|
Большинство наших сограждан полагает, что "у современной молодежи нет идеалов". Претензия эта, конечно, оригинальностью не отличается, но сегодня к ней стоит присмотреться внимательнее хотя бы уже потому, что, по мнению 59% респондентов, реформы последних лет сделали проблему "отцов и детей" более острой: только 4% опрошенных считают, что они уменьшили ее остроту, и 24% - что в этом отношении "ничего не изменилось".
Часто можно услышать, что у современной молодежи нет идеалов. Вы согласны или не согласны с этим мнением? |
| Все | Возраст |
18-35 лет | 36-50 лет | старше 50 лет |
согласен | 53 | 44 | 57 | 57 |
не согласен | 35 | 47 | 34 | 26 |
затр. ответить | 12 | 9 | 9 | 17 |
|
Подавляющее большинство наших соотечественников - как молодых, так и, в особенности, относительно пожилых - убеждено, следовательно, что сегодняшняя молодежь по этому критерию уступает иным поколениям.
Но каким именно?
Вопрос: "А о каком времени Вы могли бы сказать, что у молодежи тогда были идеалы? (любое число ответов)"
| Все | Возраст |
18-35 лет | 36-50 лет | старше 50 лет |
до 1917 года | 7 | 12 | 7 | 3 |
в 20-е годы | 18 | 22 | 17 | 16 |
в 30-е годы | 23 | 24 | 22 | 22 |
в 40-е годы | 34 | 31 | 29 | 41 |
в 50-е годы | 41 | 33 | 33 | 56 |
в 60-е годы | 52 | 39 | 52 | 64 |
в 70-е годы | 50 | 46 | 58 | 45 |
в 80-е годы | 26 | 39 | 24 | 17 |
в 90-е годы | 8 | 15 | 6 | 3 |
затр. ответить | 17 | 17 | 9 | 8 |
|
Самой "идеалистической" в представлении наших сограждан оказывается отнюдь не молодежь 20-30-х годов, которая в советское время неизменно ставилась в пример следующим поколениям в качестве эталона "идейности". Наоборот, ни одно из десятилетий советской эпохи не упоминается опрошенными в этом контексте так редко, как времена гражданской войны, первых пятилеток и т.д. И, кстати, пожилые респонденты реже обращаются к этим временам, чем молодые.
В то же время наиболее "идеалистической" респондентам сегодня представляется молодежь 60-х и, что особенно любопытно, "застойных" 70-х годов.
Нетрудно заметить, сколь четко проявляется зависимость между возрастом респондентов и их суждениями о том, когда у молодежи были идеалы: люди среднего и старшего возраста вполне определенно предпочитают ставить в пример нынешней молодежи собственные поколения. Стало быть, за уверенностью большинства наших немолодых сограждан в том, что молодежь сегодняшняя в этом отношении заметно уступает старшим, стоит не столько ностальгия по официальным идеалам советской эпохи, сколько ностальгия по собственной молодости.
Последняя у большинства наших соотечественников так или иначе ассоциируется с комсомолом, и неудивительно, что 63% респондентов, некогда состоявших в нем, сегодня оценивают свое пребывание в ВЛКСМ положительно, и только 12% - отрицательно (по данным опроса 24-25 октября 1998 года). Причем даже среди тех, кто никогда не принимал близко к сердцу цели этой организации и комсомольские ритуалы (37% бывших комсомольцев говорят, что членство в ВЛКСМ было для них простой формальностью), негативную оценку своему пребыванию в комсомоле дают только 24%.
Но, несмотря на все это, лишь чуть более 1/3 респондентов высказываются за "возрождение у молодежи идеалов советского периода", тогда как почти половина - за то, чтобы у нее сформировались новые идеалы.
Вопрос: "Если говорить о сегодняшнем дне, то что бы Вы предпочли: возрождение у молодежи идеалов советского периода нашей истории или же формирование новых идеалов?"
| Все | Возраст | Среди электоратов |
18-35 лет | 36-50 лет | старше 50 лет | Зюганова | Лебедя | Лужкова | Явлинского | Примакова |
первое | 35 | 23 | 35 | 47 | 52 | 39 | 24 | 24 | 42 |
второе | 48 | 64 | 50 | 32 | 29 | 49 | 63 | 65 | 47 |
затр. ответить | 17 | 13 | 15 | 20 | 19 | 12 | 13 | 11 | 9 |
|
Причем связь между политическими предпочтениями наших сограждан и их суждениями на этот счет оказывается не слишком "жесткой": почти каждый четвертый сторонник Ю.Лужкова и даже Г.Явлинского предпочел бы, чтобы молодежь нашла столь необходимые ей идеалы в советском прошлом, и в то же время свыше 1/4 сторонников Г.Зюганова - чтобы она обрела новые идеалы.
|