|
Проблема армии и проблемы армии являются, с одной стороны, устойчивым элементом публичных дискуссий, а с другой - темой, безусловно вызывающей интерес у российских граждан. Опросы показывают, что наши соотечественники хорошо ориентируются в понятиях, которые присутствуют в разговорах об армии - информация СМИ об армейской жизни и ее проблемах не проходит мимо их внимания (Климов И. Как мы воспринимаем информацию об армии // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 007 )(http://www.fom.ru/survey/dominant/698/1480/5360.html). У людей есть вполне определенные представления об этих проблемах и их влиянии на общество в целом (Климов И. Армейский опыт и жизнь на 'гражданке' // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 042(http://www.fom.ru/survey/dominant/511/1230/4129.html0); Шамсеева Э. Министерство обороны и образ офицера // Доминанты. Поле мнений. 2002. №034 (http://www.fom.ru/survey/dominant/469/1148/3838.html)Шамсеева Э. Альтернативная служба: законное право или узаконенное дезертирство? // Доминанты. По-ле мнений. 2002. №007 (http://www.fom.ru/survey/dominant/361/890/2934.html)). И самое главное - сформирована убежденность в необходимости военной реформы (По данным одного из опросов (24-25 мая 2003 г.) 73% опрошенных считают необходимым проводить военную реформу, и только 11% высказались против. См.: Российская армия // Доминанты. Поле мне-ний. 2003. № 021 )(http://www.fom.ru/survey/dominant/819/1648/6339.html). Важность армейской тематики для людей подтверждает и другой факт: при том, что в числе участников опросов оказывается не больше трети тех, у кого имеется собственный опыт армейской службы, на вопросы об армии отвечают от 70% до 90% респондентов. Это означает, что на сегодняшний день у самого широкого круга людей сформировано определенное мнение, сформулирована определенная позиция относительно армейских проблем.
Для российских граждан представляется несомненным, что армия нужна - стране, государству, обществу. Главная задача армии, ее наипервейшее предназначение - защита и обеспечение безопасности (На вопрос, нужна ли армия современной России, утвердительно ответили не все, но 94% опрошенных, а темы защиты и безопасности при описании ее предназначения фигурировали в ответах 62% и 26% опро-шенных соответственно. См. Образ армии // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 036 (http://www.fom.ru/survey/dominant/476/1162/3901.html). Именно в этом контексте, как показывают исследования, и рассматривают россияне как проблемы армии, так и перспективы военной реформы. Например, в одном из недавних опросов (Климов И. Есть такая профессия - Родину защищать? // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 021 )(http://www.fom.ru/survey/dominant/819/1648/6339.html), размышляя о том, что такое 'профессиональная армия', примерно 44% опрошенных интерпретировали это понятие (наряду с другими объяснениями) как 'армия боеспособная', 'хорошая' и 'сильная'. В нынешнем опросе мы решили поинтересоваться у наших соотечественников, можно ли считать сегодняшнюю российскую армию 'хорошей', и что такое - 'боеспособность'.
Мнения о том, хороша или плоха армия, разделились в пропорции один к трем - 22% против 61% (17% затруднились с ответом). Вполне ожидаемо, что чаще позитивную оценку российской армии давали те, кто сам прежде служил - 28% (против 18% - среди неслуживших). Вместе с тем, более половины имеющих армейский опыт (58%) все-таки склоняются к негативной оценке - армия 'плохая'. Весьма показательной также является разница в ответах людей, имеющих различный уровень образования: чем более специализированным является образование, тем чаще его обладатели склоняются к негативным оценкам. Такая закономерность, частично обусловленная более высоким уровнем осведомленности образованных людей о происходящем в армии, отчасти подтверждает и высказанное прежде предположение о том, что представления о роли армии в жизни человека существенным образом изменяются. В тех стратегиях самореализации, построения собственного будущего, которые выбирают для себя сегодняшние россияне, и в особенности - имеющие доступ к высшему образованию или иным социальным ресурсам, армейская служба все чаще начинает восприниматься в качестве помехи (Климов И. Армейский опыт и жизнь на 'гражданке' // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 042(http://www.fom.ru/survey/dominant/511/1230/4129.html); Климов И. Есть такая профессия - Родину защищать? // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 021 (http://www.fom.ru/survey/dominant/819/1648/6339.html).
Вопрос: 'Одни считают, что сегодняшняя российская армия - 'хорошая'. Другие полагают, что сегодняшняя российская армия - 'плохая'. Если говорить о Вас лично, какая точка зрения вам ближе - первая или вторая?'
|
Все |
Образование |
ниже среднего |
среднее общее |
среднее спец. |
высшее |
Доли групп (%) |
100 |
21 |
33 |
33 |
13 |
Первая |
22 |
31 |
21 |
19 |
15 |
Вторая |
61 |
51 |
61 |
65 |
69 |
Затрудняюсь ответить |
17 |
18 |
18 |
16 |
16 |
|
Среди главных факторов и причин, делающих армию 'плохой', участники опроса чаще всего называли не соответствующие должным условия жизни солдат (24%): неуставные отношения, плохое обращение со стороны офицеров, воровство, преступления, пьянство, потеря здоровья, использование труда солдат в качестве дармовой рабочей силы и т. д.
- 'Дедовщина - даже в кремлевских войсках'; 'офицеры плюют на этих мальчиков'; 'безобразное отношение к рядовому составу'; 'нет взаимопонимания между офицерами и рядовыми'; 'преступления солдаты совершают'; 'там люди портятся, спаиваются'; 'дети уходят в армию - возвращаются или в гробах, или калеки'; 'используют солдат как рабочую силу дешевую'
(открытый вопрос).
- 'Откуда же она может быть боеспособной, если оттуда бегут? И голодные, и неодетые... Идти в армию - это сейчас просто гибель, гибель для наших детей! Потому что некоторые вообще не возвращаются оттуда'
(ДФГ, Москва).
- 'Сейчас мы едем в троллейбусе: полковники стоят, пятаки рядом со мной считают. Это нисколько не украшает армию, а, по-моему, ее наоборот... расслабляет. Офицер доведен до такого уровня, что звания большие - а выполняет работу, несвойственную полученному званию. Про деньги уж и не говорю'
(ДФГ, Самара).
Не менее распространен мотив, отражающий представления людей об армии как о полностью или по большей части разваленном социальном институте, в котором нет ни 'порядка', ни дисциплины, ни гордости и ответственности за свое дело со стороны офицерского состава (23%):
- 'Безответственность, беспредел во всех вопросах'; 'бардак в стране, бардак в армии'; 'беспредел полный! Такого раньше не было'; 'полный развал в армии'; 'ее уже как таковой не существует'; 'потому что ее нет'; 'коррупция, продают вооружение'; 'генералы все продают, вся армия распродается'
(открытый вопрос).
- 'У нас сейчас, как показала Чечня, десять папах руководят двумя солдатами. И десять решений приняли: одни - вперед, другие - назад, а в больницах теряем массу людей. Детей под огонь бросают - потом свои же по ним лупят! Пока у нас самолет немецкий еще раз не сядет на Красной площади, мы так и будем говорить! Все развалено снизу доверху. Гражданским человеком министр обороны быть не может. Нужен военный профессионал. Это издевательство'
(ДФГ, Самара).
Еще одна тема для беспокойства - слабое финансирование, устаревшая техника и отсутствие нового, современного вооружения и оборудования (14%). Однако, помимо этого, существенной проблемой, по мнению опрошенных, оказывается ситуация 'систематического непрофессионализма': люди сомневаются в компетентности и профессиональной подготовленности офицерского состава, солдаты, приходящие по призыву, не отвечают требованиям современной армии, что неоднократно проявлялось во время боевых действий в Чечне (11%).
- 'Плохое оснащение...'; 'нет ни вооружения, ни техники'; 'нет топлива, техника гниет, нет запчастей'; 'мало платят военнослужащим'; 'из нашего бюджета тратится мало денег на армию'; 'голод и нищета в армии, бедные офицеры'; 'на армию не обращают внимания, ее разграбили, и всех военнослужащих уволили'
(открытый вопрос).
- 'Горячие точки, куда бросают, как котят, молодых необученных ребят'; 'Чечня - сразу отсылают после трех месяцев солдат, которые ничего не умеют'; 'это доказывают наши ребята, воюя в Чечне'; 'потому что много молодежи гибнет - не только в горячих точках'; 'в СМИ, и в жизни видим несоответствие нормальной армии - в армию идут с наименьшим образованием'; 'низкий уровень подготовки'; 'специалисты там должны быть, а не пацаны'; 'личный состав - невысокого уровня подготовки'; 'плохое руководство армией'; 'забирают без соображения всех'; 'в армию попадают больные, уголовники - не те, которые должны служить'; 'у нас нет квалифицированной армии'
(открытый вопрос).
- 'К примеру, воздушно-десантные войска. У меня сейчас служит брат там. Как может идти речь о степени подготовки, когда он послужил год, и у него всего четыре прыжка?! Нет керосина. Самолеты не летают. Они и не прыгают'
(ДФГ, Москва).
- 'Дело в том, что сейчас и народу армия не нужна, и правительству она не нужна. Новой техникой ни одно подразделение - даже учебное - не обеспечивается. Всё старье идет - по 15 лет, по 18 лет техника... На этой технике обучают мальчишек, чтобы они пошли механиками-водителями в Чечню, - до первого выстрела. Сажают на лошадь и ведут под пули этих 18-летних ребят. А мы продаем американцам или каким-то индусам наш самолет. А наш офицер на лошади едет! Лучше бы знать, что наша страна бедная, у нас нет ничего такого. Какой толк обучать?! Эта техника больше на ремонте стоит: один раз механик-водитель проедет, а стрелок два раза выстрелит. Современную технику я только вижу по телевизору. Такой нет у нас в армии. Всё это продается за границу. А деньги куда деваются - это непонятно. Отдайте армии! Они же не отдают'
(ДФГ, Самара).
Высказываний, обосновывающих положительную оценку армии, очень мало. Наиболее распространенный мотив - армия учит жизни (6%). Рассуждений о профессионализме и дееспособности армии в сумме едва набирается 4%.
- 'Это какая-то ступенька в серьезную жизнь'; 'там все же ребятам дают какой-то навык, закаляются там физически'; 'армия как армия'; 'она учит молодых людей выносливости, мужеству'; 'армия - школа жизни, которую должен пройти каждый мужчина'
(открытый вопрос).
- 'На случай войны мы готовы'; 'готовность моментально отразить нападение...'; 'более боеспособна'; 'военные справляются со своими задачами'; 'наши солдаты хорошо воюют'; 'несмотря на трудности, солдат выполняет свой долг'; 'имеет боевой опыт'; 'есть хорошая техника'; 'сейчас такое сильное вооружение'; 'в нашей армии самые лучшие в мире научные разработки, оборудование, техника'
(открытый вопрос).
Итак, мы видим, что наши соотечественники чрезвычайно критически воспринимают армию и склонны негативно оценивать ситуацию в ней. Главные претензии - неблагоприятная обстановка и отсутствие порядка - вполне могут выглядеть как 'гуманитарные претензии изнеженного и эгоистического общества к боевому организму'. Кажется, это отчасти подтверждается тем, что служившие в армии несколько реже называют ее 'плохой': те, у кого имеется собственный опыт, чаще - хотя и не намного - придерживаются мнения, что в армии не все так плохо, как это видится 'с гражданки'.
- 'Сам служил, мой сын служил, и у него была хорошая часть - город Дмитров; кинологом служил'; 'я служил в армии, я знаю'; 'кто не служил, тот знает плохую, а кто служил, то нормальная армия'
(открытый вопрос).
Вместе с тем, есть еще одна проблема, актуальность которой оказывается оттесненной на второй план более 'животрепещущими' темами. Это - боеспособность армии. Знакомы с этим словосочетанием 81% опрошенных, причем среди служивших эта доля достигает 94%. Более половины респондентов (58%) считают, что 'боеспособность' сегодняшней российской армии низкая (придерживаются противоположной точки зрения - 20%, затруднились с ответом 21%). Однако интересно: те, кто сам прошел службу, имеют более сформированную позицию (доля затруднившихся мала), но эти их оценки - отнюдь не в пользу армии.
Вопрос: 'Как Вы полагаете, боеспособность российской армии сегодня в целом высокая или низкая?'
|
Все |
В армии... |
не служил(-а) |
служил(-а) |
Доли групп (%) |
100 |
64 |
34 |
Высокая |
20 |
19 |
22 |
Низкая |
58 |
55 |
66 |
Затрудняюсь ответить |
21 |
26 |
12 |
|
Служившие значительно чаще неслуживших говорили о том, что армия получает слишком мало новой техники и оборудования (59% против 44%), что в российских Вооруженных силах слишком мало солдат, способных обращаться с современной техникой (58% против 48%), и, хотя есть квалифицированные и подготовленные офицеры, их численность явно недостаточна:
Вопрос: 'Как Вы полагаете, в российской армии сегодня есть офицеры, умеющие работать на современном оборудовании и технике, или таких офицеров нет? Если есть, то таких офицеров много или мало?'
|
Все |
В армии... |
не служил(-а) |
служил(-а) |
Доли групп (%) |
100 |
64 |
34 |
Много |
27 |
23 |
33 |
Мало |
48 |
46 |
51 |
Таких офицеров нет |
3 |
4 |
2 |
|
Если же говорить обо всей совокупности опрошенных, вырисовывается следующая закономерность: среди тех, кто считает боеспособность сегодняшней российской армии низкой (а таковых, напомним, 58%), примерно две трети уверены, что новой техники поставляется мало, что нет ни квалифицированных офицеров, ни подготовленных солдат для работы и обслуживания современного оборудования и вооружения. А три четверти из них вообще считают армию 'плохой'.
Разговор с участниками опроса о том, из чего складывается, что обеспечивает боеспособность армии (этот вопрос задавался респондентам до подробного обсуждения темы - чтобы избежать эффекта 'наведения'), показывает, что ключевыми элементами эффективной и действенной армии являются:
- обеспеченность техникой и современным вооружением (36%)
- 'Вся техника и боевая аппаратура'; '...чтобы была техника на грани фантастики'; 'боевое оснащение армии'; 'боевая техника на высшем уровне'
(открытый вопрос).
- профессионализм, боевая подготовка личного состава (26%), в том числе и в первую очередь - офицеров (10%)
- 'Образование офицеров и солдат'; 'если хорошо солдаты подготовлены, если все умеют, специалисты хорошие'; 'умелое руководство...'; 'руководящий состав должен быть на уровне'; 'командующий состав должен быть сильным'
(открытый вопрос).
- 'Если сложную технику дать, если непрофессионалу, он просто не сможет ей управлять. Да, ракетные комплексы - там неспециалиста не посадят. Если не специалист, нажал на кнопку - и полетело куда-то не туда. А вот в танк, БТР? И соответственное финансирование опять должно, чтобы обучение было'
(ДФГ, Москва).
- дисциплина, слаженность, порядок, высокий боевой дух и хороший социальный и психологический климат в войсках (23%)
- 'Дисциплина, соблюдение всех тех правил, которые существуют в армии'; 'дисциплина снизу и доверху'; 'основное - дисциплина будет, и все остальное будет'; 'правильный решительный настрой солдат, боевой дух'; '...мы служили - у нас был стимул, знали, что Родину защищаем, а теперь дети головы кладут за чьи-то доллары'; 'культура общения среди солдат и офицеров, взаимоуважение'
(открытый вопрос).
- 'Если нет дисциплины, о боеспособности тут уже и речи не может быть, если считать, что боеспособная - не только обеспеченная оружием. То есть, это должна быть четкая дисциплина, четкое выполнение приказов - вот это боеспособность. А то, что она хорошо вооружена, это еще не боеспособность. Еще надо голову иметь'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Если офицер будет лучше к солдатам относиться, значит, будет такой более слаженный коллектив, будет и моральный климат тогда, будет желание служить в армии. Когда в офицеры идут по призванию, тогда - всё уже: и подготовка профессиональная будет даже лучше, и моральный климат будет хороший'
(ДФГ, Новосибирск).
- своевременное финансирование - целевое, не допускающее растрат и в объеме, необходимом для поддержания высокой оснащенности армии и решения материальных и бытовых проблем военнослужащих (20%)
- 'Денег нужно выделять достаточно, чтобы у России тоже была хорошая армия'; 'высокая оплата труда военнослужащих...'; 'солдаты должны быть одеты, обуты, сыты'; 'сытые солдаты и обеспеченные офицеры'; 'хорошие условия в армии и содержание - а то в Чечне вон продают оружие'
(открытый вопрос).
- 'Мне кажется, что основным показателем должно быть то, что если человеку надо идти и искать работу, и если нет работы - чтобы можно было пойти в армию и получать там зарплату. Тогда не надо думать, потому что всегда есть такой запасной вариант, что пошел в армию. Там ты и Родину защищаешь, и зарплату получаешь'
(ДФГ, Новосибирск).
Представления о 'хорошей' и боеспособной армии существуют в сознании людей не только в качестве обратной проекции современных проблем, не только как императивы 'как-должно-быть', но также и на уровне визуальных образов, 'картинок', почерпнутых из СМИ. Материалы дискуссионных фокус-групп свидетельствуют: в качестве примеров респонденты называют армии Германии, Израиля и, безусловно, США. Мобильность, высокая мобилизационная готовность, выучка, оснащенность, материальная и бытовая обеспеченность - это основные параметры сравнения. Вместе с тем, для людей оказывается важным поиск и фиксация того, чем же все-таки наша армия отличается в лучшую сторону, что составляет ее уникальность. Эти оправдания на фоне ярких примеров неблагополучия российских вооруженных сил выглядят неустойчивыми, слабо проработанными и аргументированными. Но вместе с тем они выражают давно назревшую потребность в гордости за вооруженные силы, в осознании 'правильности' их концепции, разумности построения и уверенности в их эффективности.
- 'С другой стороны, в тяжелых условиях жизни тоже есть что-то свое. Вот, предположим, та же кормежка. Ну, конечно, недоедания все эти... Но если американский солдат, он в очень хорошем положении находится, то наш солдат находится в таком положении, что, получается, он... я не знаю... сам за себя может выстоять. Живучесть! Мне кажется, в отношении живучести - плюс. Это школа выживания'
(ДФГ, Москва).
- 'Взять тот же Ирак. В три раза больше было их, но просто за счет того, что у американцев больше было денег и лучше вооружение. Кого надо - купили, кого не надо - разбомбили, хотя американских солдат в три раза меньше было. Но нельзя, чтобы вся армия была как бы за деньги. Когда дело доходит до масштабной войны на своей территории, там, я думаю, наемники смысла большого играть не будут. Свой дом все равно защищать будешь. Хоть тебе заплатят, хоть нет - всё равно встанешь и пойдешь'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Хорошая или плохая армия - смотря политика государства какая будет. Если направлена на то только, чтобы вооружать свою армию, чтобы проявлять агрессию по отношению других - конечно, она будет плохой считаться. Ну, возьмите американцев. Хорошая армия, боеспособная. Но что она сделала с Югославией? Разбомбили и ушли. А если говорить по отношению к странам, другим людям, то плохая. Морально плохая'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'У нас сохранился большой процент патриотизма. Из-за этого нас не понимают и немножко боятся. Что у нас еще «надо» есть. Я не знаю, какая бы еще армия в Чечне вынесла бы. По-моему, разбежались бы. А наши за счет этого «надо». Приказ есть приказ! Спасать товарища, голову подставляют... Шведы говорят: «Да мы за эту зарплату к самолету бы не подошли»... Эти американские приезжают солдаты: «Да мы бы в таких условиях вообще»... Ни одна армия так... Разбежалась бы давным-давно уже. А у нас еще на чем-то там держится. Сидят, Таджикистана границу охраняют. Наша нынешняя армия боеспособна, хотя морально скисла из-за несправедливости и больших проблем. У нас пока еще есть подводные лодки и грозное ядерное оружие, и всё-таки космос. И все-таки умные головы, изобретательность, как там ни говорите'
(ДФГ, Самара).
|