Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/power/pow_np/edu/of061823




Национальный проект "Образование"

11.05.2006 [отчет]




Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0618/domt0618_4

Более половины российских граждан не имеют представления о том, что в стране реализуется национальный проект "Образование". На протяжении последних двух месяцев, в течение которых Фонд "Общественное мнение" проводит опросы на данную тему, уровень осведомленности населения о национальном проекте практически не меняется. В ходе последнего опроса 57% респондентов признались, что впервые услышали о нем из уст интервьюера; этот показатель остается неизменным с марта. "Знают" о проекте 14%, "что-то слышали" – 24% (в марте – 11% и 28% соответственно).

Уровень осведомленности респондентов, чьи дети или внуки учатся в школе, соответствует среднему по выборке.

Люди, чьи родные или знакомые работают в школах, демонстрируют лишь чуть более высокий уровень осведомленности, чем прочие респонденты: среди них несколько выше доля "знающих" о проекте (20%) и несколько ниже доля тех, кто впервые услышал о нем от интервьюера (51%). Информированность данной категории граждан также не обнаруживает позитивной динамики.

Остается неизменной и доля людей, которым приходилось слышать высказывания работников образования по поводу перемен, инициированных национальным проектом; она составляет 10%. О положительных переменах в школьном образовании слышали 2% опрошенных, об отрицательных – 4%, о тех и о других – 4% (это распределение практически не меняется на протяжении двух месяцев).

Судя по ответам на открытый вопрос, какие именно отзывы приходилось слышать респонденту, работники образования обсуждают прежде всего проблему учительских заработков и, в частности, доплаты за классное руководство. Некоторые воспринимают эти аспекты позитивно или нейтрально ("за классное руководство платят..."; "повышение зарплаты – это хорошо" – 2% ответов); другие выражают недовольство по поводу незначительности, несправедливости распределения доплат, в целом низкой зарплаты учителей ("очень мало добавили"; "классные руководители стали получать на 1000 рублей больше, но разве это зарплата?"; "несправедливость в распределении денег"; "возмущение по поводу зарплаты учителям" – 3%).

Таким образом, реализация национального проекта "Образование" пока не получает общественного резонанса. Соответственно, не наблюдается динамики и в тех оценках, которые граждане дают положению дел в российском школьном образовании – как на общенациональном, так и на местном уровне. Треть опрошенных квалифицируют ситуацию в национальной системе школьного образования как удовлетворительную (34%), столько же – как плохую (34%); каждый десятый оценивает ее как хорошую. Школьное образование в своем районе респонденты оценивают примерно так же (13% оценок "хорошо", 32% – "удовлетворительно", 31% – "плохо").

Характерно, что "информированные" участники опроса – те, кто "знает" о национальном проекте, – чаще оценивают положение дел в образовании как плохое (44% – в общероссийском масштабе, 39% – в своем районе). Примечательно, однако, что их "негативизм" несколько смягчается: месяц назад соответствующие показатели составляли 60% и 53%. Таким образом, судя по ответам "информированных" респондентов, реализация национального проекта "Образование" приводит к определенным позитивным переменам в этой сфере, однако говорить о качественных сдвигах было бы преждевременно.

Ирина Шмерлина

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 2-5 мая 2006 года. 1500 респондентов.