Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/let/d040334




Хороший начальник – душевный начальник

22.01.2004 [отчет] [ Постфактум ]






Отношения с руководством, социальный микроклимат на предприятии во многом определяют отношение людей к своему месту работы. Тезис о том, что "хорошие отношения между руководителями и подчиненными помогают успеху организации", поддерживает подавляющее большинство работающих респондентов (86%), не разделяют эту точку зрения лишь 4% опрошенных.

Следует отметить, что участники опроса дают примерно одинаковую оценку отношениям в коллективе, где они работают (88% называют их хорошими, и 6% – плохими), и своим отношениям с "непосредственным руководителем" (84% характеризуют их как хорошие, 6% – как плохие).

Распределение ответов на вопрос: "Там, где Вы работаете, отношения между руководителями и подчиненными в целом хорошие или плохие?" – несколько иное: здесь реже отвечают: "хорошие" (74%), и чаще дают ответ "плохие" (16%).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что респонденты по-разному воспринимают непосредственных руководителей (начальников отделов, цехов, подразделений и т. д.) и высшее руководство предприятий. Если первые рассматриваются как часть коллектива и отношения с ними характеризуются примерно так же, как и отношения между рядовыми работниками, то отношения со вторыми выглядят несколько менее гармоничными и, по-видимому, характеризуются иерархичностью и дистанцированностью.

Хотя подавляющее большинство работающих респондентов позитивно оценивают отношения руководства и подчиненных на своем предприятии, более четверти опрошенных (28%) утвердительно ответили на вопрос: "За последние 2-3 года у Вас на работе были коллективные конфликты между работниками и администрацией предприятия?". Впрочем, вероятно, участники опроса имели в виду напряженные взаимоотношения, трения между руководством и подчиненными на предприятии, а не институционализированные конфликты – забастовки, акции протеста и т. д.

Судя по нашим данным, работникам редко удается брать верх в столкновениях с администрацией: так, 10% утверждают, что в последний раз конфликт на их предприятии был решен в пользу последней, 11% – что был избран компромиссный вариант, 4% говорят, что решение было принято в пользу работников.

Около трети респондентов отмечают, что при решении производственных и социальных вопросов руководство их предприятия не учитывает мнения коллектива. Причем доля опрошенных, придерживающихся этого мнения, примерно соответствует доле респондентов, заявляющих о наличии коллективных конфликтов на предприятии.

  Руководители предприятия, где Вы работаете, учитывают или не учитывают мнение коллектива...
...при решении социальных вопросов? ...при решении производственных вопросов?

Учитывают

54 60

Не учитывают

34 29

Затрудняюсь ответить

11 11


Ответы на открытые вопросы: "Что такое хороший руководитель?" и "Что такое плохой руководитель?" – свидетельствуют о том, что в большинстве случаев под словом "руководитель" респонденты имеют в виду не столько высшее руководство, сколько непосредственных начальников. Характеризуя "хорошего руководителя", участники опроса часто говорят о необходимости устойчивого эмоционального контакта, взаимопонимания с подчиненными. Такой начальник "должен много общаться с сотрудниками, с народом, проявлять заботу о людях". Именно отношение руководителя к своим подопечным, как следует из большинства суждений, является ключевым критерием его оценки.

О том, что хороший начальник – это в первую очередь заботливый, сочувствующий подчиненным человек, говорят 38% работающих респондентов. При этом значимыми часто являются не столько практические результаты, которые приносит подобное отношение, сколько его эмоциональная окраска.
  • "Понимает своих сотрудников, может материально помочь, посочувствовать"; "чисто человеческие качества должны преобладать, и взаимоотношения не должны строиться на деньгах"; "болеет за каждого сотрудника, приходит на помощь"; "который болеет за свой коллектив, заботится о людях"; "который понимает всех, может сочувствовать людям" (открытый вопрос).
В понимании 8% респондентов, у хорошего начальника должны быть уважительные и доверительные отношения с подчиненными:
  • "Который уважительно относится к подчиненным"; "общается и выслушивает работников всегда" (открытый вопрос).
14% опрошенных, характеризуя хорошего руководителя, остановились на его нравственных качествах: в первую очередь начальник должен быть честным, справедливым и принципиальным (опять же – по отношению к коллективу).
  • "Честный, порядочный, чтоб заступался за рабочих"; "принципиальный и душевный, чуткий к чужой беде"; "честный по отношению к подчиненным" (открытый вопрос).
Принципиальность как качество хорошего руководителя, казалось бы, вступает в определенные противоречия с патерналистским образом участливого покровителя, который столь часто выстраивается по ответам респондентов, зато вполне соответствует стереотипному представлению советской эпохи об идеальном начальнике – представлению, в котором "забота о коллективе" соседствовала с "принципиальностью" и "прямотой".

О том, что хороший начальник должен находить контакт, общий язык с подчиненными, говорят 6% респондентов. Причем в этом контексте контактность начальника предстает скорее профессиональной характеристикой, нежели личностным качеством.
  • "Который может найти подход к людям"; "он понимает своих подчиненных, идет на уступки"; "умеет найти подход к каждому подчиненному" (открытый вопрос).
Только 15% опрошенных, отвечая на вопрос о том, каким им видится хороший руководитель, останавливаются на профессиональных качествах: знание специальности, опытность и компетентность.
  • "Компетентный специалист своего дела"; "профессионал высокого класса"; "опытный, знающий" (открытый вопрос).
Следует отметить, что москвичи чаще, чем респонденты в среднем по выборке, описывая плохого и хорошего начальника, акцентируют внимание на профессиональных характеристиках и организаторских способностях руководителя и реже говорят о нравственных качествах.

То, что степень вовлеченности в трудовой коллектив является, по мнению опрошенных, одной из ключевых характеристик начальника, подтверждается и распределением ответов на открытый вопрос о плохом руководителе. Критерии его оценки, используемые респондентами, аналогичны критериям оценки хорошего руководителя: характер взаимоотношений с работниками, контактность, открытость и проч.

Так, 27% опрошенных считают, что плохого руководителя отличает в первую очередь эгоизм – стремление к личной выгоде, алчность и пренебрежение интересами коллектива.
  • "Все гребет под себя"; "всю деятельность обращает в свои интересы"; "живет для себя, а не для коллектива" (открытый вопрос).
15% респондентов полагают, что плохой руководитель – тот, кто дистанцируется от трудового коллектива, выстраивает жесткую иерархию взаимоотношений.
  • "Зазнавшийся и оторвавшийся от коллектива"; "человек, который ставит себя выше всех"; "диктатор, самодур"; "тот, кто считает, что я начальник – ты дурак" (открытый вопрос).
Для 14% опрошенных плохой начальник – это тот, кто плохо относится к подчиненным, невнимателен к их проблемам. При этом, как следует из ответов респондентов, здесь значима не столько конкретная помощь, сколько умение вникнуть в проблемы работника и посочувствовать ему.
  • "Который не беспокоится о своих работниках"; "равнодушный к нуждам своих подчиненных"; "не входит в положение человека, сотрудника" (открытый вопрос).
По мнению 12% участников опроса, плохого руководителя отличает прежде всего низкий профессионализм. Примечательно, что отсутствие организаторских способностей у начальника участники опроса также часто оценивают в контексте его взаимоотношений с подчиненными.
  • "Неграмотный, не знает свою работу"; "не умеет организовать работу"; "не знает – и лезет, мешает работать"; "не поощряет сотрудников за хорошие идеи" (открытый вопрос).
Итак, согласно представлениям наших респондентов, хороший руководитель должен быть демократичным, открытым, быть "своим" в трудовом коллективе, и в то же время – опекать подчиненных, уметь выслушать их и посочувствовать. Профессиональные характеристики начальника менее значимы для участников опроса, нежели эмоциональный контакт с работниками и отеческая забота о трудовом коллективе.
  • "Чтобы переживал за сотрудников, понимал и решал их проблемы"; "это руководитель, который беспокоится о том, чтобы подчиненный чувствовал себя комфортно на предприятии, и его семья была обеспечена социально..." (открытый вопрос).