Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/power/pow_arm/army_problem/dd011932




Подлодка "Курск": работы по подъему

31.05.2001 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Подлодка 'Курск': работы по подъему
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

1.Подлодка 'Курск': работы по подъему
Прошло более 9 месяцев с момента трагедии, разыгравшейся в августе прошлого года в Баренцевом море, – гибели атомной подводной лодки 'Курск'.

До сих пор выдвигаются различные версии причин произошедшей трагедии. Россиянам был задан вопрос о том, какая из этих версий кажется им наиболее правдоподобной – что, по их мнению, произошло с 'Курском' в действительности? Четверть опрошенных (24%) считает, что причиной катастрофы явилась авария на самой подлодке:
  • 'Авария или взрыв самой лодки'.


  • 'Авария в носовом отсеке – либо торпеда не вышла, либо сдетонировала'.


  • 'Чисто техническая трагедия; и даже не вина экипажа – технология подвела'.
Еще четверть опрошенных полагают, что произошло столкновение – с иностранной подлодкой (6%) или каким-то иным объектом (19%):
  • 'Произошло столкновение с другим объектом'.


  • 'Кто-то в нее врезался'.


  • 'Столкновение, и как следствие – взрыв '.


  • 'Наша лодка столкнулась с американской'.
Менее широкое хождение имеют версии о преднамеренном уничтожении лодки вредителями или террористами (6%), иностранными диверсантами или военными моряками (6%), о халатности экипажа или командования (5%), о неудачном испытании нового оружия (4%) и т.д.

В настоящее время принято окончательное решение о начале операции по подъему подлодки со дна моря в конце лета этого года.

Напомним, что, по данным всероссийского опроса от 18 октября 2000 года, 56% респондентов полагали, что подлодку поднимать следует, а 40% придерживались противоположного мнения. По данным последнего опроса, доля россиян, полагающих, что 'Курск' следует поднимать на поверхность, увеличилась на


Уверены в успехе намечаемой операции 68% участников опроса; и лишь 14% респондентов полагают, что поднять 'Курск' со дна моря не удастся.

О том, какие аргументы приводят наши сограждане в защиту мнения о необходимости подъема 'Курска', можно судить по данным экспертного опроса и ДФГ.
  • 'Я считаю, что поднимать нужно, чтобы в первую очередь понять причину, почему она затонула. Я читала, что очень много лодок такой же конструкции сейчас ходит, – важно, чтобы с ними не случилось того же. Перезахоронить – я думаю, там уже ничего не осталось. А вот чтобы понять, что произошло, чтобы этого больше не повторилось, – нужно поднять'.


  • 'Обязательно надо поднять. Главный фактор – это изучить причины, потому что потом не погибнут еще 120 человек, и не погибнут 5 миллиардов, которые в лодку вложены, т.е. это и в экономическом плане выгодно. Во-вторых, мы что же, все реакторы будем так бросать? Моральная причина на третьем месте. Отработать технологии подъема тоже важно' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Хотя бы ради того, чтобы, если там остались останки, чтобы их по-человечески похоронить. И второе – чтобы рассекретить ее, если она, конечно, уже не рассекречена. А также и то, что там есть атом на подлодке, чтобы он не распространялся в воде, чтобы не распространялась опасность его разложения'.


  • 'Нужно, конечно. Там, возможно, лежат ракеты, там есть ядерные реакторы, которые, не ровен час, вследствие коррозии и т.д. <могут>вызвать радиационное облучение района. Конечно, и стратегический, оборонный интерес страны, я думаю, что диктуют, что надо поднять. Это одна из современных лодок' (ДФГ, Москва).


  • 'Да если мы ее не поднимем, то ее кто-нибудь поднимет. Разграбят' (ДФГ, Воронеж).
Мнение о том, что подлодку поднимать не нужно, аргументировалось следующими соображениями:
  • 'Я думаю, что не стоит этого делать, – мы уже и так травмировали людей необдуманными действиями. Когда и правительство летало туда на север, когда тела поднимали, многие неудовлетворенные остались действиями, которые произошли в связи с подъемом тел' (эксперт, Владимир).


  • 'Я бы не стала поднимать. Даже подводники бывшие выступали – они против. И я придерживаюсь этого мнения. Все будут опять ворошить. И секреты эти, конечно, не распространят на всю Россию' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Я была против изначально – это слишком дорогостоящее предприятие, масса была гибели, какой-то невероятный ажиотаж подняли. Эта профессия предполагает, что может быть смерть и в море' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Я считаю, что не надо, потому что падает наш рубль. Уже наш рубль никакой цены практически на мировом рынке не имеет. Его сейчас, как говорится, в угол загнали, а это еще просто помогают опять Америке, будем говорить, снова Америку превозносим и приподнимаем, а свой рубль мы давим' (ДФГ, Москва).
Некоторые участники фокус-групп отмечали, что их позиция на этот счет – неоднозначна; они приводили аргументы и за, и против подъема 'Курска'.
  • 'У меня три точки зрения противоречивых. Во-первых, следует для того, чтобы определить причину аварии. Во-вторых, следует для того, чтобы не было загрязнения. И, в-третьих, не следует с моральной точки зрения – что родители погибших уже все пережили и еще раз – не стоит' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Вы знаете, очень двоякое впечатление. Когда, вообще, вся эта эпопея завершилась – ужасно страшная, вообще, ситуация, – мне показалось, что нет смысла это делать, поднимать; потому что действительно и так у людей колоссальное горе, а тут еще, увидев эти обезображенные останки, – это еще большее горе. Сейчас мне кажется, что, может, и имеет смысл это сделать, потому что до сих пор неизвестна ни причина аварии, такой разброс версий...' (ДФГ, Москва).
Как видим, респонденты так или иначе затрагивают проблему обнародования причин случившейся трагедии. В ходе всероссийского опроса выяснилось, что 81% наших сограждан уверены в необходимости донести до общества истинные причины катастрофы; им оппонируют только 15% респондентов, которые полагают, что рядовым гражданам не надо знать, почему произошла катастрофа.

Некоторые региональные эксперты склонны полагать, что истинные причины катастрофы должны быть известны, в первую очередь, военным специалистам и высшему политическому руководству страны. А уже эти инстанции, в свою очередь, могут решать, следует ли сделать информацию о катастрофе АПЛ 'Курск' достоянием гласности.
  • 'Я думаю, что эта информация закрыта. Если сохранится целесообразность сохранения грифа секретности, то она не будет доступна' (эксперт, Барнаул).


  • 'Если эта информация будет мешать, действительно, национальной безопасности, то ее надо не давать для общего обнародования, для общего пользования. А если она не секретная, то почему бы ее не дать журналистам?' (эксперт, Владимир).
Впрочем, эта точка зрения не пользуется значительной популярностью среди представителей региональных элит. В целом участники экспертного опроса высказались за обнародование причин катастрофы столь же твердо, как и рядовые граждане (соотношение сторонников и противников – 6:1). Однако большинство участников массового опроса не верит в то, что власти прислушаются к этому требованию: всего 21% респондентов полагает, что российская общественность узнает причины гибели 'Курска', а 66% опрошенных уверены, что эта информация не будет обнародована. Отметим, что во второй группе выделяются женщины (75%), 'оптимисты' (72%), а также граждане с высоким уровнем образования (72%).

Проблема обнародования (или не обнародования) причин конкретной трагедии вывела дискуссию на более общий уровень. Так, участники фокус-групп затронули в этой связи тему взаимоотношений общества и власти:
  • 'Нужно знать. Именно информировать людей – в том плане, как бы, доверяют нам. Что мы не масса – народ, и все. А мы тем самым гордимся, что мы достойны того, чтобы какую-то информацию получить' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Чтобы убедиться, хороший ли это президент, которого я выбрала, – или нет; правда это все – или нет, или опять все то же самое, что было до этого. У меня есть сейчас вера в Путина. Единственно первый раз на выборы, признаюсь, я пошла. Я вообще до этого никогда не голосовала, не видела кандидатуру, за которую могла голосовать, но за этого человека я первый раз пошла на свои выборы. Вот мне 28 лет, т.е. я не то что мне первый год можно голосовать, а уже довольной большой срок. Я пошла, потому что у меня есть вера в этого человека, я считаю почему-то, что он за народ. Не пустые слова его, не пустые обещания, но если бы вот сейчас мне сказали, что это неправда, что он говорит, и он знал, и это скрылось... Для меня бы, например... я даже не поняла бы, если бы... даже в какой-то мере и умер как президент. Тогда все, я бы вообще никогда не ходила бы на выборы больше' (ДФГ, Москва).
Таким образом, ситуация с 'Курском' оказывается своеобразной лакмусовой бумажкой, тестом на сохранение кредита доверия – выполнит ли нынешняя власть обещание выяснить и обнародовать истинные причины гибели атомохода.


2.Графики и открытые вопросы

СЕЙЧАС ВЕДЕТСЯ ПОДГОТОВКА К РАБОТАМ ПО ПОДЪЕМУ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 'КУРСК', ПОГИБШЕЙ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ В АВГУСТЕ ПРОШЛОГО ГОДА. ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАЯВИЛО О ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОМ СРОКЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТ - ОКТЯБРЬ 2001 ГОДА. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ПОДНИМАТЬ ПОДЛОДКУ 'КУРСК' СО ДНА БАРЕНЦЕВА МОРЯ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ ПОДНЯТЬ ПОДЛОДКУ 'КУРСК'?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ОБЩЕСТВУ НАДО ИЛИ НЕ НАДО ЗНАТЬ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ ПОДЛОДКИ 'КУРСК'?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ УЗНАЕТ ИЛИ НЕ УЗНАЕТ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ РАЗНЫЕ ВЕРСИИ ПРИЧИН КАТАСТРОФЫ ПОДЛОДКИ 'КУРСК'. КАКАЯ ИЗ ВЕРСИЙ КАЖЕТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ПРАВДОПОДОБНОЙ? ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРОИЗОШЛО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Авария, техническая неисправность АПЛ

24

  • 'Взрыв, пожар на самой лодке'; 'авария или взрыв самой лодки'; 'взрыв торпеды'; 'из-за технических неисправностей'; 'внутренние неполадки'; 'из-за каких-то неисправностей'; 'были неполадки на лодке'; 'наверное, что-то сломалось'; 'чисто техническая трагедия, и даже не вина экипажа – технология подвела'; 'взрыв на борту подлодки'; 'сама взорвалась'; 'ЧП на самой подлодке'.

Столкновение с другим объектом

19

  • 'Произошло столкновение с другим объектом'; 'несомненно, было столкновение с другим кораблем'; 'столкновение на 100%'; 'столкновение – и взрыв как следствие'; 'она столкнулась с инородным телом'; 'столкновение с каким-то предметом или судном'; 'кто-то в нее врезался'; 'наткнулись на что-то'; 'лодка столкнулась с подлодкой или чем-то еще'; 'видимо, с кем-то столкнулась'.

Преднамеренное уничтожение

14

Иностранная диверсия

6

  • 'Сбита американцами'; 'было торпедирование с иностранного судна'; 'взорвали американцы'; 'американцы затопили'; 'Америка потопила торпедой', 'американская диверсия'; 'не обошлось без внешнего вмешательства'; 'шпионаж'; 'какая-то диверсия'; 'там все плавают, кому не лень – могли навредить'; 'американцы приложили руку'.

Вредительство, теракт

6

  • 'Наверное, кто-то хлопнул'; 'подлодка подбита кем-то'; 'подбили торпедой'; 'взрыв от внешнего фактора'; 'их взорвали, не знаю кто'; 'кто-то подбил'; 'вредительство'; 'вредительство – не сама по себе лодка взорвалась'; 'кто-то навредил, где-то что-то сделали'; 'кто-то навредил', 'возможен теракт'; 'терроризм'; 'кто-то заминировал и взорвал'; 'террористический акт'.

Катастрофа, спланированная властями

2

  • 'Правительство так захотело – им надо было что-то скрыть'; 'все из-за игр политиков'; 'преднамеренная катастрофа'; 'сами затопили, чтобы не узнали о секретном оружии'.

Столкновение с иностранной подлодкой

6

  • 'Столкновение с американской подлодкой'; 'наша лодка столкнулась с американской'; 'скорее всего лодку протаранила иностранная подлодка'; 'американская подлодка протаранила'; 'было столкновение с субмариной, американской или английской'; 'столкновение с подлодкой ВМС США'; 'столкновение с НАТОвской лодкой'; 'столкновение с подлодкой другого государства'.

Халатность экипажа и/или командования

5

  • 'Плохо провели техосмотр перед погружением'; 'наша российская безалаберность'; 'расхлябанность в экипаже'; 'безобразное отношение к своим обязанностям'; 'советская, российская безалаберность'; 'бардак'; 'какой-нибудь дурень нажал не ту кнопку'; 'оплошность, невнимательность'; 'по дурости командования'; 'безответственность'; 'халатность, что-то недоделано'; 'халатность команды'.

Авария при испытании нового оружия

4

  • 'Испытание чего-то секретного'; 'авария, взрыв при испытаниях'; 'возможно, взорвалась торпеда при испытаниях'; 'испытывали новое оружие, и что-то у них на лодке не получилось'; 'авария произошла в связи с испытаниями новой торпеды'; 'было испытание новой ракеты'; 'испытание секретного оружия'; 'испытание новой системы вооружения'.

Ошибка при учениях

2

  • 'Свои же – учения были'; 'случайный выстрел учебной торпедой с 'Петра I'; 'наша подлодка нечаянно задела подлодку 'Курск' в процессе учений'; 'подбили нечаянно русские'; 'все-таки это подбили с 'Петра Великого'; 'попал учебный снаряд с 'Петра Великого'; 'подбила наша торпеда'; 'на ученьях бывают ошибки'; 'недоработанная торпеда взорвалась на учении'; 'учения были неправильные'; 'собственная халатность на учениях'; 'ошибки при учениях'.

Другое

1

  • 'Налетела на мину со времен второй мировой войны'; 'произошел бунт неповиновения'; 'развал армии'.

Нет ответа, ответ не на тему

27

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 26-27 мая 2001 г. 1500 респондентов.


3.Опрос экспертов

ВОПРОС: СЕЙЧАС ВЕДЕТСЯ ПОДГОТОВКА К РАБОТАМ ПО ПОДЪЕМУ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 'КУРСК', ПОГИБШЕЙ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ В АВГУСТЕ ПРОШЛОГО ГОДА. ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАЯВИЛО О ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОМ СРОКЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТ – ОКТЯБРЬ ЭТОГО ГОДА. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ПОДНИМАТЬ ПОДЛОДКУ 'КУРСК' СО ДНА БАРЕНЦЕВА МОРЯ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ ПОДНЯТЬ ПОДЛОДКУ 'КУРСК'?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЗНАЮТ ИЛИ НЕ ЗНАЮТ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ ПОДЛОДКИ 'КУРСК'?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ СМОГУТ ИЛИ НЕ СМОГУТ УСТАНОВИТЬ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ? (ОТВЕТЫ ЗАЯВИВШИХ, ЧТО РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ НА СЕГОДНЯ НЕ ЗНАЮТ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ ПОДЛОДКИ.)

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ОБЩЕСТВУ НАДО ИЛИ НЕ НАДО ЗНАТЬ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ ПОДЛОДКИ 'КУРСК'?

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ УЗНАЕТ ИЛИ НЕ УЗНАЕТ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ?

ВОПРОС: ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ РАЗНЫЕ ВЕРСИИ ТОГО, ЧТО ПОСЛУЖИЛО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПРИЧИНОЙ КАТАСТРОФЫ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ 'КУРСК': СТОЛКНОВЕНИЕ С ИНОСТРАННОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ, СТОЛКНОВЕНИЕ С МИНОЙ ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ОШИБОЧНОЕ ПОРАЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ РАКЕТОЙ, ВЗРЫВ ВНУТРИ ПОДЛОДКИ. КАКАЯ ИЗ ВЕРСИЙ КАЖЕТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ПРАВДОПОДОБНОЙ?

ВОПРОС: ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ОБСУЖДАТЬ СО ЗНАКОМЫМИ СОБЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КАТАСТРОФОЙ ПОДЛОДКИ 'КУРСК'?

ВОПРОС: ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ПУБЛИЧНО ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С КАТАСТРОФОЙ 'КУРСКА'?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 22-24 мая 2001 г. 130 экспертов.


4.Приложение.Таблицы

СЕЙЧАС ВЕДЕТСЯ ПОДГОТОВКА К РАБОТАМ ПО ПОДЪЕМУ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 'КУРСК', ПОГИБШЕЙ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ В АВГУСТЕ ПРОШЛОГО ГОДА. ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАЯВИЛО О ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОМ СРОКЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТ - ОКТЯБРЬ ЭТОГО ГОДА. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ПОДНИМАТЬ ПОДЛОДКУ 'КУРСК' СО ДНА БАРЕНЦЕВА МОРЯ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 600 руб. 601 - 1000 руб. более 1000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004514293040475334303722323214323230131841242510142361651004654343235
следует 6569577062637258676464666963586465656953657062666562747257666764656071
не следует2724332428282330263024232332292925272436252429272131192037272627283121
затрудняюсь ответить9711610105127712118613611961110697147887879798


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ ПОДНЯТЬ ПОДЛОДКУ 'КУРСК'?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 600 руб. 601 - 1000 руб. более 1000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004514293040475334303722323214323230131841242510142361651004654343235
удастся 6871717466667760716766677065716968697061687263696473756773687164706270
не удастся141114151313111615141291316161512131219121216141611101210131314141610
затрудняюсь ответить1919151121211224151922231719131620181820201621162016152117191622162219


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ОБЩЕСТВУ НАДО ИЛИ НЕ НАДО ЗНАТЬ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ ПОДЛОДКИ 'КУРСК'?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 600 руб. 601 - 1000 руб. более 1000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004514293040475334303722323214323230131841242510142361651004654343235
надо 8182808581788379838178808280818680787773818878778280868287828083848279
не надо 1514131414151416141714121317161214172022121017201414121310151714141418
затрудняюсь ответить54715745328853317635725346353334244


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ УЗНАЕТ ИЛИ НЕ УЗНАЕТ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 600 руб. 601 - 1000 руб. более 1000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004514293040475334303722323214323230131841242510142361651004654343235
узнает 2123221922222220161927262120172224182022202520182022212229192019171426
не узнает 6665617267636667757254526872727160686762686667696666696566686967757356
затрудняюсь ответить121317912151113991921119117161414161210131214121113613111481317


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 26-27 мая 2001 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.