Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/polit/ros_pol/primakov_e_m_/o945711




О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е.ПРИМАКОВА

13.01.1999 [отчет] [ Климов И.А. ]






ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 декабря 1998 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов – руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.

Эксперты в свободной форме отвечали на вопросы:
  • Как Вы оцениваете деятельность Е.Примакова в качестве главы Правительства?

  • Объясните, чем Вы руководствовались в своей оценке действий Е.Примакова на посту премьер-министра.

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА

В качестве исходного элемента наблюдения было взято высказывание – ответ одного эксперта на один вопрос исследования. За единицу анализа принято суждение – часть высказывания, логически завершенная и самостоятельная по мысли.

Результаты приведены в процентах от общего числа суждений по каждому вопросу. Для одиночных суждений проценты не приводятся.

РЕЗУЛЬТАТЫ

I. Для анализа ответов на первый вопрос были отобраны 82 содержательных суждения. Оценки экспертами деятельности Е.Примакова в качестве главы Правительства разделились следующим образом:
  • В целом положительно – 68%.

  • Скорее положительно, чем отрицательно – 20%.

  • Нейтрально – 4%.

  • Скорее отрицательно, чем положительно – 2%.

  • В целом отрицательно – 5%.
II. В ходе анализа ответов на второй вопрос отобраны 179 суждений,выделенных в две группы:

1 – оценки позитивных сторон деятельности (144 суждения);

2 – оценки негативных сторон деятельности (35 суждений).
  1. В суждениях, выделенных в первую группу, звучали следующие темы:

    • Благодаря деятельности Е.Примакова стала возможной политическая стабильность во власти и в обществе (14%).

    • Е.Примаков обладает большим политическим весом и авторитетом. Он способен отстаивать свое мнение, принимать самостоятельные решения и добиваться их исполнения; он сумел наладить взаимодействие между ветвями власти (12%).

    • Правительство сдерживает развитие кризиса и предпринимает попытки по его преодолению. Разработана экономическая программа, сверстан бюджет, принято решение об изменении налоговой системы (11%).

    • Е.Примакова отличает взвешенность и выверенность решений, он предсказуем, спокоен, разъясняет свои шаги и четко формулирует идеи (10%).

    • Е.Примаков - профессиональный политик и управленец. Он хорошо ориентируется в ситуации, знает суть проблем и умеет организовать их решение ради укрепления государства (10%).

    • Правительство доказало свою работоспособность, оно контролирует ситуацию, внимательно отслеживает события в стране (8%).

    • Кредит доверия Е.Примакову еще не исчерпан (5%).

    • Деятельность Правительства ориентирована на развитие отечественной промышленности (4%).

    • Е.Примаков отстаивает интересы государства на переговорах с МВФ и западными банками (4%).

    • Одиночные суждения: Е.Примаков занял четкую позицию по поводу своего участия в президентских выборах; Правительство старается выплатить долги по зарплатам и пенсиям; Правительство пытается бороться с коррупцией.


  2. Вторую группу образовали четыре типа суждений:

    • У Правительства нет концепции экономического развития. Е.Примаков - политик, он не разбирается в экономике (7%).

    • Е.Примаков излишне медлителен, нерешителен (4%).

    • Е.Примаков несамостоятелен в своих решениях, Правительство находится под влиянием КПРФ (3%).

    • Е.Примакову не удастся проводить реформы с этой командой (3%).

    • Одиночные суждения: неудачи на переговорах с МВФ; на уровне регионов не видно результатов деятельности нового Правительства.

РЕЗЮМЕ

  1. Деятельность Е.Примакова на посту главы Правительства подавляющим числом экспертов оценивается положительно и скорее положительно (88%). Отрицательные оценки выставили всего 7% журналистов.

  2. Главная заслуга Е.Примакова, по мнению экспертов, заключается в том, что благодаря его деятельности стала возможной политическая стабильность во власти и в обществе. Этому способствовал ряд фкторов: Е.Примаков пользуется наибольшим доверием среди других действующих политиков; он способен отстаивать свое мнение, принимать самостоятельные решения и добиваться их исполнения; он обладает авторитетом во властных и политических кругах и т.д.

    Политический опыт, профессионализм и авторитет Е.Примакова благотворно сказываются на деятельности Правительства. Он хорошо ориентируется в ситуации, внимательно отслеживает события в стране; понимает суть возникших перед страной проблем и умеет организовать работу людей разных политических взглядов ради укрепления государства. Налажено взаимодействие между ветвями власти, подготовлен бюджет на 1999 г., принято решение об изменении налоговой системы, ведутся трудные, но успешные переговоры с МВФ и западными банками.

  3. Мотивы отрицательных оценок менее разнообразны и сводятся в основном к трем темам: Е.Примаков не разбирается в экономике; Правительство излишне медлительно, не предпринимает экстренных мер по преодолению кризиса; Е.Примаков оказался под влиянием КПРФ, с такой командой ему будет трудно проводить реформы.

    Следует отметить: примерно 6% экспертов говорили, что указанные ими "недостатки" становятся достоинствами в нынешней сложной социальной и политической ситуации, поскольку помогают снять излишнюю политизированность во власти и в обществе.