|
Российские граждане не оставили без внимания недавние перестановки в Правительстве. Почти половина опрошенных (46%) знают, и еще 35% что-то слышали о новых назначениях в руководстве силовых ведомств: МВД, Министерства обороны, налоговой полиции, Совета безопасности. Одобряют решение о кадровых перестановках 45% респондентов, не одобряют – 10%.
Схожие позиции обнаруживаются и в ответах представителей региональных элит: практически все они знают об этом событии, более половины одобряют новые назначения (не одобряет их примерно пятая часть экспертов).
- 'Постепенно Владимир Владимирович устраняет кадры, доставшиеся ему в наследство от Ельцина, и назначает своих людей. И с каждым разом круг этих назначений возвышается. Сначала была реформа Совета Федерации, потом обкатка на уровне областных губернаторов, лидеров регионов, а сейчас уже уровень системных изменений в Правительстве'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Обеспечивается личный контроль Путина над ключевыми министерствами, над 'силовиками'. Но в то же время сделан такой внешний фасадный шаг – в этом смысле подается прозападный цивилизационный лоск, где модно, чтобы силовые посты занимали лица, не принадлежащие к кадровым военным'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Иванова тоже неслучайно назначили, потому что он готовил программу военной реформы, и когда ее утвердили, он должен воплощать эту программу. Это уже неслучайное назначение. И я тоже согласна с тем, что назначает Путин пусть знакомых, но зато тех, кому можно доверять'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Эти новые назначения являются важным событием. Они на многое влияют. И на нашу внешнюю экономическую политику в том числе. В лояльности к Америке не замечен Иванов'
(ДФГ, Воронеж).
В обоснование своей позиции в отношении последних назначений в Правительстве и рядовые россияне, и значительная часть региональных экспертов приводили доводы, так или иначе звучавшие в центральных СМИ. Доля оригинальных трактовок события оказалось невелика: практически все пространство интерпретаций было ранее задано общефедеральными комментаторами.
Практически вся совокупность обоснований, как оказалось, разделяется на две группы: воспроизводимые 'официальные' объяснения и ретранслируемые 'оппозиционные' комментарии.
К первой группе версий относятся следующие:
– 'демилитаризация' силовых ведомств, желание В. Путина сделать их более 'открытыми',
– намерение начать реформы в силовых ведомствах, а также изменить сам принцип назначения руководителей силовых структур – с 'корпоративного' на 'политический'.
- 'Назначение министра обороны достойно – он начал реформы и должен завершать их, он в курсе дела. Во-вторых, что замом министра обороны назначена женщина – тоже положительно, потому что она была сторонником того, чтобы снять все привилегии и льготы военнослужащих, когда была на должности замминистра финансов. А сейчас поездит, посмотрит, и у нее будет совершенно другое мнение.
В отношении министра внутренних дел, главы фракции 'Единство' – здесь оно двоякое. Может быть, давно пора, чтобы возглавлял Министерство внутренних дел человек, далекий от милицейских функций, <который> был больше наделен политическими правами, потому что там специалистов больше чем достаточно, а МВД было более открытым в решении всех поставленных вопросов. А в связи с тем, что Рушайло назначен секретарем Совета безопасности, он будет заниматься лишь узкими вопросами, касающимися внутренней жизни нашей страны и проблемами Чечни' (эксперт, Рязань).
- 'Путин дал понять, что управлять силовыми ведомствами будут в первую очередь политики. Т.е. эти ведомства демилитаризуются, люди, которые их возглавляют, характеризуются демилитаризованным мышлением и в реагировании на какие-то внешние обстоятельства. Путин достаточно взвешенно и прагматично относится к проблеме кадровых перестановок'
(эксперт, Кемерово).
- 'Вообще, Путин пытается заменить старых на более подходящих людей, с которым ему будет легче работать и легче продвигать новые идеи'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Мне кажется, что это для большей открытости этих структур – как Министерства обороны, так и Министерства внутренних дел'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Иванов занимался подготовкой реформы Вооруженных сил. Будучи секретарем Совета безопасности, он был руководителем коллектива, который разрабатывал военную реформу. Он разрабатывал – он ее и должен осуществлять'
(ДФГ, Москва).
- 'Вот эта женщина – она профессионал, как о ней отзываются. Она прекрасно знает тему, и как раз она совершенно на своем месте. Никаких противоречий нет. Финансист, она не должна брать винтовку, но в своем деле она профессионал, и этим она будет заниматься'
(ДФГ, Москва).
Ко второй группе относятся следующие трактовки новых назначений:
– это лишь поверхностные изменения, которые не приведут к существенным переменам;
– срок негласного договора с Б. Ельциным истек, и В. Путин стремится внедрить в свое окружение 'близких' и лично преданных ему людей;
– изменения обусловлены аппаратными играми, коррупцией или личными амбициями как новых назначенцев, так и самого В. Путина.
- 'Все эти перемещения – чтобы протолкнуть людей, приближенных к себе. Я считаю, что это процветание коррупции, формирование 'личного' эшелона власти. Я считаю, что будут перемещения везде, они будут продолжаться, и еще больше будут развязаны руки у любого начальника'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Один человек погоды не сделает – особенно в таких тяжелых министерствах'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Путин остановился на этих людях скорее всего потому, что нужна ему личная преданность. Может быть, даже именно в этом их профессионализм в какой-то степени и заключается'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Очевидно, его обязательства перед Ельциным кончились. Отношение к этому положительное. Я считаю, что нужны везде новые люди, которые, наверное, смогут всерьез начать реформу армии. А контроль за тратой денег – это одна из таких хороших тактических находок для подкрепления своей главной линии'
(эксперт, Иваново).
- 'Я считаю, что команда формировалась под воздействием Президента Ельцина. Владимир Владимирович год отработал, брал определенные обязательства перед бывшим Президентом. Он их выполнил, выдержал его. Поэтому по основным кадровым вопросам силовыми министрами он сейчас назначил тех людей, которым он доверяет'
(эксперт, Красноярск).
Категория 'оригинальных' трактовок события касается по большей части прогнозов: стоит ли ожидать дальнейших назначений, будут ли реформы в силовых ведомствах, являются ли новые назначения частью более широкой программы административных реформ или нет.
- 'Иванов и Грызлов не повязаны старыми отношениями, что дает им возможность принимать достаточно самостоятельные решения. Я ожидаю усиления ответственности, усиления борьбы с коррупцией в правоохранительных органах. А пока о реформах говорить еще достаточно рано. Не думаю, что эта задача сейчас там реально ставится'
(эксперт, Красноярск).
- 'Без реформы в армии Чечню не задавить. Трясина нашей русской демократии – солдатам не платят. Правдами и неправдами это пытались зажимать. Почему с охотой наши 'солдаты фортуны' вербуются в другие места? Потому что там гарантирована оплата. Порядок нужен, нужна гарантированность, нужна четкость, неотступность. Мы опять упираемся во вселенское для России слово 'коррупция'. А реформа назрела, потому что такой вопрос для такой супердержавы, как Россия, все равно остается – вопрос о подавлении Чечни. Армия разложилась. Ситуация аналогична ситуации японской войны. У нас до предела разложен генералитет. Остается только удивляться, что офицерство у нас еще на уровне, еще способно воевать'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'С одной стороны, хорошо, что там есть гражданские лица, но я так думаю, что особой открытости ждать нечего от этих структур. Как всегда они были закрытые для нас, так они и останутся. В министерстве обороны эту женщину – только чтобы ее не съели там'
(ДФГ, Москва).
- 'Я не очень доверяю женщинам в Правительстве. Мой дилетантский опыт учит, что, во-первых, женщине придется очень сложно там. Политика – это мужские игры, это чисто мужское дело, тем более – военное министерство. Женщина по складу своему... Я ее не знаю. Если понаблюдать, тогда можно что-то будет понять... Но женщина больше руководствуется чувствами, а чувства и политика – вещи, по-моему, несовместимые'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Я эти дела воспринимаю вот в каком контексте. И сам Путин, и его полпреды повсеместно говорят об идее дебюрократизации. Это, во-первых, довольно радикальное сокращение численности министерств, это и численное уменьшение аппарата Правительства. Это будет компенсировано не в том, что бюрократии станет меньше, но она перейдет в немножко другое качество – в аппараты в федеральных округах у полномочных представителей. Функции министерств отраслевых не будут замкнутыми московскими образованиями, супермонстрами, а их функции отчасти будут делегированы в федеральные округа. Исходя из таких соображений, то, что происходит в Москве, – логика понятна вся'
(эксперт, Пенза).
Большинство рядовых граждан (52%) и две трети экспертов ожидают дальнейших перестановок в Правительстве. Заметно, что часть высказываний содержит в себе пожелание решительных действий и более серьезных изменений в управленческой структуре государства.
- 'Для того чтобы поменять ситуацию в России, ясно, что Касьянов – это не тот человек, который сможет принимать радикальные какие-то решения. Я считаю, что это индикатор, что и Касьянов, и ряд министров будут заменены в Кабинете в ближайшее время, что оттягивать больше некуда. Я думаю, что Путин его заменит, потому что сегодня премьер должен быть другим человеком'
(эксперт, Красноярск).
- 'Мне кажется, что обязательно будут какие-то перестановки. На этом не остановятся в ближайшее время. У руля молодой Президент – светлая голова. Все идет от Президента'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Грядут новые перемены – большие, значительные. Если мы уж отдали голоса Путину, значит, будем ждать от него каких-то решительных действий'
(ДФГ, Воронеж).
- 'У Путина короткая 'скамейка запасных'. Откуда же им набраться-то? Такие политики, как Явлинский, Зюганов, из либеральных демократов – тот же Жириновский... Наверное, они где-то предполагали, идя на выборы в верхние эшелоны власти, замену Кабинета на своих людей. У них какой-то теневой Кабинет есть. Путин пришел во власть неожиданно, его привели за руку. Он был на вторых ролях, поэтому я не думаю, что у него действительно длинная скамейка. Но она может вырасти. Год прошел. Я думаю, еще годок – и эта скамейка значительно удлинится. Он даст успокоиться общественному мнению и будет что-то радикальное делать, кажется. Хотелось бы так'
(эксперт, Брянск).
Если говорить в целом, то общественная реакция на назначения в силовых министерствах оказалась не совсем традиционной. И рядовые граждане, и региональные эксперты, выполняющие роль коммуникаторов и интерпретаторов событий, с одной стороны, продемонстрировали высокую осведомленность о кадровых перестановках, а с другой – в своих ответах и оценках воспроизводили главным образом уже озвученные общероссийскими СМИ интерпретативные схемы. По-видимому, новая ситуация с назначениями силовых министров преподнесла россиянам достаточное число 'изюминок' – не скандальных, но способных вызвать определенное внимание и позитивный интерес. Ими стали, во-первых, идея 'демилитаризации' силовых министерств и назначение гражданских лиц; во-вторых, назначение Л. Куделиной на одну из руководящих должностей в традиционно 'мужское' ведомство – министерство обороны; и, в-третьих, обсуждение принципа 'политического' руководства силовыми ведомствами взамен 'профессионально-корпоративного'.
|