Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/power/pow_rei/o941411 РЕЙТИНГ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ 20.10.1998 [отчет] [ Климов И.А. ] ИСТОЧНИК ДАННЫХ Телефонные интервью с экспертами – руководителями, ведущими аналитиками региональных СМИ в 9 регионах Европейской части РФ. Опрошено 90 человек. Опрос проведен с 15 по 25 сентября 1998 года.Эксперты в свободной форме отвечали на два вопроса:
РЕЗУЛЬТАТЫ Если в предыдущем – июльском – опросе эксперты назвали фамилии 23 региональных лидеров общей сложностью 327 раз, то в сентябрьском опросе эксперты упомянули 33 фамилии региональных лидеров и дали в общей сложности 366 ответов.В таблице указаны ранговые позиции региональных лидеров и рейтинги (в %) в общем массиве упоминаний. Приведены фамилии тех лидеров, доля упоминаний которых не ниже 1%. Согласно результатам сентябрьского опроса, произошли некоторые изменения как в составе первой десятки, так и в рейтинге лидеров внутри неё.
Сохраняют за собой места лидеров Д.Аяцков (первое место), А.Лебедь (второе место) и Э.Россель (третье место). В сентябре А.Тулеева потеснил К.Титов, поднявшийся на четвертое место с девятого, которое он занимал в июле. Следует отметить заметное снижение рейтинга Е.Строева, который переместился с пятого места на девятое, а также появление в списке региональных лидеров общероссийского масштаба В.Густова (десятое место). АРГУМЕНТЫ ЭКСПЕРТОВ Анализ высказываний позволяет судить о том, какие качества и поступки региональных лидеров, по мнению экспертов, делают их фигурами общероссийского масштаба.Для анализа отбирались фамилии тех региональных лидеров, доля упоминаний которых больше средней (9%). Это Д.Аяцков, А.Лебедь, Э.Россель, К.Титов, А.Тулеев. В качестве исходного элемента наблюдения было взято высказывание – ответ одного респондента на один вопрос исследования. За единицу анализа было принято суждение – часть высказывания, логически завершенная и тематически самостоятельная (содержащая имя одного регионального лидера и обоснование выбора). Частотный анализ проводился на основании тематического и смыслового сходства суждений, содержащихся в высказываниях всех респондентов. Для анализа не принимались суждения, в которых: – не приведены доводы выбора; –дается обобщенная характеристика сразу нескольких региональных лидеров; –дается стереотипный ответ: пользуется вниманием СМИ.
Значимость экономики региона для России; справляется с ситуацией в регионе (8 суждений). Занял принципиальную позицию в отношении В.Черномырдина (7 суждений). Руководит очень сложным регионом и много делает для стабилизации обстановки. Самостоятелен, не оглядывается на федеральные власти (6 суждений). АРГУМЕНТЫ ЭКСПЕРТОВ В ЦИТАТАХ Ниже приведены наиболее яркие высказывания экспертов о тех региональных лидерах, фамилии которых указаны в таблице (см. выше)."В Саратовской области хорошая обстановка, уровень жизни достаточно высокий. Это его заслуга". "Последовательный. Не менял свою позицию и говорит то, что говорил до кризиса". "Проявил себя как зрелый "рыночник" практическая самекалка у него есть". "Завидует Монике". "Пытается заниматься конкретными делами, навести порядок, и, вроде бы, есть толк от этого". "Его позиции усилились, после его вхождения в Совет Федерации". "Жесткий, волевой политик, лидер". "Собирается спасать страну". "Демонстрирует независимую позицию". "Во время кризиса он повел себя как государственный деятель общероссийского масштаба. Не было паники". "Выразил свою позицию, проявил политическую волю, которую остальные не демонстрировали". "Ругался с Черномырдиным". "Спокойно управляет своим регионом". "Проводит самостоятельную, независимую политику от Центра". "Его имя постоянно всплывает в связи с какими-то скандалами". "Потихоньку пытается выводить из кризиса свой регион". "В силу веса своего региона сумел построить отношения с Центром". "Сумел создать для своего региона хорошие условия. Производство там немножко развивается". "Он как рабочая лошадка. Без лишней помпезности делает свое дело". "Его активно привлекали, чтобы он давал анализ ситуации". "У него в регионе все спокойно, без забастовок, без выступлений". "Фигурировал как кандидат на пост премьер-министра". "Он пользуется авторитетом в СФ, стал вице-премьером". "Он котируется, в СФ никто не возражал". "Он единственный здравомыслящий человек из наших генералов". "Он занимает достаточно заметную позицию по Северному Кавказу". "Он все больший вес приобретает в регионах. Его идеология... Если это все вылезет, то это будет самое страшное. У него просто пена на губах". "Он известен по своей прошлой деятельности". "Очень здравые вещи высказывает и делает у себя в регионе". "Добивается инвестиций в экономику". ПРИЛОЖЕНИЕ С октября 1996 года ФОМ ежемесячно проводит экспертные опросы руководителей, ведущих журналистов и аналитиков региональных СМИ, т.е. представителей региональной информационной элиты.Сформированное экспертное поле охватывает региональную информационную элиту неавтономных территорий, т.е. территорий, не имеющих статуса национальной автономии. Поле экспертов формировалось следующим образом. Все субъекты Федерации в Европейской части РФ были сгруппированы в три территориальные страты: Северная,Центральная и Южная. Северная страта включает субъекты Федерации Северного, Северо-Западного, Волго-Вятского экономико-географических регионов, а также Калининградскую область и объединяет 19,8% жителей неавтономных территорий в Европейской части РФ. Центральная страта включает области Центрального экономико-географического региона и объединяет 29,4% жителей неавтономных территорий в Европейской части РФ. Южная страта включает области Центрально-Черноземного и Поволжского экономико-географических регионов, Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края и объединяет 50,8% жителей неавтономных территорий в Европейской части РФ. Из каждой страты отбиралось с вероятностью, пропорциональной численности населения, соответствующее число субъектов Федерации: одна точка опроса на 11% жителей неавтономных территорий. В результате была получена следующая выборка точек для проведения экспертных опросов:
В каждом из включенных в выборку субъектов Федерации были отобраны методом "снежного кома" по 10 экспертов – наиболее авторитетных (по мнению самих экспертов) руководителей, ведущих журналистов, аналитиков региональных газет, телерадиокомпаний. В каждом регионе отбирались по 3 эксперта реформаторской, по 3 эксперта оппозиционной и по 4 – центристской ориентации. Ориентация экспертов оценивалась их коллегами и сотрудниками пресс-службы региональной администрации. В результате было сформировано экспертное поле, которое представляет весь политический спектр региональной информационной элиты. Точка зрения ведущих провинциальных журналистов, их оценки возможных вариантов развития нынешней ситуации в России, доходя до аудитории провинциальных СМИ, в определенной степени формируют "климат мнений" в обществе. И как бы ни старались журналисты быть объективными, все же личные убеждения, симпатии и антипатии (словом, "субъективный фактор") так или иначе накладывают отпечаток на их материалы. Это – с одной стороны. А c другой – экспертные опросы провинциальной журналистской элиты позволяют выявить скрытые или еще только зарождающиеся тенденции в развитии определенных общественных явлений и процессов, понять причины происшедших событий, предсказать их возможные последствия. Цель проводимых опросов – выявление оценок нынешней политической ситуации в России представителями региональной информационной элиты. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||