|
На открытый вопрос 'Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово 'Греция'?' ответили 65% респондентов. В целом участники опроса имеют относительно четкое представление об этой стране, о чем свидетельствует довольно большое число ответов, а также тот факт, что приблизительно половина опрошенных (47%) сумели правильно назвать столицу Греции – Афины.
Все ответы можно разделить на несколько больших блоков: респонденты делятся 'географическими', 'культурными' ассоциациями, а также ассоциациями, связанными с экономикой страны. Интересно отметить, что Греция, несмотря на ее огромный вклад в историю и культуру мировой цивилизации, для респондентов более интересна с потребительской точки зрения: для большинства ответивших это все-таки скорее курорт и место, где можно приобрести недорогую шубу, чем возможность своими глазами увидеть древние памятники и места исторических событий, о которых всем известно со школьной скамьи. Участники опроса чаще говорят о климатических особенностях, располагающих к пляжному отдыху в этой стране, а также об экономической ситуации в Греции – прежде всего о греческих товарах.
Начнем с самых распространенных – 'географических' ассоциаций (16%).
- 'Государство на юге Европы';
- 'Средиземное море';
- 'Эгейское море';
- 'Это полуостров с островами';
- 'На юге, рядом с Турцией'.
Надо отметить, что респонденты хорошо представляют местоположение Греции, в отличие от некоторых других европейских стран: Португалию, например, они переносили в разные регионы мира. Участники опроса говорят о Греции как о сказочном крае вечного лета.
- 'Это теплое море и горячее солнце';
- 'Это рай, красота';
- 'Там нет зимы';
- 'Теплая страна, обилие фруктов';
- 'Там тепло, четыре урожая в год'.
Вообще, представление о 'загранице' как о солнечном, теплом райском месте довольно распространено, и подобные ответы регулярно встречаются даже в опросах, посвященным таким странам, как Норвегия и Финляндия.
Море, пляжи, солнце – все это привлекает многочисленных туристов. Второе место по частоте упоминаний занимают ассоциации, связанные с представлением о Греции как о роскошном курорте (12%).
- 'Страна, где хорошо отдыхать';
- 'Зона отдыха';
- 'Курортная страна';
- 'Туристические туры в Грецию'.
Респонденты настроены очень благожелательно как по отношению к самой стране ('Греция – страна-мечта'; 'очень люблю эту страну'; 'сладко-приятная страна'), так и по отношению к ее жителям ('красивые гречанки'; 'добрые носатые люди'), а многие отвечавшие выражали желание посетить Грецию.
- 'Очень хочу туда съездить';
- 'Мечтаю съездить';
- 'Очень хотел бы посетить'.
Однако нередко участники опроса подчеркивали невозможность исполнения этого желания ('недоступный курорт'; 'курорт, который мы не можем посетить') и говорили о том, что отдых в этой стране доступен только для богатых и сильных мира сего.
- 'Наши богачи туда ездят отдыхать';
- 'Там дача у Березовского';
- 'Наши новые русские там отдыхают за ворованные деньги';
- 'Начальство туда ездит'.
Греция привлекает людей не только красивыми пейзажами и благоприятным климатом. Респонденты выражали желание увидеть памятники античности, побывать там, где 'зарождалась мировая культура' (9%), говорили о Греции как о 'кладезе культуры', стране, которая 'дала миру основы мировой культуры'. Лидирующее место в высказываниях такого рода занимают ассоциации, связанные с древнегреческой мифологией.
- 'Мифы';
- 'Мифическая страна';
- 'Греческая мифология';
- 'Зевс, Прометей, Афродита'.
Причем страна оказалась настолько 'мифической', что, отвечая на вопрос о знаменитых людях Греции, 1% респондентов назвали Геракла, а среди единичных ответов встречались имена Зевса и других богов Олимпа. Впрочем, чаще всего отвечавшие на этот вопрос упоминали Аристотеля, Пифагора, Сократа, Архимеда и некоторых других мыслителей (их назвали 11% респондентов – при том, что всего на вопрос о знаменитых людях Греции ответили 20% участников опроса).
Многие респонденты, отвечая на вопрос об ассоциациях со словом 'Греция', говорили о памятниках архитектуры, дошедших до наших дней.
- 'Исторические памятники';
- 'Акрополь, колонны';
- 'Античные руины';
- 'Храмы';
- 'Скульптуры'.
Однако иногда, вспоминая об исторических памятниках и достопримечательностях Греции, респонденты путали эту страну с Египтом.
- 'Там много антиквариата – пирамид';
- 'Страна пирамид';
- 'Мумии'.
Также участники опроса не забыли и о том, что Греция – родина Олимпийских игр. (4%)
- 'Первая Олимпиада';
- 'Олимпийский огонь';
- 'Олимпийские игры оттуда'.
Некоторые респонденты говорили о Греции как о 'стране – источнике православной веры' (1%).
- 'Христианство пришло оттуда';
- 'Там зародилось христианство';
- 'Взяли от них нашу веру'.
Что же касается представлений об экономической ситуации в Греции, то здесь как нельзя кстати известная фраза персонажа чеховской 'Свадьбы': 'В Греции все есть', – о которой довольно часто вспоминали участники опроса (7%).
- 'Там изобилие всего – в Греции все есть';
- 'Страна, где все есть, развитое государство';
- 'В Греции все есть, благополучная страна';
- 'В Греции все есть – нас не хватает'.
Таким образом, Греция в глазах респондентов – это богатая благополучная страна с высоким уровнем жизни (4%).
- 'Прекрасная жизнь людей';
- 'Экономически развитая страна';
- 'Там люди живут хорошо, высокий уровень жизни';
- 'Богатая, благополучная, стабильная страна'.
Важно отметить, что, когда в других опросах 'Геопроекта' речь шла о таких европейских странах, как Нидерланды, Германия, Австрия, подобного рода ассоциации встречались гораздо чаще и занимали лидирующие позиции. Тот факт, что лишь 4% опрошенных охарактеризовали Грецию как преуспевающую страну, вероятно, объясняется достаточно хорошим представлением россиян о реальном положении дел в Греции, которая, безусловно, уступает в этом отношении наиболее благополучным странам Европы.
Реже, чем обычно бывает при упоминании европейских стран, респонденты предпринимают попытки сравнивать свои представления о жизни в Греции с реалиями нашей страны, но такое сравнение неизменно оказывается не в нашу пользу.
- 'Там старикам живется намного легче';
- 'Уровень жизни лучше, чем в России';
- 'Более благополучное государство – по сравнению с нашим';
- 'Люди живут лучше'.
Участники опроса довольно часто говорили о товарах греческого производства (5%). Лидирующее место тут занимали шубы и кожаные изделия.
- 'Шубы и дубленки греческие';
- 'Шуба, которую требует моя жена'.
- 'Кожаные куртки';
Респонденты обращали внимание на хорошее качество и низкие цены на греческие товары ('страна хороших товаров'), объясняющие привлекательность Греции для челноков. О последних респонденты также упоминали в своих ответах.
- 'Наши туда ездят за товаром';
- 'Покупка товара нашими челноками';
- 'Оттуда все товары везут на рынок';
- 'Поездки челноков'.
Среди товаров, привозимых из Греции, участники опроса называли коньяк 'Метакса' и греческие вина, оливки с маслинами, а также цитрусовые.
|