Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/power/pow_dum/tw_dum/o907102 ПОЖЕЛАНИЯ РОССИЯН ЦЕНТРИЗБИРКОМУ 27.10.1999 [отчет] [ Кертман Г.Л. ] Три четверти (75%) российских граждан считают, что партии, нарушающие правила предвыборной агитации, надлежит отстранять от участия в выборах, и только 11% полагают, что делать этого не следует.
При этом подавляющее большинство респондентов не сомневается в том, что такие нарушения будут. Но в непреклонность и принципиальность ЦИКа верят очень немногие. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой к выборам не будут допущены только "некоторые" из партий-нарушителей. Иначе говоря, что в этом вопросе восторжествует "двойной стандарт", и то, за что покарают одних, сойдет с рук другим. Доля тех, кто полагает, что ЦИК проявит снисходительность ко всем нарушителям без исключения, сравнительно невелика, и чаще других это мнение разделяют опрошенные, считающие подобную снисходительность оправданной. Однако, как выясняется, тот самый "двойной стандарт", в котором граждане склонны подозревать ЦИК, не чужд и им самим.
Две трети (68%) сторонников строгого наказания нарушителей законодательства о выборах убеждены, что ЦИК имел достаточно веские основания для снятия партии В.Жириновского с дистанции. Однако за отстранение ЛДПР высказываются только 49% опрошенных, занимающих "жесткую" позицию в отношении партий-нарушителей вообще. В то же время каждый третий из них считает, что жириновцев следовало допустить к выборам, хотя в их невиновность верят лишь 7%. Не более последовательны и те, кто высказывается против отстранения партий-нарушительниц: 35% этой немногочисленной категории респондентов выступают за то, чтобы партия В.Жириновского тем не менее не была допущена к участию в выборах. Очевидно, что, определяя свое отношение к "казусу ЛДПР", респонденты во многом руководствовались не высказанными ими чуть раньше суждениями о том, должен ли ЦИК карать нарушителей по всей строгости закона, а своими собственными политическими симпатиями и антипатиями. Неслучайно доля респондентов, полагающих, что партию В.Жириновского следует снять с дистанции (44%), близка к доле опрошенных, заявляющих о своем нежелании видеть в новой Думе представителей этой партии (48%). И можно не сомневаться в том, что если бы речь зашла о не столь одиозной политической организации, а, допустим, об ОВР или "Единстве" - если бы последние были уличены в самых неблаговидных нарушениях законодательства о выборах, - то отмеченное выше противоречие между "теорией" и "практикой", между "принципиальной" установкой на следование букве закона и фактической готовностью игнорировать ее проявилось бы еще более разительным образом. Таким образом, требуя от ЦИК неукоснительного соблюдения закона и суровой непреклонности к нарушителям, а также заранее подозревая его в необъективности и, по-видимому, в политической ангажированности, избиратели сами отнюдь не склонны руководствоваться этими высокими критериями в оценке его деятельности. Если значительная часть респондентов, настаивая на наказании нарушителей, одновременно высказывается за допуск к выборам партии, обвинения против которой она признает справедливыми, то ясно, что любое решение ЦИК обречено на непопулярность - не столько в силу действительной или мнимой тенденциозности ведомства А.Вишнякова, сколько в силу своеобразия отечественной правовой и политической культуры. |