Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/polit/ros_pol/gaidar/dd002330




О российских реформах

27.09.2000 [отчет] [ Опрос населения ]






1.О российских реформах
2.Графики
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

 
1.О российских реформах


По сравнению со второй декадой августа, несмотря на насыщенное катастрофическими событиями время и годовщину взрывов в Буйнакске и Москве, отношение россиян к обещанным Правительством реформам практически не изменилось. Потенциал поддержки реформ остается высоким:

Август Сентябрь
  • Правительству следует активно проводить реформы
44% 48%
  • Правительству удастся добиться результатов
37% 39%
  • В результате реформ уровень жизни повысится
29% 27%
Неудивительно, что баланс позитивных и негативных установок на реформы среди россиян за этот период стал заметно более положительным: если в августе превышение респондентов с позитивной установкой на реформы над респондентами с негативной установкой составляло 12 п.п., то в сентябре – уже 17 п.п..

Рядовым гражданам вторят представители региональных элит: четверо из пяти экспертов считают, что Правительству следует активно проводить реформы, две трети экспертов уверены, что в этом случае Правительству удастся добиться позитивных результатов, а половина (против пятой части) ожидает, что в результате реформ жизненный уровень населения повысится. Иными словами, позиции и экспертов и населения по отношению к реформам за истекший месяц в целом остались неизменными и доброжелательными.

Такую, на первый взгляд очевидную, стабилизацию настроений представители региональных элит чаще всего объясняют 'отпускным' периодом. Процитируем одного из наших вологодских экспертов:
  • 'Август и, по-видимому, сентябрь... называют 'мертвыми' месяцами вплане активной политической жизни, и даже экономической, т.е. <...> вэтот период <...> не принимаются какие-то решения судьбоносные, касающиеся экономического развития... Как правило, люди, да и депутаты, находятся в отпусках... Я не могу припомнить хоть какое-то решение, которое могло бы сейчас или в отдаленном будущем повлиять на развитие социально-экономической ситуации в регионе... Ситуация социально-экономическая является устойчивой, преобладают положительные тенденции в экономике, социальной сфере...'
Подобную позицию разделяет не менее трети участников наших экспертных свободных телефонных интервью. Однако большинство среди этой трети все же не занимает подобной однозначно оптимистической позиции:
  • '...ну, в среднем я бы не сказал, что есть какие-то изменения в благосостоянии людей в нашем регионе... Часть вопросов решены. Скажем, у нас тоже были в недавнее время задержки выплат пенсий... Пенсии сейчас выплачивают своевременно, но ...следует отметить их низкую покупательную способность. Они обесценены инфляцией. И здесь власть совершила некую ошибку: было объявлено, что будет повышена пенсия, названа цифра – 125рублей. Все пенсионеры на себя ее примерили, эту надбавку. А когда до дела, то кому-то там 125рублей, а кто-то 4рубля получил, а кто-то – вообще ничего. Все это, конечно, вызвало раздражение...'
Некоторые из экспертов высказывают претензии к работе Правительства:
  • 'Настроения людей связаны все-таки с ожиданием перемен. Пока этот кредит доверия, который был на выборах дан Президенту, не исчерпан... Но Правительство как бы между Сциллой и Харибдой... Оно тяготеет к старому – плановой экономике и прочее. И в то же время заявляет курс на продолжение реформ, достаточно радикальный... Сама организационная структура Правительства не реформирована с точки зрения декларированных приоритетов целей и задач... Происходит небольшое, пока неявное смещение государственных акцентов и, в частности, усиления контроля государства, влияния. Во многом это вещи нормальные, но дело в том, что как говорится, заставь дурака Богу молиться... Зачастую это принимает какие-то вывернутые, уродливые формы, когда чиновник начинает размахивать топором, бить туда, куда не совсем нужно. И вместо пользы получается строго обратный результат тому, что мы хотим получить...'
Иными словами, в безусловном 'да' провозглашенным Правительством реформам, которое говорит рассматриваемая треть участников свободных интервью, четко прослеживаются скептические мотивы, которые несколько экспертов, не сговариваясь, обозначали крылатой фразой В.Черномырдина: 'Хотели, как лучше...'

Скепсис остальных двух третей участников свободных интервью оказался столь велик, что практически сводит на чисто декларативный уровень их поддержку заявленным Правительством реформам. Такие эксперты при аргументировании своей позиции ссылаются на реалии сегодняшней ситуации в их регионах, которые интерпретируются ими как проявление продолжающегося кризиса. Борьба же Правительства с этими негативными явлениями, по мнению экспертов, чаще всего носит декларативный характер:
  • '...Сейчас идет очередная кампания повышения платы за жилье и коммунальные услуги... Это не очень приятное событие для граждан, поскольку оно не является одиночным. Растет и плата за жилье, и за коммунальные услуги, и плата за содержание детей в детских садиках, плата за электроэнергию...' (эксперт, Кемерово).


  • '...Повышение тарифов на тепло и горячую воду – это самое опасное, что произошло. Причем отсутствие в бюджете дотаций на это повышение, субсидий – это все индикаторы кризисного какого-то положения. Пока кризис продолжается ...Правда, мы уже привыкли к кризису, и ничего особенно резко в настроениях не меняется...' (эксперт, Барнаул).
Эксперт из Ростова, используя в качестве примера ситуацию с закрытием вещевого рынка, констатирует:
  • 'Каких-либо серьезных реформаторских действий за последние месяцы не происходило, а вот анти-, напротив, были – это взаимоотношение власти и мелкого бизнеса, в частности 'челноков'... Закрытие рынка происходило без создания дополнительной схемы рабочих мест, а там, где места предлагались, выставлялись жесточайшие условия – до 3000 долларов за новое место. Это породило серьезную социальную проблему, поскольку речь шла о2000 рабочих мест. А самое главное, здесь был создан прецедент ликвидации самоорганизовавшихся предпринимательских структур...'
Множество подобных примеров, когда власти разрушают налаженный и работающий мелкий бизнес, встречаются очень часто. Несомненно, все они имеют значительный резонанс, высвечивая дистанцию между декларациями либерального реформирования на государственном уровне и реальной политикой на местах.

Эти же мотивы настойчиво звучат и ДФГ. Вот несколько фрагментов:
  • 'О каких реформах идет речь?...Набить свой карман? ...Цены растут, говорили, что бюджетникам подымут зарплату в два раза – подняли. Получил вполтора раза меньше: зарплату подняли, но премию срезали... Мы живем надеждой, а пока все остается без изменений...' (ДФГ, Москва).


  • 'Р 1 – ...У нас, в отличие от развитых государств, реформы оторваны напрочь от жизни, не связаны они с благосостоянием людей...
    Р 2 – ...Реформами тут и не пахнет... А конец непредсказуем...Это верхние реформы, они нас не коснуться, как в колоде поменяют карты местами... Пенсионная реформа – а результат будет такой: когда я на пенсию пойду, она не будет обеспечена никак... Результат: хотели, как лучше, а получилось, как всегда...'
    (ДФГ, Воронеж).
Приведенные фрагменты экспертных интервью и фокус-групп резко контрастируют с позитивным отношением россиян к реформам, демонстрируемым результатами массового опроса. Дело, судя по всему, в том, что среди участников и ДФГ, и экспертных интервью столь же редко, как и среди участников массового опроса (28% и вавгусте, и всентябре) встречаются мнения, что Правительству не следует активно проводить реформы. Истоки упомянутого контраста – внесоответствии, противоречии реальной повседневности респондентов и реформаторских деклараций Правительства. Что подтверждается и значениями индикатора установки на реформы, рассчитанного по результатам массового опроса: чем благополучнее, успешнее встроена в сегодняшние реалии жизни социальная группа, тем заметнее в ее составе превышение респондентов с позитивной установкой над респондентами с негативной установкой на реформы.

Категории респондентов Значения баланса установки на реформы (вп.п.)
  • Россияне в целом
+17
  • Оптимисты (люди, заявляющие о своей уверенности, что в ближайшие один-два года они будут жить лучше, богаче, чем сегодня)
+31
  • Респонденты с доходом выше среднего
+22
  • Мужчины
+20
  • Женщины
+9
  • Респонденты моложе 50 лет
+21
  • Респонденты старше 50 лет
+9
  • Жители мегаполисов
+16
  • Жители малых городов
+10
В заключение приведем значения этого показателя по семи федеральным округам:

  • Северо-Западный
+23 п.п.
  • Приволжский
+22 п.п.
  • Центральный
+20 п.п.
  • Сибирский
+13 п.п.
  • Южный (Северо-Кавказский)
+12 п.п.
  • Уральский
0 п.п.
  • Дальневосточный
– 31 п.п.
Судя по значениям баланса позитивных и негативных установок на реформы, наиболее благоприятный климат поддержки реформ сложился в Северо-Западном, Приволжском и Центральном округах, а в Уральском и особенно вДальневосточном – настроения жителей иные.


 
2.Графики

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ИТОГИ РЕФОРМ, ПРОВОДИВШИХСЯ В РОССИИ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ РОССИЙСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ СЛЕДУЕТ АКТИВНО ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВУ НЕ СЛЕДУЕТ АКТИВНО ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ. КАКАЯ ИЗ ЭТИХ ДВУХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕСЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАЧНЕТ ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ, ТО УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ ЕМУ ДОБИТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТОВ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМ ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ ПОВЫСИТСЯ, ПОНИЗИТСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ?

Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 сентября 2000 г. 1500 респондентов.


 
3.Электронная фокус-группа


Эпизод Содержание эпизода Интерес, оценка / сила колебаний Согласие, оценка / сила колебаний Доверие, оценка / сила колебаний Средняя оценка

286(4)

М.Прусак о бюджетном законе 0/срд 2/слн

1/срд

0,9

285(3)

К.Титов о бюджетном законе 0/срд 1/слн 1/срд

0,5

284(2)

Е.Ревенко об отклонении бюджетным комитетом СФ президентского проекта 0/срд 2/срд 0/срд

0,4

283(1)

Т.Миткова о президентском проекте поправок к бюджету 0/слб 1/срд 0/слб

0,3

289(7)

М.Леонтьев об экономических преобразованиях правительства 0/срд 0/слн 1/срд

0,2

287(5)

Г.Греф о будущих реформах правительства 0/срд 0/слн 0/срд

-0,1

288(6)

Г.Зюганов с оценкой действий правительства 0/слн -1/слн 0/слн

-0,4





Эпизод 283
(1-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Сегодня', 12.09.00, 22:00. Т.Миткова (ведущая): Сегодня Президент России Владимир Путин направил председателю Государственной Думы Геннадию Селезневу проект поправки кБюджетному кодексу. Как сообщает 'Интерфакс', Президент предлагает лишить субъекты Федерации права заключать международные договоры в сфере экономики.

Эпизод 284
(2-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести', 13.09.00, 23:00. Е.Ревенко (ведущий): Сегодня Бюджетный комитет Совета Федерации высказался против проекта, который предлагает Правительство, и рекомендовал Государственной Думе все-таки отклонить проект уже впервом чтении.

Эпизод 285
(3-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести', 13.09.00, 23:00. К.Титов (губернатор Самарской области): Мне не нравится, что в Законе обюджете нарушается Конституция Российской Федерации, нарушается федеральный закон. Конституция подразумевает равенство форм собственности – частной и государственной. В бюджете отдается прерогатива государственной форме собственности, а частная – нарушается.

Эпизод 286
(4-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести', 13.09.00, 23:00. М.Прусак (губернатор Новгородской области): Живые источники забрали себе НДС, часть подоходного налога с физических лиц; анам оставили налог на прибыль. А налога на прибыль не будет, потому что экономика в таком состоянии, что налог на прибыль – это философия. Может быть, на бумаге, но не заплатят. А тот, кто может заплатить, тот не заплатит вообще, потому что иначе ему не развиваться – ситуация такая.

Эпизод 287
(5-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Итоги', 03.09.00, 19:00. Г.Греф (министр торговли и экономического развития): Главная проблема – принятие бюджета, осенний период. Дальше – реформа естественных монополий, точнее, планы их реформы. То же самое – осенний период. Думаю, серьезное событие – поправки в Налоговый кодекс. Разработка, внесение Земельного кодекса. Такие самые крупные, наверное, акты, которые будут осенью реализованы.

Эпизод 288
(6-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Итоги', 03.09.00, 19:00. Г.Зюганов (лидер КПРФ): Греф – это Гайдар в квадрате. Это уничтожение последних естественных монополий и продажа земли. Взрываются люди, тонут лодки, горят даже телебашни. Даже телебашня не выдержала лжи, насилия и курса, который был последнее время. Поэтому сейчас выбор есть: или будем вгосударстве национальную политику проводить, или дальше будет все расползаться, как прогнившая дерюжка.

Эпизод 289
(7-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Однако', 06.09.00, 21:00. М.Леонтьев (автор, ведущий программы): Что касается экономических преобразований, тут, на самом деле, горе горькое на фоне самой благоприятной экономической конъюнктуры. Иначе была б беда совсем. Все разговоры о налоговой реформе вылились в какой-то жалобный, обгрызенный паллиатив, который дискредитирует саму идею реформы, по сути – абсолютно здравую. Вот разговор о правилах игры и гарантиях собственности остается пустым разговором, если можно, не рискуя получить по зубам, долго дискутировать о том, имеет ли вообще право собственник участвовать в управлении своим имуществом. На самом деле есть облегчающие вину обстоятельства, и не столько даже наркоз от цен на топливо, сколько проблемы институциональных реформ, по сути – проблема восстановления институтов государства, без которых вообще никакие реформы невозможны. В частности, все то же установление вертикали государственной власти. Кстати говоря, горизонталь власти – это уже не власть, это, на самом деле, торг.

* * *

Среди эпизодов, посвященных реформам правительства, лидером рейтинга оказался фрагмент интервью М.Прусака (№286), которого респонденты в ходе дискуссии назвали 'хозяином, болеющим за свое дело'. Аутсайдерами рейтинга стали фрагменты с участием Г.Грефа (№287) и Г.Зюганова (№288). Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 21 сентября 2000 г.


 
4.Опрос экспертов

ВОПРОС: КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ИТОГИ РЕФОРМ, ПРОВОДИВШИХСЯ В РОССИИ ВПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ – ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ РОССИЙСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ СЛЕДУЕТ АКТИВНО ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВУ НЕСЛЕДУЕТ АКТИВНО ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ. КАКАЯ ИЗ ЭТИХ ДВУХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕСЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАЧНЕТ ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ, ТО ЕМУ УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ ДОБИТЬСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМ ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ ПОВЫСИТСЯ, ПОНИЗИТСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 19-21 сентября 2000 г. 130 экспертов.


 
5.Приложение.Таблицы

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ИТОГИ РЕФОРМ, ПРОВОДИВШИХСЯ В РОССИИ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10041162926434753352936193336122833321416382626101424101521004753333235
положительно 17247261612191520171414191718171617141714231917231618110181719241415
в равной степени положительно и отрицательно 1717102314151618191815141618231816181319171815172416131813161715211314
отрицательно 4942733551575048435352514851454950534952524353484042526078535849456055
затрудняюсь ответить17171016191615191912192217151416181224131716131812271811813817111316


ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ РОССИЙСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ СЛЕДУЕТ АКТИВНО ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВУ НЕ СЛЕДУЕТ АКТИВНО ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ. КАКАЯ ИЗ ЭТИХ ДВУХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10041162926434753352936193336122833321416382626101424101521004753333235
первая 4851445848425244525042384749614546534948454951494551414631576252645056
вторая 2827282626312630292828272731243025292334312525303422383148201623192417
затрудняюсь ответить2423271627272126192231352520152529182818242524222228212321232225172628


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕСЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАЧНЕТ ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ, ТО УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ ЕМУ ДОБИТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТОВ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10041162926434753352936193336122833321416382626101424101521004753333235
удастся 3947335236334039434432304042453937433245374542324939313822383936443038
не удастся3424412932383533333534333434343530364331362834333232383459333432283933
затрудняюсь ответить2729261832292429242134372624212632222524282725351929312819292632283029


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМ ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ ПОВЫСИТСЯ, ПОНИЗИТСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10041162926434753352936193336122833321416382626101424101521004753333235
повысится 273615412520292530292219292731242530282623323127312425243292929332232
не изменится 252331252725242727262323272430272226272924252722283219205272925303020
понизится 2720361725342825242630282529222929253020322319222226423466171816132116
затрудняюсь ответить2122191724221924191925291921172024201624222123301919142327272431242632


Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 сентября 2000 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.