Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/polit/ros_pol/shoigu_s_k_/o906903




ОБ ЭЛЕКТОРАТЕ С. ШОЙГУ

13.10.1999 [отчет] [ Кертман Г.Л. ]






ДЕБЮТ С. ШОЙГУ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ


Имя Сергея Шойгу впервые появилось в списке претендентов на президентский пост в анкете опроса 2-3 октября 1999 г. За лидера нового блока "Единство" сразу оказались готовы проголосовать 4% респондентов, а вместе с теми, кто был готов проголосовать за С. Шойгу, если их кандидата не окажется в списке, - 7% опрошенных. При этом заявляют, что ни при каких условиях не проголосуют за министра МЧС, вступившего в большую политику, менее 8% россиян.

Такой результат является достаточно высоким. Так, В. Путин сразу после назначения премьер-министром, когда его фамилия впервые была внесена в опросный лист (14-15 августа), получил только 1% голосов респондентов, желающих поддержать его кандидатуру на президентских выборах, при 10% не собирающихся голосовать за него ни при каких условиях. Имя С. Степашина впервые было внесено в анкету опроса 22-23 мая. Тогда за сегодняшнего "яблочника" оказались готовы проголосовать 4% респондентов при 12% ни в коем случае не собирающихся это делать. Фамилия Е. Примакова впервые появилась в анкете ФОМ через месяц после назначения его премьером. По данным опроса 10-11 октября 1998 г., нынешний лидер "ОВР" получил 8% голосов (такая же доля респондентов отказалась проголосовать за него при любых обстоятельствах).

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТОРАТА С.ШОЙГУ


Рассмотрим подробнее социально-демографический состав электората С. Шойгу - то есть тех, кто выразил желание проголосовать за министра МЧС как кандидата в президенты, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье:

(в % от общего числа опрошенных и от электоральной группы)


 ВсеЭлекторат С. Шойгу
Возраст
18-35 лет3332
36-50 лет3238 
старше 50 лет3630 
Доходы на одного члена семьи в месяц
0-249 руб.1813 
250-399 руб.2020
более 400 руб.5767 
Образование
ниже среднего2011 
среднее3632 
среднее специальное3140 
высшее1317 
Тип населенного пункта
Москва и Санкт-Петербург913
мегаполисы 912
большие города2025 
малые города3428 
села2723


Из приведенных выше данных видно, что электорат С. Шойгу - это по преимуществу люди среднего возраста. Они обычно более обеспечены и образованы, чем средний россиянин. Среди них сверхпредставлены жители больших городов - областных центров с населением менее 1 млн человек.

Говоря об политических предпочтениях сторонников С. Шойгу, необходимо отметить, что среди этого электората несколько больше, чем по населению в целом, респондентов, голосовавших в первом туре президентских выборов 1996 г. за Б. Ельцина и А. Лебедя, и несколько меньше - поддержавших Г. Зюганова и В. Жириновского.

Ответы сторонников С. Шойгу на вопрос: "Скажите, пожалуйста, в какой мере лично Вы доверяете сегодня следующим политикам?", - обнаружили заметные различия в пристрастиях электората лидера "Единства" и других россиян:

(в % от общего числа опрошенных и от электоральной группы)


 Все населениеЭлекторат С. Шойгу
Е. Примаков5139 
В. Путин3855 
С. Степашин2839 
Г. Зюганов2513 
Ю. Лужков2223
С. Шойгу2184 
Г. Явлинский2120
Г. Селезнев1710 
А. Лебедь1216
Е. Строев129
В. Жириновский83 
Б. Ельцин34


Электорат С. Шойгу близок к электоратам наиболее радикальных на сегодняшний день политиков правоцентристской ориентации: В. Путина, С. Степашина, отчасти А. Лебедя, Ю. Лужкова и Б. Ельцина.

Заметно менее популярны у электората лидера блока "Единство" не только Г. Зюганов и Г. Селезнев, но и также Е. Примаков и Е. Строев.

С. Шойгу возглавил избирательный блок, который сразу же занял четвертое место в электоральном рейтинге. Очевидно, что лидер "Единства" в ближайшее время не прекратит только что начатую избирательную кампанию. А это значит, что он будет часто появляться на экранах телевизоров, ездить по регионам для встреч с избирателями, давать интервью газетам и журналам - то есть делать то, что может и должно способствовать повышению его рейтинга. Однако популярность политика увеличивается, лишь когда ей есть куда расти, иными словами, когда среди населения имеется группа, готовая поддержать данного кандидата, особенно если его потенциальная популярность превышает пока имеющуюся, а также при минимальном количестве его противников.

У С. Шойгу с подобными показателями дело обстоит достаточно неплохо. За него собираются голосовать 4% респондентов; проголосовали бы, если бы в предложенном им списке не было кандидата, за которого собираются голосовать в первую очередь, еще 3% опрошенных. Доверяет лидеру "Единства" пятая часть (21%) россиян - столько же, сколько Г. Явлинскому. Министр МЧС близок по политическим взглядам 9% респондентов, а по личным качествам - 10%. Почти половина (45%) россиян заявляют, что С. Шойгу им лично нравится, и лишь 6% - что не нравится.

Таким образом, в ближайшее время президентский рейтинг С. Шойгу, очевидно, будет расти.
Данные общероссийских опросов населения, проведенные Фондом "Общественное мнение", по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Интервью по месту жительства. Объем выборки в каждом опросе - 1500 респондентов. 10-11 октября 1998 года, 22-23 мая, 14-15 августа, 25-26 сентября и 2-3 октября 1999 года.