Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/let/state_affairs/dd032425




22 июня

19.06.2003 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Уроки истории – учить или помнить?
2.Графики и открытые вопросы
3.Приложение.Таблицы

 
1.Уроки истории – учить или помнить?


День 22 июня в истории и в социальной памяти маркирован очень ярко и отчетливо. В ходе последнего общероссийского опроса, на вопрос о том, с каким событием в истории страны связан этот день, три четверти (73%) россиян дали 'правильный ответ', то есть связали названную дату именно с началом Великой Отечественной войны. Только день 9 мая 'опережает' ее по устойчивости и отчетливости интерпретаций (См.: 9 мая // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 017, 5 мая (http://www.fom.ru/survey/dominant/810/1628/6247.html)).

Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, с каким событием в истории нашей страны связан день 22 июня/9 мая?'



 

22 июня

9 мая

Правильный ответ

73

98

Неправильный ответ

5

1

Затрудняюсь ответить

22

1



Главное, что бросается в глаза при сравнении двух вопросов, – высокая доля затруднившихся с ответом на вопрос о 22 июня. В первую очередь это наиболее молодые респонденты – до 35 лет (34%), те, кто имеет среднее общее образование (29%), и люди, относящиеся к категории 'оптимистов', т. е. вполне адаптированные к сегодняшней жизни и имеющие положительные ожидания относительно будущего (27%). Сходная картина наблюдается и в случае с другим вопросом: является или не является день 22 июня важным и значимым для респондентов. 29% из числа 18 – 35-летних выбирают вторую позицию, тогда как среди старшего поколения (от 50 лет) таких только 7%.

Вопрос: 'Для одних людей 22 июня – особый день, важный, значимый. Для других 22 июня не является особенным, важным, значимым днем. Если говорить о Вас лично, какая позиция Вам ближе – первая или вторая?'



 

Все

Возраст

18–35 лет 36–50 лет старше 50 лет
Доли групп (%) 100 31 29 40

Первая

74

57

75

87

Вторая

16

29

15

7

Затрудняюсь ответить

10

14

10

7



Главное, что отличает эти два поколения, – мера личной сопричастности тому времени. Среди ответов на открытый вопрос, в котором респондентов просили обосновать свое отношение к дате 22 июня, безусловно лидируют суждения, свидетельствующие о сохранении у респондентов личной соотнесенности с тем трагическим периодом истории (30%) (Для сравнения, в опросе, посвященном 9 мая, обосновывали важность, значимость этого дня этим же мотивом примерно треть респондентов (31%): родные и близкие участвовали в войне (26%), собственные воспоминания о том времени (6%).).

  • 'У меня дед воевал, а бабушка – блокадница'; 'родители были в войну подростками, на руках были еще маленькие сестры, их надо было поднимать, а тут война... По-моему, это событие должен знать каждый'; 'отец был в плену, погибло из родни 17 человек'; 'отец воевал, родители жили на оккупированной территории'; 'в первые дни войны я добровольцем ушла на фронт и воевала до конца войны, и поэтому этот день изменил всю мою жизнь'; 'эта война изменила всю мою судьбу: я – немка, меня переселили сюда насильно, мама была в партизанах'; 'так как война отняла у нас детство: окопы копали, дороги строили – только голод, холод' (открытый вопрос).
  • 'Война, 41-й год... Тут же папу забрали. У меня и сейчас в глазах стоит: мама стоит, в плат укутавшись, плачет, и мы рядом трое стоим. И так мы и остались без него навсегда' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Война коснулась всей страны и каждой семьи. Отец погиб, а мы уехали в Новосибирск, где не было даже гнилой картошки. Я была в детском саду, и там давали одноразовое питание. «Что, кушать хочешь? Попей водички»... Вот так вот' (ДФГ, Новосибирск).
То, что личная соотнесенность с военным временем оказывается ключевым фактором, определяющим значимость даты 22 июня, подтверждают также и ответы тех, кто не считает важным помнить о ней. Приблизительно 4% респондентов, не считающих 22 июня значимым днем, говорили как раз о том, что их лично с тем временем ничего не связывает:
  • 'Меня тогда не было на свете'; 'война была и прошла, я ее не пережил'; 'он хоть и значим, но не для моего поколения'; 'я же не воевал'; 'я войны не видела'; 'моих близких война не затронула'; 'мы – другое поколение, да и на войне у меня никого не было' (открытый вопрос).
(По всей видимости, данный мотив распространен несколько сильнее, чем это показывают данные. Ситуация опроса есть своего рода публичное действие, что не может не сказываться на ответах людей, когда речь заходит о столь сензитивных моментах).

Итак, при определении того, как люди воспринимают войну и военное время, фактор личной соотнесенности на сегодняшний день оказывается наиболее 'работающим', 'весомым'. Вместе с тем, любая памятная дата, праздник или память о событии закрепляются в культурной традиции не только этим социально-психологическим феноменом и мнемоническим механизмом - и не столько им.

Очень важным оказывается, закреплено ли за этим событием или фактом какое-то значение, идея, мысль, наделено ли оно характерным ценностным смыслом, устойчиво определяющим его роль и место в системе ценностно окрашенных представлений общества о самом себе. Данные опроса, посвященного 22 июня, показывают, что на сегодняшний день существуют три устойчивые 'формулы', которыми описывается война. Однако прежде чем говорить о них, следует сделать небольшое отступление.

Затрагивание военной темы обычно порождает чрезвычайное разнообразие мнений, интерпретаций, ассоциативных и аргументативных цепочек. К любой теме или проблеме можно 'подходить' с разных сторон (в данном случае такими 'заходами' могут быть роль Сталина в войне, или явление фашизма как таковое, или праздник 9 мая – День Победы, или же 22 июня – день начала войны (22 июня // Доминанты. Поле мнений. 2001. .№ 022, 20 июня (http://www.fom.ru/survey/dominant/216/553/1849.html))), и в зависимости от того, чем стимулируется 'первое приближение' к теме (в ходе опросов, интервью или групповых дискуссий), актуализируются более или менее оригинальные, особенные 'онтологические формулы'. Сравнивая материалы нынешнего исследования с материалами опроса, посвященного 9 мая (См.: 9 мая // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 017, 5 мая (http://www.fom.ru/survey/dominant/810/1628/6247.html)), мы можем обнаружить в таких формулах определенные различия.

Среди ответов на открытый вопрос, почему день 22 июня является важным, значимым, отчетливо выделяется группа суждений (примерно 23%), в которых война описывается как трагическое время, время испытаний – что совершенно естественно, поскольку речь идет о дате, связанной с самым тяжелым этапом войны и символизирующей этот этап. Для сравнения, аналогичный мотив в опросе о 9 мая встречался примерно в 3% ответов.
  • 'Произошли страшные перемены в жизни людей в России'; 'война нанесла большой физический и моральный удар по нашему народу'; 'эта война – большое горе было'; 'страдала вся страна и каждая семья'; 'это начало самой страшной войны для нашей страны'; 'на Родину напали, из этого мало что хорошего получилось'; 'поганый день – начало войны' (открытый вопрос).
Вторую группу суждений (12%) можно обозначить как 'долг памяти и благодарности живым и погибшим'. В опросе о 9 мая эта тематическая рамка собрала примерно такое же число ответов – 12% (правда, мотив благодарности ветеранам в этом случае оказался несколько более выраженным).
  • 'Это геноцид наших людей фашистами – надо помнить, столько погибло людей'; 'в войне погибло много народа – ради нас, чтобы мы жили'; 'война унесла много жизней, поэтому эта дата должна сохраниться в памяти'; 'я благодарна людям, которые воевали, отстояли все ценности'; 'уважаю поколение, которое нас защитило от фашизма' (открытый вопрос).
Третью группу суждений (3%), которую мы также относим к разряду ценностных доминант, фреймов, оформляющих разговор о войне, образуют 'героические' высказывания – о подвиге, освобождении, мужестве. В опросе о 9 мая этот мотив оказался существенно сильнее: ответы такого рода дали 40% опрошенных.
  • 'В ту войну все были как один'; 'связан с подвигом советских солдат'; 'героическая война и героическая победа'; 'встала вся страна единой стеной'; 'война стала проверкой на прочность народа, и он выстоял' (открытый вопрос).
Помимо трех описанных комплексов суждений и оценок, существует и еще один, регулярно 'проявляющийся' при разговорах на темы, касающиеся отечественной истории. Условно его можно назвать: 'это – история, историю следует помнить'. В нынешнем опросе к этому типу суждений относятся ответы 12% опрошенных; в исследованиях, посвященных 9 мая и 5 марта, дню смерти Сталина, – 6% и 24% соответственно. Значение этого типа аргументов остается не вполне проясненным. На фокус-группах, где обсуждалась тема 22 июня, респондентам было предложено поразмышлять над тем, почему, собственно, следует помнить историю, какие уроки (еще одна довольно распространенная формула из этой же серии) следует извлекать из событий прошлого, в данном случае – из событий, связанных с началом войны и предшествующих ей. Самый главный вывод, который можно сделать на основании дискуссий, заключается в том, что за высказываниями этого типа не обнаруживается устойчивого содержания и отчетливой аргументации. Продолжение разговора в данном тематическом направлении с большой вероятностью застает людей врасплох, провоцирует их на спонтанные ответы или же на подспудный 'ход в сторону' – смену темы. Например, на московской фокус-группе модератору удалось только с третьего захода сфокусировать разговор на 'уроках истории'.
  • 'Модератор: Знаете такое выражение – учиться на уроках истории? Чему, какие выводы мы должны были бы сделать не только из даты, а из этой войны? Были ли они сделаны?
1-й участник: Выводы не сделаны. Поскольку и Афган, и Чечня...

2-й участник: Нет, ну какие выводы, какие выводы...

3-й участник: Нет, ну как раз выводы-то, по-моему, есть.

Модератор: Почему Вы так считаете?

3-й участник: Ну как, эта война нас коснулась, как бы нашу страну, здесь... А это локальная... То есть что такое Афган?.. [Далее идет разговор про Афганистан].

Модератор: Давайте, все-таки, попробуем сформулировать один-два-три, сколько у нас получится, те самые выводы, уроки, которые можно было бы сделать на основании Великой Отечественной войны.

1-й участник: Ну, выводы – это в данном случае разоружение. Ну, боеголовки, там, ракеты – вот СНВ-2...

Модератор: То есть такое международное разоружение?

1-й участник: Да, да.

2-й участник: А я думаю, что сейчас не время...

3-й участник: Вообще, говорят, что как раз наоборот, вооружение... Многие считают, что вооружение сдерживает. Я не военный человек, поэтому мне трудно сказать, но многие народы ведь вооружаются именно для того, чтобы сдерживать своих соседей... [Далее обсуждается тема разоружения].

Модератор: Давайте, все-таки, о той войне, про историю Великой Отечественной. Вот по итогам Великой Отечественной войны какие надо было стране сделать выводы?

3-й участник: Может быть, не надо было навязывать той же Германии и другим странам свою власть, то есть вариант своей власти. Ну, например, Восточной Германии... То есть мы там надолго задержались, и много было таких стран... Видимо, мы как-то... ну, был, наверное, какой-то период, когда можно было им помочь встать на ноги. А потом, наверное, нужно было все-таки как-то выйти... И с Прибалтикой, может быть, все тоже так...' (ДФГ, Москва).

Не менее важной (хотя не известно, насколько распространенной) является и другая реакция на предложение модераторов поговорить об 'уроках истории': уроки должны извлекать те, кто историю 'делает', а не 'простые люди', от которых 'ничего не зависит'.
  • 'Какие уроки вынести? Какие бы мы не вынесли, не от нас все зависит, а от правительства. Какие они уроки вынесут из истории... ' (ДФГ, Самара).


  • 'Так ведь на уроках истории не мы должны учиться. И, как правило, на них никто не учится. Никто же не учится на уроках истории почему-то. А ведь учиться должен кто? Не мы же, простые люди... Мы за кем-то идем, кто-то нас ведет... Так вот этот идущий, он и учиться должен. Но они почему-то не учатся никогда. В истории вообще-то есть случаи, чтобы ведущий народ учился на уроках истории предыдущей? Какие-нибудь полководцы? А ведь рассказывать должен тот, кто повыше, тот, кто учит. Ведущий. А ведомые должны слушать. А ведущие-то у нас кто?..' (ДФГ, Новосибирск).
Тематическую направленность обсуждения, которое все-таки состоялось на трех фокус-группах – в Москве, Новосибирске и Самаре, нельзя, конечно, рассматривать в качестве репрезентативной и устойчивой характеристики того, какие фреймы мобилизуются в сознании людей, когда заходит разговор об 'уроках' того или иного исторического события или явления. Это – предмет отдельных исследований. Вместе с тем, данные и нынешнего опроса, и в особенности – опроса, посвященного дню смерти Сталина, позволяют сформулировать следующее предположение: суждения, относящиеся к типу 'свою историю следует знать' свидетельствуют о 'растерянности', о неопределенности того самого 'онтологического значения' исторического события или явления, о котором заходит речь. Чем более 'неудобными' или же непонятными являются исторические сведения, тем сложнее человеку включить их в систему мировоззрения, систему представлений о себе и обществе, о своем прошлом, о своем опыте, о сегодняшнем дне. Праздник Победы в своем онтологическом значении оказывается наиболее четким и точным, а фигура Сталина – наиболее проблемной (См.: И. Климов. Память о страхе или страх памяти? // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 008, 27 февр. (http://www.fom.ru/survey/dominant/702/1486/5394.html)). В ментальной карте сегодняшнего времени с большим трудом и большими проблемами возникают конструкции и формулы, которые описывают и систематизируют наш собственный отрицательный исторический опыт. И эта проблема неявно скрывается за сакраментальной фразой: 'историю надо знать, а ее уроки – учить'.


 
2.Графики и открытые вопросы

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, С КАКИМ СОБЫТИЕМ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ СВЯЗАН ДЕНЬ 22 ИЮНЯ?

ДЛЯ ОДНИХ ЛЮДЕЙ 22 ИЮНЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 22 ИЮНЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧИСЛО РОССИЯН, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ 22 ИЮНЯ ОСОБЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ, В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, УМЕНЬШАЕТСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЯСНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОЧЕМУ ВЫ ТАК ОТНОСИТЕСЬ К ДНЮ 22 ИЮНЯ (СЧИТАЮ ЕГО ОСОБЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ)?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Война затронула мою семью

22

  • 'У меня дед воевал, а бабушка – блокадница'; 'отец воевал, мать – на трудовом фронте'; 'был дед на фронте, и много родственников погибли в ту войну'; 'родители были в войну подростками, на руках были еще маленькие сестры, их надо было поднимать, а тут война, – по-моему, это событие должен знать каждый'; 'отец был в плену, погибло из родни 17 человек'; 'половина родни воевала'; 'мой дед сложил голову под Мамаевым курганом'; 'одни слезы в этот день – отец и два брата погибли на фронте'; 'отец воевал, родители жили на оккупированной территории'; 'в нашей семье много родных воевало, война оставила свой след'.

Война – время великих испытаний для народа

14

  • 'Произошли страшные перемены в жизни людей в России'; 'трагедия русского народа'; 'война нанесла большой физический и моральный удар по нашему народу'; 'беда народная'; 'в каждой семье или кто-то погиб, или пропал, или угнали в Германию – плохо, что сейчас молодежь об этом мало знает и не хочет знать'; 'эта война – большое горе было'; 'в это день весь народ плакал'; 'страдала вся страна и каждая семья'; 'ужасное время'; 'была трагедия, шок для всех людей'; 'это всех коснулось'.

Это история нашей страны

12

  • 'Черный день российской истории'; 'эпохальная дата'; 'это моя история, и я ее уважаю'; 'Великая Отечественная война сыграла большую роль в мире'; 'это такое событие всемирного значения'; 'это история моей страны'; 'важное историческое событие нашей Родины'; 'день всей истории: историю нельзя забывать, без истории нет будущего, историю надо учить и знать'; 'война в корне изменила путь развития нашей страны'; 'это важное событие не только для нашей страны, но и для всего мира'; 'просто серьезная дата для истории страны'; 'это дико – не знать своей истории'.

Это день памяти о погибших в войне

11

  • 'В войне погибло много народа – ради нас, чтобы мы жили'; 'это великий траур по всей России'; 'почтение к погибшим'; 'надо помнить о погибших'; 'в этой войне погибли миллионы'; 'память о жертвах войны'; 'это геноцид наших людей фашистами, надо помнить, так как столько погибло людей'; 'война унесла много жизней, поэтому эта дата должна сохраниться в памяти'.

Это день начала войны

9

  • '22 июня – начало самой страшной войны для нашей страны'; 'война началась – кому это приятно?'; 'война необъявленная'; 'годовщина начала войны'; 'так как напали, а мы оборонялись от врага'; 'Гитлер напал на Россию, началась Великая Отечественная война'; 'на Родину напали, из этого мало что хорошего получилось'; 'поганый день – начало войны'; 'нападение фашистов на нашу страну'.

Война – факт моей биографии

8

  • 'Была война, есть было нечего, работала с 13 лет, работала в совхозе'; 'в первые дни войны я добровольцем ушла на фронт и воевала до конца войны, и поэтому этот день изменил всю мою жизнь'; 'хорошо помню войну и этот страшный день, всегда плачу'; 'эта война изменила всю мою судьбу, я – немка, меня переселили сюда насильно, мама была в партизанах'; 'так как война отняла у нас детство: окопы копали, дороги строили – только голод, холод'; 'в то время было 16 лет, бежали из Калинина, по деревням ходили, попрошайничали'.

Это день памяти о подвиге нашего народа

3

  • 'В ту войну все были как один – не то что сейчас'; 'связан с подвигом советских солдат'; 'героическая война и героическая победа'; 'встала вся страна единой стеной'; 'война стала проверкой на прочность народа, и он выстоял'; 'люди защищали свою Родину'.

Войну с фашизмом забывать нельзя

1

  • 'Хотя это и очень страшный день, но помнить его мы обязаны'; 'нам всем не следует забывать про фашизм'; 'уроки войны нельзя забывать'; 'нужно помнить, что такое фашизм и к чему он привел'; 'чтобы не забывали о войне, и что принес миру фашизм'.

О войне надо помнить, чтобы не допустить ее повторения

1

  • 'Пусть таких дней больше не будет никогда'; 'надо сохранять мир'; 'надо всегда помнить об этом дне, чтобы опять не повторилось'; 'не хотелось бы еще раз повторить этот ужас'; 'очень близко к сердцу, и не дай Бог повторится'; 'страшный день – хотелось бы умереть и не испытать больше такого дня'.

Это дань благодарности ветеранам

1

  • 'Благодарна людям, которые воевали, отстояли все ценности'; 'уважаю поколение, которое нас защитило от фашизма'; 'я почитаю тех людей, которые прошли войну'; 'благодарные людям, которые нас защищали'.

Меня так воспитали

1

  • 'Бабушки и дедушки рассказывали об этом дне'; 'нас воспитывали на героях войны'; 'помню войну по рассказам родителей, по фильмам и книгам – так воспитали наше поколение'; 'нас так воспитали, что это день трагический'; 'меня так воспитали с детства'; 'с детства знаем этот день'.

Другое

1

  • 'Для меня это важно, не знаю, как объяснить'; 'чем взрослее, тем серьезней отношусь'; 'нужно воспитывать патриотизм молодых'; 'всю жизнь отмечали'; 'как все, так и я – вспоминаю все и соблюдаю'; 'отмечается солнцестояние'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

32

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЯСНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОЧЕМУ ВЫ ТАК ОТНОСИТЕСЬ К ДНЮ 22 ИЮНЯ (НЕ СЧИТАЮ ЕГО ОСОБЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ)?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Меня война не коснулась

4

  • 'Меня тогда не было на свете'; 'это не мое время'; 'война была и прошла, я ее не пережил'; 'я же не воевал'; 'моих близких война не затронула'; 'я знакома с войной лишь по кино, ее не видела'; 'война меня не задела, мы уже послевоенные дети'; 'нас там не было'; 'мы – другое поколение, да и на войне у меня никого не было'; 'войны не видела'.

Это осталось в прошлом, это неактуально

2

  • 'Время другое, все по-другому, не задумывался никогда'; 'это было давно, а сейчас у людей другие, более насущные проблемы'; 'это уже прошлый век, в этой дате нечего праздновать'; 'сейчас неактуально отмечать такие даты'; 'что было, то было в прошлом'; 'времени много прошло, другие проблемы'; 'это случилось давно и стало уже историей нашей, время лечит'; 'события, уже ставшей историей времени, сейчас другое время и другие войны'; 'все забывается со временем'; 'сейчас это уже не важно'; 'это в прошлом все, надо жить будущим'.

День Победы – важнее

1

  • 'Не такой важный, как День Победы'; 'вот победа 9 мая – это важно, а 22 июня – нет'; 'важнее, когда кончилась война'; 'я не знаю, но, думаю, надо отмечать День Победы, то есть конец войны – это праздник, радость, а начало – разве это радость?'.

Это плохой день в истории нашей страны

1

  • 'Траурный день'; 'это трагедия'; 'день великого горя'; 'это черный день – на нас напали'; 'это не лучший день в истории страны'.

Я далек(-а) от этого

1

  • 'Голова не этим забита'; 'я этого числа не замечаю'; 'не придаю значения'; 'просто не важный'; 'мне это не интересно'; 'не задумывалась об этом никогда'.

Тяжело вспоминать войну

1

  • 'Оба деда погибли'; 'отец в концлагере'; 'во время войны, в оккупации, я потеряла отца и мать'; 'у меня отец с фронта пришел на костылях'.

Это обычный день

1

  • 'Обычный рабочий день'; 'день как день, ничего особенного'; 'просто не особый день'; 'это не праздник, и выделять не следует'.

Другое

1

  • 'К тому, что было тогда, отношусь с недоверием, много вранья про это время'; 'считаю, что Гитлер меньше уничтожил, чем Сталин'; 'из всех праздников я признаю день рождения и Новый год'; 'сама война значимая, а начало не имеет значения, когда началась'; 'судя по тому, что мы не извлекли из него ошибки'.

Ответ не на тему

1

Затрудняюсь ответить, нет ответа

89

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 июня 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Приложение.Таблицы

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, С КАКИМ СОБЫТИЕМ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ СВЯЗАН ДЕНЬ 22 ИЮНЯ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
правильный ответ ('Начало Великой Отечественной войны'.) 73728572896579757373597780696579836675787974726972797068777188788076638388
неправильный ответ5625185465845475585546662478672223411
затрудняюсь ответить 2222132311271721222234181527291611262018162022262517232417229201821331511


ДЛЯ ОДНИХ ЛЮДЕЙ 22 ИЮНЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 22 ИЮНЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
первая 74779076916580777176577587797075736981758281697277697767747583817883688589
вторая 161561572313131814291578181817151119131420131320152112161016191429127
затрудняюсь ответить 10949212791010141071311710169755111510108121597333333


КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧИСЛО РОССИЯН, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ 22 ИЮНЯ ОСОБЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ, В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, УМЕНЬШАЕТСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
увеличивается710971378686768787571045597321571544452542
не изменяется14131313121614131513151512131713911161213111714149101820925554743
уменьшается 63656264606663626265636662515970776059727176595674736158457039807980837977
затрудняюсь ответить 16121516161115191517151318291610922151111916221016151720173212111361318


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 июня 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.