Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/old_pol/lenin_v_i_/dd031530




Отношение к В.И.Ленину

17.04.2003 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Ленин: 'историческая личность, и больше – ничего'
2.Графики и открытые вопросы

 
1.Ленин: 'историческая личность, и больше – ничего'


Середина апреля – это хороший повод вспомнить о Владимире Ильиче Ленине и выяснить, какую роль в истории России отводят ему сегодня наши сограждане. В канун 22 апреля – дня рождения 'вождя мирового пролетариата' – россиянам были заданы традиционные вопросы об их отношении к Ленину.

О том, с каким событием российской истории связана дата 22 апреля, знают 63% опрошенных. При этом 33% респондентов полагают, что помнить об этом событии не обязательно. Как и следовало ожидать, доля разделяющих это мнение наиболее высока среди молодежи – 46%, но примечательно также то, что данной точки зрения придерживается значительное число респондентов с высшим образованием (35%), высоким доходом (40%) и жителей мегаполисов (38%) – то есть представителей групп, сравнительно хорошо осведомленных о том, с чем связан день 22 апреля.

В целом из тех опрошенных, кто знает, чем знаменательна эта дата, 27% полагают, что помнить об этом событии не обязательно.

Так или иначе, несмотря на то, что большинство опрошенных все же помнят, какое событие произошло 22 апреля, подавляющее число высказываний на эту тему окрашены скорее ностальгией по атмосфере советских праздников, нежели какими-либо эмоциями, относящимися собственно к личности Ленина. В первую очередь респонденты вспоминают о коммунистических субботниках.
  • 'Я не хочу относить 22 апреля именно к Владимиру Ильичу. Это связано с субботником: когда все улицы вычищаются, когда раскидывается снег. Когда на следующий день уже глаза видят, что что-то прибрано, что-то ухожено, что-то другое совсем' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Был большой день: мы радовались, мероприятия предпринимали. В школе субботники были. Всегда было весело, торжественно, на подъеме. Мусор убирали. Улицы чистыми становились. Это все-таки был очень большой день' (ДФГ, Новосибирск).
Негативные, а точнее – нейтрально-равнодушные суждения звучали крайне редко и в большинстве случаев принадлежали респондентам, негативно относящимся к советскому периоду в целом.
  • 'Я на субботники не ходил, и день этот был для меня рядовой... На субботник я не ходил принципиально' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Для меня это не праздник. Но помню, что когда я училась в школе, в этот день меня принимали в пионеры. Потом, когда я была в комсомоле, там тоже у нас постоянно что-то происходило. Сейчас это меня никак не трогает' (ДФГ, Самара).
Показательно, что идея проведения субботников сегодня была активно поддержана практически всеми участниками фокус-групп.
  • 'И сегодня с удовольствием 22 апреля вышел бы, лопатой покидал снег. Чтобы мы просто взяли бы и снег покидали, чтобы он быстрей растаял' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Мне кажется, взяли бы на предприятиях, где мы работаем, просто бы сказали: ну, те, кто может, выйдите на улицу, помогите очистить тротуары... И, мне кажется, все бы вышли, чтобы нам было лучше по улицам ходить' (ДФГ, Новосибирск).
В целом, как следует из полученных данных, в последнее время намечается тенденция определенного дистанцирования по отношению к фигуре Ленина: об этом свидетельствует тот факт, что с 1999 г. число респондентов, готовых дать однозначную оценку – положительную или отрицательную – роли Ленина в истории, значительно сократилось.

Вопрос: 'Сегодня высказываются разные точки зрения о В. И. Ленине. Одни считают, что он сыграл положительную роль в истории России, другие – что отрицательную. С каким мнением – с первым или вторым – Вы согласны?'


 

10 – 11 апреля 1999

12 – 13 апреля 2003

С первым

65

58

Со вторым

23

17

Затрудняюсь ответить

13

24



Как и следовало ожидать, наиболее высоки доли респондентов, полагающих, что Ленин положительно повлиял на ход российской истории, среди людей старше 50 лет (70%), малообеспеченных (66%) и сельских жителей (64%) – то есть тех, кто традиционно составляет 'красный' электорат.

При этом следует отметить, что молодежь, оценивая историческую роль Ленина, испытывает наибольшие затруднения – 33%.

Наиболее часто участники ДФГ называли Ленина 'исторической личностью', воздерживаясь при этом от оценки его вклада в историю России.
  • 'Ленин для меня – великий государственный и исторический деятель' (ДФГ, Самара).


  • 'Историческая личность, и больше – ничего' (ДФГ, Самара).
Обратим внимание на следующую тенденцию. В предыдущие годы респонденты были склонны значительную часть ответственности за всю послеоктябрьскую историю России возлагать на Ленина. Так, еще год назад многие опрошенные вменяли в вину 'вождю мирового пролетариата' коллективизацию, раскулачивание, массовые репрессии и др.(Е. Гвоздева. Раз он есть, пусть, пока он есть // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 015.(http://www.fom.ru/survey/dominant/395/991/3285.html)) Данные же нынешнего опроса свидетельствуют: сегодня, несмотря на то, что историческая роль Ленина не ставится под сомнение, часть обвинений с него снимается. Так, отвечая на открытый вопрос: 'В чем состоит отрицательная роль В. И. Ленина в истории России?', опрошенные сегодня упоминают главным образом события, имевшие место при жизни вождя:

  • кровопролитие и террор (главным образом – по отношению к царской семье и в период гражданской войны) – 8%
  • 'То, что произошло с царской семьей'; 'слишком много красного террора было – расстреливали много'; 'все, что связано с жертвами террора';
  • политический переворот и последующие преобразования – 10%
  • 'Не надо было делать революцию'; 'при царе жили бы лучше'.
Ленин воспринимается сегодня скорее как 'великий теоретик', разработавший серьезную концепцию экономического и политического переустройства страны, которую он не успел воплотить в жизнь. Таким образом, основными виновниками всех негативных явлений и событий советского периода являются, по мнению респондентов, уже его последователи.
  • 'Он же мало правил страной – в 24-м году его уже не стало. А то, что его идеи не претворили – это ж не его вина. Его вины здесь нет. Ему надо сказать спасибо, что он нас хотел из тьмы вывести' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Он не был практиком, он был очень хорошим теоретиком. То есть человеком, который разработал колоссальный труд... А то, что потом использовали это во вред даже, – это не его вина' (ДФГ, Самара).


  • 'Он не успел ничего сделать. Он теоретическую базу подготовил, а сделать ничего не успел' (ДФГ, Самара).


  • 'Он великий как теоретик, но не как практик. Потому что Ленина-практика мы не знаем абсолютно. Мы знаем Ленина только как теоретика' (ДФГ, Самара).


  • 'Его заслуга в том, что он разработал в теории, как должно жить общество... Но не успел... В архивах нашли, что он завещал не давать власть Сталину. Чтобы Сталин не приходил к власти, но здесь все перевернули, и письмо это похоронили' (ДФГ, Самара).
Дополнением к образу 'великого теоретика' являются характеристики Ленина как широко образованного человека, эрудита, полиглота.
  • 'Ленин все-таки Маркса и Энгельса читал – «Капитал» тот же самый. Может быть, он единственный, кто прочитал его все-таки до конца' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Он ведь то ли шесть, то ли семь языков иностранных знал, читал много' (ДФГ, Самара).
Вообще, следует отметить, что, обсуждая фигуру Ленина, респонденты очень часто проводили параллели между его эпохой и нынешним периодом. Так, отвечая на открытый вопрос: 'В чем состоит положительная роль В. И. Ленина в истории России?', опрошенные главным образом говорили о решении социальных проблем, актуальных и сегодня: появлении бесплатного образования и медицинского обеспечения, сокращении безработицы, борьбе с беспризорностью и т.д. (23%). При этом респонденты не принимали во внимание того, что многое из перечисленного ими было сделано уже после смерти Ленина.
  • 'Дал возможность получать бесплатное образование'; 'сделал бесплатным здравоохранение'; 'организовал занятость'; 'дал всем работу'; 'заботился о детях, сиротах' (открытый вопрос).
По мнению 21% опрошенных, основной вклад Ленина в российскую историю – коренное изменение существовавшего в стране уклада: политического, социального и экономического.
  • 'Благодаря Ленину был построен социализм'; 'перевернул историю России'; 'завоевал власть для Советов в 1917 г.'; 'изменил жизнь народа и общественный строй' (открытый вопрос).
Эта мысль также прослеживается в высказываниях на фокус-группах, и здесь респонденты снова возлагают практически всю ответственность за последствия общественного 'переворота' на продолжателей 'дела Ленина'.
  • 'Он перевернул общественный строй с ног на голову... Когда большевики завоевали власть, получилось так, что началась грызня за власть, и если бы Ленин не умер в 24-м году, может быть, что-то из этого и вышло бы... Если бы продолжатели дела нашлись бы, то, может быть, что-то хорошее и вышло бы' (ДФГ, Самара).


  • 'Роль его, конечно, очень большая: он перевернул недра нашей страны, он вселил надежду в наших людей' (ДФГ, Новосибирск).
К современным российским реалиям участники фокус-групп обращались и тогда, когда им задавался вопрос, какие уроки можно извлечь из того, что было сделано Лениным.
  • 'Уроки нашему правительству следует извлекать: бесплатная медицина, бесплатное образование' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Чтобы наше общество было образованным – для этого надо учиться, учиться и учиться. А будет образование – будет техника, будет прогресс, экономическое развитие, и все...' (ДФГ, Самара).
В ряду исторических фигур, сравнимых по масштабу с Лениным, чаще всего для респондентов оказываются Гитлер и Фидель Кастро.
  • 'У меня ассоциация только на Гитлера. Хотя сейчас она абсолютно неоправданна' (ДФГ, Самара).


  • 'Вот Гитлер, например, – диаметральная противоположность' (ДФГ, Москва).


  • 'Теоретик... Фидель Кастро тоже может речи там толкать по шесть часов, и этот был такой же. Столько трудов он написал...' (ДФГ, Москва).


  • 'Ну, на Кастро, он, может быть, внешне похож' (ДФГ, Москва).
Что касается вопроса о захоронении тела Ленина, то за минувший год, как свидетельствуют результаты опроса, несколько увеличилась доля тех, кто считает, что тело Владимира Ильича необходимо предать земле – 52% (в 2002 г. – 48%). Против захоронения сегодня выступают 34% опрошенных (в 2002 г. – 38%). Ранее один из основных доводов против этой акции состоял в том, что захоронение тела Ленина вызовет сильнейший стресс и возмущение у его наиболее преданных почитателей. Очевидно, сейчас респонденты считают, что ажиотаж вокруг этого вопроса несколько улегся, и похороны вождя пройдут относительно 'безболезненно'.

Как и в предыдущие годы, основная часть сторонников захоронения тела Ленина апеллирует к христианским традициям и завещанию самого Владимира Ильича.
  • 'Похоронить бы надо человека. Чего он мучается так?' (ДФГ, Самара).


  • 'Плохо, что его гроб стоит в мавзолее, хотя он сам просил, чтобы его похоронили' (ДФГ, Новосибирск).
Итак, за последний год отношение наших соотечественников к личности В. И. Ленина претерпело некоторые изменения. На него уже не возлагают ответственность за все негативные события и явления российской истории после октября 1917 г. К непосредственным заслугам 'вождя мирового пролетариата' значительная часть опрошенных относит 'социальный пакет' эпохи социализма – бесплатное образование, медицину и т.д.

Историческая роль Ленина, по мнению большинства опрошенных, заключается в том, что он создал концепцию экономического и политического переустройства страны и начал претворять ее в жизнь. Как считают многие респонденты, если бы Ленин прожил дольше, возможно, преобразования в России были бы менее болезненными.
  • 'Ну, ему не дали, он умер. А если бы он жил бы, так, я думаю, было бы лучше, мы бы лучше жили. Если бы он хотя бы десять лет прожил, ну, хотя бы пятнадцать...' (ДФГ, Москва).
В то же время значительная доля опрошенных сегодня воздерживается от положительных или отрицательных оценок роли Ленина в истории России. Для них он в первую очередь – историческая фигура, изменившая политическое устройство России.
  • 'Ну, был такой человек, и все. Царствие <ему> небесное. Больше что скажешь? А рассказать надо, потому что была история. Просто история наша' (ДФГ, Новосибирск).


 
2.Графики и открытые вопросы

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, С КАКИМ СОБЫТИЕМ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ СВЯЗАН ДЕНЬ 22 АПРЕЛЯ?

22 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В.И.ЛЕНИНА. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?

СЕГОДНЯ ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ О В.И.ЛЕНИНЕ. ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ОН СЫГРАЛ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ В ИСТОРИИ РОССИИ, ДРУГИЕ - ЧТО ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ОБСУЖДАЕТСЯ ВОПРОС О ЗАХОРОНЕНИИ ТЕЛА В.ЛЕНИНА. А ВЫ ЛИЧНО - ЗА ЗАХОРОНЕНИЕ ТЕЛА В.ЛЕНИНА ИЛИ ПРОТИВ ЗАХОРОНЕНИЯ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВО 'ЛЕНИН'?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

История страны

17

Революция, восстания

14

  • 'Ленин – это революция 17-го года'; 'революция в 1917 году'; 'свержение царя'; 'революция в октябре'; 'революция в 17-м году'; 'восстания, стачки'; 'Октябрьская революция'; 'революция, переворот'; 'социалистическая революция'; '25 октября 1917 года: революция'; 'революционный переворот'.

История в целом

2

  • 'История России'; 'наша история'; 'кусок истории'; 'это часть истории нашей страны'.

Создание первого социалистического государства

1

  • 'Создание СССР'; 'основатель СССР'; 'страна советов образовалась'; 'создатель государства'.

Ассоциации с личностью и биографией В.И. Ленина

14

Вождь, лидер

9

  • 'Вождь революции'; 'вождь мирового коммунизма'; 'бывший вождь страны'; 'как вождь был'; 'великий вождь'; 'предводитель'; 'вождь коммунистической партии'; 'вождь всех народов'; 'вождь мирного пролетариата'.

Ум

2

  • 'Человек богатого разума'; 'большой ум'; 'умный, грамотный человек'; 'очень умный мужик был'; 'умнейший человек нашей элиты'.

Моменты биографии

1

  • 'Шалаш в Разливе'; 'день рождения вождя'; 'день рождения его 22 апреля'; 'день рождения Ленина'; 'Удмуртия: Ленин там родился'.

'Дедушка Ленин'

1

  • 'Дедушка Ленин'.

Великий человек

1

  • 'Гений – великий человек'; 'выдающийся человек, личность'; 'талантливый человек'.

Высокие нравственные качества

1

  • 'Честь, совесть, порядочность'; 'преданность, ответственность'; 'добрый'; 'с порядочностью и чистотой'.

Другое

1

  • 'Труды Ленина'; 'Владимир Ильич'; 'учение Ленина'; 'своя фамилия: Ульянов'; 'кепка'.

Образ советской страны

12

Субботники

4

  • 'Субботник весной'; 'субботники – все выезжали, работали весело'; 'ленинские субботники'; 'коммунистический субботник'.

Лозунги

3

  • 'Учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин'; 'Ленин жив, Ленин будет жить'; 'Ленин – всегда живой'; 'его слова: учиться, учиться и учиться'; 'вспоминается Маяковский: мы говорим – Ленин, подразумеваем – партия'; 'пролетарии всех стран, соединяйтесь!'; 'власть народа'; 'вся власть – советам'.

Социалистический строй

2

  • 'Это жизнь при социализме'; 'социалистические преобразования...'; 'привыкли жить при социализме 74 года'; 'совковое время'.

Равноправие, справедливость, свобода

2

  • 'Справедливость, равенство'; 'свобода пролетариата'; 'свобода'; 'равноправие, всеобщее право на все'.

Вера в светлое будущее, патриотизм

1

  • 'Надежда на светлое будущее страны'; 'желание в светлое будущее'; 'патриотизм'.

Советская символика и атрибутика

1

  • 'Кремль'; 'портрет его'; 'песни с именем Ленина – что-то было светлое...'; 'красный флаг'; 'все красное'.

КПСС, детские и молодежные организации

11

Пионеры

6

  • 'Пионерия'; 'пионерская организация'; 'пионеры'.

КПСС, коммунисты

4

  • 'Коммунистическая партия'; 'коммунисты, партия'; 'компартия'; 'Коммунистическая партия СССР'; 'КПСС'.

Комсомол

2

  • 'Комсомол'; 'комсомол в прошлом'; 'комсомольская организация'.

Октябрята

2

  • 'Октябрята'; 'помню, октябренком был'.

Атрибутика организаций

1

  • 'Галстуки, значки октябрят'; 'пионерские песни'; 'значок октябрятский'; 'красные галстуки, знамя, костер'; 'мой партбилет'; 'красный галстук'; 'значок нагрудный'.

Социально-экономические представления о жизни в СССР

9

Высокий уровень жизни

8

  • 'Было все – достаток'; 'вспоминается, какая хорошая жизнь была'; 'жили хорошо, уверенно'; 'все было бесплатно'; 'люди жили не так, а лучше'; 'в советские времена люди больше получали'; 'в советское время жили нормально'; 'как хорошо жили при советской власти!'; 'благосостояние – как неплохо мы жили'.

Ликвидация безграмотности, просвещение

1

  • 'Ленин научил нас, темных, писать, читать, жить'; 'научил писать, учиться'; 'грамотная я стала, научилась читать'; 'ликвидация безграмотности'.

Бесплатные образование, медицина

1

  • 'Бесплатное ученье и здравоохранение было'; 'бесплатное образование'; 'бесплатное лечение, образование'; 'всем образование стало доступно'.

Собственные детство и юность

9

  • 'Детство вспоминаем, школьные годы'; 'воспоминания детства'; 'вырос в это время'; 'воспоминание о молодости'; 'воспитывались в то время'; 'наша юность и полет молодости'; 'мое детство'; 'воспоминания о юности'.

Положительные эмоции в целом

7

  • 'Доброе, приятное'; 'все положительное'; 'все только хорошее'; 'радость'; 'что-то светлое'; 'хорошие ассоциации'; 'все хорошее, доброе'.

Отрицательные эмоции в целом

5

  • 'Мерзость'; 'отрицательные чувства'; 'отвращение'; 'ничего хорошего'; 'мама моя говорила: косой черт'; 'гадость'; 'отрицательные ассоциации'; 'исчадье ада'; 'нищета, голод, очереди'; 'аллергия начинается'; 'нехорошее'.

Коммунизм

4

  • 'Коммунизм'; 'строительство коммунизма'; 'коммунистическая эпоха'.

Мавзолей, проблема захоронения тела Ленина

2

  • 'Мавзолей'; 'Ленин в Мавзолее'; 'страсти вокруг Мавзолея'; 'лежит непохороненный'; 'захоронить его надо, предать земле'.

Другое

1

  • 'Маркс и Энгельс'; 'война 1945 года '; 'Америка живет по трудам Ленина'; 'товарищи'; 'рождение дочери в день рождения Ленина'.

Отсутствие ассоциаций

5

  • 'Нет ничего'; 'ничего не приходит'; 'никакие'; 'уже ничего'; 'сейчас – ничего'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

17

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: В ЧЕМ СОСТОИТ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ В.И. ЛЕНИНА В ИСТОРИИ РОССИИ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Обеспечение хороших условий жизни для народа

23

Жизнь была лучше

11

  • 'Все могли добиться, если чего хотели, нищеты не было'; 'наша молодость получше прошла'; 'тогда мы жили: вдоволь ели, что хотели, песни пели, общались с людьми'; 'к лучшей жизни вел'; 'были все накормлены'; 'все были сыты, не было нищих'; 'повышение жизненного уровня рабочих и крестьян'; 'боролся за лучшую жизнь'; 'нищих меньше стало'; 'народ стал лучше жить'; 'жили лучше при нем'; 'перемены в хорошую сторону для трудящихся'; 'большей части людей было хорошо, а теперь – наоборот'; 'моим родителям хорошо жилось, а сейчас – плохо'.

Бесплатные медицина и образование

7

  • 'Масса талантливых выходцев из крестьян получили образование'; 'бедные люди имели возможность учиться'; 'дал бесплатное образование'; 'бесплатное образование, здравоохранение'; 'дал возможность получать образование'; 'всех обучили за время советской власти'; 'бесплатно были учебники'; 'была безграмотная Россия, а через 10 лет все стали грамотными'; 'была ликвидирована неграмотность'.

Забота о народе

4

  • 'Человек стремился сделать хорошее для народа'; 'народ его помнит – он жизнь положил за народ, не барствовал'; 'помогал людям'; 'больше внимания уделял народу'; 'много сделал для простого народа'; 'делал во благо трудящихся много'; 'отстаивал рабочий класс'; 'боролся за народ'; 'вспомнил о бедных'.

Отсутствие безработицы

3

  • 'Дал всем работу'; 'работа была у всех'; 'была возможность устроиться на работу'; 'рабочие работали 8 часов'; 'появилась работа у бедных'; 'организовал занятость'.

Социальная защита в целом

2

  • 'Социальная защита народа'; 'дал социальные гарантии простым людям'; 'социально обеспечены были люди'; 'раньше была социальная защищенность, в советское время'.

Забота о детях и молодежи

1

  • 'Воспитание детей'; 'внимание детям'; 'в организованности октябрят, пионеров'; 'во время его правления была забота о детях'; 'в то время он о детях заботился, хотя он их сиротами сделал'; 'комсомол, пионерская жизнь интересная'; '...молодежь была организованная'.

Создание нового государственного строя

17

Освобождение от гнета

4

  • 'Дал свободу людям'; 'отмена гнета'; 'освободил страну от крепостного права'; 'народ был более свободный во всем, не было решеток везде'; 'человечество вытащил из рабства'; 'людей перестали угнетать'; 'люди стали свободнее'; 'освободил крестьян'.

Построение социализма

3

  • 'Социализм был построен'; 'он привел в конце к социализму'; 'благодаря Ленину был построен социализм'; 'становление России: от буржуазной к социалистической'; 'благодаря ему в стране был социализм'; 'он сделал первый шаг к социализму'; 'начало социализма'.

Обеспечение равных прав людей

3

  • 'Равноправие каждому, шанс простому человеку добиться в жизни всего'; 'сделал в России равноправие'; 'люди приобрели права, особенно женщины'; 'дал равноправие людям'; 'равноправие стало среди людей'.

Ликвидация социального неравенства

3

  • 'Идеи всеобщего равенства'; 'равенство всех людей'; 'равенство хоть какое-то было, и жить можно было – нормальный жизненный уровень'; 'наверное, все-таки люди приобрели одинаковый статус, не стало богатых и бедных, все были из рабочих и крестьян, равны между собой'.

Земля – крестьянам, заводы – рабочим

3

  • 'Выдача земли всем гражданам'; 'дал землю людям'; 'дал землю крестьянам'; 'земля отдана крестьянам, фабрики, заводы – народу'; 'земля была бесплатная'; 'земля, рабочие, заводы'; 'фабрики, заводы принадлежали народу, земля была у народа...'.

Создание СССР

3

  • 'Создание СССР, объединение народов, азиатские народы вышли из дикости'; 'был большой Советский Союз'; 'СССР сделал'; 'образовался Советский Союз'; 'создавал новое государство, более продвинутое'.

Создание Коммунистической партии, утверждение коммунистической идеи

1

  • 'Создал какую-то партию, и она играет свою роль в истории России'; 'создал единую партию'; 'основоположник Коммунистической партии'; 'организовал партию'; 'дал коммунизм людям'.

Ликвидация прежнего государственного строя

14

  • 'Сверг царизм в России'; 'перевернул историю России'; 'изменил жизнь народа и общественный строй'; 'великую революцию'; 'царя свергли'; 'революцию сделал'; 'он доказал, что может перевернуть мир'; 'завоевал власть для советов в 1917'; 'свергнул Временное правительство'; 'свергли монархию'.

Положительная роль в целом

4

  • 'Если бы его не было бы, было бы хуже, не было бы нас'; 'жизнь бы лучше была, если бы он жил'; 'много сделал хорошего'; 'думаю, было хорошо, правильно все'; 'это было необходимо по ветке развития человечества'; 'мысли хорошие'; 'сама идея правильная'; 'мир обновил'.

Экономическое развитие России

3

Общий подъем экономики

2

  • 'Поднятие экономики страны...'; 'от лапотной России перешли к индустриальной'; 'подъем сельского хозяйства'; 'восстановление экономики в России'; 'тяжелая машиностроительная промышленность, коллективизация'; 'ввел НЭП в 22 году'; 'Днепрогэс, пятилетки, электрификация, за первую пятилетку отстроил Харьковский тракторный завод'.

Электрификация

1

  • 'Провел электрификацию страны'; 'провел электричество'; 'электрификация всей страны'.

Подъем России в целом

3

  • 'Удержал страну от распада'; 'заложил основу могущественной державы'; 'дал толчок России, сделал большой рывок – подъем России'; 'толчок к развитию страны'; 'в становлении государства'; 'сумели выстроить такую страну'.

Личные качества

2

Вождь, лидер

1

  • 'Это был настоящий народный вождь, вел за собой народ, к нему шли за советами со всей России, он никому не отказывал'; 'такую толпу удалось поднять'; 'хороший организатор масс'; 'он был символом организаторства'.

Другие качества

1

  • 'Он во всем был первым'; 'политик, мыслитель'; 'был лучше, чем Сталин'; 'был простой, с народом общался'.

Наведение порядка и обеспечение стабильности в стране

2

Порядок

2

  • 'Дисциплина жесткая'; 'установил порядок в России'; 'порядок навел в стране'; 'держал все в порядке, в руках'; 'больше порядка было'; 'начался порядок в стране'; 'в стране был порядок'.

Стабильность

<1

  • 'Была стабильность'; 'стабильность жизни – его стремление воплотилось'; 'определенность'; 'было спокойно, была уверенность в завтрашнем дне'; 'была стабильность в работе, в зарплате'.

Сплочение людей вокруг общей идеи

2

  • 'Объединил народ общей целью'; 'сплотил народ'; 'люди стремились к чему-то, верили'; 'для нашего поколения это было идеалом – пионер, комсомолец'; 'воспитательное действие'.

В жизни страны произошли изменения

1

  • 'Приложил усилия во всех направлениях'; 'реформы провели'; 'создал общество, которое оценим потом'; 'история была'; 'он ускорил процесс, который произошел бы в любом случае'.

Другое

1

  • 'Нам 70 лет в головы это вбивали'; 'Мавзолей красивый, очередь большая'; 'лозунги были очень привлекательными'; 'все капстраны учились на опыте советской России'; 'он нес бревно на субботнике, чтоб показать крестьянам: вот он какой трудолюбивый'.

Положительной роли нет

1

  • 'Нет такого'; 'если честно, никакой положительной роли Ленина в истории России я не вижу'; 'нет ничего положительного'; 'этого не было'; 'не нахожу ничего'; 'нет ни в чем'; 'не знаю положительной роли'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

42

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: В ЧЕМ СОСТОИТ ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ В.И. ЛЕНИНА В ИСТОРИИ РОССИИ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Кровопролитие, террор

8

Террор, массовые репрессии

7

  • 'Красный террор'; 'геноцид'; 'репрессии с него начались'; 'наверное, репрессии'; 'много людей сгубил'; 'массовые жертвы'; 'с него пошли концлагеря'; 'слишком много красного террора было – расстреливали много'; 'кровопролитие было, но это при всякой власти бывает, и сейчас воюют в Чечне'; 'начали образовываться лагеря'; 'все, что связано с жертвами террора'; 'ненужные жертвы'; 'организация концлагерей'; '37-й год – расстрел «врагов народа»'.

Убийство царя

1

  • 'То, что произошло с царской семьей'; 'расстрел царской семьи'; 'насилие царя'; 'убийство царя'.

Гражданская война

1

  • 'Гражданская война в России'; 'из-за него была гражданская война'; 'братоубийственная война'; 'затеял гражданскую войну, в которой погибло много людей'; 'гражданская война унесла много жизней'; 'развязал гражданскую войну'.

Политическое насилие над страной

5

Насильственная смена государственного строя, революция

5

  • 'Радикальные изменения – это всегда плохо'; 'не надо было делать революцию'; 'провел революцию'; 'не надо было так резко все менять'; 'зря поломал предыдущий строй'; 'изменил нормальный ход развития страны'; 'в резкой смене всего порядка, уклада жизни после революции'; 'слишком жестко все поменял'; 'в организации революции, захвате власти'; 'революцию не надо делать было, это крах'; 'зря сделал переворот, ничего как такового для России не сделал'; 'был прерван естественный ход развития истории страны'; 'опустил нас на 70 лет'; 'при царе жили бы лучше'; 'затормозил развитие России'; 'затормозил развитие России своим экспериментом'.

Подавление демократии, диктат коммунистов

1

  • 'Однопартийная система управления'; 'коммунизм'; 'была установлена гегемония одной партии коммунистов'; 'к власти пришла только одна партия, а одна партия не считается с мнением других'; 'всегда считала, что коммунисты – захребетники, коммунистическая политика ведет в никуда'; 'создание партии тоталитарного режима'; 'диктатура пролетариата'.

Общие оценки В.И. Ленина как политика

5

Неправильная политика

3

  • 'Порочный путь развития России'; 'не туда повел он людей'; 'вел неправильную политику'; 'неправильная земельная реформа'; 'большая скорость реформ'; 'не тщательно была проработана программа'; 'Ленин ввел плохой режим, который долго просуществовал'; 'закрытые границы на Запад'; 'не оправдал надежд'; 'обманул народ'; 'перегибы по линии его идеологии'.

Незавершенность начатого

2

  • 'Не закончил свое дело'; 'не до конца довел свои планы'; 'не добился того, чего хотел'; 'мало жил, рано умер'; 'не до конца довел социалистическую революцию'; 'не довел до конца свои идеи в жизнь'; 'рано умер – не было бы Сталина'.

Утопичность идей

1

  • 'Утопия'; 'утопический социализм'; 'чтобы не было богатых, а надо, чтобы не было бедных'; 'слишком нереальные цели'; 'идеи социализма – это утопия, заблуждения'; 'заблуждался насчет коммунизма'.

Разрушение социальных основ жизни страны

5

Подавление крестьянства

2

  • 'Все, что наживали своим трудом, забрали в колхозы'; 'кулаков не надо было убирать'; 'раскулачил народ'; 'всех раскулачили'; 'кто работал, того раскулачили'; 'уничтожение передового крестьянства, льготы коммунистам'; 'коллективизация'; 'колхозы все забрали у людей, а народ это не осознал, перенес стресс'.

Травля интеллигенции

2

  • 'Загубил интеллигенцию'; 'истребил интеллигенцию'; 'с его разрешения уничтожали русскую интеллигенцию'; 'уничтожил русскую интеллигенцию'; 'много великих людей по его приказу было уничтожено'.

Насаждение уравниловки

1

  • 'Уравниловка – все получали одинаково, не было стимула для работающих'; 'всех – под одну гребенку'; 'всех нищими сделал'; 'бедняков приравняли к богатым'; 'не надо было делать уравниловку'.

Общее разрушение России

3

  • 'Поставил Россию в конечном итоге на колени'; 'бардак с этого и начался'; 'много сделал плохого России'; 'всю Россию поразвалил'; 'все разрушил'; 'развалил страну до основания'; 'все поставил с ног на голову'; 'все уничтожили, что было хорошего, разрушили мир до основания, и потом ничего не построили'.

Разрушение духовных основ жизни страны

2

Борьба с религией

2

  • 'Началось отлучение от церкви'; 'ну, насчет вот церквей: то, что он отделил церковь от государства, – вот это зря'; 'в школе у меня крестик сняли, я очень плакала'; 'церкви разрушили, но Бог разберется'; 'разрушали церкви, религию отрицал'; 'отношение к религии, разрушение церквей'; 'убрали духовенство'.

Разрушение культуры

1

  • 'Разрушил многовековые устои развития'; 'падение общей культуры в обществе'; 'уничтожение культуры'; 'духовное растление России'; 'разрушил русскую культуру'; 'разрушал национальные устои'.

Неприятие личности В.И. Ленина

1

  • 'Много говорил, мало думал, все разрушил'; 'был хуже Сталина'; 'был диктатором'; 'жестокость, мстительность за своего брата Сашку'; 'он агрессор и деспот, как Наполеон'; 'он свои амбиции поставил выше народа'; 'был жесток'.

Недостойное окружение и последователи

1

  • 'Слабый контроль за своими подчиненными – они почувствовали свою волю и свергли его'; 'Сталин развил отрицательное до ужасной степени'; 'плохие наследники'; 'в окружении Ленина были люди, которые были далеки от его идей и пользовались своим положением в корыстных целях'; 'доверял много своим соратникам'.

Разрушение экономики страны, нищета, голод

1

  • 'Разорил экономику'; 'разрушенная экономика России – много лет понадобилось на восстановление'; 'развалил экономическую мощь России'; 'люди были голодные, замерзали'; 'народ оказался в нищете'.

Другое

1

  • 'Последствия мы наблюдаем сейчас'; 'а сейчас историки <говорят> по-другому: кому верить?'; 'был криминал, но не в такой степени, как сейчас'; 'судя по печати и телевидению – как там говорят'; 'то, что не было потомства'; 'разделил на бедных и богатых'; 'развязал Первую мировую войну'.

Отрицательной роли нет

4

  • 'Думаю, что такого нет'; 'плохого ничего не делал. При коммунистах мы жили очень хорошо'; 'не было отрицательного'; 'изменил жизнь простого народа в лучшую сторону'; 'ни в чем'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

69

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 12-13 апреля 2003 г. 1500 респондентов.