Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/old_pol/stalin/dd030831




И. Сталин

27.02.2003 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Память о страхе или страх памяти?
2.Графики и открытые вопросы
3.Приложение.Таблицы

 
1.Память о страхе или страх памяти?


Коллективная память представляет собой особую форму духовных актов, систему мнемонических практик, которые, с одной стороны, организуют знания и опыт определенной социальной группы или сообщества, а с другой стороны – участвуют в формировании социальной и личностной идентичности человека. Немецкий социолог, социальный философ М. Шелер писал, что знание членов некоего сообщества друг о друге и возможность их взаимного понимания не возникают как следствие образования группы, не являются чем-то, что порождается ею, а есть то, что со-конституирует предмет 'человеческое сообщество'. Проходя разные этапы социализации, человек должен не только самоопределиться относительно сегодняшнего социального контекста, но также и принять в систему собственных идентификаций знание об истории тех групп и общностей, к которым он принадлежит. И именно здесь он обращается к коллективной исторической памяти и к мнемоническим практикам – способам и традициям актуализации прошлого, которые сформировались и действуют в обществе.

Прежде мы уже писали о тех проблемах, которым подвержена коллективная историческая память как особая форма знания (Климов И. 22 июня: прощание с памятью? // Доминанты. Поле мнений. 2002. №24 (http://www.fom.ru/survey/dominant/438/1080/3577.html); Тот же текст см.: Десять лет социологических наблюдений. М: ФОМ, 2003. С. 84-90.). Во-первых, это процесс разрыва живой и непосредственной связи с тем, что сперва было повседневностью и воспринималось как 'современность', а теперь понемногу переходит в статус 'истории'. Во-вторых, это необходимость постоянного воспроизводства и изменения 'институтов памяти' – системы знаков и способов напоминания о прошлом, которые неизбежно приходят на смену 'органическому' чувству причастности тому или иному периоду времени. Вместе с тем, существует и еще одна проблема, существенно влияющая как на передачу паттернов идентичности, так и на особенности бытования коллективной памяти. Разным социальным группам, но главное – разным поколениям, доступен разный объем знаний о своей истории, и такая временная и социальная обусловленность знаний о прошлом может существенным образом влиять не только на оценку достоверности тех вещей, в которых прежде не было сомнения, но даже изменять ценностную оценку, оценку значения и значимости того или иного события или факта. Если это происходит, знание общества о себе самом, а значит, и основания общей идентичности, подвергаются серьезному испытанию. Любой народ, общество, нация рано или поздно сталкиваются с подобными задачами. Для отечественной истории такой темой является время, связанное с именем Сталина. Сможет ли общество, люди, их память принять происходящую переоценку, разрешить возникающие идентичностные конфликты (столкновение разных, порой несовместимых друг с другом представлений о себе), встроить в собственную систему представлений новый взгляд на свое прошлое? Что наиболее существенное в восприятии той эпохи мы можем отметить сегодня, что зафиксировано и что изменяется в сознании россиян?

Мы сочли уместным поговорить с участниками опроса об эпохе Сталина накануне годовщины его смерти. Упоминание этой даты – 5 марта 1953 года – не вызвало никаких ассоциаций у 45% россиян, и примерно столько же – 40% – сказали, что знают, с каким событием в истории нашей страны она связана. Вполне закономерно, что чаще всего такую осведомленность проявляли люди с высшим образованием (57%), респонденты старше 50 лет (55%) и сторонники Г. Зюганова (51%). Примечательны два обстоятельства. Во-первых, очень существенно доли ответивших 'знаю' различаются в возрастных группах: среди тех, кому за 50, таких 55%, а среди респондентов 18 – 35 лет – 19%, т. е. на 36 п. п. меньше. Во-вторых, женщины в полтора раза чаще мужчин говорили, что им не известно, с чем связана эта дата, тогда как мужчины в полтора раза чаще женщин давали противоположный ответ:

Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, Вам известно или не известно, с чем, с каким событием в истории нашей страны связан день 5 марта 1953 года?'



 

Все

Пол

Возраст, лет

мужчины женщины 18–35 36–50 старше 50
Доли групп (%) 100 46 54 31 29 40

Да

40

50

32

19

43

55

Нет

45

37

51

64

42

31

Затр. ответить

15

13

17

16

15

14



Следует признаться: мы не предполагали, что осведомленность россиян относительно этой даты окажется столь существенной. Поэтому формулировка открытого 'ассоциативного' вопроса на этот раз была несколько изменена – вместо даты фигурировало конкретное имя: 'Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово «Сталин»?' Доли позитивно и негативно окрашенных ответов оказались примерно равными, во всяком случае, сопоставимыми: 32% и 42% соответственно. В ответах 15% респондентов содержались нейтральные высказывания, и еще 18% участников опроса затруднились с ответом или признались, что у них нет ассоциаций со словом 'Сталин'. Общая структура обоснования положительного или отрицательного отношения к Сталину в целом схожа: это апелляции к его делам, личным качествам, а также состоянию общества в то время. Кроме того, среди положительных высказываний выделен особый тип суждений, не находящий себе аналога в структуре отрицательных ответов: указания на престиж страны в мире, ее роль в международных делах (Хотя доля таких суждений невелика - всего 2%, тем не менее, их присутствие в структуре ответов на открытый вопрос означает, что такой интерпретативный переход в принципе существует в структуре обоснований положительного отношения к Сталину, хотя и не является 'ведущим', мобилизуемым в первую очередь.).

Если общая структура положительных и отрицательных ассоциаций схожа, то содержание, тематическая соотнесенность высказываний существенно разнится.



 

Положительные ассоциации

Отрицательные ассоциации

Дела

Победа в войне (5%)

Репрессии (18%)

Индустриализация, послевоенное восстановление хозяйства (2%)

Геноцид (3%)

Характеристика личности

Хороший, сильный руководитель (3%)

Тиран, диктатор, палач (11%)

Положительные личностные качества – воля, ум, сила (2%)

 

Состояние общества

Порядок, дисциплина (14%)

Страх (3%)

 

Тоталитарный режим (2%)

Материальное благополучие людей (5%)

Голод, тяжелое положение людей (2%)

 

Культ личности, обожествление вождя (1%)

Престиж страны в мире

СССР – сильное государство (2%)

 


Это означает, что для обоснования своего отношения к Сталину люди, придерживающиеся противоположных позиций, используют тематически различающуюся аргументацию. Корпус привлекаемых знаний структурирован по-разному главным образом в силу несовпадающей расстановки приоритетов значимости тех или иных дел, событий, фактов, связанных с той эпохой. Это хорошо заметно по тому, как люди описывают, что хорошего и что плохого сделал Сталин для страны.

Обсуждение этих вопросов на фокус-группах и ответы участников массового опроса показывают, что к разговору о Сталине люди привлекают довольно обширный исторический контекст, который выполняет две задачи. Во-первых, он служит для событийной локализации его имени в истории: революция – война – индустриализация. Во-вторых, он является источником предметного, фактического обоснования роли и значения этого человека в отечественной истории, и кроме того – собственного ценностного отношения к нему и его времени. Материалы опроса показывают, что тематическое разнообразие высказываний выше тогда, когда люди отвечали на вопрос: 'Что хорошего сделал И. Сталин?'; здесь присутствуют указания на победу в Великой Отечественной войне (35%), развитие промышленности и экономики (22%), государственное строительство (22%), социальное благополучие в стране (8%), мировоззренческое и идеологическое единство людей (4%), престиж страны в мире (3%) и т. д. Лейтмотивом ответов на другой вопрос: 'Что плохого сделал И. Сталин?' – стали указания на создание тоталитарного режима и репрессии (63%). Другие темы идут с существенным отставанием: ошибки, связанные с войной (3%), раскулачивание, разорение крестьянства (3%), создание чрезвычайных условий жизни для людей – голод, нищета (1%).

Несмотря на то, что участники опроса на оба вопроса отвечали одинаково активно (доли затруднившихся с ответом или не давших ответ составили чуть больше четверти – 27% и 28% соответственно), вопрос о том, чего в делах И. Сталина было больше – хорошего или плохого, вызвал затруднения у 34% респондентов. Кроме того, в данном случае (в отличие от вопроса об ассоциациях с именем Сталина, на который 32% опрошенных дали отрицательные ответы и 42% – положительные) распределение ответов совершенно иное: 36% выбрали ответ 'сделал больше хорошего', и 29% – 'сделал больше плохого'. Объяснение этой странности мы можем найти в материалах фокус-групп. Участники дискуссий говорили, что им трудно вынести определенное и более-менее однозначное суждение по нескольким причинам.

Во-первых, сегодняшняя – преимущественно негативная – информация о Сталине и его эпохе находится в противоречии с рассказами людей, живших в то время. Респонденты вспоминали энтузиазм, патриотизм, самоотверженность людей, связанные, по их мнению, с атмосферой времени и с именем Сталина, и, конечно же, горе и слезы во время похорон руководителя страны.

  • 'Мама говорила, что да, они голодали, что-то у них отнимали, как трудодни какие-то выдавали. Да, все это было у них, но они как-то с чувством патриотизма, что ли, переносили это все и надеялись на лучшее будущее, и оно наступило. И она, как говорится, была рада, и говорила: спасибо, что у нас есть поесть. Я ни разу не слышала, чтобы она его ругала; ну, конечно, говорила, что голод был, что было тяжело' (ДФГ, Москва).
  • 'Ведь если очень плохой человек, не будут люди так, а ведь когда он умер, это ж было что-то страшное... Показывают документальные съемки и рассказывают – ведь это же было что-то страшное: люди чтобы попасть, попрощаться с человеком... Но если человек плохой, разве Вы будете? Нет, не будете, вот при репрессиях при всех этих... Сейчас все валят на Сталина, а, между прочим, были Ежов и был Берия. И если слушать вот Радзинского – ведь он же рассказывал, что Сталин был просто очень доверчивым человеком, очень много верил, а за его спиной очень много делалось. Всегда же ругают макушку, всегда это так' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Я с Вами не согласна. Мой родной дядя был репрессирован, и он остался жив, пройдя все эти жернова, и обиды на Сталина у него не осталось. А почему? Как он говорил: «Сажал меня не Сталин, а его подчиненные, которые изо всех сил старались выслужиться перед ним»' (ДФГ, Воронеж).
Во-вторых, людям часто трудно поверить в достоверность, непредвзятость той информации, которая обнародуется в настоящее время. Причем они обосновывают свое затруднение нежеланием быть объектами манипуляций, потерять самостоятельность суждений.
  • 'В свое время Сталина все боготворили, а сейчас очень много вылито грязи, поэтому честно скажу: не разобраться, потому что одни люди говорят одно, другие говорят другое, поколения разные... В то время верили безоговорочно, а сейчас свое отношение я не могу определить... Нет, пожалуй что, нет – не хочу быть предвзятым' (ДФГ, Санкт-Петербург).
И, в-третьих, участники фокус-групп часто говорили, что соотнести 'плохое' и 'хорошее', сделанное Сталиным, очень трудно. И дело даже не в том, вменяются ли ему в заслугу победа в войне и экономические достижения страны и в вину – массовые репрессии. Просто перед государством стояли 'объективные' задачи и проблемы – индустриализация, война, восстановление хозяйства, и они были решены.
  • 'Двоякое мнение. С одной стороны – кровь, расстрелы, миллионы людей погибли. С другой стороны – война. Мы бы сейчас говорили по-немецки. Мне кажется, что он был сильной личностью. Поэтому с одной стороны – это кровавый тиран, с другой стороны – твердый, жесткий, уверенный человек в себе. Он выиграл войну' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Мировая война – была бы, Великая Отечественная – была бы, наша победа в войне – была бы, может быть, не в сорок пятом, а в 44 или позже, но все равно была бы. А экономика? Наверное, была бы не хуже. Если брать 39 год, то экономика была на достаточно высоком уровне, и можно ли было выше её создать – не знаю, трудно сказать. А благодаря Сталину или нет? Это была программа партии, не без его участия, конечно, но это не личная заслуга Сталина. Это было запланировано... А ведь, с другой стороны, если взять историю России, она тогда просыпалась от сна дремучего, когда у нас над головой была или дубина, или кнут – это эпоха Ивана Грозного, эпоха Петра I' (ДФГ, Воронеж).
Основываясь на этих материалах, можно предположить, что в сегодняшнем восприятии россиянами Сталина и его времени, помимо множества проблем (вопрос о достоверности сегодняшних знаний, о роли личности, о значении успехов, достижений и ошибок, преступлений и т. д.), есть еще одна существенная сложность. Это проблема включения негативного исторического опыта в систему собственной идентичности, представлений о себе самих, о свойствах общества и его истории. Косвенно это подтверждается такими данными: половина тех, кто считает важным помнить о дне смерти Сталина, полагают, что он сделал больше хорошего, и лишь пятая часть – что больше плохого. Кроме того, почти половину не считающих важным помнить о дате 5 марта составляют те, кто негативно оценивает сталинское наследие.

Вопрос: 'Как Вы полагаете, чего больше – хорошего или плохого – сделал И. Сталин?'



 

Все

Помнить о дате...

важно

не важно

Доли групп (%) 100 47 35

Хорошего

36

50

23

Плохого

29

19

45

Затрудняюсь ответить

34

30

32



Из числа всех ответивших на открытый вопрос: почему важно помнить о дне смерти Сталина? – 24% высказали нейтральные суждения, суть которых сводится к тому, что историю своей страны нужно знать:

  • 'У нас привыкли стирать все с лица земли, что сейчас не угодно. Надо обо всех помнить и обо всем, это наша история'; 'историю надо помнить: нет истории – нет страны'; 'человек без прошлого – это человек без будущего'; 'история есть история, нечего ее искажать, переписывать' (открытый вопрос).
Еще 17% респондентов указали на те или иные достоинства и заслуги Сталина:
  • 'Когда он был, все законы соблюдались'; 'была дисциплина, была всем работа, и не было бездельников'; 'благодаря Сталину Россия победила в войне, был порядок'; 'выиграли войну с именем Сталина'; 'был руководителем, которого любили и боялись'; 'это был крупный политический деятель'; 'он был наш вождь', 'он много сделал хорошего для народа, государства' (открытый вопрос).
Примерно 6% ответивших артикулировали иные точки зрения: из событий того времени следует извлекать уроки, нужно помнить о погибших и репрессированных, смерть Сталина для страны – начало новой эпохи.
  • 'Чтобы сделать выводы'; 'чтобы люди не выбрали второго Сталина'; 'чтобы чаще вспоминать о невинно загубленных людях'; 'он много людей перевел, это надо помнить'; 'во время правления Сталина был уничтожен цвет России'; 'с его смертью закончился кровавый этап в жизни страны'; 'после смерти государство решило избавиться от сталинизма и его последствий' (открытый вопрос).
На вопрос, почему помнить дату смерти Сталина не важно, дали ответ примерно четверть участников опроса. На первое место можно поставить высказывания, в которых отмечается недостаточная (с точки зрения респондентов) значимость этого события (15%).
  • 'Зачем об этом помнить?! Умер и умер'; 'было и было – не обязательно помнить'; 'история меняется, надо жить настоящим'; 'история списала его в архив'; 'у нас и так много дат более серьезных'; 'я не считаю эту дату такой знаменательной'; 'много других хороший дат есть' (открытый вопрос).
Кроме того, достаточно широко представленной оказалась и другая точка зрения – что человек, на чьей совести столько невинных жертв, не заслуживает людской памяти (7%).
  • 'Зачем помнить о человеке, который убил 14 миллионов людей?'; 'кровавые дни необходимо смыть из людских душ'; 'дата смерти Сталина вызывает отрицательные воспоминания'; 'жестокий человек был' (открытый вопрос).
Таким образом, мы видим: позитивное восприятие Сталина и его времени вполне органично сочетается с представлением, что день 5 марта важно помнить, тогда как негативному отношению к нему больше соответствует желание выбросить эту дату из памяти людей.

Выше мы уже говорили о том, что негативный опыт гораздо труднее встроить в систему собственной идентичности, нежели позитивный. Это вполне закономерная и далеко не уникальная реакция. Согласно теории формирования социальной идентификации личности (Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентич-ности личности // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова. ИС РАН, 1993.), представления человека (или сообщества людей) о самом себе невозможны без 'позитивного эмоционального подтверждения' собственного образа, способов самовосприятия. Человек нуждается в подтверждении и подкреплении своей самооценки. В противном случае возникает ситуация кризиса идентичности, рождаются внутренние конфликты из-за столкновения несовместимых, не уживающихся друг с другом представлений о жизненно важных вещах, о таких компонентах мировоззрения и самовосприятия, которые образуют стержень 'Я-концепции' индивида (Климов И.А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России. Под ред. Стефаненко Т.Г. М.: МОНФ. 2001.).

Как видно из представленных материалов, за днем 5 марта 1953 года не закреплены устойчивые и определенные смыслы и значения, которые однозначно 'вписывали' бы эту дату и связанное с ней событие в коллективную память и систему ценностных приоритетов общества. И дело здесь не только в том, что этот день долгое время не обозначался в качестве важного и памятного, как, например, 22 июня, и уж тем более не связывался с историей репрессий и государственного насилия. В ментальной карте сегодняшнего времени нет связанных и устойчивых конструкций, которые бы непротиворечивым и не кризисным образом систематизировали наш отрицательный исторической опыт, в первую очередь связанный с периодом 1-ой половины ХХ века. Эта проблема остается актуальной и проявляется порой неожиданно, когда речь заходит, казалось бы, об отвлеченных вещах (Например, в рассуждениях о празднике 23 февраля или о 9 мая, когда разговор об отношении к фашизму перешел в обсуждение социалистического строя, в обсуждение схожего и различного в коммунизме и фашизме (См. об этом: Климов И. Фашизм и современность // Доминанты. Поле мнений. 2001, № 016 (http://www.fom.ru/survey/dominant/168/413/1521.html)). Вместе с тем, тема сталинского времени (а вместе с ней и 'рубежная' дата 5 марта) имеет мощный сигнификационный и ценностный потенциал. Тема репрессий и государственного насилия легитимизирована в сознании россиян и уже содержит определенную ценностную значимость. Так, три четверти россиян (75%) согласны с утверждением, что массовые политические репрессии в Советском Союзе имели место, при этом более 60% считают, что репрессии никак и ничем нельзя оправдать (противоположное мнение разделили 15% респондентов (Бавин П. Репрессии в СССР // Доминанты. Поле мнений. 2001, № 044 (http://www.fom.ru/survey/dominant/317/773/2566.html))). Мнемонические практики в отношении сталинского времени довольно активны, им приходится решать довольно сложные проблемы – неоднозначность оценок, относительность знаний, эмоциональное отторжение и т. д. Вместе с тем, проявляясь спонтанно и 'по случаю', эти практики нуждаются в том, чтобы быть представленными в 'институтах памяти' – системе напоминаний об историческом, в том, чтобы актуальные знания о прошлом были отображены в знаках 'здесь-существующего' общества.


 
2.Графики и открытые вопросы

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАМ ИЗВЕСТНО ИЛИ НЕ ИЗВЕСТНО, С ЧЕМ, С КАКИМ СОБЫТИЕМ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ СВЯЗАН ДЕНЬ 5 МАРТА 1953 ГОДА?

ДЕНЬ 5 МАРТА - ГОДОВЩИНА СМЕРТИ И.СТАЛИНА. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧЕГО БОЛЬШЕ - ХОРОШЕГО ИЛИ ПЛОХОГО - СДЕЛАЛ И.СТАЛИН?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВО 'СТАЛИН'?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Отрицательные суждения

41

Репрессии, лагеря

18

  • 'Сталинские репрессии'; 'репрессии, ссылки'; 'гонения, репрессии'; 'лагеря'; 'дело о врачах'; 'сажал всех в тюрьму'; 'много было арестовано людей, отправлено в лагеря'; 'аресты, лагеря'; '37-й год, репрессии'; 'ГУЛАГ'.

Отрицательная оценка личности И. Сталина

11

  • 'Тиран'; 'деспот'; 'диктатор'; 'злодей, варвар, диктатор'; 'был жестокий'; 'палач'; 'сволочь'; 'сатана'.

Общие отрицательные ассоциации

5

  • 'Негативное мнение о нем'; 'много плохого'; 'негатив'; 'нехорошие мысли'; 'негативная реакция'; 'Сталин – это плохо'; 'отрицательные чувства'; 'лютая ненависть'; 'что-то отрицательное'; 'самое негативное'; 'больше плохого'; 'отвращение'; 'нехорошие чувства'.

Геноцид, уничтожение людей

3

  • 'Много людей погубил'; 'много загубленных жизней, геноцид'; 'жестокость по отношению к народу'; 'миллионы загубленных жизней'; 'уничтожение людей'; 'геноцид народа'.

Страх

3

  • 'Страх'; 'ужас'; 'жуть'; 'дрожь'.

Тяжелое положение в стране

2

  • 'Голод, отбирали продукты'; 'бедность'; 'жили при нем плохо'.

Тоталитарный режим

2

  • 'Тоталитаризм'; 'диктатура'; 'сталинский режим'.

Культ личности

1

  • 'Культ личности Сталина'; 'культ личности'; 'в то время 8 марта говорили, что самое главное – это Сталин, а не мама'.

Положительные суждения

32

Порядок, дисциплина в стране

14

  • 'При Сталине было больше порядка'; 'больший порядок был в стране'; 'дисциплина была'; 'был порядок, дисциплина'; 'был железный порядок'; 'дисциплина и порядок'.

Победа в Великой Отечественной войне

5

  • 'Победа в войне с фашизмом'; '...победа 45-го года'; '9 мая 45-го года'; 'победа в войне с Германией'; 'все-таки он Гитлера победил'; 'победа в Великой Отечественной войне'; 'победа над Германией'; 'войну выиграл'.

Материальное благополучие народа

5

  • 'Все было дешево'; 'другая жизнь, добрая и честная'; 'достаток в стране'; 'жилось лучше при Сталине'; 'ежегодное снижение цен'; 'в Москве было много продуктов, заводы работали все, передовики были, рубль держался на ногах'; 'снижение цен постоянно раз в год'; 'при Сталине карточки отменили, цены снизили'; 'жизнь была лучше'; 'была стабильность'; '3 марта снижал цены на продукты'.

Общие положительные суждения

4

  • 'Впечатление хорошее'; 'положительные впечатления'; 'неплохой человек'; 'положительная личность'; 'всё хорошее'; 'нормальный человек'; 'всё сделал для страны, клёвый мужик'; 'уважение'; 'отлично'.

Хороший руководитель

3

  • 'Нормальный руководитель'; 'руководитель опытный'; 'неплохой был руководитель'; 'сильный руководитель, большой авторитет'.

Положительная оценка личности И. Сталина

2

  • 'Великий, умный человек...'; '...умный'; 'сильный, волевая личность'.

Сильное государство

2

  • 'Гордость: Россия дважды была великой державой – при Петре Первом и при Сталине'; 'Россия – великая держава'; 'мощь державы при нем'; 'могучее государство...'.

Восстановление страны

2

  • 'Подъем экономики...'; 'подъем промышленности'; 'индустриализация, восстановление после Великой Отечественной'.

'Сталина не хватает'

1

  • 'Вернуть назад'; 'вот поднять бы его сейчас'; 'его не хватает'; 'чтобы вернулся'; 'вернуть бы Сталина'; 'я бы на него день и ночь молился'.

Нейтральные и неопределенные суждения

17

И. Сталин – лидер страны

5

  • 'Был такой правитель'; 'руководитель СССР'; 'бывший глава государства'; 'бывший вождь'; 'Президент Советского Союза'; 'был лидером нашего государства'.

Великая Отечественная война

5

  • 'Война 1941-1945'; 'война Великая Отечественная'.

Смерть, похороны И. Сталина

2

  • 'Смерть Сталина в 1953'; 'я была маленькая, когда он умер, – помню, у нас в семье был страшный траур'; 'когда умер, все гудело вокруг: машины, заводы, – все плакали, народ осиротел'; 'на похороны все ходили'; 'его похороны'.

И. Сталин – кумир советских людей

2

  • 'Сталин был у нас как Бог'; 'кумир'; 'хозяин'; 'отец всех народов'; 'верили, как в Бога'; 'отец мой родной – при нем родился и жил'.

Власть, сила

1

  • 'Власть, сила'; 'сила, власть'.

Личные ассоциации

1

  • 'Молодость'; 'видела его'; 'писала письмо Сталину – это помогло мне'.

Другое

1

  • 'Грузин с усами'; 'усатый человек с трубкой'; 'усы и трубка'.

Противоречивое, двоякое отношение к личности И. Сталина

1

  • 'Противоречивое чувство: что-то хорошее, что-то плохое'; 'не застала – всё противоречиво'; 'двоякие мысли'; 'противоречивость'; 'двоякое чувство'; 'очень двоякое отношение'; 'двояко отношусь к Сталину'; 'двоякое мнение'.

Другое

1

  • 'Каждый правитель приходит в то время, когда он нужен, – время выбирает правителя'; 'Фильм «Холодное лето 53-го»'; 'дома сталинские'; 'Мавзолей'.

Отсутствие ассоциаций

2

  • 'Никаких'; 'ничего не приходит'; 'Сталин, да и Сталин – ничего'; 'нет мыслей на это слово'.

Ответ не на тему

<1

Затрудняюсь ответить, нет ответа

16

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ДЕНЬ 5 МАРТА – ГОДОВЩИНА СМЕРТИ И. СТАЛИНА. ПОЧЕМУ ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧТО ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Историю своей Родины необходимо знать

24

  • 'Важно знать историю, а это исторический факт'; 'в истории должны быть известны даты о любом правителе'; 'это наша история, плохая она или хорошая'; 'куда деться от истории? Это было – не сотрешь'; 'был человек, об этом надо знать, это наша история'; 'историю надо помнить: нет истории – нет страны'; 'человек без прошлого – это человек без будущего'; 'история есть история – нечего ее искажать, переписывать'.

Сталин – хороший руководитель, много сделавший для страны

6

  • 'Лучший из правителей'; 'он много сделал хорошего для народа, государства'; 'был руководителем, которого любили и боялись'; 'был хороший руководитель'.

Сталин – крупный политический деятель

5

  • 'Это был крупный политический деятель'; 'Сталин – руководитель партии'; 'был предводителем нашей страны'; 'он был один из руководителей страны'; 'он был глава государства'; 'все-таки президентом был'; 'вождь, отец народа'.

Под руководством Сталина страна победила в Великой Отечественной войне

4

  • 'В связи с победой только'; 'он не дал стране пропасть в войне'; 'война закончилась нашей победой над фашизмом'; 'Великая Отечественная произошла, когда Сталин был у власти; если бы Сталин не был таким человеком, то мы, наверно, не победили в этой войне'; 'благодаря Сталину Россия победила в войне...'; 'выиграли войну с именем Сталина'.

Из уроков истории следует делать выводы

3

  • 'Чтобы сделать выводы'; 'чтобы люди не выбрали второго Сталина'; 'чтобы больше не избирать таких правителей'; 'чтобы больше не было культа личности'; 'если забыть о такой дате, то может все повториться'; 'чтобы не повторилась трагедия в нашей стране'; 'все освободились от гнета – чтобы не забывали, что такое было в истории'; 'дети и внуки должны знать об этом и не повторять былых ошибок'.

При Сталине в стране были порядок, дисциплина

2

  • 'Была дисциплина, была всем работа, и не было бездельников'; 'многие старики хвалили Сталина за порядок'; 'когда он был, все законы соблюдались'; 'больше было справедливости при Сталине'; 'время было лучше – дисциплина, порядок был'; 'вот дисциплины-то нам сейчас и не хватает'.

День смерти Сталина – начало новой эпохи

2

  • 'Надо сделать нерабочим днем – освобождение России от террора'; 'переломный момент в истории Союза'; 'с его смертью закончился кровавый этап в жизни страны'; 'люди свободно вздохнули'; 'наша история: кончилась одна эпоха, началась другая'; 'закончился такой период в истории России – грань, начался другой период'; 'произошли перемены власти, сменилась эпоха'; 'после его смерти государство решило избавиться от сталинизма и его последствий'.

Это день памяти о пострадавших от репрессий

1

  • 'Чтобы чаще вспоминать о невинно загубленных людях'; 'угробили по 58 статье военачальников, умы России, цвет России'; 'он много людей перевел – это надо помнить'; 'во время правления Сталина был уничтожен цвет России'; 'много было пролито крови'; 'много людей пострадали от его идеологии, люди из Гулага помнят эту дату'; 'важно помнить о тиране, залившем кровью страну'.

Другое

1

  • 'Не помнить Сталина – зачеркнуть собственную жизнь'; 'потому что Сталин умер'; 'нас так воспитывали'; 'я – сталинист'; 'много народа погибло, когда Сталин умер, на похоронах'; 'в 13 лет я очень плакал по этой утрате'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

57

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ДЕНЬ 5 МАРТА – ГОДОВЩИНА СМЕРТИ И. СТАЛИНА. ПОЧЕМУ ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧТО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ НЕ ВАЖНО?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Сталин – виновник массовых репрессий

7

  • 'Зачем помнить о человеке, который убил 14 миллионов людей?'; 'испытал этот кошмар'; 'из-за репрессий народа'; 'кровавые дни необходимо смыть из людских душ'; 'дед пострадал от репрессий'; 'был страх, поэтому не нужно это помнить'; 'зачем помнить день смерти жестокого вождя?'; 'память об убийце грешна'.

Это ушло в прошлое

6

  • 'Забытое прошлое'; 'зачем ворошить пыль веков?'; 'время прошло – уже не важно'; 'его уже не очень вспоминают'; 'было и было – не обязательно помнить'; 'история меняется – надо жить настоящим'; 'не современно'; 'история списала его в архив'; 'все приходят, все уходят'; 'все уже пережили'; 'время уже стерло эту дату'.

Это бессмысленно

6

  • 'Зачем об этом помнить? Умер и умер'; 'а зачем и для чего это помнить?'; 'не имеет особого значения'; 'мне безразлично'; 'да что мне от этого?'; 'зачем забивать людям голову?'; 'не вижу смысла'; 'незачем'.

Это незначительная дата, есть более важные

3

  • 'Лучше помнить день рождения Христа'; 'есть даты более важные'; 'я не считаю эту дату такой знаменательной'; 'много других хороших дат есть'; 'не считаю эту дату каким-то событием'; 'помнить о смерти родных – понятно, а он...'; 'не такое глобальное событие, чтобы помнить о нем всегда'; 'надо помнить свои личные даты'.

Мало информации, не помню, не знаю Сталина

2

  • 'Не преподают в школе'; 'мы его не застали при жизни'; 'он был вождем для наших родителей, у меня по поводу него нет никаких особых впечатлений, мыслей'; 'т. к. я не жил в то время и почти ничего не знаю'; 'не жили при нем'; 'наше поколение о нем мало знает – нет смысла помнить'; 'скорбит тот, кто помнит, а мы уже и не знаем'.

Важна не дата, а дела Сталина

1

  • 'Лучшее помнить о достижениях в науке, экономике при Сталине'; 'дата смерти не важна, а важны дела'; 'важна суть жизни человека'; 'дата смерти тирана ничего не решает – важен сам факт наличия тирана'; 'важно помнить исторический контекст – что он сделал, а не дату'; 'кто-то хвалит, а кто-то ругает Сталина за жестокость, это надо понимать, а не дату смерти помнить'; 'о Сталине – надо, а о дате – не надо, это не столь важно'.

Другое

1

  • 'Он же не Ленин'; 'я не считаю себя его фанаткой'; 'их было много, правителей'; 'ни Сталин, ни Ленин мне ничего не дали'; 'каждый решает для себя сам'; 'запутанная история'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

74

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ХОРОШЕГО СДЕЛАЛ И. СТАЛИН?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Победа в Великой Отечественной войне

35

  • 'Поставил Гитлера на колени'; 'остановил фашизм'; 'если бы не Сталин, может быть, не выиграли бы войну'; 'благодаря его воле мы одержали победу в войне'; 'старшее поколение хвалит, что войну выиграл, немцев разгромил'; 'выиграл войну с Германией'; 'войну выиграл, хотя за счет огромных жертв'; 'война кончилась благополучно'; 'только то, что выиграл войну'; 'удачно закончилась война'; 'под его руководством выиграли такую тяжелую войну'; 'благодаря ему мы выиграли войну'; 'был мозговым центром в Великую Отечественную'; 'большая роль в выигрыше войны'; 'в войну показал себя'.

Экономическое строительство

22

Послевоенное восстановление страны

10

  • 'Восстановил экономику после войны практически за пятилетку'; 'восстановил хозяйство после войны'; 'после войны строительство в грандиозных масштабах'; '...после войны все моментом восстановили'; 'восстановил жизнь после войны'; 'после войны было вскоре налажено производство, сельское хозяйство'.

Индустриализация, экономический рост страны

8

  • 'Превратил страну в индустриальную державу'; 'поднял экономику до небывалого размера'; 'ударные комсомольские стройки'; 'стимулировал развитие экономики'; 'экономика была стабильная'; 'поднял металлургию – на чужих костях, правда'; 'довоенная индустриализация, коллективизация – это его заслуги'; 'в короткие сроки развил тяжелую промышленность'; 'крупные стройки при нем велись'; 'из отсталой страны в более развитую'; 'строительство метро, заводы, ГЭС, большие стройки'; 'сделал переворот в экономике'.

Стабильные цены, снижение цен

5

  • 'Понижал цены каждый год'; 'цены были стабильные'; 'на продукты не повышались цены...'; 'ежегодно снижались цены'; 'цены не росли...'; 'снижал цены, и они не повышались'; 'каждый год дешевели продукты'; 'понижал к весне цены'; '...каждую весну снижал цены – все ждали весну'.

Развитие науки и техники

1

  • 'Науку толкнул вперед, при нем развивается ядерная физика'; 'он заставлял делать вперед всех ракеты, чтобы полететь раньше всех в космос'; '...достижения в науке, технике, искусстве'; 'обеспечил скачок в технике'.

Государственное строительство

22

Порядок, дисциплина в стране

18

  • 'Был порядок, дисциплина, все работали, законы действовали'; 'порядка больше было, была дисциплина, боялись воровать'; 'он навел порядок в стране, криминала как такового не было'; 'держал все под контролем'; '...воров и бандитов убивал сразу, мы ничего не боялись'; 'был порядок, железная рука; мы боялись опоздать на 5 минут на работу – сразу 6 месяцев принудительных работ'; 'был порядок – строгий мужик'; 'держал всех в узде'; 'что держал страну в ежовых рукавицах'; 'дисциплина была строгая, как рассказывали мне мои родители'.

Создание сильного государства

5

  • 'Превратил страну в сильную державу'; 'сумел создать государство'; 'увеличил территорию государства'; 'страна была сильней и прочней'; 'создал крепкое большое государство'; 'собирал свое государство, оно было сильное, могучее – в этом его заслуга'; 'СССР стал сильным государством'; '...из лапотной страны сделал могучее государство'.

Решение социальных проблем

8

Материальное благополучие народа

4

  • 'Люди стали лучше жить, досыта кушать хлеб'; 'жили не бедно'; '...в достатке жили все'; 'люди не голодали...'; '...не было нищих и голодных людей'; 'благосостояние народа'; 'народ так не нуждался, как сейчас...'; 'легче жилось'.

Отсутствие безработицы

2

  • 'Люди все были трудоустроены'; 'очень много было рабочих мест'; 'работы было много'; '...у людей была постоянная работа'; 'люди работали'.

Бесплатные медицина и образование

1

  • 'Лечились бесплатно'; 'учились бедные, могли лечиться старики'; 'при нем была бесплатная учеба, бесплатное лечение...'; 'люди учились бесплатно, люди лечились бесплатно'.

Забота о народе в целом, об отдельных категориях граждан

1

  • 'Постоянно проявлял заботу и внимание о народе'; 'при Сталине не было беспризорников...'; 'хорошая защита'; '...обеспеченность прав на труд, образование, отдых'; 'были сады, пионерлагеря...'; 'работа профсоюзов, льготы'.

Социальная справедливость

1

  • 'Не было несправедливости'; 'создал более-менее справедливое общество'; '...была справедливость – не было богатых и нищих'; 'все жили сравнительно одинаково'; '...не было расслоения на богатых и бедных'.

Прочные идеологические устои, моральное единство народа

4

Уверенность в завтрашнем дне

2

  • 'Привил чувство уверенности в завтрашнем дне'; '...народ не боялся завтрашнего дня'; 'была стабильность, уверенность в завтрашнем дне'; '...жили люди спокойнее, увереннее, чище'; 'люди чувствовали себя стабильно, знали, что будет завтра'.

Интернационализм

1

  • 'Не было национального различия...'; 'все народы были дружны'; 'сплотил республики – были связаны, дружили'; '...своей политикой объединил союз всех народов дружбой'.

Патриотизм

1

  • 'Воспитание в людях любви к Родине'; 'воспитал в народе патриотизм'; 'гордость за страну, патриотизм'; 'патриотизм был на высоте'; 'любовь к Родине, патриотизм развил – но под насилием'; 'патриотизм был высокий у народа'.

Другое

1

  • 'Создал идеологию у людей того времени'; 'у людей была мечта'; 'вера народа в него была непоколебимая'; 'людьми что-то двигало, когда они шли в бой с именем Сталина'.

Международный авторитет страны

3

  • 'Авторитет России поднял'; 'вывел страну в международном плане на мировые позиции'; 'СССР в те времена уважали, и без него никто не принимал серьезных решений'; '...поднял престиж страны на мировой уровень'; '...уважать заставил русских'; '...нас все другие страны боялись'; 'считались с Россией в мире'; 'сильная внешняя политика'.

Депортация чеченцев

1

  • 'Вывод чеченцев'; '...вовремя унял чеченцев'; '...Чечню вывез в Казахстан – сейчас они вернулись и вон что творят!'.

Другое

1

  • 'Что надо, то и сделал'; 'говорят и пишут разное, но, как всегда, половину скрывают'; 'большинство людей его хвалят, судя по слухам, сделал для людей много хорошего'; 'столько лет управлял страной, сделал что-то хорошее, наверно'; 'сделал трудности для народа, чтобы они могли чему-то научиться'; 'добился суда преступников во время Второй мировой войны'.

Ничего хорошего не сделал

3

  • 'Ничего: такой ценой победить войну – это не победа, а разорение, поражение'; 'ничего хорошего он не сделал'; 'считаю, что ничего хорошего: не мог уберечь Россию от войны, безумная война с Финляндией, разруха, разорение'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

27

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ПЛОХОГО СДЕЛАЛ И. СТАЛИН?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Тоталитарный режим

63

Массовые репрессии

61

  • 'Было много репрессий, многих людей расстреливал'; 'что много народу расстрелял неповинного'; 'больше уничтожил народу, чем война'; 'уничтожал людей без следствия'; 'геноцид собственного народа'; 'ГУЛАГ при нем был'; 'уничтожил интеллигенцию, генералов, ученых, врачей репрессировал'; 'в корне изменил социальный состав страны, уничтожив лучших, которые были способны приносить пользу государству'; 'говорят, много было расстрелов, ГУЛАГов'; 'террор был'; '1937 год – столько людей погублено!'; 'все, что замешано на крови, хорошим быть не может, по трупам ходить нельзя – слишком многое построено на костях'; 'были концлагеря при нем'; '20 миллионов уничтожил – генофонд нации'; 'без разбору всех сажали при нем'; 'было много жертв без вины'.

Политическая диктатура

3

  • 'Жесткое подчинение себе'; 'не давал развиваться демократии'; 'тирания над людьми'; 'подмял всех, принимал решения единолично'; '...законности при нем вообще не было в государстве, волюнтаризм был'; 'единовластие'.

Атмосфера страха, доносительство

2

  • 'Страх людской'; 'миллионы вогнал в страх'; 'все друг друга боялись'; '...страх за свою жизнь и жизнь близких людей'; 'запугал людей, страшно было сказать слово – мог последовать расстрел'; 'гадкая черта – наушничество'; 'хорошо было развито у людей то, что они писали друг на друга доносы'.

Отсутствие гражданских свобод

2

  • 'Попрал права человека'; 'уничтожил ген свободы в русском народе'; 'храмы закрывались при нем'; 'не было свободы слова'.

Культ личности

1

  • 'Позволил сделать из себя культовую фигуру'; 'культ своей личности'; '...перебор с культом личности'.

Неподготовленность к Великой Отечественной войной, неоправданные потери

3

Позиция И. Сталина перед войной

2

  • 'Не подготовил Красную армию к войне с фашистами'; '...допустил войну по личной халатности и глупости и недоверию разведке'; 'все-таки допустил войну, не послушал'; 'ввязался в войну'; 'война из-за него началась'; 'прозевал войну в 41-м году'; 'виноват в полном поражении Красной армии в первые годы Великой Отечественной войны...'; 'начало войны проспал – не верил, что Гитлер развяжет войну'.

Чрезмерные жертвы на фронте и в тылу

1

  • 'Большие потери в Великой Отечественной войне'; 'много людей погибло во время войны'; 'слишком много потерь в войну'; 'слишком много людей погибло на фронте и в тылу, которых можно было бы спасти'; 'слишком высока цена победы...'; 'в войне больше жертв из-за политических репрессий'; 'очень дорогой ценой досталась победа'.

Политика насилия и принуждения в отношении крестьян

3

Коллективизация, раскулачивание

2

  • 'Загнали в колхоз людей...'; 'коллективизацию не надо делать так, как он делал: сгубил людей'; 'колхозы организовал зверски'; '...насильственная коллективизация'; 'провел коллективизацию в деревне'; 'раскулачивание крестьян'; 'раскулачивание и расказачивание – его ошибки'.

Разорение крестьянства

1

  • 'Сельчан давил налогами, отбирали землю, если больше 15 соток'; 'ободрал деревню'; 'налоги на все были: и на корову, и на овцу, шкуру драли со всего'; '...ужасное положение деревни – колхозников обдирали: даже если не было коровы, он все равно должен был сдавать молоко, мясо, приходилось им покупать и сдавать'; 'земли отбирали, скот отбирали – тяжело было'; 'разорил сельское хозяйство...'; 'налоги, деревню зажал'; '...уничтожение середняка в деревне'.

Общая отрицательная оценка личности И. Сталина

1

  • 'В душе он был зверь'; 'национальный преступник'; 'бандит по натуре'; 'был труслив...'; 'судя по статьям, не тот человек, что держался за Россию'; 'чересчур был строгим'; '...сам был небольшого образования'.

Нищета, голод

1

  • 'Голод и холод'; '33-й год – голод'; 'людей голодом заморил'; 'обнищание масс'; 'развел нищету'.

Другое

1

  • 'Железный занавес'; 'система, которую он создал, приводила к нежелательным перекосам'; 'вел Россию в неверном направлении'; 'унизил Жукова: заслуга выигрыша войны была у Жукова, а Сталин присвоил ее себе'; 'методы плохие, но другими нельзя было это сделать'.

Ничего хорошего не сделал

1

  • 'Все хорошее покрыл плохим...'; 'все, что сделал'; 'так много, что не перечислишь'.

Ничего плохого не сделал

4

Не сделал ничего плохого для меня, моей семьи

1

  • 'Для меня, моей семьи ничего плохого – не коснулись нас репрессии'; 'мне ничего плохого не сделал'; 'для меня плохого ничего'.

В целом не сделал ничего плохого

1

  • 'Нет такого'; 'ничего, его просто опорочили в наших глазах'; 'ничего не сделал плохого, вообще надо жить в ту эпоху'.

Все плохое – от окружения И. Сталина

1

  • 'Плохое делал не он, а его подчиненные'; 'не разбирался с доносами, которые ему готовили его подчиненные'; 'слушал буржуев, которые пролезли в партию и нашептывали ему'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

28

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 февраля 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Приложение.Таблицы

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАМ ИЗВЕСТНО ИЛИ НЕ ИЗВЕСТНО, С ЧЕМ, С КАКИМ СОБЫТИЕМ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ СВЯЗАН ДЕНЬ 5 МАРТА 1953 ГОДА?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1700 руб. более 1700 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100471329294046543129402032371125353212183826259152191551004654333037
известно4036513442455032194355353443573842444345403538493639404154525649305273
не известно4547345342403751644231455143334742434240464946405047464228373341583720
затрудняюсь ответить151614131615131716151420141410151613151514161611141414181610111013117


ДЕНЬ 5 МАРТА - ГОДОВЩИНА СМЕРТИ И.СТАЛИНА. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1700 руб. более 1700 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100471329294046543129402032371125353212183826259152191551004654333037
важно4744654052514648394258574249384850464747484748534845474355474450354362
не важно 3539164331323634433924223835463330393834353038293235353820454743564932
затрудняюсь ответить1817181717181818181917201916161919151519172314181920181925897996


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧЕГО БОЛЬШЕ - ХОРОШЕГО ИЛИ ПЛОХОГО - СДЕЛАЛ И.СТАЛИН?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1700 руб. более 1700 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100471329294046543129402032371125353212183826259152191551004654333037
хорошего 3632642940404033262850473533323341363633373832304439353055333532302444
плохого 2933163824262730343619172833392924332938282234322229312622404139484230
затрудняюсь ответить3435203235333236393530353634293735313527353934383431334221272528223425


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 февраля 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.