Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/hist_ro/rev_war/o839001




О ЗАХОРОНЕНИИ ТЕЛА ЛЕНИНА

19.07.1998 [отчет] [ Кертман Г.Л. ]






В течение последнего года отношение российских граждан к перспективе захоронения тела Ленина претерпело существенные изменения: если в июле 1997 г. эту идею поддерживали 42% опрошенных, и не поддерживали – 44%, то сейчас доля ее сторонников возросла до 55%, а доля противников сократилась до 34% респондентов.

Вопрос: "Сейчас в обществе обсуждается вопрос о захоронении тела В.И.Ленина. А Вы лично – за захоронение или против?"

 ВсеПолВозрастОбразование
муж.жен.18-35 лет36-50 летстарше 50 летнеполное среднеесреднее среднее спец.высшее
за55535863584544585665
против34363224324544313327
затр. ответить1111111210101311118


За это предложение сегодня высказывается подавляющее большинство молодых и высокообразованных россиян; среди сравнительно пожилых и малообразованных практически одинаковое количество противников и сторонников. Существенное влияние на позиции респондентов по этому вопросу оказывают, конечно, их политические предпочтения: противники захоронения заметно преобладают среди приверженцев Г.Зюганова; в электоратах других потенциальных кандидатов на президентский пост они составляют меньшинство, но среди приверженцев А.Лебедя и В.Жириновского – весьма внушительное

Вопрос: "Сейчас в обществе обсуждается вопрос о захоронении тела В.И.Ленина. А Вы лично – за захоронение или против?"

 ВсеСреди электоратов
ЖириновскогоЗюганова ЛебедяЛужковаНемцоваЧерномырдинаЯвлинского
за5550375564607065
против3443543626302524
затр. ответить117971010511


Особого внимания заслуживают мотивы как сторонников, так и противников погребения. Если год назад необходимость такого шага обосновывали "христианскими традициями" 23% опрошенных, то сейчас – 36%, тогда как доля респондентов, поддерживающих идею захоронения по иным причинам, не изменилась.

Едва ли это означает, что рост популярности данной идеи всецело объясняется "религиозным возрождением": если бы этот процесс в течение последнего года развивался столь бурными темпами, его признаки обнаруживались бы, очевидно, в различных сферах общественной жизни. Скорее можно предположить, что на суждения значительной части наших сограждан повлияла эпопея с захоронением царских останков, в ходе которой, кстати, к христианским традициям, требующим погребения усопших, чаще апеллировали представители светских властей и комментаторы СМИ, чем церковные иерархи.

Вопрос: "Если Вы считаете, что необходимо захоронить тело В.И.Ленина, то почему Вы так думаете?"

 Июль 1997 г.Июль 1998 г.ПолВозрастОбразование
мужжен18-35 летстарше 50 летнеполное среднеевысшее
я против захоронения4434363224454427
этого требуют христианские традиции2336304040292947
нельзя нарушать волю усопшего (т.е. завещание)89989987
ему не место в Мавзолее, потому что с его именем связаны беды и страдания нашего народа, массовый террор34535353
Красная площадь - не место для могил54546324
по другим соображениям33424342


Но тот факт, что около двух третей респондентов, высказывающихся в пользу захоронения, ссылаются на "христианские традиции", принципиально важен, независимо от глубины и искренности религиозных чувств опрошенных. Он свидетельствует о том, что большинство сторонников этого шага не склонны видеть в нем политическую акцию антикоммунистического свойства, призванную восстановить историческую справедливость. Они высказываются за устранение некоей культурно-исторической аномалии и воспринимают захоронение тела Ленина скорее как акт милосердия, чем как акт мести, символического "наказания" российского коммунизма. Причем показательно, что представители тех социально-демографических групп, которые наиболее решительно поддерживают это предложение (женщины, молодежь, высокообразованные россияне), особенно охотно апеллируют к "христианским традициям". Иная аргументация используется ими не чаще, чем прочими респондентами. Это, по-видимому, означает, что позитивное отношение к идее захоронения преобладает в этих группах не из-за каких-либо особенностей их политических взглядов и не из-за особой религиозности. Дело скорее в том, что женщины, молодежь, люди с высшим образованием в большей мере, нежели мужчины, сравнительно пожилые и малообразованные россияне, способны абстрагироваться от идеологического и политического контекста проблемы захоронения тела Ленина, увидеть ее в культурно-историческом измерении.

Респонденты, ссылающиеся на "волю усопшего", занимают в этом отношении сходную позицию: на первом плане для них – не идейно-политический, а нравственно-правовой аспект проблемы.

Таким образом, не более 8% россиян считают захоронение Ленина необходимым в силу тех или иных идейно-политических мотивов. Не более – но, возможно, менее, ибо утверждение "Красная площадь – не место для могил" может интерпретироваться по-разному, и респондент, выбирающий данный вариант ответа, вовсе не обязательно руководствуется стремлением "свести счеты" с коммунистическим наследием.

Вопрос: "Если Вы против захоронения, то почему Вы так думаете?"

 Июль 1997 г.Июль 1998 г.ВозрастОбразование
18-35 летстарше 50 летнеполное среднеевысшее
я не против захоронения425258414256
В.И.Ленин - великий исторический деятель, и его телу место в Мавзолее78512107
имя В.И.Ленина свято для многих граждан нашей страны, поэтому его тело нужно оставить в Мавзолее77412104
эта акция усилит социальный и нравственный раскол в обществе322332
тело В.И.Ленина в Мавзолее - это символ советского периода нашей истории, памятник эпохи17108121311
сейчас не время этим заниматься, есть много более важных дел865664
по другим соображениям222330


Обратим внимание на то, что при более жесткой постановке вопроса ("Если Вы против захоронения, то почему Вы так думаете?") общее число сторонников сократилось на 3%. Особенно заметно сокращение в группах, наиболее активно заявивших о своей поддержке идеи захоронения тела Ленина при ответе на прямой вопрос: на 5% среди молодежи и на 9% - среди респондентов с высшим образованием. Это свидетельствует о подвижности общественного мнения по данному вопросу - судя по всему, оно воспроизводит позиции, декларируемые СМИ. Заметим, что эти декларации, по-видимому, отразились и в лидировании "христианских традиций" среди мотивов необходимости захоронения.

Мотивы противников захоронения тоже достаточно разнообразны, но "идейно-политическая" составляющая здесь значительно заметнее. Доля респондентов, считающих этот шаг нецелесообразным, поскольку он "усилит раскол в обществе", либо полагающих, что "есть много более важных дел", невелика. Заметно сократилась доля опрошенных, видящих в пребывании Ленина в Мавзолее "памятник эпохи". Следует отметить, что эта позиция не предполагает прокоммунистической ориентации, и большинство разделяющих ее не испытывают священного трепета перед делом и телом Ленина. Как явствует из приведенных данных, она пользуется довольно значительной поддержкой среди молодежи и высокообразованных респондентов, которые в наименьшей мере склонны симпатизировать коммунистическим идеям. Кроме того, сторонники этой точки зрения почти пропорционально представлены в электоратах всех потенциальных претендентов на президентский пост – от Г.Зюганова (13%) до Б.Немцова (10%). И это вполне объяснимо: тело Ленина в Мавзолее действительно является символом советской эпохи, и многие люди самых разных политических ориентаций, не довольные хроническим "беспамятством" отечественных властей, рассматривают предполагаемое захоронение Ленина в одном ряду с такими событиями нашей давней и недавней истории, как переименование городов и улиц, снос храмов и памятников и т.д.

Итак, за последний год доля россиян, возражающих против захоронения Ленина по неполитическим соображениям, заметно сократилась. Многие из них пересмотрели свою позицию, и сейчас, очевидно, выступают за погребение исходя из требований "христианской традиции" (Следует признать, что между установкой на сохранение тела Ленина в Мавзолее из уважения к исторической памяти и установкой на его погребение из уважения к христианской традиции нет непроходимой пропасти; в ценностно-нормативном плане эти установки, напротив, весьма близки).

Но доля тех, кто выступает против захоронения, аргументируя свою позицию "величием" Ленина и "святостью" его имени, осталась неизменной. Респонденты, занимающие такую позицию, склонны в большинстве своем воспринимать предложения о погребении Ленина как кощунственные. Стоит отметить, что эти аргументы в 2-3 раза чаще используют пожилые и малообразованные респонденты, чем молодые и высокообразованные. Кстати, среди сторонников Г.Зюганова они вдвое более популярны, чем среди опрошенных в целом: на "величие" Ленина ссылаются 15%, на "святость" его имени – 13% приверженцев лидера КПРФ.

ВЫВОДЫ
  1. Таким образом, можно констатировать, что хотя сторонников захоронения Ленина сегодня примерно в полтора раза больше, чем противников, среди российских граждан, рассматривающих эту проблему в идейно-политическом ракурсе, преобладают вторые. Из этого следует, что в случае конфронтации по этому вопросу власти и оппозиции последняя может рассчитывать на более сплоченную и энергичную поддержку своих сторонников. Более того, многие из тех, кто сегодня высказывается за погребение, ссылаясь на "христианские традиции", скорее всего, были бы возмущены самим фактом превращения этой проблемы в предмет политического, "партийного" противостояния. А убедить наших сограждан в том, что власть, выступая с той или иной инициативой, руководствуется не политическими соображениями, – задача, мягко говоря, трудновыполнимая.

  2. Поскольку основным аргументом в пользу погребения Ленина для большинства сторонников этой идеи является необходимость следовать "христианским традициям", критическое значение в этом вопросе приобретает позиция церкви. Если церковные иерархи не выскажутся по этому вопросу абсолютно недвусмысленно, любые "светские" инициаторы такого погребения рискуют оказаться в крайне сложном положении. Иное дело – если бы инициатива исходила от РПЦ, а власть "держала паузу", взвешивая (более или менее публично) возможные последствия такого шага для социальной и политической стабильности общества. В этом случае необходимые политические и психологические предпосылки для его проведения могли бы созреть, вероятно, довольно быстро.