Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/pow_dum/delegate/o906802




ДЕПУТАТ - ЗАКОНОДАТЕЛЬ ИЛИ ХОДАТАЙ?

06.10.1999 [отчет] [ Кертман Г.Л. ]






Российские граждане в большинстве своем не склонны считать законотворчество главной функцией депутатского корпуса Государственной Думы.

Вопрос: Депутаты Госдумы ведут довольно обширную и многоплановую деятельность. Что из перечисленного, на Ваш взгляд, должно быть главным, основным в деятельности депутата, чем он обязан заниматься в первую очередь? (Не более трех ответов)

 февраль 1999 г.сентябрь 1999 г.Образование
неполное среднеесреднее среднее спецвысшее
решение конкретных проблем избирателей384846485145
изучение проблем избирателей и возможных способов их решения444238364851
контроль за деятельностью органов исполнительной власти /администраций, префектур, исполкомов и т.п./ исполнением законов РФ и нормативных актов343323324040
выступления перед избирателями с отчетом о своей деятельности282924283527
встречи с избирателями, ознакомление их с решениями Думы171919182021
разработка проектов нормативных актов, работа в комиссиях, рабочих группах и т.д.171612151526
обсуждение и принятие решений на заседании Думы121310131416
выступления в различных средствах массовой информации по вопросам, обсуждаемым в Думе564585
работа в парламентской фракции, политическом блоке, партии322222
выступления на заседаниях Госдумы312201
организация массовых акций, митингов, пикетов и участие в них211111
затр. ответить1210161176


Разработку законопроектов и "принятие решений на заседаниях Думы" относят к числу важнейших задач депутата лишь 16% и 13% респондентов соответственно. В то же время "контроль за деятельностью исполнительной власти (администраций, префектур, исполкомов и т.п.) - исполнением законов РФ и нормативных актов" предписывается депутатам вдвое чаще, чем работа над созданием таких актов.

При большом желании можно было бы интерпретировать первое как свидетельство глубокой удовлетворенности российских граждан существующей нормативно-законодательной базой, а второе - как доказательство их приверженности принципу разделения властей. Но поскольку такая версия решительно опровергается всей совокупностью данных, характеризующих политические настроения наших соотечественников, то следует признать, что в действительности приведенные результаты опроса отражают лишь довольно индифферентное отношение респондентов к законодательству и недоверие к чиновничеству всех уровней.

Важнейшие задачи депутатов, по мнению опрошенных, состоят в "решении конкретных проблем избирателей", а также в "изучении проблем избирателей и возможных способов их решения". Строго говоря, обе эти формулировки могут трактоваться двояко: проблемы избирателей можно решать, с одной стороны, путем учета их интересов в нормотворческой деятельности парламента, а с другой - путем использования полномочий депутата для удовлетворения тех или иных потребностей жителей определенного избирательного округа либо запросов отдельных групп граждан, т.е. лоббистскими методами. Но все же вторая формулировка скорее допускает возможность "универсалистской" трактовки, а первая определенно располагает к "локалистской". "Изучение проблем избирателей и возможных способов их решения", пожалуй, в большей мере ассоциируется с поисками адекватных подходов к решению общенациональных задач, а "решение конкретных проблем избирателей" - с изысканием ресурсов для удовлетворения каких-либо частных, локальных интересов.

Грань здесь, разумеется, достаточно зыбкая. Однако не случайно высокообразованные граждане, чаще прочих акцентирующие внимание на собственно законотворческой деятельности депутатов (на разработке законопроектов и принятии решений на пленарных заседаниях), говорят об "изучении проблем избирателей..." гораздо активнее, чем остальные. Очевидно, "универсалистский" подтекст формулировки ближе тем респондентам, которые в большей мере, чем другие, склонны рассматривать парламент как высший орган законодательной власти, а не как собрание ходатаев по делам регионов, избирательных округов и отдельных избирателей.

Тем не менее, сегодня доминирует иной подход. Респонденты вдвое чаще считают более ценным в "багаже" депутата - с точки зрения его способности отстаивать интересы избирателей - доскональное знание ситуации в своем регионе, чем профессионализм и пригодность к законодательной деятельности. Иначе говоря, опрошенные исходят из того, что лоббистская деятельность депутата, связанная с решением тех или иных локальных проблем, полезнее для его избирателей, нежели совершенствование федерального законодательства. Только среди респондентов с высшим образованием противоположная точка зрения пользуется почти равной популярностью.

Вопрос: Что из перечисленного, на Ваш взгляд, поможет депутату Госдумы наилучшим образом отстаивать интересы своих избирателей?

 ВсеОбразование
неполное среднеесреднее среднее спец.высшее
знание местных проблем, нужд регионов, конкретных нужд избирателей5559585443
высокие профессиональные знания, способности к законодательной деятельности2721243140
принадлежность к мощной партии, способной проводить свои решения в жизнь9791013
затр. ответить812864


Неудивительно поэтому, что 29% опрошенных считают выступления депутата перед избирателями "с отчетом о своей деятельности" одной из его главнейших обязанностей, тогда как о важности ознакомления избирателей "с решениями Думы" упоминают только 19% респондентов. Здесь также проявляется установка, согласно которой плоды законотворческой деятельности Думы менее значимы для избирателей, чем результаты индивидуальных усилий депутата, представляющего их интересы, - усилий, преимущественно направленных на решение тех или иных локальных проблем.

Однако еще меньшую ценность в глазах респондентов имеет та составляющая депутатской работы, которая связана с публичной политикой. Немногие считают долгом депутата выступать в СМИ по обсуждаемым в Думе вопросам. И уж совсем ничтожна доля опрошенных, предписывающих народным избранникам заниматься организацией массовых акций протеста (кстати, сторонники Г.Зюганова выдвигают это требование не чаще прочих респондентов - 1%), выступать на пленарных заседаниях Думы, работать в партиях и парламентских фракциях.

Стоит отметить: "обсуждение и принятие решений на заседании Думы" рассматривают в числе приоритетных обязанностей депутата 13% респондентов, а "выступления на заседании Думы" - 1%. Но ведь участвовать в обсуждении того или иного решения и выступать на заседании - это, собственно говоря, одно и то же. И если первая формулировка вызывает значительно более благоприятную реакцию опрошенных, то это связано, скорее всего, именно с тем, что в ней акцентируется внимание на прагматической стороне дела (обсуждение ради принятия решения) и не содержится оттенка "публичности". Вероятно, у респондентов - не без влияния СМИ - сформировался стереотип: выступая с думской трибуны, депутат занимается не "делом", а "политикой", не исполнением своих непосредственных (лоббистских или законотворческих) обязанностей, а борьбой с оппонентами и завоеванием популярности.

Наконец, подавляющее большинство опрошенных, похоже, воспринимает деятельность парламентских фракций и стоящих за ними партий как чуждую, не имеющую отношения к их практическим нуждам сторону жизни Охотного ряда. Только 9% респондентов называют принадлежность депутата "к мощной партии, способной проводить свои решения в жизнь", наиболее существенным фактором, позволяющим эффективно отстаивать интересы избирателей. Но даже среди этих опрошенных лишь очень немногие (2%) готовы рассматривать работу в парламентской фракции или в партии в качестве одной из приоритетных задач депутата.

Таким образом, российские граждане ожидают от депутатов в первую очередь - лоббистской деятельности по отстаиванию интересов жителей соответствующего региона или избирательного округа, во вторую - участия в законотворчестве, и в третью - участия в публичной политике.

Эта шкала приоритетов достаточно отчетливо обнаруживается и в ответах респондентов на следующий вопрос.

Вопрос: А чему из перечисленного депутат должен уделять минимальное внимание или совсем не должен тратить на это времени? (Не более трех ответов)

 февраль 1999 г.сентябрь 1999 г.Образование
неполное среднеесреднее среднее спец.высшее
организация массовых акций, митингов, пикетов и участие в них434529455454
выступления в различных средствах массовой информации по вопросам, обсуждаемым в Думе8124131416
работа в парламентской фракции, политическом блоке, партии10118101217
выступления на заседаниях Госдумы79681011
разработка проектов нормативных актов, работа в комиссиях, рабочих группах и т.д.554565
обсуждение и принятие решений на заседании Думы334343
контроль за деятельностью органов исполнительной власти /администраций, префектур, исполкомов и т.п./ исполнением законов РФ и нормативных актов531345
встречи с избирателями, ознакомление их с решениями Думы232343
решение конкретных проблем избирателей231424
выступления перед избирателями с отчетом о своей деятельности223222
изучение проблем избирателей и возможных способов их решения122221
затр. ответить373452332723


Наибольшие возражения у респондентов вызывают депутатские занятия, связанные с публичной политикой. Исполнение законотворческих функций (которые, как мы видели, респонденты не считают главными для депутатского корпуса) осуждается значительно реже. В качестве же ходатаев по делам избирателей депутаты устраивают опрошенных больше всего.

Причем в последнее время, судя по приведенным выше данным, такое представление о предназначении депутатов становится все более принятым в российском обществе. За полгода доля респондентов, рассматривающих "решение конкретных проблем избирателей" как важнейшую миссию парламентария, выросла весьма значительно - с 38% до 48%. Если в феврале текущего года опрошенные чаще предпочитали более "универсалистскую" формулировку "изучение проблем избирателей и возможных способов их решения", то сейчас она привлекает их меньше.

Тенденция, о которой идет речь, дает о себе знать и в изменении представлений российских граждан о тех качествах, которые необходимы депутату итому, кто стремится им стать.

Вопрос: Какие качества, по Вашему мнению, сейчас особенно важны для депутатов Думы или тех, кто стремится стать депутатом? (Не более трех ответов)

 декабрь 1998 г.сентябрь 1999 г.Образование
неполное среднеесреднее среднее спец.высшее
честность и порядочность616058605869
понимание проблем, затрагивающих и волнующих людей364047403926
твердость характера, умение доводить дело до конца272923303231
опыт гос. руководителя, организатора252316222830
знание экономики, компетентность, профессионализм272315242532
знание, что делать, куда вести россию201918162023
умение договориться, найти взаимопонимание с другими политиками, руководителями регионов и предприятий131312121413
активная, энергичная работа, высокая работоспособность10111191211
умение работать вместе с другими руководителями страны, не отвлекаясь на интриги и подсиживания11857910
умение создать команду, сплотить вокруг себя людей1076689
умение доходчиво объяснять свои действия людям557553
хорошие контакты с международными финансовыми кругами, мировым бизнесом732233
хорошие внешние данные, умение вызвать интерес телезрителей111011
затр. ответить545422


Изменения эти, казалось бы, не слишком значительны, но весьма красноречивы. Несколько снизился спрос на знание экономики, компетентность, опыт руководителя, способность к "командной игре" - то есть на те деловые качества, которые необходимы политику, стремящемуся эффективно воздействовать на общенациональную ситуацию в пределах прерогатив парламента (прежде всего, законодательной деятельностью). Зато, по мнению респондентов, большую актуальность приобрело "понимание проблем, затрагивающих и волнующих людей" - качество, чрезвычайно важное для "народного заступника", ходатая, отстаивающего интересы избирателей своего округа, а также "твердость характера", которая в этом контексте может быть сведена и к "пробивным способностям".

При этом стоит отметить, что высокообразованные граждане гораздо больше, чем прочие респонденты, склонны ценить компетентность и опыт руководящей работы, и гораздо меньше - акцентировать внимание на "понимании проблем, затрагивающих и волнующих людей". Это, несомненно, связано с тем, что они отчетливее других представляют предназначение Думы как законодательного органа.

Доминирующие сегодня в массовом сознании представления о функциях депутатов должны, по-видимому, сказаться на характере развертывающейся избирательной кампании. Очевидно, в борьбе за одномандатные округа такие "аргументы" кандидатов как стратегическое мышление, приверженность той или иной концепции изменения государственной политики, принадлежность к влиятельной - на федеральном уровне - партии будут играть еще меньшую роль, чем на предыдущих выборах. Надо полагать, что идеологически аморфные, "бесцветные" кандидаты, сосредоточивающие внимание на местных вопросах и берущие на себя более или менее конкретные обязательства по их разрешению, способные убедить избирателей в том, что они не "политики" а люди со здравым смыслом, "сделанные из того же теста", что и их земляки, будут иметь предпочтительные шансы на успех. Как это отразится на качественных характеристиках депутатского корпуса новой Думы - другой вопрос.
Данные общероссийских опросов населения, проведенные Фондом "Общественное мнение", по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Интервью по месту жительства. Объем выборки в каждом опросе - 1500 респондентов. 19-20 декабря 1998 года, 20-21 февраля, 25-26 сентября 1999 года.