Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/power/pow_dum/delegate/o904801




КАК ВЫБИРАТЬ ДЕПУТАТОВ

19.05.1999 [отчет] [ Кертман Г.Л. ]






Абсолютное большинство российских граждан убеждено, что депутаты, избранные по одномандатным округам, более ответственны перед своими избирателями и лучше отстаивают их интересы, чем парламентарии, прошедшие в Думу по партийным спискам.

 март 97март 988-9 мая 1999
В каком случае депутат, избранный в Думу, несет, по Вашему мнению, больше ответственности перед своими избирателями?
когда он избран как депутат от жителей территории374952
когда он является представителем партии, избранной в Думу1999
в равной мере и в том, и в другом случае181619
затр. ответить262620
В каком случае, по Вашему мнению, депутат, избранный в Думу, лучше отстаивает интересы своих избирателей?
когда он избран как депутат от жителей территории365153
когда он является представителем партии, избранной в Думу1889
в равной мере и в том, и в другом случае171617
затр. ответить292521


Как видно из приведенных данных, противоположную точку зрения разделяют немногие. Суждения респондентов по этому вопросу в целом незначительно варьируются в зависимости от их возраста, образования, места жительства, да и политические пристрастия тут проявляются не слишком заметно. Только сторонники Г.Зюганова несколько благосклоннее прочих относятся к представителям партий в Думе: 17% из них полагают, что последние лучше отстаивают интересы избирателей, тогда как 48% - отдают предпочтение представителям одномандатных округов.

Вероятно, нарастающая уверенность большинства наших сограждан в том, что депутаты, избранные в округах, полезнее для избирателей, обусловлена их неприязнью к "политическим играм", участниками которых являются скорее думские фракции, нежели депутаты-одиночки. Во всяком случае, именно такое впечатление должно сложиться у умеренно-прилежного телезрителя: вся деятельность Думы освещается, естественно, через призму межфракционных взаимоотношений. Именно фракции, несущие основную долю ответственности за эту деятельность и во многом преследующие собственные политические интересы (о чем постоянно - и как правило, вполне обоснованно - напоминают СМИ), предстают в глазах граждан основными виновниками склонности Думы к политиканству и ее низкой законотворческой эффективности.

Иначе говоря, Дума в значительной степени отождествляется респондентами с фракциями, "костяк" которых составляют депутаты, избранные по партийным спискам. А поскольку деятельность депутатского корпуса оценивается респондентами преимущественно негативно, их недовольство в наибольшей мере адресуется именно "партийным" депутатам.

Лишь каждый четвертый опрошенный соглашается с тем, что избирателю легче сделать свой выбор, когда он голосует за тот или иной партийный список. Несколько более распространена противоположная точка зрения: избирателю легче сориентироваться в списке "отдельных кандидатов", баллотирующихся по территориальному округу.

Вопрос: "В 1995 году на выборах в Государственную Думу избиратели голосовали по двум спискам: по списку партий и по персональному списку отдельных кандидатов от территориальных округов. Как Вы считаете, в каком случае легче голосовать избирателю?"

 март 1997март 19988-9 мая 1999Среди электоратов
ЗюгановаЛебедяЛужковаПримаковаЯвлинского
когда он выбирает партию из списка партий с указанием их лидеров2518243522212527
когда он выбирает кандидата из персонального списка отдельных кандидатов2737302737463728
одинаково1713161814121424
затр. ответить3132292028212321


Очевидно, это свидетельствует о сравнительной слабости российской партийно-политической системы. Одна из важнейших функций такой системы состоит, как известно, в политическом структурировании общества, то есть именно в том, чтобы предоставлять избирателям достаточно четкий набор альтернатив и содействовать консолидации единомышленников.

Если лишь 1/4 опрошенных признает, что избирателю легче выбрать "свою" партию, чем "своего" кандидата из числа претендентов на депутатский мандат от территориального округа, то, вроде бы, естественно предположить, что большинство российских избирателей не имеет устойчивых электоральных предпочтений. Но доля респондентов, достаточно уверенно отвечающих на вопрос о том, за какую партию они намерены голосовать на парламентских выборах, значительно выше.

Интерпретируя приведенные данные, следует иметь в виду, что престиж партий как политического института в российском обществе крайне низок, и связано это не столько с неудовлетворенностью наших соотечественников тем, как функционируют те или иные конкретные партии, сколько с гораздо более фундаментальными, "глубинными" характеристиками российской политической культуры. (В частности, с представлением о том, что партийно-политическая борьба "отвлекает" власть от исполнения своих обязанностей перед народом, которое, в свою очередь, неразрывно связано с патерналистскими комплексами массового сознания).

Неприязнь к партиям как таковым, по-видимому, побуждает респондентов несколько "преувеличивать" сложность выбора между различными партийными списками. Ведь говоря, что этот выбор легок, респондент вольно или невольно признает принципиальность различий между партиями, а это противоречит достаточно распространенному мнению о том, что все они "одним мирром мазаны". С другой стороны, утверждение о том, что избирателю легче выбрать одного из кандидатов в депутаты от территориального округа, безусловно, лестно для "человека с улицы": он, стало быть, способен сам, без партийных "ярлыков", по достоинству оценить персональные качества претендентов на его голос.

Так что есть основания полагать, что в действительности голосование по партийным спискам в большей мере "облегчает" выбор избирателя, чем это, судя по приведенным данным, готовы признать респонденты.

В пользу этого предположения говорит и тот факт, что идея о переходе к чисто мажоритарной системе, неоднократно звучавшая в последнее время из уст видных политических деятелей, отнюдь не столь популярна, как можно было бы ожидать, исходя из распределения ответов респондентов на вопрос о сравнительных достоинствах депутатов - "списочников" и "одномандатников". Хотя свыше 50% опрошенных отдают предпочтение последним, полагая, что они "лучше отстаивают интересы своих избирателей" (а противоположного мнения придерживаются менее 10% респондентов), однако мажоритарную систему поддержали бы лишь 25%.

Вопрос: "Скажите, в каком случае, на Ваш взгляд, Дума работала бы лучше: если ее формировать только из представителей партий, только из депутатов от территорий или так, как сегодня, - наполовину из тех и других?"

 март 1997март 19988-9 мая 1999Среди электоратов
ЗюгановаЛебедяЛужковаПримаковаЯвлинского
только из представителей партий7681081088
только из депутатов от территорий1631252239362527
наполовину из тех и других5230344030304045
затр. ответить2533322823252719


Доля сторонников действующей, смешанной системы резко сократилась в прошлом году, однако в ее поддержку и сейчас высказывается 1/3 респондентов.

Следует обратить внимание на то, что приверженцы смешанной системы заметно преобладают над сторонниками мажоритарной системы среди почитателей Г.Зюганова и Г.Явлинского - лидеров думских фракций, а несколько уступают "одномандатникам" - среди поклонников А.Лебедя и Ю.Лужкова. То есть те респонденты, чьи политические представители оказывают реальное влияние на деятельность Думы, благосклоннее к действующей системе, чем сторонники политиков, еще только претендующих на это. Возможно, это позволяет предположить, что после очередных выборов, когда распределение мандатов на Охотном ряду будет адекватнее отражать соотношение политических сил в обществе, престиж смешанной системы повысится.
Данные общероссийских опросов населения, проведенных Фондом "Общественное мнение" по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Интервью по месту жительства. Объем выборки в каждом опросе - по 1500 респондентов.