Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/power/pow_rei/duma_confidence/o903110




ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

03.03.1999 [отчет] [ Климов И.А. ]






ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 февраля 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.

Данные январского опроса приведены в сопоставлении с результатами, полученными в ходе опроса экспертов в августе 1998 г. - январе 1999 г.

БАЛАНС ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Экспертов просили оценить по 10-балльной шкале деятельность органов государственной власти - Президента, Правительства и Государственной Думы.

Для анализа использован баланс экспертных оценок. Этот показатель основан на соотношении положительных и отрицательных экспертных оценок для каждого института государственной власти. Если показатель больше 1, доминируют положительные оценки; если меньше 1 - отрицательные; при показателе, равном 1, количество положительных и отрицательных оценок одинаково.

 Месяцы 1998 - 1999 гг.
Орган власти8910111212
Президент0,030,050,010,040,130,060,06
Правительство0,160,050,220,160,210,230,26
Госдума00,290,110,050,050,090,08


ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА

В феврале 1999 г. соотношение положительных и отрицательных оценок деятельности Президента осталось на уровне предыдущего месяца (0,06 пункта).

В мотивах положительных экспертных оценок можно выделить три основные темы:
  1. Президент, несмотря на болезнь, продолжает выполнять свои обязанности (15 ответов).

  2. Президент, несмотря на болезнь, участвовал в похоронах короля Иордании. Это грамотное решение - для государства было бы позором, если бы он не решился на такую поездку (6 ответов).

  3. Президент сохраняет свой статус главы государства (5 ответов).
Отрицательные суждения экспертов о деятельности Предизента образовали следующие группы:
  1. Президент недееспособен, он несамостоятелен в своих решениях (18 ответов).

  2. Президент не контролирует ситуацию в стране - не ощущается его влияние на происходящие события (18 ответов).

  3. Президент часто болеет; состояние его здоровья совершенно непредсказуемо (15 ответов).

  4. Президент мало работает. Эпизодические посещения им Кремля и кадровые перестановки создают лишь видимость работы, участия в делах государства (13 ответов).

  5. Одиночные суждения: Президент не общается с народом; не оказывает поддержки Правительству.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

На протяжении последних четырех месяцев баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства имеет умеренную положительную тенденцию. В феврале 1999 г. этот показатель составил 0,26 пункта.

Положительные суждения о работе Правительства касались следующих аспектов деятельности этого органа власти:
  1. Правительство стабильно работает, оказывает противодействие кризисным тенденциям (22 ответа).

  2. Нет необдуманных, скороспелых и остро негативных решений. В Правительстве трезво оценивают ситуацию в стране (15 ответов).

  3. Правительство играет консолидирующую роль в современной политической ситуации. Оно поддерживает конструктивные, рабочие отношения с Думой, благодаря чему удалось добиться политической стабильности (13 ответов).

  4. Правительство подготовило бюджет и провело его через обсуждение в Думе (9 ответов).

  5. Правительство ведет борьбу с коррупцией (5 ответов).

  6. Правительство отстаивает интересы страны на переговорах с МВФ и зарубежными банками (4 ответа).

  7. Одиночные суждения: Правительство уделяет особое внимание положению отечественного производства; старается выдержать сроки выплаты пенсий, пособий, зарплат бюджетникам; проводит взвешенную внешнюю политику.
Мотивы отрицательных оценок деятельности Правительства следующие:
  1. Пока не видно положительных результатов деятельности Правительства. Настораживает то обстоятельство, что нет конкретной программы действий (17 ответов).

  2. Темп работы Правительства не соответствует степени остроты проблем. Правительство работает недостаточно активно, его действия малоэффективны, решения принимаются очень медленно (12 ответов).

  3. Правительство не оправдывает возлагавшихся на него надежд (5 ответов).

  4. Одиночные суждения: Не налажена работа с регионами; растет социальная напряженность.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

В феврале 1999 г. баланс отрицательных и положительных оценок деятельности Государственной Думы практически не изменился по сравнению с предыдущим месяцем (0,08 пункта).

Суждения экспертов о позитивных сторонах деятельности Государственной Думы касались трех моментов:
  1. Дума не конфликтует с Правительством, наметился конструктивный альянс двух ветвей власти (15 ответов).

  2. Дума приняла бюджет (14 ответов).

  3. Дума активно работает, занимается своими прямыми обязанностями (11 ответов).

  4. Одиночные суждения: Депутаты ратифицировали договор с Украиной.
Отрицательные суждения экспертов о работе Государственной Думы продиктованы следующими мотивами:
  1. Дума является источником политической напряженности. Депутаты занимаются политическими интригами, импичментом, делают безответственные и скандальные заявления, искусственно обостряют политическую ситуацию (18 ответов).

  2. Депутаты в очередной раз проголосовали за принятие льгот для самих себя. Этим они дискредитируют статус "народного избранника", теряют свой авторитет (16 ответов).

  3. Депутаты недостаточно ответственно подходят к исполнению своих прямых обязанностей. Они затягивают рассмотрение ряда важных законопроектов, нет целенаправленной работы по актуальным проблемам; создается лишь видимость работы (14 ответов).

  4. Дума становится ареной предвыборной борьбы. Логика действий депутатов определяется скорее не актуальными проблемами, а предвыборными задачами (10 ответов).

  5. Одиночные суждения: Думу раздирают внутренние скандалы; происходит совершенно непонятная игра вокруг "соглашения о перемирии"; недопустимая позиция в отношении российского фашизма.

РЕЗЮМЕ

  1. В суждениях экспертов о деятельности Президента преобладают отрицательные оценки. В декабре наметилась положительная тенденция, связанная с тем, что Президент предпринял ряд шагов по реформированию своей администрации. Однако в январе 1999 г. соотношение положительных и отрицательных оценок вернулось к прежнему уровню. Февраль не принес каких-либо изменений.

    В высказываниях экспертов о Президенте на протяжении последних шести месяцев устойчиво присутствуют два доминирующих мотива оценок. Первый - Президент не участвует в политической жизни страны. Второй - пошатнувшееся здоровье не позволяет Президенту оперативно реагировать на события, контролировать социальную и политическую ситуацию в стране. Даже такой решительный поступок, как поездка в Иорданию, не принес ему существенных дивидентов в общественном мнении.

  2. Наиболее благожелательно, по сравнению с другими институтами государственной власти, оценивается экспертами деятельность Правительства. На протяжении четырех месяцев наблюдается умеренная позитивная тенденция в соотношении положительных и отрицательных суждений.

    В качестве основной заслуги Правительства эксперты называют более или менее успешное противодействие кризису. Правительство не принимает остро негативных решений, старается решить проблему с долгами бюджетникам, принят бюджет на 1999 г. По мнению ряда экспертов, именно Правительство предпринимает усилия по стабилизации политической ситуации и консолидации ветвей власти.

    Тем не менее, журналисты полагают, что темп работы Правительства не соответствует степени остроты проблем в стране. Отсутствие четкой антикризисной программы делает недостаточно эффективной деятельность Правительства в экономической и финансовой сфере.

  3. Государственная Дума, по мнению ряда экспертов, остается источником политического напряжения. Приближающиеся парламентские выборы заставляют депутатов думать скорее о своем будущем, нежели о своей работе. Об этом свидетельствует и принятие Думой закона о льготах для себя, скандальные заявления, обострившаяся межпартийная борьба.

    В качестве положительной тенденции эксперты отметили устойчивое и достаточно конструктивное сотрудничество Государственной Думы и Правительства. Самое главное событие прошедшего месяца - успешное принятие бюджета на 1999 г. согласованными усилиями двух ветвей власти.