|
Общероссийский опрос молодежи, репрезентирующий население страны в возрасте от 14 до 30 лет, проводился 18-23 июля 2002 года в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России... Источник данных. Пояснения.
ЕСТЬ ТРАДИЦИОННОЕ ДЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА ПОКОЛЕНИЯ - МОЛОДЕЖЬ, СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ И СТАРШИЙ ВОЗРАСТ. С КАКОГО ВОЗРАСТА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ОТНЕСТИ К МОЛОДЕЖИ?
КОГДА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, МОЛОДЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ КОНЧАЕТСЯ И НАСТУПАЕТ СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ?
А КОГДА, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ И ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ОТНЕСТИ К СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ?
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ВЗРОСЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?
С КАКИМ ИЗ ДВУХ СУЖДЕНИЙ ВЫ СОГЛАСНЫ: "В МИРЕ ЛЮДЕЙ, СРЕДИ КОТОРЫХ Я ЖИВУ, Я МОГУ РАССЧИТЫВАТЬ НА ПОДДЕРЖКУ И ПОНИМАНИЕ" ИЛИ "В МИРЕ ЛЮДЕЙ, СРЕДИ КОТОРЫХ Я ЖИВУ, Я НЕ МОГУ РАССЧИТЫВАТЬ НА ПОДДЕРЖКУ И ПОНИМАНИЕ"?
СРЕДИ ЛЮДЕЙ, С КОТОРЫМИ НАС СВОДИТ ЖИЗНЬ, ВСТРЕЧАЮТСЯ ТЕ, КОМУ МЫ ДОВЕРЯЕМ, С КЕМ ЛЕГКО НАХОДИМ ОБЩИЙ ЯЗЫК, С КЕМ СВЯЗЫВАЮТ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ. ГОВОРЯ О НИХ, ЛЕГКО ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО "МЫ". ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ СВЕРСТНИКОВ ТЕ, О КОМ МОЖНО СКАЗАТЬ: "ЭТО "МЫ"?
СРЕДИ ТЕХ, С КЕМ НАС СВОДИТ ЖИЗНЬ, ВСТРЕЧАЮТСЯ ЛЮДИ, К КОТОРЫМ МЫ ОТНОСИМСЯ С НЕДОВЕРИЕМ, НЕПРИЯЗНЕННО, С КОТОРЫМИ МЫ НЕ НАХОДИМ ОБЩЕГО ЯЗЫКА И ОБЩИХ ИНТЕРЕСОВ. СРЕДИ ВАШИХ СВЕРСТНИКОВ ЕСТЬ ТАКИЕ ЛЮДИ ИЛИ ТАКИХ ЛЮДЕЙ НЕТ?
ЗАРАБАТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕНЬГИ, И ЕСЛИ ДА, ТО ЗАРАБАТЫВАЕТЕ ПОСТОЯННО ИЛИ ЭПИЗОДИЧЕСКИ, ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ?
ПРИМЕРНО КАКУЮ СУММУ ДЕНЕГ ЗА МЕСЯЦ ВЫ ИМЕЕТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ТРАТИТЬ ПО СОБСТВЕННОМУ УСМОТРЕНИЮ?
ВЫ ЖИВЕТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ ОТДЕЛЬНО ОТ РОДИТЕЛЕЙ?
ЕСТЬ ЛИ У ВАС РОДНЫЕ БРАТЬЯ ИЛИ СЕСТРЫ?
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЗАКОНЧИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В СВОБОДНОЙ ФОРМЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: "МОЛОДЁЖЬ В НАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ДЕЛИТСЯ НА..."
Суждения респондентов
Личные качества и стиль жизни |
|
25 |
Нормальные против пьяниц, алкоголиков и наркоманов |
12 |
- Пьющих и непьющих"; "нормальных и пьющих"; "алкоголиков и трезвых, нормальных людей"; "наркоманов и не наркоманов"; "наркоманов и нормальных"; "наркоманы, любители выпить и нормальная молодежь".
|
|
Умные (против дураков) |
5 |
|
Умные и тупые"; "умные и глупые"; "на дураков и умных"; "умных и не очень".
|
|
|
Целеустремленные, определившиеся в жизни против не определившихся, живущих сегодняшним днем |
4 |
|
|
|
|
Самостоятельные и несамостоятельные |
2 |
|
Самостоятельных и маменькиных сынков"; "на зависимых от родителей и независимых"; "самостоятельных и нет".
|
|
|
Активные (против пассивных) |
1 |
|
|
|
|
Коммуникативные характеристики: веселые, общительные, интересные против безразличных и озлобленных |
1 |
|
Общительные и необщительные"; "интересные и нет"; "веселую и нет".
|
|
|
Отношение к жизни: оптимисты и пессимисты, счастливые и несчастливые |
<1 |
|
Оптимистов и пессимистов".
|
|
|
|
|
|
Труд и доход |
|
22 |
Работающие – не работающие |
9 |
|
Занятых и незанятых"; "работающие и неработающие"; "работающие и безработные"; "одни работают, а другие не находят работу".
|
|
|
Бедные и богатые, благополучные и неблагополучные, удачливые и неудачники |
7 |
|
Удачников и неудачников"; "бедные и богатые"; "благополучные и не очень".
|
|
|
Трудолюбивые против лодырей, тунеядцев |
6 |
|
Трудяги"; "работящие и трутни"; "на тех, кто работает, и тех, кто на шее сидит".
|
|
|
Без определенных занятий (против нормальных) |
3 |
|
Неприкаянные, летуны всякие"; "трудолюбивых и праздно болтающихся"; "маятные".
|
|
|
|
|
|
Нравственные основания |
|
12 |
Хорошие и плохие, люди и нелюди, добрые и злые |
8 |
|
Хороших и плохих"; "добрые и обозленные"; "люди и нелюди"..
|
|
|
Воспитанные и культурные против невоспитанных и бескультурных |
2 |
|
Воспитанную и нет"; "некультурные и культурные".
|
|
|
Честные, порядочные, совестливые |
1 |
|
Порядочная и непорядочная"; "совестливая и бессовестная"; "честная и бесчестная".
|
|
|
Ответственные и серьезные против легкомысленных и безответственных |
1 |
|
Легкомысленные и собранные, серьёзные"; "безответственные и ответственные"; "сознательную и несознательную".
|
|
|
|
|
|
Социокультурные общности |
|
8 |
Группы, группировки, компании |
3 |
|
Группы"; "группировки".
|
|
|
"Сетевые" сообщества по интересам (репперы, байкеры, неформалы, религиозные группы) |
1 |
|
Рокеры и спортсмены"; "неформалы"; "панки, металлисты, рокеры, скинхеды".
|
|
|
Современные, "продвинутые" |
1 |
|
Бездари и модные"; "модные и немодные"; "продвинутые". |
|
|
Спортсмены |
1 |
|
Те, которые занимаются спортом, и нет"; "спортивные"; "спортсменов и дохсменов".
|
|
|
"Крутые" |
1 |
|
Крутые и некрутые".
|
|
|
|
|
|
Профессиональные основания |
|
8 |
Учащиеся (студенты, школьники) |
7 |
|
Учащуюся и не учащуюся"; "студенты и школьники"; "студенты – не студенты".
|
|
|
Работающие в разных отраслях |
1 |
|
Просто работающую и по конкретной специальности".
|
|
|
Интеллектуальный труд, престижные, элитные профессии |
1 |
|
|
|
|
Идущие в армию, служившие и не служившие |
<1 |
|
|
|
|
|
|
|
Социально-демографические и внешние признаки |
|
5 |
Возрастное деление |
2 |
|
Старших и младших"; "детей и уже повзрослевших детей"; "очень молодых и не очень"; "до 18 лет и старше".
|
|
|
Пол |
2 |
|
Девочек и мальчиков" "мужчин и женщин"; "на девушек и парней".
|
|
|
Внешние признаки: сильные и слабые, красивые и некрасивые |
1 |
|
Красивых и некрасивых"; "сильных и слабаков".
|
|
|
Семейные и не имеющие семьи |
<1 |
|
Женатых и неженатых".
|
|
|
Национальность |
<1 |
|
|
|
|
|
|
|
Социальная структура |
|
4 |
Образованные и не имеющие образования |
3 |
|
Заботятся о получении образования"; "хотят получить образование"; "хотят и не хотят учиться".
|
|
|
Безработные |
2 |
|
|
|
|
Разные социальные классы, слои |
1 |
|
|
|
|
Рабочие, колхозники |
1 |
|
|
|
|
Интеллигенция |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Отношение к обществу и закону (асоциальные элементы против нормальных) |
|
4 |
Хулиганы, шпана, отморозки |
3 |
|
Отморозков и нормальных"; "хулиганы"; "шпана".
|
|
|
Отношение к закону (преступники, бандиты, криминал, судимые и несудимые) |
1 |
|
Судимых и несудимых"; "половина работает в милиции, половина отсидели".
|
|
|
|
|
|
Положение в структуре города |
|
1 |
Коренные и приезжие, проживающие в разных районах города |
1 |
|
Городских и с района"; "иногородние".
|
|
|
Бомжи, бездомные, беспризорные |
<1 |
|
|
|
|
|
|
|
Субъективные основания ("свои" против "чужих") |
|
1 |
На моих друзей и недругов"; "на своих и чужих"; "наши и не наши". |
|
|
|
|
|
Деления нет |
|
4 |
Молодежи мало – не поделить"; "сейчас все одинаковые"; "не делится – все сидим без работы"; "по-моему деления нет: все друг друга знают, так как город маленький".
|
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
25 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЗАКОНЧИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В СВОБОДНОЙ ФОРМЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: "Я СТАРАЮСЬ НЕ ПОРТИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ТЕМИ, КТО..."
Суждения респондентов
Положительные чувства субъекта |
|
32 |
Кто дорог, близок |
23 |
|
Дорог и близок мне"; "близок дороже всех"; "кто мне дороже всего"; "для меня дорог".
|
|
|
Кто мне нравится |
4 |
|
Кто мне нравится"; "кто мне нравится и симпатичен".
|
|
|
Кого люблю |
2 |
|
Кого я люблю".
|
|
|
Кого уважаю |
2 |
|
Кого я уважаю"; "кто достоин уважения".
|
|
|
Кто интересен |
2 |
|
Интересен в общении"; "кто мне интересен".
|
|
|
|
|
|
Тип связи |
|
29 |
Дружба |
18 |
|
В дружбе со мной"; "друг"; "дружит со мной"; "с друзьями детства".
|
|
|
Семейно-родственные связи |
9 |
|
С родителями"; "родственниками и родителями". |
|
|
Окружение объекта |
5 |
|
Вокруг меня".
|
|
|
Дело, работа |
3 |
|
Работает со мной"; "имеет со мной какие-то дела".
|
|
|
Вынужденные связи |
2 |
|
Живет вместе со мной"; "живет со мной рядом".
|
|
|
|
|
|
Доброжелательное поведение партнёра |
|
19 |
Хорошо относится |
13 |
|
Кто относится ко мне хорошо"; "дружелюбно относится ко мне"; "хорошо ко мне относится"; "делает для меня что-то хорошее"; "меня любит и уважает"; "любит меня"; "кто меня уважает".
|
|
|
Доброжелателен, помогает, заботится |
4 |
|
Помогает мне жить"; "помогает мне в этой жизни"; "понимает меня"; "ко мне добры и внимательны".
|
|
|
Не портит отношений со мной, не вредит |
3 |
|
Кто не портит отношения со мной"; "делали мне добро"; "кто не старается портить отношения со мной"; "не причиняет мне зла".
|
|
|
|
|
|
Потребность субъекта в партнёре или зависимость от него |
|
12 |
Кто мне нужен |
6 |
|
Кто мне нужен"; "кто мне еще понадобиться"; "нужен мне".
|
|
|
От кого завишу |
3 |
|
|
|
|
Сила, превосходство партнера |
3 |
|
Кто сильней и старше"; "сильней меня"; "с теми, кто сильнее по духу и умнее".
|
|
|
Кто опаснее |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Достоинства партнёра |
|
2 |
Хорошие, настоящие люди |
1 |
|
С хорошими людьми"; "очень хороший человек".
|
|
|
Ум |
1 |
|
Умный"; "умнее меня".
|
|
|
|
|
|
Недостатки партнёра |
|
2 |
Глупее меня"; "неумный"; "нечестный"..
|
|
|
|
|
|
Негативные чувства субъекта к партнёру |
|
1 |
С теми, кто не нравится"; "кто мне неприятен".
|
|
|
|
|
|
Недоброжелательность |
|
1 |
Меня задевает"; "меня не любит или плохо относится"
|
|
|
|
|
|
Стараюсь не портить ни с кем |
|
6 |
Со всеми людьми"; "я стараюсь не портить отношений вообще"; "ни с кем не порчу"; "вообще желательно со всеми их не портить"; "я ни с кем не ругаюсь"; "вообще ни с кем стараюсь не портить"; "со всеми не порчу"; "не порчу отношения ни с кем".
|
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
5 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК БЫ ВЫ ОБЪЯСНИЛИ, ЧТО ЭТО ЗА ЛЮДИ, О КОМ ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ: "ЭТО "МЫ"?"
Суждения респондентов
Первичные группы |
|
55 |
Друзья, подруги, знакомые |
45 |
|
Мои друзья"; "друзья"; "подруги детства"; "знакомые".
|
|
|
Семья, родственники |
11 |
|
Моя семья: сестра, брат"; "брат"; "семья: родственники, сестры"; "моя семья и мои родители"; "это мой брат, мои родственники".
|
|
|
Коллеги, трудовой коллектив, одноклассники, сослуживцы |
9 |
|
Мои однокурсники и однокурсницы"; "это девочки, с которыми я работаю"; "коллектив на работе"; "бывшие одноклассники".
|
|
|
Компании |
2 |
|
Моя компания"; "дворовая компания"; "в одной компании"; "единая команда".
|
|
|
Соседи |
1 |
|
Соседи"; "соседи".
|
|
|
|
|
|
Духовная общность, общий стиль жизни |
|
16 |
Общность целей, интересов |
15 |
|
Единомышленники"; "на меня похожи"; "братья по разуму"; "с общими интересами: кто занимается тем же, что и я, учится вместе со мной, интересуется компьютерами"; "люди моих взглядов"; "люди, близкие по возрасту и по мышлению, по отношению к понятиям "семья", "дружба""; "с которыми связывают общие интересы"; "общие интересы, смотрим одинаково на жизнь"; "у которых есть та же цель"; "с кем у меня много общего"; "во всем одинаковые интересы"; "общие стремления, цели"; "общие идеи, футбол"; "люди, которым можно доверять, с кем можно провести свободное время, с кем у меня общие интересы"; "друзья по интересам, общие взгляды на жизнь".
|
|
|
Активные |
1 |
|
Энергичные"; "активные".
|
|
|
|
|
|
Люди с определенными качествами |
|
10 |
Верные, преданные |
4 |
|
Надежные"; "они не подводят, не предают"; "люди, на которых я могу полностью положиться, которые никогда не подведут и всегда помогут"; "которые не подведут"; "верные, надежные"; "преданные".
|
|
|
Добрые, отзывчивые |
3 |
|
Добрые, отзывчивые, приветливые, доброжелательные"; "дружелюбие, доброта"; "хорошие, добрые, отзывчивые".
|
|
|
Честные, порядочные |
2 |
|
Честные люди"; "это порядочные, честные люди".
|
|
|
Веселые, общительные |
1 |
|
Общительные, веселые"; "многообщительные"; "веселые".
|
|
|
Творческие |
1 |
|
Креативно мыслящие"; "интересные".
|
|
|
Целеустремленные |
1 |
|
Целеустремленный"; "устремленные".
|
|
|
Другое |
1 |
|
Это умные люди с чувством юмора"; "принципиальность".
|
|
|
|
|
|
Личностная соотнесенность |
|
3 |
Кого я понимаю, кому доверяю |
2 |
|
Люди, которым я доверяю"; "которым я доверяю, понимаю".
|
|
|
Кто меня понимает |
1 |
|
Которые меня понимают"; "которые доверяют мне"; "те, кто меня понимает"; "понимающие тебя".
|
|
|
|
|
|
Самый близкий человек |
|
3 |
Муж, жена |
1 |
|
Жена"; "мой муж".
|
|
|
Друг, подруга |
1 |
|
Подруга"; "друг"; "подружка"; "моя лучшая подруга".
|
|
|
|
|
|
Обычные люди |
|
2 |
Нормальные люди"; "простые люди"; "люди как люди"; "нормальные ребята"; "обычные люди".
|
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
20 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК БЫ ВЫ ОБЪЯСНИЛИ, ЧТО ЭТО ЗА ЛЮДИ, К КОТОРЫМ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ НЕПРИЯЗНЕННО, С КОТОРЫМИ НЕ НАХОДИТЕ ОБЩЕГО ЯЗЫКА, ОБЩИХ ИНТЕРЕСОВ?
Суждения респондентов
Люди, чуждые по мировоззрению и стилю жизни |
|
24 |
Неприемлемый образ жизни |
15 |
|
"Люди, которые потеряли цель в жизни и заливают все водкой"; "поведение, речь, выходки"; "курящие, выпивающие, гулящие"; "те, кто думает только о деньгах и выпивке"; "наркоманы, алкоголики, бомжи"; "люди неординарного поведения"; "ведут аморальный образ жизни, наркоманы"; "странные"; "к наркоманам, пьяницам, тунеядцам"; "из-за образа жизни"; "плохое поведение, курит"; "к девушкам легкого поведения, а к ребятам, которые не работают, пьют"; "сидят на лавочках и обсуждают, все им не так"; "кто не хочет учиться и работать"; "те которые пьют, колются, нюхают".
|
|
|
|
|
|
Разность целей, интересов, ценностей |
10 |
|
"Люди, мировоззрение которых отличается от моего"; "люди, не понимающие рок"; "других взглядов, поведения"; "те, кто по-другому воспринимает мир"; "у которых другие ценности, ориентация"; "интересы разные"; "это люди, живущие другими интересами"; "не такие, как я, мне с ними не интересно"; "другой менталитет"; "не моих убеждений"; "нет общих интересов"; "различие интересов, а как объяснить – не знаю"; "они других взглядов на жизнь, у нас разные цели".
|
|
|
|
|
|
Представители криминального мира |
1 |
|
"Преступники"; "из криминальных структур"; "криминальные всякие там"; "жулики"; "бандиты".
|
|
|
|
|
|
Люди с определенными нравственными качествами |
|
13 |
Высокомерные |
4 |
|
"Высокого самомнения"; "высокомерные, заносчивые"; "это снобы, кто смотрит на людей свысока"; "высокого мнения о себе"; "высоко себя ставят".
|
|
|
|
|
|
Обманщики |
3 |
"Обманщики"; "те, кто обманывает"; "двуличие"; "кто лжет всегда и во всем"; "люди двуличные"; "лгун, обманщик"; "нечестные"; "люди, которые говорят неправду".
|
|
|
|
|
|
Злые |
2 |
|
"Злобные"; "хотят зла"; "злые".
|
|
|
|
|
|
Наглые |
2 |
|
"Хамы"; "наглые"; "наглость"; "дерзкие, грубые, наглые".
|
|
|
|
|
|
Жадные |
1 |
|
"Жадные"; "жлобы"; "корыстные".
|
|
|
|
|
|
Эгоисты |
1 |
|
"Эгоисты"; "эгоистические"; "люди, которые думают только о себе, эгоисты". |
|
|
|
|
|
Другое |
1 |
|
"Легкомысленные"; "расхлябанность". |
|
|
|
|
|
Люди с определенными личностными качествами |
|
7 |
Глупые, невежественные |
3 |
|
"Разный интеллект: если человек глуп, я не могу с ним общаться"; "более низкого уровня развития"; "малообразованные"; "дураки"; "с низким интеллектом"; "необразованные, невежественные"; "люди без интеллекта". |
|
|
Замкнутые |
2 |
|
"Замкнутые всякие такие"; "замкнутые, нелюдимые". |
|
|
Болтливые |
1 |
|
"Болтливые"; "много болтает, хвалится"; "если им расскажешь, могут разболтать"; "кто не держит язык за зубами"; "кто болтает много"; "которые не умеют хранить тайны, все рассказывают другим". |
|
|
|
|
|
Первичная группа |
|
6 |
Друзья, знакомые |
4 |
|
"Мои подруги"; "просто знакомые"; "друзья"; "так называемые друзья"; "с подругами". |
|
|
Сослуживцы, соседи, одноклассники, родственники |
3 |
|
"Коллеги, близкие родственники"; "одноклассники"; "некоторые из родственников"; "некоторые одноклассники". |
|
|
|
|
|
Личностная соотнесенность |
|
5 |
Кто меня не понимает |
4 |
|
"Люди, которые меня не понимают и не пытаются понять"; "нежелание понять меня"; "люди, не понимающие меня, не желающие этого делать"; "кто меня не любит"; "кто не понимает меня и мои поступки"; "не понимают меня". |
|
|
Кого не понимаю, не доверяю |
2 |
|
"Тем, кому не доверяю"; "далекие для меня, непонятные мне люди"; "их трудно понять". |
|
|
|
|
|
Враги, недруги |
|
2 |
"Недруг"; "это враги"; "это те, с кем я стараюсь не общаться, недруги". |
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
44 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО, КРОМЕ ВОЗРАСТА, ОТЛИЧАЕТ В НАШЕ ВРЕМЯ МОЛОДЕЖЬ ОТ ЛЮДЕЙ СТАРШИХ ПОКОЛЕНИЙ?
Суждения респондентов
Нейтральные характеристики |
|
68 |
Иной менталитет |
|
30 |
Взгляд на жизнь"; "другой способ мышления"; "восприятие мира жизни"; "другое мировоззрение, миропонимание"; "взгляд на мир, на основные проблемы"; "у молодежи менталитет другой, взгляды на жизнь, отношение к некоторым вещам"; "менталитет, отношение к жизни".
|
|
|
|
|
|
Разные увлечения, вкусы, интересы |
|
20 |
Вкусы во всех областях"; "другие, разные жизненные интересы"; "любят разную музыку, т.е. разные взгляды и предпочтения"; "смотрят другие фильмы, другую музыку слушают – много чего"; "их отличают интересы"; "отличаются интересами, увлечениями"; "совсем другие интересы, разные проблемы"; "круг интересов"; "другие увлечения"; "другие интересы"; "другие интересы, мотивы, цели".
|
|
|
|
|
|
Манеры, поведение |
|
9 |
Манера общения и поведения"; "манера поведения"; "манера себя вести"; "повадки, дела, выходки".
|
|
|
|
|
|
Отсутствие опыта |
|
7 |
Жизненный опыт старших"; "неопытность"; "опытом в жизни"; "жизненный опыт"; "необогащенные жизненным опытом"; "неопытные, только начинают жить"; "меньше жизненного опыта"; "у старших есть жизненный опыт".
|
|
|
|
|
|
Внешний облик |
|
6 |
Одежда"; "внешний вид"; "внешность"; "молодые – более красивые"; "интересы, манера одеваться"; "стиль одежды, седина"; "одеваются моднее, раскрепощеннее"; "экстравагантнее в одежде и прическе"
|
|
|
|
|
|
Воспитание |
|
5 |
Воспитание"; "воспитание разное"; "воспитаны уже не так".
|
|
|
|
|
|
Образ жизни |
|
3 |
Образом жизни"; "образ жизни".
|
|
|
|
|
|
Другие условия жизни |
|
2 |
Раньше было не такое время"; "жизнь другая"; "условия жизни"; "другим укладом жизни"; "время другое".
|
|
|
|
|
|
Здоровье |
|
1 |
Здоровье"; "молодежь более слаба физически"; "проблемами о здоровье"; "здоровье, зрение"; "наличие здоровья".
|
|
|
|
|
|
Другой социальный статус |
|
1 |
Положение в обществе"; "семьей"; "социальный статус, прежде всего".
|
|
|
|
|
|
Положительные характеристики |
|
18 |
Ум |
|
5 |
Разум, умнее, все делают сами"; "молодежь умнее, развитее"; "развитием умственных способностей"; "интеллект"; "ум – его у молодых больше".
|
|
|
|
|
|
Самостоятельность, независимость |
|
4 |
Более свободные"; "свобода во всем"; "молодежь более раскрепощенная, свободная"; "независимость"; "свободны, ничем не связаны"; "молодежь независима, самостоятельна".
|
|
|
|
|
|
Активность, энергичность |
|
3 |
Молодые более активные, энергичные, старые более нудные, все о прошлом вспоминают"; "молодежь шустрая, предприимчивая"; "молодежь более инициативна"; "энергия в делах, в поступках"; "молодежь более активна"; "энергичность"; "более энергичные, искрящие"; "инициативность, энергичность".
|
|
|
|
|
|
Образованность |
|
3 |
Более осведомленная"; "более высокий уровень образования"; "нынешняя молодежь больше знает"; "наверное, образование"; "молодежь более информационно развита".
|
|
|
|
|
|
Раскрепощенность |
|
2 |
Молодежь раскрепощеннее"; "раскованность"; "раскрепощенное поведение"; "незакомплексованность"; "сегодняшняя молодежь более раскрепощенная".
|
|
|
|
|
|
Приспособленность к жизни |
|
2 |
Умение приспосабливаться"; "молодежь быстрее адаптируется"; "практичность"; "реалистический взгляд на жизнь"; "более приспособленные к этой жизни"; "отношение к действительности у молодежи более реальное"; "адаптированность"; "она лучше ориентируеться в жизни".
|
|
|
|
|
|
Веселость |
|
1 |
Оптимистичный настрой"; "жизнерадостность"; "жизнерадостней, веселее".
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
Рискованность молодежи, целеустремленность"; "максимализм, уверенность в будущем".
|
|
|
|
|
|
Отрицательные характеристики |
|
12 |
Легкомыслие |
|
4 |
Несерьезная, не думает о будущем"; "молодежь более беззаботна, не думает о будущем, живет только одним днем"; "молодежь более беспечна"; "молодежь еще беззаботна и не строит планов на будущее"; "беспечность".
|
|
|
|
|
|
Наглость, развязность |
|
3 |
Наглость"; "блатная, развязная сейчас молодежь"; "более развязные"; "молодежь сегодня более наглая, без комплексов"; "молодежь отличается невоспитанностью, хамством, наглостью"; "наглость, нахальство и неуважение к старшим"; "молодежь груба".
|
|
|
|
|
|
Безответственность |
|
1 |
Молодежь более безответственна"; "молодежь менее ответственна"; "безответственность".
|
|
|
|
|
|
Праздный образ жизни |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Отсутствие патриотизма |
|
1 |
Отсутствие патриотизма"; "не патриоты они".
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
Умнее старшее поколение, чем молодые"; "меркантильность, отношение друг к другу стало какое-то – на основе барыша".
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
Характер"; "секс"; "старшее поколение получает пенсию"
|
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
12 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, С КАКОГО ВОЗРАСТА ИЛИ С КАКОГО МОМЕНТА МОЖНО СЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА ВЗРОСЛЫМ?
Суждения респондентов
Возрастной критерий |
|
43 |
14-18 лет |
17 |
|
"С совершеннолетием"; "с 16 лет"; "с 18-летия"; "с 15 лет"; "с 18"; "14 лет"; "17"; "18 лет когда становится"; "18 лет, совершеннолетие". |
|
|
19-24 года |
16 |
|
"После 18 лет"; "19-20 лет"; "19 лет"; "20"; "больше 20 лет"; "после 20 лет"; "21 год"; "21 год, когда все разрешено законом"; "22"; "с 22-23 лет"; "с 23 лет". |
|
|
25-30 лет |
10 |
|
"После 25"; "25"; "лет с 27"; "после 28 лет"; "лет с 29 примерно"; "30"; "лет с 30"; "лет 25-30". |
|
|
Старше 30 лет |
1 |
|
"С 31"; "с 35 лет"; "30-35 "; "40 лет"; "после 30 лет". |
|
|
|
|
|
Самостоятельность |
|
27 |
Финансовая независимость |
16 |
|
"Когда зарабатывать начнет"; "когда он самостоятельно зарабатывает на жизнь"; "когда может обеспечить себя материально"; "когда имеет самостоятельный заработок"; "когда он обеспечивает себя сам"; "когда начал зарабатывать деньги"; "когда обеспечивает себя"; "когда он материально независим"; "когда начинает сам себя обеспечивать"; "когда начинаешь сам себя обеспечивать"; "когда есть возможность обеспечить себя". |
|
|
Ответственность за свою жизнь |
8 |
|
"Способен сам решать свои проблемы"; "когда человек становится самостоятельным"; "когда сам принимает решения"; "этот человек должен самостоятельно жить"; "с того момента, как он может позаботиться о себе"; "как только начнет принимать самостоятельные решения"; "когда человек способен отвечать за себя и свои поступки". |
|
|
Отселение от родителей |
5 |
|
"Когда начинает жить самостоятельно"; "когда начинает вести самостоятельную жизнь"; "когда может вести самостоятельную жизнь"; "с момента, когда отрываются от родителей"; "как стал отдельно жить от родителей"; "когда он отделяется от родителей"; "когда живет отдельно от родителей"; "живет отдельно"; "живя один". |
|
|
|
|
|
Становление личности |
|
12 |
Ответственность |
7 |
|
"Когда берет на себя обязанности"; "когда начинает отвечать за свои слова"; "когда он ответственным становится"; "отношение к жизни, ответственность"; "когда начинает нести ответственность"; "когда человек чувствует ответственность, отвечает за себя"; "когда он осмысленно принимает решения и несет за них ответственность". |
|
|
Осознание взрослости |
2 |
|
"С того момента, когда он почувствует себя взрослым"; "когда он сам начинает задумываться о жизни"; "с момента его понимания того, что он взрослый"; "когда он сам так почувствует"; "когда он сам себя считает взрослым". |
|
|
Ум, интеллект |
2 |
|
"Как поумнел"; "по мере, как человек умнеет"; "судить по умственному мышлению, как он думает"; "смотря как человек развит интеллектуально". |
|
|
Достижение своих целей |
1 |
|
"Как достигнет чего-то в жизни"; "с момента, когда человек ставит перед собой цель и стремится к ее достижению". |
|
|
Серьёзность |
1 |
|
"Когда станет серьезным"; "думают более серьезно"; "серьезные взгляды на свои поступки". |
|
|
|
|
|
Вступление в брак |
|
8 |
"Когда есть своя семья"; "как он женится"; "когда он становится семьянином"; "когда появится семья"; "когда он заведет семью"; "когда семью приобретет"; "когда замуж выйдет"; "как кольцо на палец одел"; "как начал семейную жизнь"; "как создал семью"; "как обзаведется семьей". |
|
|
|
|
|
Начало трудовой деятельности |
|
6 |
"Как работать пойдет"; "с рабочего периода"; "с момента выхода на работу"; "когда начал самостоятельно работать"; "когда начинает сам работать"; "когда устроится на работу"; "как идет работать". |
|
|
|
|
|
Каждый взрослеет по-своему |
|
3 |
"Как сам захочет"; "у всех людей по-разному"; "у каждого по-разному, границы нет"; "может быть любого возраста"; "по-разному"; "все зависит от человека"; "у каждого индивидуально"; "у каждого по-своему". |
|
|
|
|
|
Окончание института |
|
2 |
"Институт закончит"; "с момента получения диплома"; "после окончания вуза". |
|
|
|
|
|
Окончание школы |
|
2 |
"По окончании 11 классов"; "как закончит школу – взрослый"; "когда окончат школу"; "с момента окончания школы". |
|
|
|
|
|
Армия |
|
2 |
"После армии"; "когда пришел из армии"; "когда в армии побывал"; "когда отслужил в армии". |
|
|
|
|
|
Рождение ребенка |
|
2 |
"Когда дети появились"; "когда появляются дети"; "после рождения ребенка"; "когда у человека уже дети"; "как только родится ребенок". |
|
|
|
|
|
Получение паспорта |
|
1 |
"С момента получения паспорта"; "после получения паспорта"; "как паспорт дают"; "как получит паспорт". |
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
"С момента первой любви"; "начал половую жизнь"; "с первого свидания". |
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
6 |
|
|