Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/power/pow_con/o841001




К ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ?

27.09.1998 [отчет] [ Кертман Г.Л. ]






Идея о радикальном перераспределении полномочий между Президентом и парламентом в пользу последнего поддерживается относительным большинством российских граждан. При этом конкретные предложения о передаче законодателям функций, связанных с формированием кабинета, комплектованием высших судебных инстанций и особенно – с контролем над использованием вооруженных сил, встречают одобрение абсолютного большинства опрошенных.

 ВсеСреди электоратов
ЗюгановаЛебедяЛужковаЯвлинского
ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО В РОССИИ ОСНОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНЫ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ПРЕЗИДЕНТУ, ИЗБИРАЕМОМУ ПУТЕМ ВСЕНАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО В РОССИИ ОСНОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНЫ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ, ЧЛЕНЫ КОТОРОГО ИЗБИРАЮТСЯ В СВОИХ ОКРУГАХ, ОБЛАСТЯХ, КРАЯХ. С КАКОЙ – С ПЕРВОЙ ИЛИ СО ВТОРОЙ – ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ?"
с первой32 23403440
со второй 42 56455048
затр. ответить24 22151612
СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ, ПРЕЗИДЕНТ НАЗНАЧАЕТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА И ЧЛЕНОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА, А ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ДАЕТ СОГЛАСИЕ НА КАНДИДАТУРУ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА. PАССМАТРИВАЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТОБЫ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ИМЕЛА ПРАВО УТВЕРЖДАТЬ НЕ ТОЛЬКО ГЛАВУ ПРАВИТЕЛЬСТВА, НО И КЛЮЧЕВЫХ МИНИСТРОВ. ОДОБРЯЕТЕ ВЫ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ЭТУ ПОПРАВКУ?"
одобряю53 68595759
не одобряю19 10212426
затр. ответить28 22192015
СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ, ПРЕЗИДЕНТ КАК ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ИМЕЕТ ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ И СУВЕРИНИТЕТА РОССИИ, НЕ СПРАШИВАЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ЭТО У ДРУГИХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ. РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТОБЫ ЗАПРЕТИТЬ ПРЕЗИДЕНТУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ БЕЗ СОГЛАСИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ. ОДОБРЯЕТЕ ВЫ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ЭТУ ПОПРАВКУ?"
одобряю68 75716980
не одобряю14 10151911
затр. ответить18 1514129
СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ, СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО, ВЕРХОВНОГО И ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДОВ, А ТАКЖЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА НАЗНАЧАЕТ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА. РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТОБЫ ПРАВО ИХ НАЗНАЧЕНИЯ БЫЛО ПРЕДОСТАВЛЕНО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ. ОДОБРЯЕТЕ ВЫ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ЭТУ ПОПРАВКУ?"
одобряю50 62556056
не одобряю16 6212420
затр. ответить34 32242724


Несомненно, суждения респондентов о необходимости внесения соответствующих поправок в Конституцию в решающей мере определяются их отношением к действующему Президенту и в меньшей степени – к Думе. Показательно, что наиболее решительно (по сравнению с другими респондентами, определившимися со своими электоральными предпочтениями) одобряют предложения о расширении полномочий Думы сторонники Г.Зюганова. Остальные, очевидно, испытывают к Президенту не большее доверие, однако в меньшей степени, чем коммунистический электорат, склонны полагаться на благоразумие и профессионализм депутатов Думы. Поэтому они несколько реже высказываются за передачу депутатам полномочий по формированию правительства и судейского корпуса. Что же касается предложения о контроле над использованием вооруженных сил, то эта идея одобряется подавляющим большинством – как в силу воспоминаний о Чечне, так и потому, что субъектом такого контроля предполагается сделать не Думу, а Совет Федерации, престиж которого значительно выше.

Суждения опрошенных о желательности преобразования политического строя еще несут на себе определенные отпечатки столь привычной дихотомии "правый Президент – левый парламент": традиционно склонные к поддержке реформистских сил жители столиц, молодые и высокообразованные респонденты, лица со сравнительно высокими доходами несколько менее охотно поддерживают идею о перераспределении полномочий. Но в целом настроение в пользу ограничения президентской власти, несомненно, преобладает.

Вместе с тем следует отметить, что большинство опрошенных отнюдь не считает необходимым форсировать проведение соответствующих преобразований. Соглашаются с тем, что "изменения крайне необходимы и не терпят отлагательств", 26% респондентов, причем даже среди сторонников Г.Зюганова этой точки зрения придерживается лишь каждый третий. При этом 44% опрошенных полагают, что "изменения необходимы, но сегодня надо решать более насущные проблемы", а 8% – вообще выступают против изменения Конституции.

Если процесс подготовки и принятия поправок к Конституции будет развиваться не слишком высокими темпами, и его решающая стадия придется на период, непосредственно предшествующий президентским выборам, либо на еще более позднее время, то настроения общественности, по-видимому, будут в меньшей степени, чем сегодня, определяться отношением к действующему президенту. В этом случае более высока вероятность того, что дело в конечном итоге обернется не тотальной дестабилизацией политической системы, а умеренной корректировкой баланса властей, разумным совершенствованием конституционной системы "сдержек и противовесов". Сейчас же дискредитация президентской власти достигла таких масштабов, что попытка форсированной смены "правил игры" с целью расширения полномочий законодательной власти может привести едва ли не к реанимации советской модели "парламентаризма".