Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/pow_gov/government_primakov/o843501




С КЕМ ДРУЖИТЬ ПРЕМЬЕРУ?

22.11.1998 [отчет] [ Кертман Г.Л. ]






Престиж главы российского правительства остается весьма высоким: 56% опрошенных заявляют о том, что у них сложилось в целом хорошее впечатление о Е.Примакове, и лишь 13% – что это впечатление плохое. Доверие к премьеру испытывают 41% респондентов, недоверие -23%; подобным кредитом доверия не располагает, как известно, никто из представителей политической элиты.

Высокая репутация премьера связана, помимо прочего, с тем, что он воспринимается большинством российских граждан как фигура "надпартийная", политически неангажированная. Неучастие в партийно-политической борьбе, "равноудаленность" от соперничающих политических сил и многократно продемонстрированное отсутствие "президентских" амбиций приносят Е.Примакову значительные политические дивиденды.

Несомненно, премьер и далее будет избегать сколько-нибудь внятного самоопределения в идейно-политической системе координат и не пойдет на заключение формального политического "союза" с кем-либо из партийных лидеров – во всяком случае, до "официального" открытия президентской избирательной кампании. Поэтому вопрос, ответы на который приведены ниже, может, на первый взгляд, показаться несколько умозрительным. Представляется, однако, что вероятность некоторого сближения Е.Примакова с теми или иными политическими силами (и, соответственно, большего, чем сегодня, дистанцирования от других) в обозримом будущем достаточно велика: необходимость принятия бюджета, актуализация проблематики конституционной реформы и ряд других обстоятельств требуют от кабинета действий, которые могут оказаться несовместимыми с политическим "нейтралитетом". Поэтому вопрос о возможных последствиях политического самоопределения премьера весьма актуален.

Вопрос: "Скажите, пожалуйста, Ваше отношение к Е.Примакову улучшится, ухудшится или не изменится, если он станет политическим союзником...?"

 ВсеСреди электоратов
ЗюгановаЛебедяЛужковаЯвлинскогоПримакова
...Ю.Лужкова
улучшится252018672729
не изменится 383943244339
ухудшится13201621320
затр. ответить24222381712
...Г.Зюганова
улучшится2175139617
не изменится 251323242126
ухудшится32246525345
затр. ответить221017152113
...Г.Явлинского
улучшится201417226520
не изменится 333335341833
ухудшится19262620430
затр. ответить282821241417
...С.Кириенко
улучшится12813172510
не изменится 323033323430
ухудшится243428231736
затр. ответить322826282424
...А.Лебедя
улучшится221964211423
не изменится 282816302927
ухудшится22284273335
затр. ответить292516232415


Как явствует из этих данных, сближение с Г.Зюгановым и С.Кириенко может заметно дискредитировать Е.Примакова, а с Ю.Лужковым, напротив, – повысить его престиж. В случае блокирования премьера с Г.Явлинским или А.Лебедем его политические потери и приобретения взаимно уравновешиваются.

Наиболее существенной переоценке фигура премьера подверглась бы в случае его альянса с лидером КПРФ: если при рассмотрении других гипотетических союзов доля опрошенных, заявляющих, что их отношение к Е.Примакову изменилось бы, составляет 36-44% (сумма ответов "улучшится" и "ухудшится"), то в этом случае – 53%.

Сближение премьера с Г.Зюгановым было бы, естественно, одобрено подавляющим большинством сторонников последнего, но оно вызвало бы разочарование у абсолютного большинства приверженцев Ю.Лужкова и Г.Явлинского и почти у половины электоратов А.Лебедя и самого Е.Примакова.

Такая реакция свидетельствует, во-первых, о том, что водораздел между прокоммунистическими и некоммунистическими силами остается для наших соотечественников важнейшей, основной линией размежевания в российском политическом пространстве. Пересечение этой линии, очевидно, чревато серьезными электоральными потерями для любого политика. Если, например, 52% сторонников Ю.Лужкова заявляют, что их отношение к премьеру ухудшилось бы в случае его блокирования с Г.Зюгановым (а улучшилось бы – лишь у 9%), то это позволяет усомниться в том, что и сам московский мэр сумел бы сохранить свой электорат, когда бы его флирт с коммунистами оказался более продолжительным.

Во-вторых, столь интенсивная реакция респондентов на предположение о возможном альянсе премьера с Г.Зюгановым говорит, по-видимому, о том, что, несмотря на изрядное представительство коммунистов и их сторонников в правительстве, на благожелательность думской фракции КПРФ по отношению к этому правительству, наконец, на широко тиражируемый СМИ тезис о резком "покраснении" Белого дома, большинство респондентов не считают, что Е.Примаков сегодня возглавляет прокоммунистический кабинет. Если бы политическая дистанция между премьером и лидером КПРФ представлялась им незначительной, едва ли столь многие заявили бы, что ее преодоление всерьез повлияло бы на их отношение к главе правительства.

Другим "нежелательным" для премьера союзником, по мнению респондентов, стал бы С.Кириенко. Причем менее всего такой альянс обрадовал бы сторонников самого Е.Примакова. Это, впрочем, совершенно естественно: те, кто симпатизирует премьеру настолько, что желал бы видеть его в президентском кресле, особенно твердо уверены в том, что он выгодно отличается от своего предшественника, и, следовательно, менее других склонны поддерживать идею о союзе с ним.

Следует, однако, отметить, что о негативном влиянии гипотетического политического союза Е.Примакова и С.Кириенко на свое отношение к действующему премьеру заявили лишь 24% респондентов, причем даже среди электората Г.Зюганова такую позицию занял только каждый третий опрошенный. Сторонники Ю.Лужкова осуждали бы подобный союз лишь ненамного реже, чем приветствовали, а приверженцы лидера "Яблока", наоборот, чаще высказываются в его пользу. Некоторые респонденты заявляют, что стали бы в этом случае лучше относиться к Е.Примакову, – вероятно, не столько в силу симпатий к бывшему премьеру, сколько потому, что альянс с ним представлялся бы им определенной гарантией от излишнего "покраснения" кабинета. Но даже с учетом этого обстоятельства распределение мнений по данному вопросу выглядит достаточно обнадеживающим с точки зрения оценки политических перспектив самого С.Кириенко. Очевидно, что даже среди респондентов, весьма далеких от правого фланга политического спектра, лишь меньшинство видит в нем одиозную фигуру.

Позитивно повлиять на репутацию премьера мог бы лишь его политический союз с московским мэром, который был бы нейтрально воспринят "протестным" электоратом Г.Зюганова и А.Лебедя и поддержан не только сторонниками Ю.Лужкова и Г.Явлинского, но и приверженцами самого Е.Примакова. Последние, отметим, выражают готовность санкционировать только этот альянс – в отличие от гипотетических союзов премьера с красноярским губернатором и лидером "Яблока".

Приведенные данные в целом свидетельствуют о том, что респонденты "предписывают" Е.Примакову оставаться в центре политического спектра: радикальное смещение как влево, так и вправо вызвало бы у них скорее разочарование, чем одобрение, тогда как альянс с тяготеющим к центризму московским мэром был бы воспринят благосклонно. Представляется, впрочем, что фактически даже такой политический союз в долгосрочной перспективе был бы не слишком выгоден премьеру, потому что, вступив в него, последний утратил бы специфический и чрезвычайно рентабельный статус "надпартийного" политика. В то же время демонстрация взаимопонимания с Ю.Лужковым, близости позиций по тем или иным конкретным вопросам была бы, очевидно, полезна для укрепления репутации премьера.