Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/inter_pol/count_/Ukraine/u0202021




"Смеешь выйти на площадь, сможешь выйти на площадь?"

11.03.2002 [отчет] [ Бавин П. ]






Если взглянуть на данные общеукраинского опроса, проведенного в 1-ой декаде февраля (см.: Украина. Поле мнений. № 20. С. 27-29, 56), может возникнуть впечатление, что страна находится на пороге социального взрыва. Однако, скорее всего, накануне парламентских выборов граждане активно мобилизуют свои политические симпатии и антипатии.

Более трети опрошенных полагают, что в ближайшее время количество акций протеста в Украине будет возрастать, и только 6% считают, что протестное движение пойдет на спад. Еще 38% думают, что количество митингов, движений протеста останется на прежнем уровне. Правда, следует отметить, что интервьюеры не уточняли у опрошенных, насколько интенсивным, на их взгляд, является протестное движение в Украине на данный момент.

Каждый пятый совершеннолетний украинский респондент заявляет о готовности принять участие в массовых выступлениях протеста. Наиболее высок уровень потенциальной социальной активности на Юго-Востоке и Северо-Западе страны. В этих регионах "на площадь" готовы выйти соответственно 28% и 29% взрослого населения.

В наименьшей степени "митинговый вирус" поразил Центр Украины, то есть в первую очередь Киев и Киевскую область. При этом в Киеве наиболее высок уровень ожиданий митингов. Половина киевлян считают, что количество акций протеста повысится именно в их городе, но при этом 83% жителей столицы не собираются лично принимать в них участие, а почти три четверти – твердо решили воздержаться от содействия массовым выступлениям.

В целом тенденция такова: чем меньше населенный пункт, тем с большей готовностью его жители готовы выйти на митинг.

Что же такое, собственно, по мнению украинских респондентов, "акция протеста"? Анализ представлений опрошенных о митингах показывает, что высокий уровень социальной активности во многом нивелируется девальвацией самой идеи протестного движения.

Среди участников фокус-групп широко распространено мнение, будто большинство участников выступлений выходят на улицу исключительно за деньги. Сам по себе данный факт не встречает широкого осуждения – некоторые респонденты признаются, что и сами выступали в роли "платных митингующих".

Наиболее известными украинцам акциями являются выступления против Л. Кучмы у памятника Т. Шевченко годичной давности и протесты шахтеров, идея которых также претерпела девальвацию в массовом сознании. Показателен следующий диалог участников киевской фокус-группы:
  • Респондент 1: "Ну, вы помните, шахтеры сюда приходили, ну и чем, их спокойненько посадили в поезд, а у них была причина митинговать, я не знаю, больше всех, и чем закончился этот протест – их посадили в вагоны и отправили назад".
Респондент 2: "Дали по бутылке водки и отправили назад".

Респондент 1: "Да, кто-то, я же не знаю, кто, там митинговал, настоящие шахтеры, купленные или нет, но закончилась эта акция, по-моему, ничем" (ДФГ, Киев).

Политические выступления, направленные против действующего президента, во-первых, не одобряются многими опрошенными, а во-вторых, также служат причиной сдержанного отношения к массовым акциям протеста, ибо не имеют видимых результатов.

Опыт последних лет убеждает украинских респондентов в том, что массовых выступлений бояться не стоит. Упоминаемые практически на каждой фокус-группе недавние уличные беспорядки в Аргентине, приведшие к неоднократной смене правительства, в целом вызывают у респондентов не столько испуг, сколько уважение к народу, который смог добиться какой-то цели: "Я уважаю аргентинцев, которые добились от своего правительства чего-то, потому что это народ". Наряду с одобрением подобных акций выражается и некоторая тревога, но гораздо реже.

Собственное возможное участие в массовых выступлениях опрошенные мотивируют по-разному. В первую очередь они говорят о протесте против роста коммунальных платежей в частности и низкого уровня жизни в целом.

Но если в Киеве и на Западе Украины обязательным условием участия в акции в основном считается личная заинтересованность в ее целях, то на Востоке и Юго-Востоке респонденты согласны присоединиться к выступлению, которое было бы поддержано подавляющим большинством населения в целом.

Утвердительно ответить на вопрос о гипотетическом участии в массовых акциях протеста опрошенных также побуждает господствующий "комплекс бездействия". Рассуждая о вероятности синхронных выступлений по всей стране, респонденты скептически оценивают такую перспективу. Чаще всего они ссылаются на недостатки национального характера украинцев: их инерционность, терпимость, стремление довольствоваться малым. Многие опрошенные, в том числе и представители региональных элит, вспоминают пословицу "Моя хата с краю...", полагая, что она отражает суть господствующих сегодня умонастроений.

Удивительно часто респонденты ссылаются на "особый менталитет" украинцев:
  • "Ну, скажем так, менталитет, если взять украинцев, тех же россиян и белорусов, очень близко мы находимся, но менталитет абсолютно разный. То есть, общаясь с россиянами, сейчас, в данный момент, можно сравнить, что они намного более эмоциональны, чем мы" (ДФГ, Киев).


  • "Я думаю, что наше население не готово, и никогда не будет готово. У нас, слава Богу, не та ментальность, и дай Бог, чтобы такого у нас не было" (ДФГ, Львов).
Впрочем, на Западе в недостатках менталитета чаще склонны упрекать жителей восточной части страны:
  • "...У меня отец ездил по восточной Украине, говорил, что Запад больше готов к переменам, к митингам, а там люди сидят, очень бедно живут, хотя земля такая, что в масле можно нам всем купаться. Лишь бы хуже не было! Просто так как-то смиряются, это просто такая черта нашего украинца. Какая-то такая мирность. Может, нужно быть более&133

    Опрошенные обосновывают невозможность всеукраинских акций протеста также тем, что сегодня в Украине нет идеи или человека, способных объединить людей и вывести их на площадь:
    • "Я не считаю, что украинцы не способны, они способны на многое. Нет идеи, нет руководителя, все это бесконечное число партий, совершенно одинаковые, ругая друг друга, не могут повести за собой народ, вот и все "(ДФГ, Киев).
    Если соотнести суждения участников фокус-групп с результатами массового опроса, проявляется следующая картина. В целом мнения респондентов разделились между двумя "пессимистичными" позициями: движение протеста в стране будет нарастать либо останется на прежнем уровне. Но этот пессимизм нивелируют сразу три фактора: девальвированность самого понятия "массовая акция протеста", неэффективность известных опрошенным акций, неверие в то, что весь народ может объединиться, вызванное как внутренними причинами – национальным менталитетом, так и внешними – отсутствием объединяющей цели. Характерно, что возникновение объединяющей цели не столько воодушевляет, сколько пугает: респонденты начинают вспоминать Германию середины 30-х годов прошлого века...

    В этой ситуации вопрос: "Собираетесь ли Вы принять участие в массовых акциях протеста, если они пройдут там, где Вы живете?" частью опрошенных воспринимается не как тест на склонность к разрушительным действиям, а как тест на гражданское сознание. Этим обстоятельством объясняется и то, что люди с высшим образованием проявляют такую же готовность "выйти на площадь", как и респонденты с наиболее низкими образовательными ресурсами.

    Показательным примером служит диалог на днепропетровской фокус-группе. Опрошенные (среди которых были люди либо с высшим образованием, либо с незаконченным высшим – студенты) последовательно отвергли возможность общеукраинских акций и выступлений собственно в Днепропетровске, но единодушно выразили личную готовность выйти на улицы.

    Ощущение неспособности людей к объединению в защиту своих интересов заставляет определенную часть сознательных, рефлексирующих слоев общества заявлять активную гражданскую позицию. Впрочем, активность этой позиции часто нивелируется как раз ссылками на невозможность объединения всего населения.

    В этой ситуации, очевидно известной украинским властям, события, происходившие в последнее время в Крыму, выглядят не столько элементом борьбы с политическими противниками, сколько провокацией, проверкой общества на социальную зрелость.