Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/power/pow_arm/professional_soldier/dd003146




Военная реформа

22.11.2000 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Военная реформа
2.Графики
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

 
1.Военная реформа


Проблема реформирования армии является весьма актуальной для россиян, причем в течение последних лет она приобретает все большую значимость:

Вопрос:
Как Вы думаете, нужно или не нужно сейчас проводить военную реформу в России?



Реформировать армию... Ноябрь-98 Ноябрь-2000
...нужно

56

70

...не нужно

18

12

затрудняюсь ответить

26

18



Подавляющее большинство представителей региональных элит также высказывается за проведение в России военной реформы; противоположного мнения придерживается лишь каждый десятый эксперт.

Необходимость реформирования армии вызвана множеством причин, на которые указывают и эксперты, и рядовые граждане.

Первая из них – изменение международной обстановки, появление новых политических союзников и новых врагов, а следовательно, и новых внешнеполитических задач, что влечет за собой изменение функций армии, причем эксперты говорят об этом чаще, нежели рядовые граждане:

  • '...И потом изменились международные обстоятельства. Это тоже заставляет думать о том, какая сегодня нужна армия' (эксперт, Казань).


  • 'Наша армия, ее состав, численность была рассчитана на ведение каких-то сухопутных войн, захватнических. Возможно, да, сейчас у нее должны быть совершенно другие задачи' (эксперт, Красноярск).


  • '...А потому что существующая система армейская ориентирована на противостояние блоку НАТО – она создавалась и вооружалась, строилась под другой блок' (эксперт, Ставрополь).
Другая немаловажная причина – политические и экономические изменения внутри России, которые требуют пересмотра способов организации и содержания вооруженных сил:
  • 'Страна другая – вот что самое главное' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Россия реформируется, как в ней не может реформироваться армия? Должна обязательно реформироваться армия' (эксперт, Белгород).


  • 'Проблема в том, что мы не можем такой большой процент бюджета тратить на армию в данный момент, и лучше иметь компактную и организованную армию. Зачем держать огромное количество военнослужащих, которые на самом деле никаких задач не решают?' (эксперт, Красноярск).


  • 'Я считаю, что реформа необходима как воздух, и диктуется это экономикой. Наша экономика не может ни содержать такую армию огромную, ни вооружить. При таких условиях армия разлагается, и если мы не будем проводить реформу, то через некоторое время получим нечто неопределенное и неспособное' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Наконец, ситуация внутри самой армии: падение профессионального уровня военных, неуставные отношения, раздутость управленческого аппарата и другие проблемы, не позволяющие ей эффективно выполнять свои функции, – делают актуальной задачу реформирования:
  • 'Я думаю, что реформа нужна, потому что состояние боевой способности, как показывает Чечня, и состояние внутреннее, как показывают многие явления в армии, в частности, дедовщина, показывает, что что-то там не так, мы ещё не совсем чётко знаем, что не так, но что-то должно меняться» (эксперт, Казань).


  • 'Ну вот тот бардак, который царит у нас сегодня в армии, когда люди не могут получить настоящую боевую выучку, потому что, по сути, нет бензина для учений, нет чего-то для стрельб, пятого-десятого, – это первое направление. Что огромная раздутая армия – но она, как бюрократический аппарат, расползлась. Она недееспособна, потому что, для того чтобы выучить, надо учить – это первое. Второе: медицинские показания молодежи, когда молодежь идет в армию, когда военкоматы ставят своей целью набрать только лишь, а врачи тоже им в этом помогают. И третий момент касается руководящей структуры армии: генералитет ужасно расползшийся, нединамичный. Огромное количество в армии должностей, которые, впринципе, не играют роли: отделы, должности целые разрослись' (эксперт, Саратов).


  • 'Очень много сюжетов также по телевидению, то есть там и с голоду они худеют, и болеют, и дедовщина страшнейшая сплошь и рядом' (ДФГ, Москва).
Сочетание внешне- и внутриполитических и экономических факторов, а также положение в самой армии, по мнению региональных экспертов, привели к тому, что она становится небоеспособной, не в состоянии решать поставленные перед ней задачи:
  • '...нынешняя армия не боеспособна' (эксперт, Иваново).


  • '...она совершенно не боеспособна, какая сейчас у нас' (эксперт, Барнаул).
Для рядовых граждан вопрос о боеспособности армии также приобретает в последнее время все большую актуальность. Сравнивая ответы респондентов на вопрос о первоочередных задачах военной реформы, можно видеть, что, как и в1998 году, приоритетными направлениями реформы россияне считают введение контрактной и альтернативной службы. Вместе с тем, несколько возросла значимость тех направлений, которые связаны непосредственно с эффективностью выполнения вооруженными силами своих функций: внедрение новых современных видов оружия, и соответственно, поддержка оборонных предприятий, а также улучшение системы подготовки и переподготовки военнослужащих.

Вопрос:
Какие из перечисленных направлений военной реформы представляются Вам первоочередными? (не более трех ответов)

Направления военной реформы Февраль -98 Ноябрь-2000
Введение контрактной службы (профессиональная армия)

50

46

Создание системы альтернативной службы для тех, кто не хочет служить в армии

33

30

Разработка и введение в строй новых современных видов вооружения, военной техники

25

31

Поддержка оборонных предприятий

27

32

Улучшение системы подготовки и переподготовки военнослужащих

21

28

Расширение экспорта российского оружия

5

5

Сокращение численности армии

12

9



Цель реформирования вооруженных сил региональные эксперты видят прежде всего в создании мобильной армии, способной быстро и эффективно решать стоящие перед ней задачи:
  • 'Вот такие оперативные, мобильные части, компактные <...> – они более, что ли, эффективны, нежели наши громоздкие дивизии' (эксперт, Тула).


  • 'Это небольшие, мобильные, очень хорошо оснащенные современной военной техникой войска' (эксперт, Самара).


  • 'Армия должна быть компактной, на мой взгляд, насчитывающей где-то 500-600 тыс. человек всего. Профессиональной должна быть, безусловно, мобильной, быстро передвигающейся, т.е. воздушно-десантные войска <...> главные должны быть' (эксперт, Белгород).
Под военной реформой региональные эксперты понимают в первую очередь переход армии на контрактную систему. Отказ от практики всеобщего призыва и переход на профессиональную службу поддерживают две трети представителей региональных элит:
  • '...чтобы в армию шли не мальчишки, которые туда не хотят идти ни под каким видом, а люди, которые специально себя к этому готовят. Чтобы они понимали, зачем они туда идут и что это за работа' (эксперт, Самара).
Впрочем, треть опрошенных экспертов считают, что переходить на контрактную систему не следует, а стоит сохранить всеобщую воинскую повинность:
  • 'Профессионалы никогда не решат, потому что у нас границы не позволят решать по этому принципу. У нас надо, для того чтобы всю территорию объехать, как говорится, владеть всей этой системой Вооруженных Сил очень большое количество времени. Должен быть общий призыв, потому что в такой большой стране невозможно без этого' (эксперт, Барнаул).
Некоторые эксперты считают наиболее эффективной комбинацию контрактной армии и призыва:
  • 'Армия должна быть, как бы, двухслойной. Вот одна – самый основной боевой костяк – это профессиональная армия, которая в любой момент, так сказать, в случае <...> неожиданных каких-то эксцессов могла вступить моментально в бой и вести профессионально боевые действия. И второй слой – это, как бы, то военно-патриотически подготовленное население, которое могло стать резервом армии в случае <...> общенациональной угрозы' (эксперт, Рязань).
Представители региональных элит нередко опасаются, что идея введения контрактной системы может быть не одобрена населением:
  • 'Опять же может, конечно, помешать то же самое наше косное общественное мнение' (эксперт, Тула).


  • 'Помешать может наш консерватизм: не очень все согласны с этим. А помочь – если общественное мнение будет нормально складываться' (эксперт, Кемерово).
Однако, как показывают результаты наших исследований, такие опасения не имеют под собой почвы. Так, в массовом опросе именно переход на контрактную службу чаще всего упоминается респондентами как первоочередное направление военной реформы (46%); участники групповых дискуссий также в основном выступают за контактную армию:
  • '...я считаю, что, конечно, армия должна быть профессиональной. А такой, какая она сейчас есть, <...> я считаю, что такая армия ничего не сможет сделать просто' (ДФГ, Москва).


  • 'Скорее всего, профессиональную армию, по контракту – на мой взгляд, это самое правильное' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • '...важно, чтобы обязательно была контрактная система» (ДФГ, Воронеж).
Однако, по мнению региональных экспертов, быстро осуществить переход кконтрактной армии, скорее всего, не удастся:
  • 'Но это задача, я думаю, как минимум лет десяти, а то и больше. Быстрый переход к профессиональной армии невозможен из-за слабости экономики и низкого бюджетного финансирования' (эксперт, Иваново).
Успешность проведения военной реформы и перехода на контрактную основу службы большинство проинтервьюированных экспертов связывают преимущественно с 'политической волей', и чаще всего это, как они считают, воля Президента:
  • 'Помочь может последовательная политическая воля' (эксперт, Ставрополь).


  • 'Помочь – решительность Главнокомандующего должна, которым является Президент; других генералов – скажем, министра обороны и т.д. И решение Думы на увеличение бюджета на армию' (эксперт, Барнаул).


  • 'Желание Президента как Верховного главнокомандующего. А все остальное приложится' (эксперт, Ставрополь).
Несколько реже эксперты говорят о влиянии экономических факторов:
  • 'Ну, естественно, основа – подъем экономики и повышение престижа воинской службы, очень серьезная работа в этом направлении' (эксперт, Иваново).


  • 'Т.е. если сейчас профессиональную армию перевести на таком же объеме, на каком сейчас у нас служат обычные срочники, то нужно будет очень большие деньги в нее вкладывать' (эксперт, Ставрополь).
Еще одним фактором, препятствующим переходу к контрактной армии, по мнению представителей региональных элит, может стать сопротивление военной бюрократии:
  • 'Может быть, здесь какие-то могут быть сопротивления со стороны руководства армией, потому что, чтобы сделать более мобильной армию, нужно сокращать какую то 'верхушку'. Здесь явно будет сопротивление оказано именно с этой стороны' (эксперт, Иваново).
На ДФГ рядовые граждане тоже весьма часто высказывали опасения, что армия вообще не будет реформироваться:
  • 'Я считаю, что реформа нужна, но она не будет сделана так, как говорится. Это все останется в разговорах. Может, что-то попытаются сделать, но надежда слабая' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Посмотрите на страну и на эту реформу. Реформа будет такая же убогая, как и весь экономический строй. Ничего тут не будет. Реформы сейчас быть не может просто по определению, будет одна видимость реформы' (ДФГ, Воронеж).
В целом же одним из главных направлений реформы и рядовые граждане, и представители региональных элит называют переход на контрактную службу, что, по мнению большей части опрошенных, позволило бы повысить боеспособность и эффективность армии.

* * *

Большая часть экспертов в той или иной степени осведомлена орешении Совета Безопасности существенно сократить численность российской армии. Две трети представителей региональных элит одобряют это решение, и столько же считают, что именно с этого следовало начать военную реформу. Четверть опрошенных экспертов не одобряют идею сокращения армии, и почти столько же думают, что реформу не следует начинать с такого шага.

Что касается вопроса о том, станет ли российская армия лучше в результате сокращения, то подавляющее большинство экспертов считают, что армия во всяком случае хуже не станет, а каждый третий из них уверен, что положение изменится к лучшему:
  • 'Я тоже думаю, что положительно повлияет, – за счет того что у нас армия будет высокопрофессиональная и оснащенная хорошей техникой' (эксперт, Самара).


  • 'Она станет чуть более мобильной. В какой-то мере решения, которые принимаются в армии, не будут проходить через вторичные структуры, то есть через посредников' (эксперт, Саратов).


  • 'Очевидно, это продиктовано как раз вот мерами, с одной стороны, экономии, а с другой стороны, та экономия, которая будет получена, как раз пойдет на укрепление и, может быть, частично, профессионализацию армии' (эксперт, Тула).
Лишь каждый десятый из экспертов считает, что в результате сокращения армия станет хуже:
  • 'Если у нас сейчас недоукомплектованные части, то что будет дальше, если мы будем дальше сокращать? А внешняя угроза существует, хотя бы на юге' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Ну, в сегодняшней ситуации я же сказала, что никого не нужно сокращать. Потому что значит, если мы сократим рядовых, некому будет кашу варить, офицерам некому будет передавать опыт' (эксперт, Ставрополь).


  • 'Выше профессионализма не будет, и я не думаю, что сократят самых плохих и отъявленных людей. Полетят люди те, кто правду говорит, порядочные – при сегодняшней обстановке' (эксперт, Родники).
Нередко негативное отношение экспертов к решению о сокращении численности армии связано с опасениями, что этот шаг не продуман, скоропалителен:
  • 'Я считаю, что этого не нужно было делать, я считаю, что это обострит ситуацию в обществе, возможно, и породит целую шестисоттысячную группу недовольных людей. То же самое можно было сделать как процесс, ане как скачок' (эксперт, Иваново).
Среди населения в целом о решении Совета Безопасности знает 31% опрошенных, 39% – что-то слышали, 26% – услышали впервые в ходе опроса. О том, как будет проводиться сокращение армии, многие респонденты осведомлены плохо:
  • 'Ничего не знаем, и знать не можем, потому что она, во-первых, не обсуждалась, а во-вторых, те сведения, которые мы получаем, они достаточно противоречивы. В чем заключается реформа, мы не знаем' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Рядовые граждане, в отличие от региональных экспертов, скептичнее оценивают решение о сокращении численности Вооруженных сил: 23% считают, что в результате армия станет лучше, столько же (23%) – что ничего не изменится, и почти треть (31%) – что положение ухудшится. При этом за последние два года скептицизм россиян по отношению к последствиям сокращения численности Вооруженных сил увеличился. Так, если в 1998 году против этой меры высказались 40% опрошенных, то в начале 2000 года эта цифра возросла до 67%.

Судя по материалам ДФГ, причины этого скептицизма лежат в недоверии россиян к высшему командному составу, который и будет реализовывать решение Совета Безопасности:
  • 'Нужных людей из тылов переведут на боевые позиции, а с боевых позиций уволят тех, кто занимался обслуживанием. Обороноспособность упадет' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Талантливых сократят' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Генералы как сидели, так и будут сидеть. Полетят майоры, которым осталось 1,5 года до пенсии, вот их вышвырнут – и все. Я не верю в реформу, это мечты' (ДФГ, Санкт-Петербург).
И эксперты, и рядовые граждане единодушно считают, что, прежде всего, необходимо сокращать управленческий аппарат армии:
  • 'Сокращать надо чиновников армейских в первую очередь. В первую очередь надо сокращать дублирующие структуры – у нас в России традиционно очень много дублирующих структур, это командные дублирующие структуры' (эксперт, Иваново).


  • 'Генералитет, потому что их очень много. Я считаю, что нет потребности в таких начальниках над армией. Это создает дополнительный разнобой исложность в управлении' (эксперт, Самара).


  • 'Наш генералитет, который дачи в Архангельском строит, естественно, надо урезать' (ДФГ, Москва).


  • 'А те, кто сидит в Москве, как раз те генералы, которых надо метлой гнать <...>. Вот он приехал, его там кормят, поят неделю, он там ходит, проверяет, все ли чисто. Вот таких генералов, которые с лампасами по Москве на 'Волгах' раскатывают, вот их надо сокращать' (ДФГ, Москва).
Другая категория, подлежащая, по мнению опрошенных, сокращению, – это гражданские служащие и армейские части, выполняющие не воинские обязанности, а функции 'обслуги' (стройбаты, железнодорожные войска и т.д.), используемые как дешевая рабочая сила:
  • 'Вот все войска, там, строительные, всякие такие, там, железнодорожные, которые вообще не своим делом занимаются. Ведь у нас в армии даже какие-то сельскохозяйственные есть войска' (эксперт, Самара).


  • 'Потому что на каждое количество солдат, которые служат в армии реально, они ведь не служат, а являются некой дешевой рабочей силой, которая используется теми же генералами. На строительстве дач...' (эксперт, Красноярск).


  • 'Даже не вспомогательные. Это просто дешевая рабочая сила' (ДФГ, Москва).
Еще одна категория, которую, по мнению респондентов, следовало бы сократить, – это небоеспособные части:
  • 'Плюс еще сокращать небоеспособные части. Это части, плохо укомплектованные устаревшей морально и физически техникой' (эксперт, Иваново).
Существенное сокращение численности армии влечет за собой проблему дальнейшего трудоустройства и социальной адаптации уволенных военнослужащих. Большая часть региональных экспертов считает, что уволенным военным будет трудно приспособиться к гражданской жизни, только десятая часть опрошенных придерживается противоположного мнения:
  • 'Все-таки они попадают... Армия – не рыночная структура, у нас все-таки народ перешел на рынок, в нем более-менее уже себя чувствует нормально. И военным, которые переходят от состояния, когда они выполняют все по приказу, в свободное плавание – им тяжело, и здесь надо думать о психологии просто' (эксперт, Самара).
При этом в вопросе о том, применимо ли образование, полученное военными, вгражданской жизни, мнения экспертов разделились поровну: без малого половина считает, что применимо, и почти столько же – что нет.

Эксперты практически единодушно заявляют о необходимости оказать поддержку уволенным военнослужащим:
  • 'Это, прежде всего, переподготовка, в первую очередь. Это у нас сейчас делается, но не очень, скажем, должными темпами: переобучение, социальная адаптация' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Человек, который 25 лет ездил по разным 'медвежьим углам', ему надо предоставить возможность получения жилья. Это раз. А вторая мера – это все-таки переподготовка для получения какой-то гражданской специальности' (эксперт, Ставрополь).
Представители региональных элит выдвигают не только этические аргументы необходимости оказать сокращенным военным помощь ('они шли служить искренне Родине и полагали, что Родина о них позаботиться'), но и прагматические:
  • '...Потому что иначе это чревато их и социальной деградацией, и уходом вкриминальные структуры' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Дело в том, что кто из армии мог уйти, ушел и не мог реально устроится вжизни, и поэтому создалось огромное число люмпинизированного слоя, которое как-то умеет обращаться с оружием – это достаточно неприятная вещь для нашего общества' (эксперт, Красноярск).
Вместе с тем, некоторые эксперты считают, что уволенным военнослужащим не следует оказывать какую-либо особую помощь и поддержку по сравнению сдругими группами населения:
  • 'Ну, потому что, наверное, человек, находясь там, не заслужил каких- либо дополнительных прав и поощрений. То есть ничего такого важного он не сделал. Ну, стандартная выплата пособий, и не больше' (эксперт, Санкт-Петербург).
Такого же мнения придерживаются и некоторые участники ДФГ:
  • 'Что они должны особенное получать в отличие от всех? А чем они, помимо того что они ходят в форме, они выделяются от всего остального населения – ну тех же, кто работает не в коммерческих, а на государственных предприятиях?' (ДФГ, Москва).
Те из экспертов, которые выступают за оказание помощи и поддержки уволенным военнослужащим, считают, что ответственность за это должен взять на себя федеральный центр, регионы же должны заниматься лишь конкретными проблемами:
  • 'Прежде всего на федеральном, а потом уже программа до регионов должна быть проработана, уже непосредственно, где они будут оседать' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Это должно обеспечивать руководство страны, государство во главе сПутиным. У него есть Совет Безопасности, он самый главный руководитель Вооруженных Сил, он обеспечивает безопасность, значит, под его руководством вместе с Касьяновым, с правительством должно обеспечиваться вместе с губернаторами на местах. Во взаимосвязи они и должны обеспечивать' (эксперт, Барнаул).


  • 'И на это дело, безусловно, должны быть выделены федеральные деньги. Потому что на областные бюджеты это вешать, безусловно, нельзя' (эксперт, Саратов).
Некоторые эксперты считают, что, помимо государственных структур, к помощи уволенным военнослужащим стоит подключить и частный бизнес:
  • 'Если государство сможет, то и навязать это дело частному бизнесу. Но на основе только косвенных регуляторов. Допустим, снижать налоги на бизнес, если он расширяет производство и забирает к себе на работу определенную часть уволенных из армии. Можно устроить скидки, давать льготы, налоговый кредит. Тут возможностей много' (эксперт, Рязань).
В целом же, большинство региональных экспертов в одобряет решение Совета Безопасности о сокращении численности Вооруженных сил и видят в этом решении шаг к профессионализации армии. Рядовые граждане относятся к сокращению несколько настороженно – вероятно, из-за недостаточной осведомленности о том, как все это будет проходить. Ирядовые граждане, и региональные эксперты считают, что в основном следует сокращать управленческие должности, которых, по мнению опрошенных, в сегодняшней армии слишком много.


 
2.Графики

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО СЕЙЧАС ПРОВОДИТЬ ВОЕННУЮ РЕФОРМУ В РОССИИ?

КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ВАМ ПЕРВООЧЕРЕДНЫМИ? (Не более трех ответов)

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О РЕШЕНИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАТИТЬ ЧИСЛЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ АРМИИ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, РОССИЙСКАЯ АРМИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОКРАЩЕНИЯ ЕЕ ЧИСЛЕННОСТИ СТАНЕТ В ЦЕЛОМ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ?

Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 18-19 ноября 2000 г. 1500 респондентов.


 
3.Электронная фокус-группа


Эпизод Содержание эпизода

оценка / сила колебаний

оценка / сила колебаний

колебаний

оценка

379(2) В.Путин о финансировании военной реформы 1/срд 1/срд 2/срд

1,49

380(3)

В.Путин о целесообразности военной реформы 1/срд 2/срд 2/срд

1,47

384(7)

М.Леонтьев о военной реформе 1/слн 0/слн 2/срд

1,12

382(5)

С.Иванов о сокращении численности армии 1/срд 0/срд 2/срд

1,02

378(1)

ОРТ о военной реформе 0/срд 1/срд 2/срд

0,92

385(8)

В.Путин о важности военной реформы 1/срд 0/срд 1/срд

0,89

381(4)

РТР о сокращении численности армии 1/срд 0/срд 1/срд

0,76

383(6)

М.Леонтьев о контрактной системе 1/срд -1/слн 0/срд

0,03



Эпизод 378
(1-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 09.11.00, 21:00. А.Оносовский (корреспондент): Десять лет военная реформа фактически стоит на месте. Разговоров, правда, было много, но реально ничего не делалось. Оборона и бюджет (а это немалые деньги) армией и другими силовыми структурами в основном проедался. Военная организация страны по-прежнему остается чрезмерно раздутой, неповоротливой и, главное, малоэффективной. Сейчас к реформе пытаются подступиться вновь. Советом Безопасности и специальной экспертной комиссией уже разработаны необходимые меры, причем каждый предстоящий шаг тщательно просчитан экономистами. Без точного финансового расчета все преобразования в Вооруженных силах опять могут не получиться.

Эпизод 379
(2-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 09.11.00, 21:00. В.Путин (Президент РФ): Выделение финансовых средств на военную реформу – это еще не все, хотя очень важно. Все выделяемые средства должны, во-первых, приходить в военные ведомства строго пографику, должны неукоснительно выделяться и в тех объемах, которые мы заложили в решении Совета Безопасности. Иначе и эта попытка проведения военной реформы обречена будет на неудачу.

Эпизод 380
(3-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 09.11.00, 21:00. В.Путин (Президент РФ): Содержать громоздкую и подчас малоэффективную военную организацию расточительно и во всех смыслах неправильно. В наших условиях – можно сказать больше – абсолютно непозволительно. Мы обязаны не распылять, а сосредотачивать и функции, и средства для их выполнения.

Эпизод 381
(4-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 09.11.00, 21:00. А.Оносовский (корреспондент): Сейчас общая численность российской армии и других силовых ведомств – около трех миллионов человек. Для нашей страны– ноша непосильная. Поэтому принято решение ошестисоттысячном сокращении. Но огульно увольнять никого не будут.

Эпизод 382
(5-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести', 09.11.00, 20:00. С.Иванов (секретарь Совета Безопасности): Общее количество предполагаемых в ближайшие годы к сокращению военнослужащих и гражданского персонала – поскольку у нас в силовых структурах уже достаточно много работает людей гражданских, – так вот, это общее количество составляет около или порядка шестисот тысяч человек. Хочу еще раз подчеркнуть, что боевую составляющую всей военной организации мы не сокращаем. Сокращение пойдет в основном в тыловых, управленческих и прочих структурах, которые не имеют непосредственного отношения кбоевой подготовке и к боевой службе.

Эпизод 383
(6-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 31.10.00, 21:00. М.Леонтьев (ведущий): ...Ускоренный переход на контракт абсолютно бессмыслен с точки зрения военной реформы. Для тех задач, которые должен выполнять современный призывник, никаких особых профессионалов не надо. Сторожить склад, чистить сортир или копать канаву от забора до обеда, действительно, могут бомжи и социально неадаптированные элементы, по объективным показаниям освобожденные от призыва в местную братву. Такие контрактники даже дешевле. Здесь, действительно, можно уложиться в очень скромную сумму. В конце концов, при некоторой доле воображения они способны кормить себя сами – с окружающих территорий.

Эпизод 384
(7-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 31.10.00, 21:00. М.Леонтьев (ведущий): На самом деле, профессиональная армия, прежде всего, должна быть реформирована в соответствие с современными задачами и перевооружена. Все один к одному. Современная армия ссовременным вооружением может быть профессиональной. С другой стороны, если дополнительные доходы не размазывать, а сконцентрировать на наукоемких производствах, мы сможем спасти наш технологический потенциал, который будет востребован не только оборонкой, в конце концов. Все остальные на сегодняшний день могут выжить и так при нашей нынешней конъюнктуре.

Возможности государственной политики, впринципе, исчерпываются одной задачей, исполнение которой можно и целесообразно как-то контролировать. Возможности целенаправленной государственной политики исчерпываются погоней за одним зайцем. Вот, кстати, сегодня правительство признало и легализовало свой довольно значительный долг перед оборонкой.

Эпизод 385
(8-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 09.11.00, 21:00. В.Путин (Президент РФ): Сегодня мы должны поставить точку и принять окончательное решение по поводу военной организации государства. От этого зависит будущее армии, военной организации в целом. Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 16 ноября 2000 г.


 
4.Опрос экспертов

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО СЕЙЧАС ПРОВОДИТЬ ВОЕННУЮ РЕФОРМУ В РОССИИ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ ВОЕННУЮ РЕФОРМУ ССОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ АРМИИ? (ОТВЕТЫ ЗАЯВИВШИХ, ЧТО ВОЕННУЮ РЕФОРМУ ПРОВОДИТЬ НУЖНО)

ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О РЕШЕНИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАТИТЬ ЧИСЛЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ АРМИИ?



ВОПРОС: ВЫ ЛИЧНО ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ РЕШЕНИЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ О СОКРАЩЕНИИ ЧИСЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ? (ОТВЕТЫ ЗАЯВИВШИХ, ЧТО ОНИ ОСВЕДОМЛЕНЫ О РЕШЕНИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ)

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ РОССИЙСКАЯ АРМИЯ СТАНЕТ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, БОЛЬШИНСТВУ УВОЛЕННЫХ ВОЕННЫХ БУДЕТ ЛЕГКО ИЛИ ТРУДНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ К ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ОБРАЗОВАНИЕ, ПОЛУЧАЕМОЕ ВОЕННЫМИ, ВПОЛНЕ ПРИМЕНИМО КГРАЖДАНСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЛИШКОМ СПЕЦИФИЧНО, И ОНО С ТРУДОМ ПРИМЕНИМО КГРАЖДАНСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ. СКАКИМ МНЕНИЕМ – ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ – ВЫ СОГЛАСНЫ?



ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РОССИИ СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ПЕРЕЙТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АРМИИ?



Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 15 ноября 2000 г. 130 экспертов.


 
5.Приложение.Таблицы

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО СЕЙЧАС ПРОВОДИТЬ ВОЕННУЮ РЕФОРМУ В РОССИИ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004114272743465431323722323313283334131837262591422101551004654303535
нужно7072627869667367777659557076786566767670686866737174647071808378878075
не нужно 1211228131413119131417121181714710131215981691716147104588
затрудняюсь ответить18171614182013221411272817141518191714182118241813171914151381791217


КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ВАМ ПЕРВООЧЕРЕДНЫМИ? (Не более трех ответов, карточка)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004114272743465431323722323313283334131837262591422101551004654303535
введение контрактной службы (профессиональная армия) 4650315347425242575233315151514443515550443951563848444145616260687047
поддержка оборонных предприятий 3234363335313630303631253434383030364722332837432531203145474945434849
разработка и введение в строй новых современных видов вооружения, военной техники 3131363430303726343228213133402827373725323028373730302538314223312636
создание системы альтернативной службы для тех, кто не хочет служить в армии 3032283728262534393320173035372927323630302532313233242228433451454737
улучшение системы подготовки и переподготовки военнослужащих2831293327263027313123222831323125302625263430254424232325343532442930
сокращение численности армии 98610810118117106811117812129116111981066212169131310
расширение экспорта российского оружия 5457445464535484377345757514281248106
другое 11001111021111011101212000033222241
военная реформа не нужна 7515371086578126639946679339512158241232
затрудняюсь ответить13131099166189721241288131411813141415149112110473122317


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О РЕШЕНИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАТИТЬ ЧИСЛЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ АРМИИ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004114272743465431323722323313283334131837262591422101551004654303535
знаю 3130333232323825293431272932422529373733272934392828193639496139415155
что-то слышал(-а) 3940443141423839353644413839353743363532443940293938443744302534302832
слышу впервые 2625173523222130342719262826223423232630242921293127352711191324282010
затрудняюсь ответить45633526346653145325545417117103013


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, РОССИЙСКАЯ АРМИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОКРАЩЕНИЯ ЕЕ ЧИСЛЕННОСТИ СТАНЕТ В ЦЕЛОМ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004114272743465431323722323313283334131837262591422101551004654303535
лучше2325192725212720232125182226282022272724242025232326162420262923252329
не изменится 2323162423212323262618172623242322222327202226261824241921302930363222
хуже 3127502631343329293430353129283629302921343628233921333948242622212526
затрудняюсь ответить2324152221241728211928312122192127212028222322282129271811201525172123


Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 18-19 ноября 2000 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.