Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/power/pow_free/o938211




О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ЗАДАЧАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

14.07.1998 [отчет] [ Климов И.А. ]






ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Формализованные телефонные интервью, проведенные c 15 по 25 июня 1998 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе принимали участие руководители и ведущие аналитики региональных СМИ – всего 90 экспертов.

Эксперты в свободной форме отвечали на два вопроса:
  • На решение каких вопросов, проблем, по Вашему мнению, должна направить свои усилия Государственная Дума в ближайший месяц?

  • На решение каких вопросов, проблем, по Вашему мнению, должен направить свои усилия Совет Федерации в ближайший месяц?

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА

В качестве исходного элемента наблюдения было взято высказывание ответ одного эксперта на один вопрос.

За единицу анализа было принято суждение – часть высказывания, логически завершенная и тематически самостоятельная.

Частотный анализ проводился на основании тематического и смыслового сходства суждений, содержащихся в высказываниях всех экспертов.

Результаты приведены в процентах от общего числа суждений по каждому вопросу. Для одиночных суждений проценты не приводятся.

РЕЗУЛЬТАТЫ

I. Для анализа ответов на первый вопрос были отобраны 170 суждений.

По мнению опрошенных, приоритетными для Государственной Думы должны быть следующие задачи:
  • Принятие нового налогового кодекса, доработка его с учетом критики, разработка стратегии контроля, стимулирование экономической активности россиян (20%).

  • Законодательное обеспечение экономических реформ, разработка пакета экономических законов, поддерживающих отечественных производителей (13%).

  • Интенсивное закрытие пробелов в законодательстве, обеспечение дееспособности принимаемых законов (10%).

  • Конструктивное взаимодействие с Президентом и Правительством, необходимое для преодоления кризиса (7%).

  • Разработка и принятие земельного кодекса, законодательная поддержка сельского хозяйства, фермерства (7%).

  • Контроль за исполнением бюджета, работа над бюджетом 1999г. (5%).

  • Обеспечение политической стабильности, достижение общественного согласия, прекращение игры с импичментом (5%).

  • Снижение социальной напряженности, решение проблем безработицы, выплаты долгов по зарплате, функционирования социальных программ (5%).

  • Самороспуск (4%).

  • Хороший отдых (3%).

  • Рассмотрение антикризисной программы Правительства, принятие всех необходимых законов для ее реализации (3%).

  • Ратификация СНВ-2 (3%).

  • Законодательное обеспечение правоохранительной деятельности, судебная реформа (3%).

  • Одиночные суждения: не ратифицировать договор СНВ-2; контроль естественных монополий; законодательство по федеративному устройству; законы о труде; закон о лоббизме; об альтернативной воинской службе; подготовка к парламентским выборам, изменение законодательства; контроль приватизации; проблемы Северного Кавказа; государственная поддержка СМИ.
II. Для анализа ответов на второй вопрос были отобраны 169 суждений.

По мнению опрошенных, приоритетными для Совета Федерации должны быть следующие задачи:
  • Противодействие центростремительным тенденциям в России, укрепление федеративных основ государства, распределение сфер ответственности, ограничение сепаратистских амбиций (20%).

  • Конструктивное взаимодействие с Правительством, поддержка усилий по стабилизации обстановки, уменьшение конфликтов, помощь в разработке концепции реформ (8%).

  • Решение проблем Северного Кавказа, построение продуманной системы национальных отношений (8%).

  • Снижение социальной напряженности в стране, разработка программ социальной защиты населения, погашение задолженностей по зарплате (8%).

  • Рассмотрение принятых Думой законов и разработка механизмов их реализации (7%).

  • Неясно, зачем он вообще нужен и что может сделать для страны (7%)

  • Разработка и принятие налогового кодекса (6%).

  • Стимулирование подъема промышленности, получение реальных инвестиций в промышленность, разработка пакета экономических законов, поддерживающих отечественных производителей (6%).

  • Развитие межрегиональных отношений (5%).

  • Разработка и принятие земельного кодекса, законодательная поддержка сельского хозяйства, фермерства (5%).

  • Координация своих действий с действиями Думы, с депутатами "своих" регионов (4%).

  • Создание единого правового пространства на территории России (4%).

  • Подготовка к выборам 1999г. (4%).

  • Одиночные суждения: уравнение прав регионов; проблема коррупции в госструктурах; интеграция стран СНГ; выдвижение единого кандидата от СФ на президентске выборы; решение проблем, связанных с А.Лебедем; поддержка предпринимательства; соблюдение прав человека в регионах; преодоление финансового кризиса; отдых.

ВЫВОДЫ

  1. В своих высказываниях о первоочередных задачах Государственной Думы эксперты руководствовались необходимостью законодательного обеспечения экономических реформ. Ключевыми в этом процессе являются: разработка и принятие нового налогового кодекса, стимулирующего экономическую активность в России, разработка земельного кодекса, контроль за исполнением бюджета и подготовка бюджета на 1999 г.

    Вторая тема в высказываниях экспертов – более интенсивная законодательная деятельность Государственной Думы, обеспечение дееспособности принимаемых законов. Это необходимо главным образом для поддержания целостности правового пространства Российской Федерации, что является одним из условий целостности государства.

  2. Основное пожелание экспертов Совету Федерации – разработка концепции федеративного устройства, поддержание целостности государства. Именно губернаторы, по мнению опрошенных, должны совместно с Правительством и Президентом выработать единую концепцию государственного устройства, противодействующую центростремительным тенденциям в России.

  3. Общее пожелание Государственной Думе и Совету Федерации, сформулированное экспертами: более тесно, конструктивно взаимодействовать с Правительством и Президентом – поддерживать усилия по стабилизации обстановки, меньше конфликтовать, помочь в разработке антикризисной программы и общей концепции реформ.