Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/job_and_leis/lei_/vict_day/dd031724




9 мая

05.05.2003 [отчет] [ Опрос населения ]






1.День Победы. Как он был от нас далек...
2.Графики и открытые вопросы
3.Приложение.Таблицы

 
1.День Победы. Как он был от нас далек...


В нашей стране праздник 9 мая, день Победы является существенным и очень важным элементом культурной традиции. Знания, представления о важности этого праздника, ощущение живой связи с войной (личной – для современников, или же воплощенной в образах родителей, бабушек и дедушек) и устойчивые эмоциональные интерпретации и этого дня, и войны в целом связаны с конструированием и переживанием национальной и гражданской идентичности (См.: Климов И. Фашизм и современность // Доминанты. Поле мнений. 2001. №016 (http://www.fom.ru/survey/dominant/168/413/1521.html)). Практически все участники опроса (98%) знают, с каким событием в истории страны связан день 9 мая, и для 83% этот праздник представляется важным и значимым.

В ответах 46% опрошенных на вопрос, почему он важен для них, в том или ином виде фигурируют указания на общую значимость праздника: 9 мая – это общая история, день победы нашего народа над общим врагом; этот день вызывает патриотические чувства, гордость за страну.
  • 'Великий праздник, победа нашего народа над фашистской Германией'; 'в этот день завершилась победой Великая Отечественная'; 'война закончилась, праздник всей страны'; 'освободили наш народ, земли от врага'; 'важная веха в истории России'; 'история нашей родины'; 'возникает гордость за наш народ, одержавший победу над фашистами'; 'в этот день в душе пробуждается гордость за народ, за свою страну' (открытый вопрос).
На втором месте среди обоснований важности праздника – личная связь с войной, делающая ее 'близкой' (32%): собственные воспоминания о том времени, воспоминания о родных, вынесших тяготы войны на фронте или в тылу.
  • 'В нашей семье были участники войны: дядя геройски погиб, мама – труженица тыла'; 'в семье были военные, дед – герой СССР'; 'воевал дедушка, бабушка была в концлагере'; 'в нашей семье погибло 9 человек в Великую Отечественную'; 'я воевала, это часть моей жизни – целых 4 года'; 'была на фронте и победила'; 'я была в оккупации, прошла через ад'; 'мне пришлось жить в войну, голод'; 'мы – дети войны: голодали, пережили войну; время очень тяжелое было – голод, работал с 8 лет' (открытый вопрос).
На третьем месте (12%) стоит обоснование, в котором совмещаются мотив общности истории и мотив непосредственной связи с тем временем: 9 мая – это день памяти о погибших, благодарности ветеранам и тем, кто сопричастен войне.
  • 'В этот день отдаем долг памяти павшим'; 'в этой войне погибли много советских людей, поэтому он должен быть важен для каждого россиянина'; 'не было победы – не было бы меня и моих братьев и сестер'; 'уважение к тем, кто дал мне жизнь'; 'если бы не было этой победы – и нас бы не было, не родились' (открытый вопрос).
Таким образом, день 9 мая в сознании людей не просто связан с войной как с неким историческим фактом – знания и представления людей о войне и военном времени оказываются очень подробными, эмоционально и ценностно нагруженными, кроме того, они встроены в систему социальной идентичности и мировоззрения. Мнемоническое действие, вызывающее в памяти определенные образы, связанные с событием и историей в целом, оказывается очень 'коротким' и простым, в отличие от таких праздников и памятных дат, как, например, 23 февраля или 1 мая, когда процессы припоминания оказываются очень неустойчивыми, а реконструируемый исторический контекст – приблизительным и фрагментарным (См. об этом: Климов И. Праздник социальной идентичности и гендерной принадлежности // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 007 (http://www.fom.ru/survey/dominant/698/1480/5362.html)); Климов И. 'Вчера' и 'сегодня' Первого мая // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 016 (http://www.fom.ru/survey/dominant/806/1620/6219.html)). Это во многом обусловлено тем, что в сознании россиян сохраняется ощущение личной соотнесенности с войной – прямой или же опосредованной через близких и ближайших родственников.

День победы, в отличие от многих других праздников и памятных дат (как, например, 7 ноября или 22 апреля), не подвергся существенной реинтерпретации. Вместе с тем, определенные изменения в отношении к нему людей все-таки происходят. Это связано с несколькими процессами. Во-первых, память о войне, как органическая и непосредственная связь нынешних россиян с тем временем, истончается, проходит, заменяется знанием событий, фактов, представлениями об этом периоде как о части нашей истории (См. об этом: Климов И. 22 июня: прощание с памятью? // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 24 (http://www.fom.ru/survey/dominant/438/1080/3577.html)). В этой связи закономерно и показательно, что молодые люди реже, чем представители старшего поколения, называют это день важным и особо значимым для себя.

Вопрос: 'Для одних людей 9 мая – особый день, важный, значимый. Для других 9 мая не является особенным, важным, значимым днем. Если говорить о Вас лично, какая позиция Вам ближе – первая или вторая?'



 

Все

Возраст

18 – 35 лет 36 – 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%) 100 34 26 40

Первая

83

70

84

92

Вторая

13

22

12

7

Затр. ответить

4

8

4

1



Кроме того, среди ответов на вопрос, почему день 9 мая не является важным, значимым для респондента, становится заметным и довольно устойчивым как раз-таки мотив отсутствия или ослабленности 'органической' связи с военным прошлым (это праздник для фронтовиков, я не имею к нему отношения – 3%; это устаревший, неактуальный праздник – 2%):

  • 'Не причастен'; 'я на войне не был, родственники не воевали'; 'нет таких родственников, дедушек и бабушек, кого бы я могла поздравить'; 'я же не участник войны – не считаю это за праздник'; 'у меня нет родственников, которые участвовали в войне и сейчас живы'; 'в памяти людей стираются события войны'; 'стирается из памяти людей сейчас – это уже прошлое'; 'это уже история, не будем же мы все победы праздновать?'; 'это советский праздник теперь, как и многие другие'; 'мне не важна та война, важнее для меня афганская – там воевал мой муж' (открытый вопрос).
Во-вторых, статус праздника 9 мая оказывается сниженным в субъективном восприятии в силу ослабления его идеологической компоненты, что некоторыми россиянами воспринимается как забвение или пренебрежение значимостью этого дня, как болезненная утрата той самой общей идентичности, общего отношения к базовым мировоззренческим вещам. Этот мотив проявлялся и в ответах на открытые вопросы, и при обсуждении темы на фокус-группах.
  • 'Нужно, чтобы молодежь знала, что была война, какая это была война, и кто в ней участвовал. А то ведь в Америке считают, что они являются освободителями Европы. Сколько она принесла жертв – молодежь этого не представляет, и никто им не напоминает и не хочет напоминать... У нас грядет впереди завоевание американцами... Промышленность приходит в упадок, патриотизма нет – бери нас голыми руками. Немцы не могли взять такой мощной военной машиной, а американцы взяли голыми руками...' (открытый вопрос).


  • 'Просто я в этот день, когда выхожу, я плююсь, потому что, как говорят, загубили Россию. Нет того, что было раньше. В тупичок загнали народ, они там чего-то покричали, побеседовали, и разошлись все. Все перекрыто, никуда не пойти. Я как-то несколько раз хотел выйти – отвратительно. Это специально, это все идет к тому, это такая политика, между прочим. Это отношение государства к празднику' (ДФГ, Москва).


  • '1-я участница: День Победы – это гордость за Советский Союз. Какие были сплоченные, и патриотизм – у советского народа был патриотизм и гордость за свою страну, сейчас этого нет, сейчас только карманы.
2-я участница: Ну и я считаю, что те, кто собирается, у кого ностальгия, кто еще хочет единую страну, чтобы все было вместе, все, а не так – каждый где захотел, там и отметил. А вот все собираются именно в определенном месте, все идут на эту демонстрацию. То есть какая-то энергия, что ли, у страны. Страна не существует, когда нет таких сборищ. Я считаю, это очень нужно, и сейчас школьники, подростки непонятно вообще, чем живут. Мы раньше жили этими праздниками, мы знали, что там что-то есть, это наша история, а сейчас, мне кажется, каждый <сам> по себе живет' (ДФГ, Москва).
  • 'Это день великой значимости, я считаю. Это эпоха целая. Великая Отечественная война – это целая идеология плюс то, что должно быть в пример поставлено нынешнему поколению. Вообще все забыли, праздниками такими пренебрегаем. Беспринципное поколение растет. Именно то поколение, которое защищало, именно у них была какая-то идеология и принципы. Они же защищали Родину, которая была Родиной! Сейчас же взять, такого уже не повторится никогда, девятого мая не будет!' (ДФГ, Самара).
И третий момент, которым определяются тенденции к изменению субъективного статуса праздника, – это появление новых знаний о войне и изменение представлений о причинах, а также о роли и значении тех или иных военных событий. Безусловно, наиболее важные источники таких трансформаций – это, во-первых, 'открытие' новых знаний и, во-вторых, переоценка фигуры Сталина и распространение мнения о близости двух социальных феноменов – фашизма и коммунизма. Рефлексия в отношении двух данных тем оказывается довольно активной и зачастую – болезненной. Когда люди начинают размышлять об этом, им приходится решать довольно сложные проблемы – неоднозначность оценок, относительность знаний и информации, эмоциональное отторжение и т. д.(См. Климов И. Память о страхе или страх памяти? // Доминанты. Поле мнений. 2003. №008 (http://www.fom.ru/survey/dominant/702/1486/5394.html))
  • 'Везде, где мы насаживали свою идеологию, везде все вернулось к тем, какие были там режимы. Это день памяти о погибших, которые в той ситуации, в условиях сталинизма, жертвовали своими жизнями... Они погибли или от ран, или от политики. Вообще это день памяти. Потому что сначала были данные – 20 миллионов, сейчас говорят – там 40 миллионов. Очень трудно, имея за своей спиной нищету, лагеря, голодных детей, встать в атаку под пулеметы, выйти на войну' (ДФГ, Самара).


  • '1-я участница: Уже доказана даже вина Сталина в гибели стольких людей в первые дни войны. И Сталина, и Жукова, и Тимошенко. Ну понятно, что какими жертвам эта досталась нам победа, но мы не должны забывать об этом, я считаю.
2-й участник: Я хотел сказать, 9 мая – это не единственная трагическая дата у нас. В революцию также очень много погибло. Просто надо рассказывать молодежи правду и, действительно, как что обстояло, делалось, какие ошибки были с нашей стороны. Про то, что ведь наши два режима сотрудничали, брали Польшу вместе, можно сказать, потом поссорились. Ну, советский режим и фашизм' (ДФГ, Москва).

Вместе с тем, усложнение знаний о войне, оценочная сложность и неопределенность сензитивных тем и сюжетов, связанных с той эпохой (тоталитарный строй, влияние репрессий на готовность страны к войне, военные потери и ценность человеческой жизни, роль Сталина в войне), не затрагивают онтологического значения войны и победы в ней, значения, делающего этот праздник большим, чем просто элемент национальной идеологии.
  • 'В моей семье не воевал никто, но я все равно с гордостью его всегда отмечаю. И сестренке младшей всегда рассказываю. Это просто, даже не знаю, это победа, может быть, громко слишком будет сказано, добра над злом. И не только для нас, а и для всего мира, я думаю. И это лишний повод для России, это один день из немногих, когда мы должны все вместе вспомнить, что мы вообще – великий народ, и что надо ощущать себя соответственно нашим победам' (ДФГ, Самара).


  • 'В любом случае, рабство, насаждаемое другим во вред человеку, – это всегда плохо. И когда человек идет, защищает другого человека, искореняет это рабство, это всегда надо помнить. Это великое дело, это великий дух человека, который это осознает. Помните, давали правду какую-то о войне: о репрессиях, о заградотрядах и уголовниках, но, мне кажется, она в этот день не сыграет никакой абсолютно роли, может только привести в другую сторону – недоверие, раздражительность, или еще... Нужно знать правду о войне, и об этом знать. Но я лично не хотела бы в этот день об этом... Чтобы что-то более нравственное показывали, чистое. Не подряд все эти фильмы про войну, а что-то, чтобы облагораживало вообще. Память о людях, которые отвоевали нашу свободу' (ДФГ, Самара).
Таким образом, для россиян день Победы остается важным ценностным маркером, соединяющим историю и сегодняшний день. Многими ощущается 'органическая', активная связь с военным временем или же с 'сообществом опыта', сформированным войной: ветераны, воевавшие родители или родители родителей, дети военной поры. С течением времени чувство причастности к определенной эпохе неизбежно истончается, и ему на смену приходит память и историческое знание. Этот процесс неизбежен, и с ним закономерно связана одна очень важная проблема: расширение знаний о событиях и о времени может вступать в конфликт, противоречить избирательности опыта и памяти. В первую очередь это связано с ценностями, с оценочными суждениями. Как показывают опросы, посвященные темам фашизма или оценке Сталина, интеграция негативных суждений о прошлом (таких как суждение о родстве фашизма и коммунизма) в мировоззрение, в систему представлений россиян о себе и об историческом опыте своей страны затруднена, поскольку закономерно встречает ценностное сопротивление. Это, в частности, было продемонстрировано в приведенной выше цитате из самарской фокус-группы. Но это же высказывание показывает, что встраивание новых знаний, зачастую касающихся негативного исторического опыта, в систему мировоззрения, в 'обыденные теории' людей – при сохранении генерализованных ценностных значений событий и фактов биографии 'своего' общества – становится сегодня актуальной задачей.


 
2.Графики и открытые вопросы

СКАЖИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА, С КАКИМ СОБЫТИЕМ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ СВЯЗАН ДЕНЬ 9 МАЯ?

ЛЯ ОДНИХ ЛЮДЕЙ 9 МАЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 9 МАЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВА '9 МАЯ'?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Праздник

63

День Победы

50

  • 'В этот день Россия победила фашизм'; '58 лет назад в этот день Германия подписала акт о капитуляции'; 'победа 45-го года'; 'день победы русского народа над фашизмом'; 'день победы над Германией'; 'освобождение от фашистского рабства'; 'День Победы – освобождение мира от фашизма'; 'выиграли войну'; 'конец войны, победа'; 'мировая война закончилась, день победы'.

Праздничный день, выходной

10

  • 'Выходные, праздник'; 'выходной, праздничный день'.

Великий праздник

3

  • 'Великий праздник'; 'это праздник святой для нас'; 'большой праздник в России'; 'трепетный праздник'.

Праздник фронтовиков

1

  • 'День наших предков – победителей'; 'праздник ветеранов'; 'праздник для ветеранов войны и тыла'; 'праздник тех, кто воевал'; 'это мой праздник, мои слезы, я – участница войны'.

Раньше это был праздник

1

  • 'Раньше был праздник'; 'для меня это уже не праздник'; 'прежние праздники'.

Праздничная атрибутика

18

Праздничное настроение, радость и скорбь

9

  • 'Радость народа'; 'внутри волнение, тревожит что-то'; 'большая радость'; 'ком в горле и слезы'; 'радость победы'; 'радость в день победы'.

Парад, демонстрация

6

  • 'Парад на Красной площади в Москве'; 'праздничный парад'; 'демонстрации'; 'парад войск'; 'митинг'; 'военный парад'; 'парад победы'; 'демонстрация, парад на Красная площади'.

Конкретная атрибутика

5

  • 'Красные флажки'; 'салют победы'; 'красные флаги гвардейские'; 'шарики, цветы'; 'гвоздики'; 'цветы, салют'.

Праздничное застолье

1

  • 'Застолье'.

Участие в войне родных, близких

9

  • 'Дед воевал'; 'воевали родственники'; 'мои родители воевали'; 'гибель деда, отца'; 'вспоминаю родных воевавших'; 'дед прошел всю войну – и живой'; 'воевали родители'; 'муж погиб на войне'; 'дедушка пропал во время войны'; 'дед воевал, отец был в концлагере'.

Война

7

Война в целом

6

  • 'Великая Отечественная война'; 'Отечественная война'.

Война – время великих испытаний

2

  • 'Все трудности и переживания годов войны'; 'голод, похоронки'; 'то, что пережили наши люди'; 'горе людей'; 'голод во время войны'; 'ассоциируется с большим горем'; 'ужас войны'.

Ветераны

6

Благодарность ветеранам, память о них

5

  • 'Вспоминаются ветераны'; 'поздравить ветеранов'; 'ветераны наши, о них вспоминают именно в этот день'; 'ветераны войны'; 'воспоминания о ветеранах, хочется сделать им что-то приятное'; 'огромное уважение к участникам войны'; 'ветераны с медалями'.

Тяжелое положение ветеранов

1

  • 'Обиженных ветеранов-фронтовиков...'; 'ветераны войны живут очень плохо, и становится их все меньше'; 'жалость к ветеранам, которые многие остались за чертой бедности'.

Личные воспоминания

4

Тыл

2

  • 'Нас гоняли на работы, из нас выжимали последние соки, я была подростком, а трудилась как взрослая'; 'сама в Белоруссии видела все своими глазами – разруху, голод'; 'вспоминаю, как работал в войну, горе вспоминаю'; 'поминаю, как жили в войну'; 'с 11 лет пошла работать, с первых дней войны'; 'я начал с 9 лет работать на победу'; 'все воспоминания о войне – несчастливое детство'; 'воспоминания о голодном детстве'; 'я была на трудовом фронте – рыли окопы'; 'я девочкой рыла окопы'.

Фронт

2

  • 'Я была на фронте – вспоминаю пройденный путь'; 'как мы защищали Родину'; 'воспоминания о фронтовых днях, о боевых товарищах'; 'вспоминаю своих однополчан'; 'мой фронтовой путь: от Москвы до Берлина'; 'я участник Великой Отечественной, дошел до Берлина'.

День окончания войны

1

  • 'Конец войны – мать ночью вывесила портрет Сталина как символ победы над фашистами'; 'я помню этот день'; 'День Победы – 15 лет было, когда услышал о победе'; 'мы в этот день пьянствовали, радовались – я лежал в госпитале после ранения в Литве'; 'помню День Победы, как много было людей у Дома советов, все радовались'; 'как праздновали Победу'.

Патриотические чувства

3

  • 'Я горжусь своей страной'; 'чувство патриотизма'; 'гордость, восхищение'; 'горда за наш русский народ'; 'величие нашей державы'; 'самые лучшие патриотические чувства'.

День памяти о погибших на войне

3

  • 'Гибель 20 миллионов советских людей'; 'память о погибших'; 'много-много миллионов погибших людей'; 'погибло много народу'; 'много погибших людей на войне'; 'большие жертвы'.

Весна

2

  • 'Весна, наступление лета'; 'весна, тепло'.

Песни, фильмы о войне

1

  • '«День Победы – праздник со слезами на глазах» – песня в исполнении Лещенко'; 'фильм есть очень хороший – «А зори здесь тихие» – про войну'; 'песня «День Победы»'; 'День Победы порохом пропах...'; 'военные песни'; 'Кобзон с песней «День Победы»'; 'фильм о войне'.

Горечь и обида

1

  • 'Чувство обиды от того, что побежденные живут лучше нас, а мы очень плохо живем'; 'победители как живут – и как живут побежденные!'; 'в Германии лучше живут нас, победителей'.

Семейные события, совпавшие с праздником

1

  • 'Мой день рождения'; 'день рождения сестры'; 'у моего деда и мужа был день рождения в этот день'; 'день рождения сына'.

Нет ассоциаций

1

  • 'Ничего'; 'собственно, никаких ассоциаций'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

5

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ДЛЯ ВАС 9 МАЯ – ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Это великий праздник – день нашей Победы в войне

35

  • 'В войне победили'; 'ассоциация с огромной победой нашего народа'; 'победа советского народа над фашистами'; 'великий день: в этот день 58 лет назад закончилась самая кровопролитная война 20 века'; 'великий праздник: победа нашего народа над фашистской Германией'; 'все-таки победа Советского Союза'; 'война закончилась – праздник всей страны'; 'освободили наш народ, земли от врага'.

Родные и близкие участвовали в войне

26

  • 'В нашей семье были участники войны: дядя геройски погиб, мама – труженица тыла'; 'в семье были военные, дед – герой СССР'; 'воевал дедушка, бабушка была в концлагере'; 'мой дед воевал на этой войне'; 'мои родители воевали, брат погиб в войну'; 'в моей семье много погибло родственников в этой войне'; 'мать потеряла в войну, отец воевал в ополчении'; 'в нашей семье погибло 9 человек в Великой Отечественной'; 'мама – фронтовичка'; 'мама была в плену, много горя перенесла'.

День памяти о погибших на войне

8

  • 'В этот день отдаем долг памяти павшим'; 'помнить о павших'; 'очень большие потери для России'; 'много крови пролито в войне'; 'в этой войне погибло много советских людей, поэтому он должен быть важен для каждого россиянина'; 'день памяти о погибших'; 'погибло много людей'.

Это исторический день

6

Наша история

3

  • 'Победа в Великой Отечественной войне – история'; 'исторического значения день'; 'историческое событие'; 'важная веха в истории России'; 'история нашей Родины'; 'исторически важный день'; 'важное событие нашей истории'.

Поворотный день в истории страны

3

  • 'Если бы не победили, то неизвестно, как бы сейчас жили бы'; 'если бы мы не победили, как бы мы жили сейчас?'; 'если бы не победили, жили бы сейчас при немцах'; 'если бы не было Дня Победы, сегодня жизнь была бы другой'.

Война – факт моей биографии

5

Я помню военные годы

4

  • 'Я была в оккупации, прошла через ад'; 'воспоминания детства'; 'мне пришлось жить в войну – голод'; 'я выросла в войну'; 'все на глазах было – война'; 'очевидец войны, была под обстрелом'; 'детство прошло во время войны – помогали фронту'; 'застал войну – было 11 лет'; 'мы – дети войны: голодали, пережили войну; время очень тяжелое было – голод, работал с 8 лет'.

Я – участник войны

1

  • 'Прошел войну'; 'я делал Победу'; 'потому что сам воевал'; 'я – участница войны'; 'участник Великой Отечественной'; 'я воевала, это часть моей жизни – целых 4 года'; 'была на фронте и победила'; 'сама воевала'.

День Победы вызывает патриотические чувства

5

  • 'Возникает гордость за наш народ, одержавший победу над фашистами'; 'гордость за Родину'; 'я – патриот своей страны, горжусь тем, что народ победил в такой войне'; 'в этот день в душе пробуждается гордость за народ, за свою страну, в другие дни текучка затирает в душе высокие чувства'; 'горжусь своей страной, народом – победителем в Великой Отечественной войне'; 'есть гордость за свою Родину'; 'патриотизм'.

Это день благодарности ветеранам

4

  • 'Уважение к тем, кто воевал'; 'ветеранов поздравляем'; 'наши старики нам дали жизнь, независимость'; 'уважение к тем, кто дал мне жизнь'; 'за меня же воевали'; 'если бы не было этой Победы – и нас бы не было, не родились'; 'мы живем, выжили, нас защитили'.

Война была временем великих испытаний

3

  • 'Страшная война, голод'; 'было много испытаний'; 'были лишения для всего народа'; 'хватили много горя'; 'потому что прошли через страдания, голод, болезни'; 'страшная война'; 'людская боль – мы победили'; 'много горя'.

Меня так воспитали

2

  • 'Родители так воспитали'; 'нас с детства воспитывали считать этот день великим праздником'; 'с детства привито'; 'воспитаны на памяти о войне, фильмах о войне'; 'с детства привыкли к значимости того, что связано с этим днем'.

Выходной день

1

  • 'Выходной'; 'потому что выходной'.

Я служил в армии

1

  • 'Я сам служил'; 'в армии служил'; 'я 35 лет отдал армии'; 'тоже служил'.

Семейное событие, совпавшее с праздником

1

  • 'У внучки день рождения'; 'день рождения дочери'; 'день рождения у матери'; 'день моего рождения'.

Другое

1

  • 'Встречаюсь с друзьями, езжу на Поклонную гору в этот день'; 'связано с демонстрацией'; 'нравится ходить к памятнику'.

Нет ответа, затрудняюсь ответить

21

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ 9 МАЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ВАС ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Этот праздник не имеет ко мне отношения

3

  • 'Не причастен'; 'в то время меня не было'; 'я думаю, он меня не касается'; 'я на войне не был, родственники не воевали'; 'у меня в семье никто не погиб, родители дожили до старости'; 'нет таких родственников, дедушек и бабушек, кого бы я могла поздравить'; 'я не воевала, меня это не касается'; 'как-то стороной обошло'; 'я же не участник войны, не считаю это за праздник'; 'ко мне не имеет прямого отношения'; 'у меня никто не воевал'; 'в моей семье нет участников войны'; 'у меня нет родственников, которые участвовали в войне и сейчас живы'; 'мы не застали войну'.

Это устаревший праздник

2

  • 'Устарело'; 'несовременный праздник'; 'в памяти людей стираются события войны'; 'стирается из памяти людей сейчас – это уже прошлое'; 'это уже история, не будем же мы все победы праздновать?'; 'все это было так давно'; 'воспитывались в такое время, что для нас он уже не праздник'; 'все эти праздники вышли из моды'; 'новое поколение'; 'для моего поколения это не важное событие'; 'жизнь идет, все меняется'; 'мне не важна та война, важнее для меня афганская – там воевал мой муж'.

Обычный день

2

  • 'Выходной день'; 'всего лишь выходной'; 'хорошо, что выходной, да и только'; 'это мой рабочий день'; 'просто обычный день для меня'; 'нет особых причин, чтобы он для меня был особым'.

Сейчас людям не до праздников

1

  • 'Большая социальная несправедливость, унижения со стороны государства, и все праздники стали для меня лично неважными'; 'сейчас уже не до праздников – как бы детей прокормить'; 'много других проблем'; 'денег нет на праздник'; 'жизнь тяжелая, не до памяти'; 'живется очень плохо, с каждым годом все хуже и хуже'; 'сейчас жизнь такая'.

Сейчас Россия в упадке

1

  • 'Ничего Победа не дала'; 'всю страну продали, растащили, какое может быть 9 мая?'; 'так как развалили державу'; 'страна развалилась, СССР'.

Это день скорби, а не праздник

<1

  • 'Загублено много народу, можно было воевать не так'; 'погибло много людей'; 'трагедия'; 'война – это грустно'; 'много погибло у меня'.

Другое

1

  • 'Дел много в огороде, некогда праздновать'; 'обидно за наших стариков – памятники ставим, а на пенсии не хватает'; 'со стороны правительства меньше внимания'; 'потому что нет демонстрации'; 'верю в Бога и соблюдаю только религиозные праздники'; 'мы ничего не значили в этой войне без США'; 'потому что уже все есть из продуктов – праздники уже так не радуют, как раньше'; 'это всероссийский праздник, а не личный'; 'нет такой радости, как раньше'; 'это светский праздник теперь, как и многие другие'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

90

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О БУДУЩЕМ, КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО ПОМНИТЬ О 9 МАЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Это наша история

57

История войны и победы

40

  • 'Великие битвы и победы'; 'война началась 22 июня 1941 г., и до победы осталось четыре долгих года'; 'все о войне и победе'; 'все должны помнить именно об этом дне – как смогли солдаты победу завоевать и мы не стали рабами'; 'война – это история, ее надо донести'; 'война была не зря – мы живем не под Германией, а свободная страна'; 'все должны помнить, историю не забывают – без прошлого нет и будущего'; 'все военные действия – история'; 'в курс дела ввести и объяснить, что и как было'.

Цена победы

14

  • 'Великие потери, боль, слезы, концлагеря'; 'чтобы знали, каким кровопролитием досталась нам победа, – «это праздник со слезами на глазах»'; 'Освенцим'; 'какой ценой достался этот праздник'; 'должны знать, как отцам и дедам досталась победа'; 'победа досталась большой кровью'; 'много погибло, много сирот, инвалидов осталось'; 'должны знать, с каким непосильным трудом и громадными потерями отстоял наш народ свою свободу'; 'должны знать, сколько людей полегло за свободу'; 'нельзя забывать ужасы войны'; 'как люди мучились'.

Героизм советского народа

8

  • 'Какие герои были их предки'; 'должны помнить о подвиге своих дедов и прадедов'; 'надо рассказывать о бескорыстном подвиге миллионов'; 'что люди стояли насмерть за нашу Родину'; 'о подвигах солдат, о работе в тылу'; 'должны знать своих героев'; 'мужество нашего народа – и на фронте, и в тылу'; 'героизм народа, патриотизм: сами рвались защищать Родину'.

Правда о войне

3

  • 'Правда обо всем, что происходило'; 'историю без прикрас и вранья'; 'должны знать всю правду'; 'правду, а не вранье, что знали мы'; 'правду, ее надо писать в книгах по истории'; 'чего это все стоило, истинные причины, как это происходило на самом деле'; 'мы знали не правду, а чтоб следующие поколения знали бы достоверную правду'.

Это знаменательный день

14

День Победы

14

  • 'Это день победы в Великой Отечественной войне'; 'о дне великой Победы'; 'что это праздник – День Победы'; 'знаменательный день Победы'; 'что это День Победы, а не выходной'; 'в истории должен остаться как День Победы'; 'день нашей Победы'; 'день победы над фашизмом'.

Великий день

1

  • 'Что это был великий день'; 'что это знаменательный день'; 'великий день для страны'; 'это праздник всего мира'; 'это большой праздник'.

Помнить о воевавших и погибших

7

  • 'Должны помнить о тех, кто отдал жизнь за страну'; 'мы не должны забывать солдат, погибших в бою'; 'чтобы помнили тех, кто воевал'; 'оплакивать погибших'; 'день памяти отмечать'; 'не забывать прадедов, дедов, отцов, воевавших за победу'; 'должны помнить и чтить память отцов и дедов, которые защищали Родину'.

Беречь мир

4

  • 'Все должны извлечь уроки войны, чтобы не повторился в будущем этот кошмар'; 'хотелось бы, чтобы не было больше войны, смерти, потери родных и близких'; 'война – это плохо, чтобы стремились к миру, чтобы не допустить вновь войны'; 'страх перед войной, боязнь потерять мир'; 'бороться за мир и не допускать войны'; 'нельзя людей натравливать на людей'; 'все в мире должны жить в мире и согласии, стараться, чтобы никто не разжигал войну'.

Гордиться своей страной

4

  • 'Наша страна – одна из самых великих в мире'; 'гордость за народ'; 'русский народ в мировой истории всегда был оборонителем и спасителем, эта война – один из исторических примеров'; 'относиться к своей Родине с уважением, с гордостью'; 'должны гордиться своей историей'; 'должны помнить, что мы, русские, не такие простые: Наполеон, Гитлер – все поломались'; 'это слава и честь страны'.

Чтить ветеранов

3

  • 'Быть помягче к ветеранам'; 'благодарность к прадедам и дедам за то, что мы живы'; 'не забывать старых людей, которые воевали, – они защищали Родину'; 'должны ценить, уважать, благодарность испытывать'; 'почитать всех людей, которые участвовали в этой победе, стариков не забывать'.

Рассказывать молодым о войне

3

  • 'Побольше рассказывать об этом празднике молодежи'; 'побольше патриотического воспитания'; 'больше говорить об этом дне в школах'; 'это событие должно застревать в умах детей, им это нужно передавать'; 'в школах нужно вести постоянные уроки героизма, воспитывать примерами мужества прошлых поколений патриотизм в душах молодежи...'.

Знать о войне то, что знают старшие

3

  • 'То, что мы знаем, – хотя бы это'; 'то же, что и старшее поколение'; 'то, что и старые помнят'; 'то, что знает наше поколение'.

Помнить об этой дате

2

  • '9 мая всегда должны помнить'; 'что есть такой праздник'; 'знать эту дату'; 'хотя бы – что это за дата'; 'не забывать об этом дне'.

Уметь защищать Родину

1

  • 'Уметь защищать нашу Родину так, как защищали ее наши деды и отцы'; 'в армии служить, чтобы защитниками Отечества быть'; 'что защищать Отчизну – это долг каждого гражданина и что это правое дело'; 'что надо Родину свою защищать, у людей должно быть чувство ответственности за Родину'.

Другое

<1

  • 'Против неофашизма в России, понимать, что принесла гитлеровская диктатура'; 'это политический день'; 'мне все равно'.

Ничего

1

  • 'Ничего не должны знать'; 'не должны ничего помнить'; 'лучше, если не будут знать ничего'.

Историческая память утрачена

4

  • 'Следующее поколение ничего не будет помнить, так как наше поколение ничего не знает'; 'а скоро все забудут'; 'многие сейчас и не знают, наверное, истории'; 'ничего не будут знать, им ничего не расскажут'; 'жизнь со временем забывается прошлая'; 'наше государство все заставит забыть'; 'должны помнить, но не особенно интересуются'; 'сомневаюсь, что они помнят, – наркоманы ни о чем не думают'; 'молодежь сейчас ни во что не верит, далека от этого, живет лишь для себя'; 'они вообще ничего знать не хотят'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

14

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 26-27 апреля 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Приложение.Таблицы

СКАЖИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА, С КАКИМ СОБЫТИЕМ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ СВЯЗАН ДЕНЬ 9 МАЯ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021224815303038465432284020353312332829121739262610152281451004357332839
правильный ответ 981009899989999989799989899979710099979899100999897100999898979799999998999899
неправильный ответ1010100110010010111000010120011000000
затрудняюсь ответить 1010111111211220021000110012310111111


ДЛЯ ОДНИХ ЛЮДЕЙ 9 МАЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 9 МАЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021224815303038465432284020353312332829121739262610152281451004357332839
первая 83919286918188808283708492817985888090838184828385868679917686878688778994
вторая 13881181591514132212715141210148141513141212111316517121111102094
затрудняюсь ответить 4113143544841373263342554325472222321


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 26-27 апреля 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.