Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/pol_par/er/o906901 "ОТЕЧЕСТВО" В ОПАСНОСТИ? 13.10.1999 [отчет] [ Кертман Г.Л. ] Очередной опрос ФОМ зафиксировал резкое падение рейтинга одного из фаворитов предвыборной кампании - блока "Отечество - Вся Россия" (ОВР), а также весьма эффектный старт нового соискателя парламентских мандатов - блока "Единство". За две недели (с 19 сентября по 3 октября) доля респондентов, собирающихся отдать свои голоса за ОВР, сократилась на треть - с 29% до 18%. На 11% снизилась и доля опрошенных, высказывающихся за присутствие в Думе представителей ОВР. И, наконец, на четверть сократилась доля респондентов, ожидающих, что ОВР сумеет преодолеть пятипроцентный барьер.
Столь драматическое ослабление позиций одного из фаворитов предвыборной кампании не принесло ни малейших дивидендов двум другим избирательным блокам, входящим в лидирующую группу, - КПРФ и "Яблоку". Напротив, они тоже понесли определенные потери, несопоставимые, впрочем, по масштабам с потерями ОВР. Причем снижение уровня поддержки, оказываемой КПРФ и "Яблоку" респондентами, сопровождается ослаблением уверенности в успехе этих претендентов на мандаты в Думу. Примерно половина "голосов", потерянных фаворитами, досталась, очевидно, дебютировавшему на прошлой неделе блоку "Единство". Другая же половина пока не "присвоена" ни одним из потенциальных участников избирательной кампании: резко возросла доля респондентов, затрудняющихся ответить на вопрос о своих электоральных намерениях, и, кроме того, с 4% до 8% увеличилась доля опрошенных, заявляющих, что они не будут участвовать в выборах. Несколько менее уверенно, чем две недели назад, отвечают сейчас респонденты и на вопросы о желательном составе депутатского корпуса, а также о вероятном исходе выборов. Первопричиной этих изменений является, по-видимому, заметное повышение престижа правительства, связанное, в первую очередь, с жестким курсом в чеченском вопросе. "Президентский" рейтинг В.Путина за две недели вырос вдвое - с 7% до 14%. А доля респондентов, доверяющих ему, увеличилась с 23% до 37%. При этом доля опрошенных, не доверяющих премьеру, сократилась за тот же период с 27% до 17%. На этом фоне авторитет ведущих политических сил, оппонирующих исполнительной власти, должен был пошатнуться. Но если на позициях КПРФ и "Яблока" (организаций с достаточно четким идейно-политическим обликом и, соответственно, относительно устойчивым кругом приверженцев) рост симпатий к действующей власти отразился не слишком ощутимо, то ОВР (блоку, выступающему в специфической роли "альтернативной партии власти", не имеющему сколько-нибудь внятного идейно-политического проекта и мобилизующему сторонников, главным образом, благодаря популярности своих лидеров) он, как и следовало ожидать, нанес гораздо более серьезный ущерб. В самом деле, ОВР возглавил предвыборную гонку, когда его лидером стал Е.Примаков - политик, приобретший чрезвычайно высокий авторитет в стране в пору пребывания в должности премьера. Однако в контексте избирательной кампании с ростом престижа действующего главы правительства В.Путина высокая репутация его предшественников (в какой-то мере это относится и к С.Степашину) становится менее действенным мобилизующим фактором. Разумеется, снижению рейтинга ОВР способствует и массированная пропагандистская атака на Ю.Лужкова, предпринятая группой СМИ и оказавшаяся весьма эффективной. Об этом свидетельствует двукратное снижение "президентского" рейтинга московского мэра (с 10% до 5%) за две недели.
Следует отметить, что за этот период резко сократилась доля сторонников ОВР среди респондентов, продолжающих поддерживать лидеров этого блока в качестве кандидатов на президентский пост. Только половина приверженцев Е.Примакова заявляет о намерении голосовать за ОВР на парламентских выборах, и только две трети - о том, что прохождение данного блока в Думу не вызвало бы у них "серьезных возражений". Это, конечно, не означает, что каждый третий сторонник бывшего премьера возражал бы против появления депутатов от ОВР в Охотном ряду. Отвечая на соответствующий вопрос ("А представителей каких... партий Вы бы не хотели видеть в Госдуме?"), только 2% сторонников Е.Примакова и 1% сторонников Ю.Лужкова упомянули ОВР. В целом же, кстати, возглавляемый этими лидерами блок назвали в данном контексте 6% опрошенных - всего лишь на 1% больше, чем две недели назад. Тем не менее, заметное снижение доли сторонников Е.Примакова и Ю.Лужкова, заявляющих о намерении голосовать за ОВР, представляется значимым, хотя и труднообъяснимым фактом. Следует иметь в виду, что половина "президентского" электората Е.Примакова, отказывающаяся сегодня голосовать за возглавляемый им блок, - это 10% российских избирателей. Поэтому вопрос о том, удастся ли экс-премьеру в ходе предвыборной кампании переломить отмеченную выше тенденцию и вернуть значительную часть своих сторонников под знамена ОВР, имеет критически важное значение для перспективности блока. Вместе с тем дальнейшее снижение рейтинга ОВР (во всяком случае, значительное) представляется маловероятным. До формирования блока за "Отечество" намеревались голосовать 15%-16% респондентов, и едва ли его электорат сократится до меньших величин. Если же такая угроза возникнет, ОВР скорее всего сможет ее парировать, взяв курс на форсированную мобилизацию "президентского" электората Е.Примакова. Правда, для этого экс-премьеру пришлось бы, очевидно, объявить о решении баллотироваться в президенты и фактически развернуть президентскую кампанию уже в ноябре-декабре. Такой тактический ход был бы связан с определенными издержками, но он мог бы заметно усилить позиции ОВР накануне парламентских выборов. Впрочем, необходимость в нем может возникнуть лишь в том случае, если тенденция к повышению престижа правительства получит дальнейшее развитие, а новообразованный блок "Единство", генетически связанный с правительством и президентскими структурами, сможет составить серьезную конкуренцию ОВР. Появление блока "Единство" в перечне соискателей депутатских мандатов было воспринято респондентами достаточно благосклонно: 15% опрошенных заявили, что хотели бы видеть представителей данного блока в Государственной Думе, а 7% изъявили желание сами проголосовать за него. Столь успешный дебют "Единства", конечно, объясняется прежде всего симпатиями российских граждан к лидеру блока: 45% опрошенных заявили, что С.Шойгу им "нравится", тогда как "не нравится" он лишь 6% респондентов. "Электорат" блока весьма разнороден в социально-демографическом отношении: мужчины и женщины, молодые и пожилые граждане склонны поддерживать его в равной мере. Жители больших, но не столичных городов несколько охотнее "голосуют" за "Единство", чем обитатели столиц, малых городов и сел. Вместе с тем суждения относительно блока С.Шойгу более или менее ощутимо варьируются в зависимости от политических предпочтений респондентов.
Особенно симпатизируют "Единству" сторонники действующего премьера. Собственно, "электорат" этого блока более чем наполовину состоит из приверженцев В.Путина и респондентов, желающих видеть на посту президента самого С.Шойгу. Поклонники Г.Явлинского, Ю.Лужкова и Е.Примакова значительно чаще, нежели избиратели, ориентирующиеся на Г.Зюганова, В.Жириновского и А.Лебедя, высказываются за то, чтобы "Единство" было представлено в Думе. Уже это вполне определенно свидетельствует о том, что новый избирательный блок составит конкуренцию преимущественно партиям и движениям правой и центристской ориентации. Каждый третий респондент допускает, что он при определенных обстоятельствах проголосует за блок С.Шойгу, и еще треть опрошенных затрудняется с ответом на этот вопрос - то есть тоже фактически допускает такую возможность. Эти данные дают определенное представление о степени устойчивости партийно-политических привязанностей наших сограждан и вместе с тем доказывают, что новообразованный избирательный блок не вызывает активной неприязни у абсолютного большинства респондентов. Разумеется, всерьез оценивать шансы блока на преодоление пятипроцентного барьера еще слишком рано. Но можно, кажется, констатировать, что новая "партия власти" будет существенно отличаться от своих предшественниц, игравших аналогичную роль на выборах 1993 и 1995 гг., по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, она, в отличие от "Выбора России" и НДР, сохраняет дистанцию по отношению к руководству правительства, что в известной мере освобождает ее от ответственности за практические результаты его деятельности. А во-вторых, эта партия едва ли будет восприниматься как "идеологическая". Если "Выбор России" определенно являлся либерально-реформистской партией, а НДР скорее имитировал приверженность либерально-реформистскому проекту, то "Единство", похоже, формируется как сугубо прагматическая и достаточно "бесцветная" политическая организация. Это было бы существенной слабостью, если бы ее основная политическая "сверхзадача" оставалась такой же, как на выборах 1993 и 1995 гг., - противостояние левой оппозиции. Но отчетливый идейно-политический облик "партии власти" мог бы стать для "Единства" скорее помехой в конкуренции с ОВР. Приверженцы Ю.Лужкова и Е.Примакова несколько чаще допускают мысль о голосовании за "Единство", чем отвергают ее, - в отличие от сторонников Г.Зюганова, В.Жириновского и даже Г.Явлинского. А поскольку электорату ОВР, как уже отмечалось, изначально свойственна гораздо большая "ветреность", чем электоратам компартии и "Яблока", ясно, что конкуренция со стороны "Единства" может представлять наибольшую опасность именно для ОВР. |