|
Франция – страна, близкая россиянам. В ответах на вопросы анкеты респонденты в большинстве своем продемонстрировали как симпатию, так и разностороннее знание прошлого и настоящего, культуры и истории этой страны.
Знают, что столицей Франции является Париж, 80% наших граждан – и это самый высокий показатель за все время опросов, посвященных различным странам мира (для сравнения: столицу Швеции правильно назвали лишь 53% опрошенных). В этом нет ничего удивительного – у многих россиян Франция ассоциируется прежде всего именно с Парижем.:
- 'Прекрасный город Париж!'
- 'Париж – столица мира'.
Подобное, безотчетно-восторженное отношение переносится и на Францию в целом:
- 'Во Франции все прекрасно!'
- 'Прекрасная страна-сказка'.
- 'Прекрасная страна – хочется улыбаться'.
Специфика образа Франции в сознании россиян заключается в том, что их ассоциативный ряд обращен, прежде всего, к миру культуры, искусства, развлечений, тогда как соседние европейские страны – Германия и Испания (не говоря уже о США) – вызывают в первую очередь историко-политические и экономические коннотации (См. 'Доминанаты. Поле мнений'. № 012 (598). Раздел: Геопроект: Германия; 'Доминанаты. Поле мне-ний'. № 017 (603). Раздел: Геопроект: Испания.). О тех или иных культурных ценностях упоминают 24% респондентов. Причем характерно, что уже отмеченная восторженность одних участников опроса соседствует с точными знаниями персоналий, памятников искусства – у других:
- 'Ведущая в Европе страна в области культуры и искусства'.
- 'Культурный очаг мира, куда стремятся люди'.
- 'Кинематограф – братья Люмьер'.
- 'Художники-импрессионисты'.
- 'Собор Парижской Богоматери'.
- 'Мирей Матье, Эдит Пиаф, Бельмондо'.
Если прибавить к этим 24% тех россиян (8%), для которых Франция – это, прежде всего, страна высокой моды, и почти 10% восторгающихся Парижем, то станет очевидно, что практически для половины наших респондентов она олицетворяет в первую очередь нечто возвышенное и прекрасное. На схожую тенденцию в восприятии Франции указывают те товары, которые связаны в сознании респондентов с этой страной. Если в опросах, посвященных другим развитым странам, упоминаются машины, бытовая техника или жвачка – товары, с которыми россияне сталкиваются в повседневной жизни, пусть даже и на уровне телевизионной рекламы, – то французские товары в основном представлены такой продукцией, которую большинство наших граждан, вероятнее всего, вообще никогда не видели: 'Вдова Клико', 'Шанель №5', французский сыр или вино. И даже банальная обувь в этом ряду выглядит не как товар повседневного спроса, а как напоминание о воплощенной мечте модницы советских времен:
- 'Шикарные женские сапоги'.
Значительно реже при упоминании о Франции у россиян возникают историко-политические ассоциации. Впрочем, и здесь респонденты демонстрируют весьма глубокую осведомленность о событиях и исторических деятелях этой страны:
- 'Летчики полка 'Нормандия-Неман'.
- '14 июля – день взятия Бастилии'.
- 'Марат, Жорес'.
- 'Французское Сопротивление в войну'.
При упоминании любой страны западного мира значительная доля россиян, как правило, вспоминает о хорошем материальном положении жителей данной страны, о стабильной и сытой жизни:
- 'Спокойная, обеспеченная жизнь'.
- 'Они более защищенные, наслаждаются своей старостью – не то, что мы'.
Примечательно, что в случае с Францией доля граждан, отмечающих материальное благополучие страны (5%), уступает доле тех, кто выделяет во французах позитивные черты характера (6%). Наряду с такими чертами, как 'жизнелюбие, веселье', респонденты отмечают 'женское обаяние и очарование', 'элегантность мужчин'.
Разумеется, у части респондентов с Францией связаны отрицательные ассоциации. К сути этих ассоциаций и их природе мы обратимся чуть ниже.
Список знаменитых французов, известных россиянам, возглавляют два президента Франции – генерал де Голль и Жак Ширак. На первый взгляд, в этом видится противоречие с указанной выше тенденцией отождествлять Францию с миром культуры и искусства. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что первенство политиков стало возможным лишь благодаря 'распылению' голосов знатоков французского кинематографа и эстрады. Последующие 'места' занимают французские актеры, артисты эстрады и одинокий представитель французской словесности А. Дюма (впрочем, не считая Наполеона, в образе которого в современном сознании преобладают мифологизированные, а не реальные исторические черты). Примечательно, что даже иерархия французских актеров в сознании россиян указывает на предпочтение легкого жанра относительно серьезному: Пьер Ришар и Луи де Фюнес опередили по популярности Алена Делона и Жана Маре. Заслуживает внимания и факт разделения гендерных предпочтений россиян по сферам искусства. Если на эстраде наши сограждане отмечают, прежде всего, французских женщин – Мирей Матье, Патрисию Каас и Эдит Пиаф, то во французском кинематографе – исключительно мужчин. Поразительно, как, отмечая красоту французских женщин в качестве отличительной черты страны в целом, респонденты 'забыли' про таких представительниц французской нации, как Брижит Бардо или Катрин Денев. Наиболее вероятным объяснением мнимого парадокса является предположение, что мужчины склонны выделять в качестве самых знаменитых личностей политиков, а не представителей шоу-бизнеса.
Этот список также показывает, как массовая культура вытесняет из сознания россиян литературу. Единственный французский писатель в первой десятке знаменитостей – А. Дюма. Можно предположить, что и он обязан 'успехом' огромной популярности экранизаций своих произведений. В тех же странах, где массовая культура не имеет ярко выраженной национальной специфики, россияне по-прежнему знают, прежде всего, писателей. Так, в списке знаменитых людей Германии, известных россиянам, Гете занимает третье место после Г. Коля и А. Гитлера.
В данном опросе нас также интересовали мнения россиян о действующем президенте Франции Жаке Шираке. Треть респондентов (33%) заявили, что испытывают к Шираку симпатию как к политику, и вчетверо меньше – 8% респондентов – сказали, что он им несимпатичен. Негативные коннотации, связанные с Ж. Шираком, во многом совпадают с негативными ассоциациями, связанными с Францией в целом. Их можно разделить на две группы. Во-первых, это мнение той части населения России, которая страдает общей ксенофобией. У этой группы, очевидно, есть универсальные ярлыки, которые можно приклеить любому известному западному политику:
- 'Жесткий политик, русофоб, русоненавистник'.
- 'Не нравится – он дружен с американцами, под их дудочку играет'.
Высокий уровень знаний о Франции проявляется даже среди этой, негативно настроенной, группы населения. Известность армянской диаспоры во Франции позволяет одному из респондентов привести такой аргумент в пользу своей антипатии к Шираку:
- 'Ереван и вся Армения – в нем есть что-то армянское'.
Для другой группы респондентов, отрицательно относящихся к Ж. Шираку, определяющими стали ассоциации с последними, весьма интенсивно 'рекламируемыми' в СМИ, скандалами, к которым, справедливости ради надо сказать, сам президент никоим образом не причастен:
- 'Случай с девочкой, которую не отдают матери. Она обращалась за помощью к Путину и Жаку Шираку'.
- 'При нем арестовали парусник и хотели арестовать военные самолеты'.
Позиция же президента Франции во время бомбардировок Югославии нашла среди россиян как противников, так и сторонников.
- 'Бомбардировка Югославии'
(в числе отрицательных оценок).
- 'Поведение во время бомбардировок Югославии – взвешенная позиция'
(в числе положительных оценок).
И все же, в целом, доминирующими среди всех групп респондентов являются институциональные ассоциации: 'президент Франции'. У тех, кто относится к Ж. Шираку с симпатией, на втором месте после институциональных стоят неопределенно-положительные характеристики:
- 'Нормальный'.
- 'Хороший политик'.
- 'Хороший человек'.
Очевидно, у некоторых Ж. Ширак вызывает симпатию не в силу конкретных достоинств, а из-за принадлежности к 'любимой' стране. Характерно, что хотя о хорошем отношении к президенту Франции заявили 33% респондентов, но привести хоть какую-то конкретную ассоциацию, связанную с его именем (положительную или отрицательную) смог лишь каждый четвертый участник опроса. Можно предположить, что 'безотчетная восторженность', характерная для отношения к Франции в целом, в значительной мере повлияла и на оценку президента этой страны.
В связи с представлением россиян о Жаке Шираке будет уместно вспомнить, какую роль играет Париж в формировании позитивного образа Франции. Многие респонденты, отзываясь с симпатией о президенте, вспоминают его именно как мэра французской столицы:
- 'Мэр Парижа был, при нем отношения России с Францией изменились – в какую сторону, не помню'.
- 'Мэр Парижа, много сделал для страны'.
Для некоторых респондентов в образе Ширака аккумулируются достоинства различных послевоенных президентов Франции:
- 'Освободили Алжир, был коммунистом, остановил студенческие волнения'.
- 'Попытка наладить серьезные контакты с Советским Союзом, Россией, противоречивые отношения с блоком НАТО'.
- 'Серьезная реформа в области адаптации политического режима во Франции'.
- 'Ездит на электричке'.
- ' Демократичен, уважает свои производства – ездит на 'Ситроене'.
- и всех президентов в целом:
- 'Мэр Парижа был, продолжает политику предыдущих президентов'.
Безусловно, большое значение респонденты придают совпадению позиций Франции и России по вопросам внешней политики:
- 'Помирились с Путиным и вели с ним одну политику'.
- 'Он поддерживает позицию России в отношении ПРО'.
В заключение можно отметить, что современный позитивный образ Франции в сознании россиян является результатом амальгамы восхищенно-подражательного отношения к Франции в русской культуре XIX века, донесенного до нас через классическую литературу, включенную в школьную программу, и активной пропагандистской работы на уровне образования и внедрения массовой культуры, которая проводилась в 60-е и 70-е годы. Напомним, что в те времена Франция была выбрана как противовес образу Америки в западном мире, чему в немалой степени способствовала и политика самой Франции. Об этом свидетельствует как успешная конкуренция звезд прошлого (Л. де Фюнеса, Ж. Маре) со звездами современного кинематографа (П. Ришаром, Ж. Депардье), так и необычайно высокий уровень осведомленности населения в отношении памятников культуры. Доминирование культурных ассоциаций предполагает устойчивость позитивного образа Франции, и сиюминутные скандалы, преобладающие среди негативных ассоциаций, очевидно, не смогут существенно повлиять на этот образ. Представление, заложенное в школьной программе, устойчивей информации, доносящейся с экрана телевизора, если только она не касается нас лично.
|