Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/let/state_affairs/dd001830




Российские реформы сегодня и завтра

23.08.2000 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Российские реформы сегодня и завтра
2.Графики
3.Опрос экспертов

 
1.Российские реформы сегодня и завтра


Отношение россиян реформам ФОМ измеряет регулярно. Результаты общероссийского опроса от 19-20 августа 2000 года не были неожиданностью. Лишь треть респондентов (32%) оценивают реформы, проводившиеся в России впоследние годы, хоть в чем-то положительно, а подавляющее большинство (52%) выражает негативное отношение к преобразованиям:

Отношение представителей региональной элиты к итогам реформ, проводившихся в России в последние годы, складывается в картину, аналогичную полученной во время общероссийского опроса рядовых граждан: 44% экспертов относятся к итогам реформ отрицательно, 34% – в равной степени положительно и отрицательно, и только 21% – положительно.

Опросы показали, что общественное мнение достаточно противоречиво в отношении того, необходимы ли новые реформы вообще.

Так, на вопрос анкеты общероссийского опроса 'Как Вы думаете, простые россияне сегодня считают или не считают реформы необходимыми?' 34% респондентов ответили, что простые россияне не считают реформы необходимыми. Тех, кто уверен – простые россияне считают проведение реформ необходимостью, – оказалось лишь немногим больше (39%).
  • 'Нужны-то они везде' (ДФГ, Самара).


  • 'Россия нуждается в реформах, которые бы устранили ряд вредных последствий предыдущих реформ. То, что здесь Вы называете 'путинские реформы', – это фактически подготовительные шаги к возможным будущим реформам. Вот так можно их расценивать' (ДФГ, Москва).
Представители региональных элит более скептично оценили готовность россиян к реформам: чуть больше трети экспертов (36%) думают, что рядовые граждане считают реформы необходимыми, и половина (51%) – рядовые граждане не считают реформы необходимыми.

Вместе с тем, судя по результатам опросов и фокус-групп, общественное признание потребности в новых реформах скорее всего существует. Причем более половины опрошенных россиян (56%) уверены, что ответственность за результаты проводимых реформ должен взять на себя Президент (только 27% считают, что ответственность должно взять Правительство).

Показателем того, что надежды рядовых граждан на успешность реформ связаны именно с В.Путиным, являются и высказывания участников ДФГ:
  • 'У меня возникло какое-то доверие, или, может быть, мне хочется верить кому-то' (ДФГ, Москва).


  • 'У меня впервые после того, как я прослушал эту программу, создалось впечатление, что все-таки, пусть не на 100%, но это выполнимая программа. Что действительно под ней есть какая-то экономическая база. Это, я считаю, реформа Путина' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Я не знаю, реформа или не реформа, но, во всяком случае, Путин что-то пытается сделать отличное от ельцинских преобразований. То есть, не идти по проторенной уже дорожке, а что-то пытается делать свое. Получится или не получится, правильно или неправильно, это трудно судить. Но он пытается что-то сделать' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'В этом плане он последовательный. Если что-то не получится, то это было невозможно' (ДФГ, Самара).
Эксперты также уверены в том, что сегодня для рядовых граждан очень важно, чтобы преобразовательные инициативы исходили от Президента, а не от Правительства:
  • 'Деятельность Правительства сегодня воспринимается, как факт вторичный по отношению к деятельности Путина. Правительство давно воспринимается как организационный придаток его деятельности, не более'.


  • 'Я считаю, что инициатива всегда должна быть за Президентом, потому что у нас испокон веков в России должен был быть царь. Потому что русский человек только под давлением начинает маленько шевелиться'.
Представители региональных элит настроены более 'про-реформенно', чем рядовые россияне: 78% экспертов считают, что Правительству следует сегодня активно проводить реформы, и только 12% придерживаются противоположной точки зрения. При этом представители региональных элит еще более категорично, чем рядовые граждане, заявляют, что ответственность за преобразования должен взять на себя Президент (83%); только 8% экспертов считают, что это должно сделать Правительство.

Эксперты более оптимистично оценивают шансы реформ науспех: 69% считают, что Правительству удастся добиться результатов, и 22% – что не удастся.

Мнения россиян о том, как изменится жизненный уровень населения в результате реформ, разделились почти поровну: 29% считают, что он повысится, 24% – не изменится, 25% – понизится. Оптимистов здесь больше среди избирателей В.Путина (среди них 36% считают, что жизненный уровень повысится), пессимистов – среди избирателей Г.Зюганова (33% сторонников лидера КПРФ считают, что жизненный уровень понизится).

Региональные эксперты намного более оптимистичны в этом вопросе, нежели рядовые граждане. Более половины представителей региональных элит (62%) считают, что жизненный уровень населения повысится, 15% – не изменится, 14% – понизится.

Россияне, ожидающие от реформ повышения жизненного уровня, предполагают, что это произойдет лишь спустя несколько лет после начала преобразований: только 10% ждут результата менее чем через три года, а 16% считают, что для этого должно пройти четыре и более лет. Те же, кто ждет понижения жизненного уровня, в большинстве своем уверены, что это произойдет в первый же год реформ (18%). Большинство региональных экспертов, полагающих, что жизненный уровень понизится, также убежденно, что это произойдет в первый же год сначала преобразований.

Более половины опрошенных россиян (54%) считают, что в случае снижения жизненного уровня в результате новых реформ в стране могут начаться массовые выступления протеста. Треть опрошенных (34%) придерживаются противоположного мнения – массовых выступлений протеста не будет. Мнения экспертов распределились по-другому: только 21% считают, что массовые выступления протеста произойдут, 77% уверены, что этого не случится.
  • 'В нашем регионе набастовались уже настолько, что уже дальше некуда, никто никуда не выйдет уже' (эксперт, Кемерово).


  • 'Самое главное, что народ стал настолько инертен, что даже самые крайние ситуации не заставят выйти на улицу' (эксперт, Самара).


  • 'Все живут плохо, но как-то приспосабливаются' (эксперт, Волгоград).


  • 'Выступлений в нашем регионе ожидать не приходится, а по всей России – трудно сказать. У нас есть Кузбасс, есть другие регионы, в общем-то. Поэтому сложно здесь. Это от ситуации... Приморье: в общем, там люди на грани, т.е. вполне возможно, но это не будет тенденцией развития ситуации по всей России, но локальные очаги могут быть' (эксперт, Уфа).


  • 'Опыт последних лет показал, что это ни коим образом не приведет к массовым выступлениям населения, но это просто приведет к росту политической апатии населения' (эксперт, Владимир).
Оживленную дискуссию на московской ДФГ вызвал вопрос о том, должно ли население 'платить' за реформы:
  • Модератор: 'Только что сами говорили, что перемены нужны'.
Респондент: 'Ну, нужны'.

Модератор: 'За перемены придется расплачиваться'.

Респондент: 'Придется'.

Модератор: 'Но при этом считаете, что общество не будет...'

Респондент: 'Я считаю, что расплачиваться не нам всем, а может, расплачиваться будут те, у кого оказалась собственность. Может, с них какие-то будут брать'.

Некоторые респонденты считают, что общество в любой ситуации не готово 'расплачиваться' за преобразования:
  • 'Почему сегодня не готовы платить за реформы? Вот кто-то сказал, что в90 году были готовы платить. Вы знаете, насколько я помню себя, никто не был готов платить. Все считали, что мы сейчас коммунизм скинем и будем жить, как в Америке. Не было у людей убеждения, что это будет трудно... А почему тогда Гайдара очень сильно не любят, который начал всю эту оргию в 91-й год? Отмена этих фиксаций цен и т.д. Людей не приучили кмысли, что им придется платить' (ДФГ, Москва).


  • 'Была группа людей, которым было душно, которым нужна была свобода. Они понимали, что они должны заплатить, они как раз и выходили на митинги. Несчастье в том, что и эта группа растаяла. Уже те, кто из демократов, которые действительно поддерживали, они лет через пять перестали активно поддерживать, потому что они поняли, что платить-то мы платим, только мало чего получаем' (ДФГ, Москва).
В этом смысле декларированная правительством позиция 'меньше обещать, а обещанное – исполнять' импонирует многим участникам ДФГ:
  • 'На самом деле люди поняли, которые там сидят, что необходимо хоть не много обещать, но это выполнить. Иначе у нас уже и вера потихоньку начинает пропадать' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'А кому вообще нужны все эти программы, обещания и все прочее? Нам это не нужно. Надо просто дело делать. Пусть молча, пусть как партизан, но делать дело' (ДФГ, Новосибирск).
Вместе с тем, некоторые участники ДФГ высказывают скепсис относительно того, будет ли Правительство выполнять то, что обещало:
  • 'Государство не обманешь, а оно тебя может, как угодно, обкрутить. Впринципе сейчас так и происходит' (ДФГ, Самара).


  • 'Чем меньше обещаешь, тем меньше придется выполнить' (ДФГ, Самара).
В целом же отношение россиян к новым реформам можно определить как 'скорее положительное'. Граждане чувствуют потребность в преобразованиях, хотя и не вполне ее осознают. Надежды граждан на успешность реформ связаны сименем В.Путина, и успех преобразований во многом будет зависеть от динамики отношения общества к Президенту. Пока россияне довольно оптимистично настроены по отношению к реформам испособности власти их реализовать. От власти граждане ждут не пустых обещаний, а реальных дел. Вместе с тем, завышенные, неоправданные ожидания граждан в отношении реформ могут стать одной из причин разочарования в преобразованиях и повлечь трудности в их реализации.


 
2.Графики

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ИТОГИ РЕФОРМ, ПРОВОДИВШИХСЯ В РОССИИ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ РОССИЙСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ СЛЕДУЕТ АКТИВНО ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВУ НЕ СЛЕДУЕТ АКТИВНО ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ. КАКАЯ ИЗ ЭТИХ ДВУХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕСЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАЧНЕТ ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ, ТО УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ ЕМУ ДОБИТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТОВ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПРОСТЫЕ РОССИЯНЕ СЕГОДНЯ СЧИТАЮТ ИЛИ НЕ СЧИТАЮТ РЕФОРМЫ НЕОБХОДИМЫМИ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КТО ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ГЛАВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВОДИМЫХ РЕФОРМ - ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЛИ ПРЕЗИДЕНТ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМ ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ ПОВЫСИТСЯ, ПОНИЗИТСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ?

А КОГДА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ ЗАМЕТНОГО ПОВЫШЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ - ЧЕРЕЗ ГОД ПОСЛЕ НАЧАЛА РЕФОРМ, ЧЕРЕЗ 2-3 ГОДА, ЧЕРЕЗ 4-5 ЛЕТ ИЛИ ЕЩЕ ПОЗЖЕ? (ответы заявивших, что жизненный уровень повысится)

А КОГДА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ ЗАМЕТНОГО СНИЖЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ - ЧЕРЕЗ ГОД ПОСЛЕ НАЧАЛА РЕФОРМ, ЧЕРЕЗ 2-3 ГОДА, ЧЕРЕЗ 4-5 ЛЕТ ИЛИ ЕЩЕ ПОЗЖЕ? (ответы заявивших, что жизненный уровень понизится)

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО В СЛУЧАЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ МОГУТ НАЧАТЬСЯ МАССОВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОТЕСТА. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЭТО НЕ ВЫЗОВЕТ МАССОВЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ПРОТЕСТА. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 августа 2000 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ИТОГИ РЕФОРМ, ПРОВОДИВШИХСЯ В РОССИИ ВПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ, – ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ РОССИЙСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ СЛЕДУЕТ АКТИВНО ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВУ НЕСЛЕДУЕТ АКТИВНО ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ. КАКАЯ ИЗ ЭТИХ ДВУХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ – ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕСЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАЧНЕТ ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ, ТО ЕМУ УДАСТСЯ ЛИ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ ДОБИТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТОВ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПРОСТЫЕ РОССИЯНЕ СЕГОДНЯ СЧИТАЮТ ИЛИ НЕ СЧИТАЮТ РЕФОРМЫ НЕОБХОДИМЫМИ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КТО ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ГЛАВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ – ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЛИ ПРЕЗИДЕНТ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМ ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ ПОВЫСИТСЯ, ПОНИЗИТСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ?

А КОГДА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ ЗАМЕТНОГО ПОВЫШЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ – ЧЕРЕЗ ГОД ПОСЛЕ НАЧАЛА РЕФОРМ, ЧЕРЕЗ 2-3ГОДА, ЧЕРЕЗ 4-5 ЛЕТ ИЛИ ЕЩЕ ПОЗЖЕ? (ОТВЕТЫ ЗАЯВИВШИХ, ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМ ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ ПОВЫСИТСЯ)

А КОГДА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ ЗАМЕТНОГО СНИЖЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ – ЧЕРЕЗ ГОД ПОСЛЕ НАЧАЛА РЕФОРМ, ЧЕРЕЗ 2-3ГОДА, ЧЕРЕЗ 4-5 ЛЕТ ИЛИ ЕЩЕ ПОЗЖЕ? (ОТВЕТЫ ЗАЯВИВШИХ, ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМ ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ ПОНИЗИТСЯ)

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО В СЛУЧАЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ВРОССИИ НАЧНУТСЯ МАССОВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОТЕСТА. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО В СЛУЧАЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ МАССОВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОТЕСТА НЕ НАЧНУТСЯ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ – ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ – ВЫ СОГЛАСНЫ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 15-17 августа 2000 г. 130 экспертов.