Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/inter_pol/count_/Ukraine/ukraina106 Украина 01.03.2002 [информация] [ ] Фонд "Общественное мнение" представляет новый проект регулярных социологических исследований в Украине. Украина вступила в очередной электоральный цикл: в недалеком будущем грядут общенациональные выборы, как парламентские (в Верховную Раду, весной 2002 г.), так и президентские (в 2003 г.). Особый интерес с нашей стороны к предстоящим кампаниям неслучаен, поскольку вступление Украины в новый электоральный цикл сопряжено с серьезными переменами в ее внутриполитической ситуации, с обострением проблем стратегического выбора путей развития суверенного украинского государства. Гораздо более существенная предпосылка для развития нашего проекта, имеющая стратегический характер, обусловлена наметившимися в последнее время переменами как в российско-украинских межгосударственных отношениях, так и в общем социально-политическом климате на постсоветском пространстве. Речь, возможно, идет о начале процесса тесного взаимодействия и интеграции двух исторически и культурно близких стран, о перспективе преодоления десятилетней инерции "союзной дезинтеграции" и периода отчуждения в отношениях наших народов. Есть основания говорить о сближении позиций – как в понимании существенной однородности стоящих перед нашими странами задач хозяйственного и социально-политического развития ("сотрудничество – выгоднее!"), так и по вопросам геостратегии – позиция "вместе с Россией – в Европу!" обретает вполне легитимный статус во внутриукраинском дискурсе. Исходя из этого, вполне закономерно очерчиваются ключевые направления исследовательской программы нового проекта. Избирательные кампании актуализируют задачи измерения электоральной динамики и политических предпочтений в Украине. Но вместе с тем, генеральное направление презентируемого проекта представляется принципиально более широким, более фундаментальным и перспективным, не ограниченным ни "злобой дня", ни задачами электорально-политического мониторинга. Исследование претендует на длительное углубленное изучение ценностных ориентаций и социально-психологических установок населения Украины, его культурной, цивилизационной, конфессиональной, геополитической самоидентификации и стратегического позиционирования в постсоветском пространстве и – шире – в современном мире. * * * Мы предлагаем читателю характеристику диспозиции всех основных партийно-политических субъектов на электоральном пространстве Украины. В качестве ключевых подходов к анализу партийно-политической диспозиции в Украине выделим ряд положений, рассматриваемых нами в качестве своего рода "рабочих гипотез", разработка и уточнение которых представляются нам в числе важнейших исследовательских задач проекта.
Вместе с тем все три оси отличаются известной автономностью. Благодаря этому в массовом сознании жителей Украины встречаются сегодня практически любые возможные комбинации этих поляризующих общество ориентаций.
Для первого полюса характерно неприятие украинского национализма и ориентация на сближение (или даже воссоединение) с Россией, отчетливое отчуждение от украинской политической жизни как таковой, невостребованность В. Ющенко как общенационального демократического лидера. Для второго полюса, напротив, характерны ярко выраженная националистическая составляющая, настороженное – или даже явно негативное – отношение к России, консенсусное приятие В. Ющенко в качестве общенационального лидера.
В основу ключевых тематических блоков положены вопросы, связанные с геополитической самоидентификацией и позиционированием украинского общества – как в отношении России и русского языка, так и в отношении Запада (Европы и США). Исследование этих направлений закладывает основы для более углубленного понимания особенности межстрановых отношениймежду странами – не только как явления политической природы, но и экономической, и социокульткурной. В качестве важнейшей характеристики электорального пространства и – шире –− структуры идейно-политических и социально-культурных размежеваний (cleavages) Украины мы рассматриваем ее региональную дифференциацию, вычленяя семь макрорегионов: Южный, Юго-макрорегионов:
Восточный, Восточный, Северо-Восточный, Северный центральный, Северо-Западный, Западный. ВВ отдельных случаях мы выделяем г. Киев, входящий в Северный центральный макрорегион. Этовыделяем г. Киев – если это мотивировано существенными особенностями некоторых ключевых характеристик электората украинской столицы.столицы. Источник данных Ежемесячный общеукраинский опрос населения по репрезентативной выборке в 110 населенных пунктах всех 25 областейстраны (включая Республику Крым). Анализ проведен на основании взвешенной выборки. Интервью по месту жительства. Размер выборки – 2000 респондентов, из них 292 (15%) в Южном макрорегионе, 293 (15%) в Юго-Восточном, 308 (16%) в Восточном, 251 (13%) в Северо-Восточном, 286 (14%), в Центральном, 287 (14%) в Северо-Западном и 283 (14%) в Западном макрорегионе. 69% интервью было проведено в городах, 31% – в сельской местности. Статистическая погрешность не превышает 3,0%. Данные на графиках и в таблицах представлены в % от числа опрошенных (по населению Украины в целом, населению макрорегионов и Киева соответственно). Пояснения Технология. Опрос населения Украины проводится по единой анкете, состоящей из закрытых и открытых вопросов.При ответе на закрытый вопрос респондент должен выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа – один или несколько – из числа предложенных. В ряде случаев интервьюер показывает респонденту карточку с перечнем вариантов ответа. Наиболее часто встречаются закрытые вопросы, предполагающие выбор респондентом одного варианта ответа. Данная ситуация особо не оговаривается. В случае если респонденту предлагается выбрать более одного варианта ответа на закрытый вопрос, это отмечается при формулировке вопроса (например, "любое число ответов", "не более трех ответов"). Если используется работа с карточкой, это также отмечается особо, причем количество вариантов ответов оговаривается всегда ("один ответ, карточка", "любое число ответов, карточка" и проч.). При ответе на открытый вопрос респонденту предлагается сформулировать ответ самому. Интервьюер просто читает формулировку вопроса и не приводит никаких вариантов ответа. Если условия открытого вопроса предполагают, что респондент должен сформулировать только один вариант ответа, особо оговаривается лишь тип вопроса – открытый ("респондент сам называет фамилии" и проч.). Если же опрашиваемый должен дать более одного варианта ответа, при формулировке вопроса указываются оба условия (например, "любое число ответов, респондент сам называет фамилии"). Процедура обработки открытых вопросов. Все ответы респондентов разбиваются на тематические группы и подгруппы. Единицей анализа является суждение (в ответе одного респондента может быть несколько суждений). Таким образом, ответы части респондентов по своему содержанию оказываются включены в несколько тематических групп.Представление данных (закрытые и открытые вопросы). Данные на графиках представлены в % от числа опрошенных (по населению Украины в целом и по населению Киева соответственно).В анализе открытых вопросов приведены наиболее показательные высказывания. |