Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/home_fam/d080124




Раздельное обучение в школах: преимущества и недостатки

10.01.2008 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 декабря 2007 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Идея раздельного обучения в средней школе мальчиков и девочек большинству россиян не нравится. Лишь примерно десятая часть наших сограждан (9%) считают, что система, при которой мальчики учатся отдельно от девочек, имеет больше преимуществ, чем преобладающая сегодня система совместного обучения. Три четверти россиян (76%) убеждены в обратном: они полагают, что лучше, когда мальчики и девочки учатся вместе (15% не имеют определенного мнения на этот счет). Наличие/отсутствие у респондента детей или близких родственников школьного возраста на позицию по данному вопросу существенного влияния не оказывает.

Примерно в такой же пропорции разделись и мнения по поводу того, стоит ли в России увеличивать число школ с раздельным обучением: 72% высказались против этого, 11% – за, 17% затруднились с ответом. Чаще всего предложение развивать систему раздельного обучения поддерживают жители мегаполисов (18% среди них).

Большинство респондентов, имеющих детей, внуков или других близких родственников-школьников, хотели бы, чтобы их ребенок учился в классе, где есть и мальчики, и девочки (83% в данной группе, или 39% по выборке в целом), и только 11% (или 5% по выборке) предпочли бы для своего ребенка раздельное обучение.

Сторонников совместного обучения попросили пояснить их позицию (вопрос был задан в открытой форме).

Чаще всего эти респонденты говорили о том, что дети в таких классах приобретают необходимые навыки общения (30%), "…лучше познают друг друга" (9%). В результате дети лучше адаптируются к жизни ("жизнь так устроена – парами" – 5%), усваивают нормы общения с противоположным полом ("взаимопонимание полов развивается" – 12%). По мнению некоторых респондентов, неизбежная в условиях совместного обучения школьная первая любовь – это хорошо, и ее стоит только приветствовать ("стараются быть лучше друг перед другом"; "у девочек лучше проявляется женственность, а у мальчиков – качества мужчин" – 2%).

Наряду с темой взаимоотношения полов в ответах респондентов часто возникала тема положительного влияния совместного обучения на учебный процесс. Нередко звучала мысль, что в совместной школе дети "быстрее развиваются" и что это "дает стимул к хорошей учебе" (7%). Кто-то полагает, что ведущая роль здесь принадлежит девочкам: "девочки дисциплинируют мальчиков"; "девочки лучше учатся, мальчики тянутся за ними"; "девочки поумней, они подсказывают мальчикам" (1%). По мнению 4% респондентов, вместе учиться "веселее, интереснее"; столько же участников опроса просто не представляют себе, как может быть иначе ("всегда так было"; "и мы учились вместе"; "не знаю, так привычнее" – 4%). Заметим, что подавляющее большинство опрошенных (96%) сами учились в школах совместного обучения.

Сторонники раздельного обучения, мотивируя свою позицию (им также задавался соответствующий открытый вопрос), чаще всего говорили, что при таком обучении дети будут меньше смотреть друг на друга и "больше времени… уделять учебе" (5%). Некоторые (3%) полагают, что в этом случае в школе будет "более строгая дисциплина", "больше порядка…", "меньше конфликтов", "меньше шума". Еще один аргумент в пользу раздельного обучения – возможность профильного обучения, отвечающего возможностям и наклонностям мальчиков и девочек: "для мальчиков можно вводить предметы подготовки к армии, а девочкам – больше уроков шитья, вязания, кулинарии" (4%). Были и те, кто обращал внимание на воспитательные аспекты. Так, по мнению 4% респондентов, мальчиков и девочек следует не только учить, но и воспитывать по-разному; при раздельном обучении, говорили они, "можно обратить больше внимания на воспитание женских качеств или, наоборот, мужских" и т. п. На взгляд некоторых, мальчики и девочки, не находясь в постоянном контакте, "лучше будут относиться друг к другу" (2%), будут расти "в большей целомудренности" (3%).

Ирина Шмерлина



Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?

Как Вы считаете, у какой системы обучения больше достоинств - у совместной или у раздельной?

население в целом

дети, учащиеся в школе…

 

… есть

…нет

Как Вы думаете, нужно или не нужно сегодня увеличивать число школ с раздельным обучением мальчиков и девочек?

население в целом

дети, учащиеся в школе…

 

… есть

…нет

Скажите, пожалуйста, Вы бы хотели, чтобы Ваш ребенок учился в школе с раздельным или совместным обучением мальчиков и девочек? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе, - 47% от всех опрошенных.)

Скажите, пожалуйста, Вы учились в школе по совместной, по раздельной или и по совместной, и по раздельной системе обучения мальчиков и девочек?

До середины 1950-х годов в России мальчики учились отдельно от девочек. Сегодня в России в большинстве общеобразовательных средних школ мальчики и девочки учатся вместе. Поговорим о достоинствах первой и второй систем обучения. Как Вы считаете, в чем состоят основные достоинства совместного обучения мальчиков и девочек? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
У детей расширяются возможности общения, развивается коммуникабельность, мальчики и девочки перестают стесняться друг друга30
"Более контактные"; "больше навыков общения"; "больше взаимоотношений друг с другом"; "взаимное общение, обмен эмоциями"; "вместе учатся, вместе общаются между собой"; "дети общаются в едином коллективе"; "друг с другом общаются"; "более раскрепощены"; "не стесняются друг друга"; "они не дичатся друг друга"; "у детей меньше комплексов по отношению друг к другу"; "учатся не бояться противоположного пола".
Прививаются культура общения, уважительные отношения между мальчиками и девочками12
"Адекватные отношения разных полов"; "взаимопонимание полов развивается"; "взаимоуважение"; "воспитание отношений друг к другу"; "дети общаются на равных"; "еще в детстве учатся уважать друг друга"; "класс более сдержанный, культурный, дисциплина"; "нормальные взаимоотношения полов, уважительное отношение к девочкам".
Мальчики и девочки лучше узнают друг друга, учатся дружить друг с другом9
"Больше друг о друге знают"; "девочки и мальчики лучше познают друг друга"; "дети дружнее, больше взаимопонимания"; "дети приучаются лучше понимать друг друга"; "должны же мальчики что-то знать про девочек, а девочки – про мальчиков"; "дружба развивается"; "они лучше привыкают, лучше познают противоположный пол".
Это дает возможности для более разностороннего, гармоничного развития7
"Быстрее развиваются"; "вместе растут, гармонично развиваются"; "всестороннее развитие"; "дает стимул к хорошей учебе"; "для развития лучше"; "дополняют друг друга"; "друг другу помогают в учебе"; "иначе негармоничное развитие".
Дети лучше адаптируются к жизни5
"В жизни мужчины и женщины живут вместе, а где им учиться, как не в школе?"; "в обычной жизни мы живем все вместе"; "жизнь так устроена, парами"; "легче потом вливаться в коллектив"; "лучшая адаптация в дальнейшем"; "потом в коллективе проще работать этим выросшим детям".
Совместное обучение лучше, так привычнее4
"В этом нет ничего плохого"; "всегда так было"; "и мы учились вместе"; "не знаю, так привычнее"; "нет вреда"; "нет, так проще"; "ничего плохого в этом нет"; "привыкли все"; "совместное обучение – хорошо".
Вместе интереснее, веселее4
"Веселее, интереснее"; "вместе лучше, веселей"; "интересней общаться"; "общий круг интересов воспитывается"; "разнополым детям интереснее"; "расширяется круг интересов".
У детей появляется интерес к противоположному полу, возникает первая любовь2
"Возникает первая любовь, мальчики могут дергать девочек за косички"; "демографическая ситуация повышается"; "первая любовь наступает в школе"; "стараются хорошо выглядеть, понравиться друг другу"; "стараются быть лучше друг перед другом"; "у девочек лучше проявляется женственность, а у мальчиков – качества мужчин".
Девочки могут помочь мальчикам, мальчики тянутся за ними1
"Девочки дисциплинируют мальчиков"; "девочки лучше учатся, мальчики тянутся за ними"; "девочки поумней, они подсказывают мальчикам"; "девочки умнее и мальчикам помогают"; "сейчас даже армия состоит из мужчин и женщин, девочки положительно влияют на мальчишек"; "у девочек списывать можно".
Другое<1
"Больше альтернатив у обоих полов"; "все равны"; "равноправное воспитание".
Затрудняюсь ответить, нет ответа35


Как Вы считаете, в чем состоят основные достоинства раздельного обучения мальчиков и девочек? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Больше внимания к учебе, дети будут меньше отвлекаться друг на друга5
"Более углубленное изучение предметов"; "больше внимания на учебу, девочки не будут отвлекать от учебы"; "больше времени будут уделять учебе"; "девочки и мальчики не смотрят друг на друга, а только учатся"; "мальчики не будут отвлекаться на девочек"; "меньше будут отвлекаться, больше склоняться к учебе".
Больше возможностей для разного подхода к воспитанию мальчиков и девочек4
"Возможно более строгое воспитание девочек"; "девочек воспитывать лучше и мальчиков – как мужчин"; "к мальчикам – мужской подход"; "мальчиков нужно воспитывать по другой системе"; "можно обратить больше внимания на воспитание женских качеств или, наоборот, мужских".
Больше возможностей преподавать специальные предметы для мальчиков и для девочек4
"Больше специального образования, для мальчиков – физкультуры, трудовых навыков, для девочек – домоводство, как вести хозяйство"; "девочек можно учить чисто женским предметам, а мальчиков должны тогда обучать мужчины"; "для военных специальностей, для чисто мужских профессий"; "для мальчиков можно вводить предметы подготовки к армии, а девочкам – больше уроков шитья, вязания, кулинарии"; "другие предметы, отдельно для мальчиков – более мужские, девочкам – домашнее хозяйство".
Больше порядка, дисциплины3
"Более строгая дисциплина"; "больше порядка в школах"; "меньше будут негативно друг на друга влиять"; "меньше конфликтов"; "меньше шума".
Больше нравственности, целомудренности, скромности, меньше разврата3
"Более чистые мысли"; "в большей целомудренности"; "в нравственном плане"; "меньше внимания сексу"; "меньше любви"; "меньше соблазна"; "нет разврата"; "меньше распущенности"; "нет такой распущенности"; "скромнее будут".
Развиваются более уважительные отношения между мальчиками и девочками2
"Более уважают девочек"; "больше уважения между мальчиками и девочками"; "возможно, будут относиться более уважительно к другому полу"; "лучше будут относиться друг к другу"; "мальчики будут относиться к девочкам как к дамам"; "уважать будут больше девочек мальчишки".
Другое1
"В классе будет меньше народу, было, допустим 20, а будет 12"; "из-за различной физиологии"; "кому не позволяет религия обучаться совместно"; "меньше стесняться будут"; "незакомплексованность".
Раздельное обучение – это неправильно, в этом нет ничего хорошего10
"Достоинств не вижу"; "думаю, это ни к чему"; "не вижу необходимости в этом"; "недопустимо"; "нет преимуществ"; "это искусственно"; "я против".
Затрудняюсь ответить, нет ответа69

Приложение. Таблицы

Примерно до 1950-х годов в России мальчики учились отдельно от девочек. Сегодня в России в большинстве общеобразовательных средних школ мальчики и девочки учатся вместе. Поговорим о достоинствах первой и второй систем обучения.


Как Вы считаете, у какой системы обучения больше достоинств - у совместной или у раздельной?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 73 18 6 46 54 35 38 27 12 36 33 19 17 28 27 8 13 17 37 26 20
у совместной 76 76 76 71 77 75 78 80 67 65 76 78 78 76 72 76 76 72 74 77 76 78
у раздельной 9 9 9 9 8 10 10 7 11 9 7 9 11 7 11 10 9 11 11 8 7 12
затрудняюсь ответить 15 15 15 20 15 16 12 13 22 26 17 13 10 17 17 14 14 16 14 15 17 10

* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".


Как Вы думаете, нужно или не нужно сегодня увеличивать число школ с раздельным обучением мальчиков и девочек?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 73 18 6 46 54 35 38 27 12 36 33 19 17 28 27 8 13 17 37 26 20
нужно 11 11 12 12 9 12 11 10 12 9 10 10 14 11 12 12 10 18 13 9 8 14
не нужно 72 72 76 70 74 71 76 75 63 62 72 75 74 71 69 75 74 69 73 73 73 74
затрудняюсь ответить 17 18 13 18 17 17 12 15 25 29 18 14 12 18 18 13 16 14 14 18 19 12

Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 73 18 6 46 54 35 38 27 12 36 33 19 17 28 27 8 13 17 37 26 20
есть 47 48 46 43 43 51 41 51 51 47 45 51 45 60 48 45 45 40 51 44 55 37
нет 52 51 54 57 56 48 59 48 48 53 55 48 54 39 52 55 52 60 49 55 45 62
затрудняюсь ответить 1 1 0 0 1 0 0 1 1 1 0 1 1 1 0 0 3 0 0 0 1 0

Скажите, пожалуйста, Вы бы хотели, чтобы Ваш ребенок учился в школе с раздельным или совместным обучением мальчиков и девочек? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе, - 47% от всех опрошенных.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 73 18 6 46 54 35 38 27 12 36 33 19 17 28 27 8 13 17 37 26 20
с совместным 39 40 36 37 37 41 35 43 39 36 38 43 37 51 38 38 37 32 42 36 47 29
с раздельным 5 5 5 3 4 6 5 4 6 5 4 4 6 4 6 5 7 5 8 3 4 7
затрудняюсь ответить 3 3 4 3 2 4 2 3 6 6 3 4 2 4 5 2 1 4 1 5 4 2

Скажите, пожалуйста, Вы учились в школе по совместной, по раздельной или и по совместной, и по раздельной системе обучения мальчиков и девочек?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 73 18 6 46 54 35 38 27 12 36 33 19 17 28 27 8 13 17 37 26 20
я не учился(-ась) в школе 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 0 0 0 1 1 1 0 0 1 1 0
по совместной 96 97 95 95 97 96 99 98 90 94 97 96 97 98 94 97 94 95 97 97 96 98
по раздельной 1 1 1 2 1 2 0 0 4 1 1 2 1 1 3 1 2 1 2 1 1 0
и по совместной, и по раздельной 2 1 3 1 1 2 0 0 5 2 1 2 2 1 3 1 3 4 1 1 1 1
затрудняюсь ответить 0 0 0 1 0 0 0 0 1 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0