполисов (14%). Фантастикой чаще интересуются высокообразованные респонденты (14%).
Помимо массовой литературы россияне читают и книги другого рода – хотя и не столь активно. Прежде всего определенным спросом у наших сограждан пользуются книги 'для дела': 9% за последние три месяца читали учебную и справочную литературу, словари, энциклопедии, еще 8% – научную, профессиональную литературу. Книги учебно-справочного характера чаще привлекают социальных оптимистов (15%), молодежь (14%), респондентов с высшим образованием (24%) и жителей мегаполисов (17%). Научную и профессиональную литературу чаще выбирают высокообразованные респонденты (27%) и жители мегаполисов (16%), а также те, чьи доходы превышают средний уровень (14%). Добавим, что для группы высокообразованных респондентов именно литература справочно-делового характера представляет наибольший интерес по сравнению с другими ее жанрами и типами.
Кстати, судя по репликам на ДФГ, внимание к подобной литературе – это своего рода примета времени.
- 'Сейчас больше читаю в основном профессиональной литературы'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Спецлитературу стал читать, а раньше читал художественную, поэзию'
(ДФГ, Самара).
Еще 16% россиян за последние три месяца читали всевозможную 'прикладную' литературу – по хозяйству, приусадебному участку, полезные советы (9%), о красоте, здоровье, психологии (7%).
Книги по истории, исторические романы привлекли за тот же период времени 11% наших сограждан, причем чаще – респондентов с высшим образованием (16%). Еще 6% читали исторические детективы в стиле Б.Акунина, 4% – биографии великих людей, мемуары.
К русской и зарубежной классике за последние три месяца обращались 7% опрошенных (среди респондентов с высшим образованием – 16%), к современной отечественной и зарубежной прозе и поэзии – по 3% опрошенных.
Еще 7% читали книги для детей (в том числе детям), причем чаще это люди ввозрасте до 35 лет, т.е. те, у кого есть маленькие дети. Наконец, по 5% россиян составили читательскую аудиторию общественно-политической литературы ипублицистики, а также религиозных книг.
А вот книжные предпочтения представителей региональных элит разительно отличаются от выбора рядовых граждан. На первом месте у экспертов (три четверти ответов) стоит профессиональное чтение – справочная литература и учебные пособия, общественно-политические, научные, профессиональные издания, историческая литература. Немало внимания представители региональных элит уделяют и досуговому, непрофессиональному чтению, однако и здесь их выбор существенно отличается от 'среднероссийского'. Так, в круг чтения примерно половины из них входят классическая исовременная русская и зарубежная литература, поэзия, мемуары. Кроме того, около половины экспертов читают детские книги (втом числе детям). А вот детективы, исторические детективы и фантастика привлекают их значительно реже и упоминаются менее чем в трети ответов. Примерно такая же доля экспертов читает религиозные книги и книги по домашнему хозяйству. Судя по результатам опроса, в круг постоянного чтения наших экспертов за последние три месяца любовные и эротические романы, 'русский женский детектив' и отечественные 'крутые' боевики не входят.
В целом же, как показал проведенный опрос, две трети населения по-прежнему сохраняют привычку к чтению, воспринимая книгу как один из главных источников информации, образования, развития и развлечения, хотя в последние годы в этом плане с книгами весьма активно конкурируют другие информационные источники – СМИ, компьютер, Интернет.
Высокоресурсные, хорошо адаптированные и оптимистически смотрящие на жизнь люди составляют костяк современной читательской аудитории в России, вто время как наименее приспособленные к современной ситуации слои гораздо реже обращаются к книгам. Приобщению к чтению препятствуют и субъективные, и объективные факторы, начиная от невключенности книги в систему ценностей респондентов и заканчивая недостатком возможностей – временных, финансовых, физических.
Ситуация с выбором книг в постсоветское время, по мнению россиян, изменилась к лучшему – книг стали издавать больше, ассортимент их стал шире. Однако в то же время увеличилось количество низкопробной, некачественной литературы. Стали ли россияне покупать книг больше, респонденты неуверены. Однако, судя по данным опроса, половина россиян книги покупает (около четверти 'покупателей' приобрели книгу не более месяца назад).
Лидером читательских предпочтений россиян остается популярная массовая литература – детективы, боевики, 'женские романы'. Несколько меньшим спросом пользуется литература справочно-делового характера. Определенный интерес для широкой публики представляют книги по истории и исторические романы. Авот русская и зарубежная классическая и современная литература, наряду собщественно-политической и религиозной, востребована сегодня гораздо меньше.
|