|
В течение последнего года отношение российских граждан к перспективе захоронения тела Ленина претерпело существенные изменения: если в июле 1997 г. эту идею поддерживали 42% опрошенных, и не поддерживали – 44%, то сейчас доля ее сторонников возросла до 55%, а доля противников сократилась до 34% респондентов.
Вопрос: "Сейчас в обществе обсуждается вопрос о захоронении тела В.И.Ленина. А Вы лично – за захоронение или против?"
| Все | Пол | Возраст | Образование |
муж. | жен. | 18-35 лет | 36-50 лет | старше 50 лет | неполное среднее | среднее | среднее спец. | высшее |
за | 55 | 53 | 58 | 63 | 58 | 45 | 44 | 58 | 56 | 65 |
против | 34 | 36 | 32 | 24 | 32 | 45 | 44 | 31 | 33 | 27 |
затр. ответить | 11 | 11 | 11 | 12 | 10 | 10 | 13 | 11 | 11 | 8 |
|
За это предложение сегодня высказывается подавляющее большинство молодых и высокообразованных россиян; среди сравнительно пожилых и малообразованных практически одинаковое количество противников и сторонников. Существенное влияние на позиции респондентов по этому вопросу оказывают, конечно, их политические предпочтения: противники захоронения заметно преобладают среди приверженцев Г.Зюганова; в электоратах других потенциальных кандидатов на президентский пост они составляют меньшинство, но среди приверженцев А.Лебедя и В.Жириновского – весьма внушительное
Вопрос: "Сейчас в обществе обсуждается вопрос о захоронении тела В.И.Ленина. А Вы лично – за захоронение или против?"
| Все | Среди электоратов |
Жириновского | Зюганова | Лебедя | Лужкова | Немцова | Черномырдина | Явлинского |
за | 55 | 50 | 37 | 55 | 64 | 60 | 70 | 65 |
против | 34 | 43 | 54 | 36 | 26 | 30 | 25 | 24 |
затр. ответить | 11 | 7 | 9 | 7 | 10 | 10 | 5 | 11 |
|
Особого внимания заслуживают мотивы как сторонников, так и противников погребения. Если год назад необходимость такого шага обосновывали "христианскими традициями" 23% опрошенных, то сейчас – 36%, тогда как доля респондентов, поддерживающих идею захоронения по иным причинам, не изменилась.
Едва ли это означает, что рост популярности данной идеи всецело объясняется "религиозным возрождением": если бы этот процесс в течение последнего года развивался столь бурными темпами, его признаки обнаруживались бы, очевидно, в различных сферах общественной жизни. Скорее можно предположить, что на суждения значительной части наших сограждан повлияла эпопея с захоронением царских останков, в ходе которой, кстати, к христианским традициям, требующим погребения усопших, чаще апеллировали представители светских властей и комментаторы СМИ, чем церковные иерархи.
Вопрос: "Если Вы считаете, что необходимо захоронить тело В.И.Ленина, то почему Вы так думаете?"
| Июль 1997 г. | Июль 1998 г. | Пол | Возраст | Образование |
муж | жен | 18-35 лет | старше 50 лет | неполное среднее | высшее |
я против захоронения | 44 | 34 | 36 | 32 | 24 | 45 | 44 | 27 |
этого требуют христианские традиции | 23 | 36 | 30 | 40 | 40 | 29 | 29 | 47 |
нельзя нарушать волю усопшего (т.е. завещание) | 8 | 9 | 9 | 8 | 9 | 9 | 8 | 7 |
ему не место в Мавзолее, потому что с его именем связаны беды и страдания нашего народа, массовый террор | 3 | 4 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 |
Красная площадь - не место для могил | 5 | 4 | 5 | 4 | 6 | 3 | 2 | 4 |
по другим соображениям | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 2 |
|
Но тот факт, что около двух третей респондентов, высказывающихся в пользу захоронения, ссылаются на "христианские традиции", принципиально важен, независимо от глубины и искренности религиозных чувств опрошенных. Он свидетельствует о том, что большинство сторонников этого шага не склонны видеть в нем политическую акцию антикоммунистического свойства, призванную восстановить историческую справедливость. Они высказываются за устранение некоей культурно-исторической аномалии и воспринимают захоронение тела Ленина скорее как акт милосердия, чем как акт мести, символического "наказания" российского коммунизма. Причем показательно, что представители тех социально-демографических групп, которые наиболее решительно поддерживают это предложение (женщины, молодежь, высокообразованные россияне), особенно охотно апеллируют к "христианским традициям". Иная аргументация используется ими не чаще, чем прочими респондентами. Это, по-видимому, означает, что позитивное отношение к идее захоронения преобладает в этих группах не из-за каких-либо особенностей их политических взглядов и не из-за особой религиозности. Дело скорее в том, что женщины, молодежь, люди с высшим образованием в большей мере, нежели мужчины, сравнительно пожилые и малообразованные россияне, способны абстрагироваться от идеологического и политического контекста проблемы захоронения тела Ленина, увидеть ее в культурно-историческом измерении.
Респонденты, ссылающиеся на "волю усопшего", занимают в этом отношении сходную позицию: на первом плане для них – не идейно-политический, а нравственно-правовой аспект проблемы.
Таким образом, не более 8% россиян считают захоронение Ленина необходимым в силу тех или иных идейно-политических мотивов. Не более – но, возможно, менее, ибо утверждение "Красная площадь – не место для могил" может интерпретироваться по-разному, и респондент, выбирающий данный вариант ответа, вовсе не обязательно руководствуется стремлением "свести счеты" с коммунистическим наследием.
Вопрос: "Если Вы против захоронения, то почему Вы так думаете?"
| Июль 1997 г. | Июль 1998 г. | Возраст | Образование |
18-35 лет | старше 50 лет | неполное среднее | высшее |
я не против захоронения | 42 | 52 | 58 | 41 | 42 | 56 |
В.И.Ленин - великий исторический деятель, и его телу место в Мавзолее | 7 | 8 | 5 | 12 | 10 | 7 |
имя В.И.Ленина свято для многих граждан нашей страны, поэтому его тело нужно оставить в Мавзолее | 7 | 7 | 4 | 12 | 10 | 4 |
эта акция усилит социальный и нравственный раскол в обществе | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
тело В.И.Ленина в Мавзолее - это символ советского периода нашей истории, памятник эпохи | 17 | 10 | 8 | 12 | 13 | 11 |
сейчас не время этим заниматься, есть много более важных дел | 8 | 6 | 5 | 6 | 6 | 4 |
по другим соображениям | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 0 |
|
Обратим внимание на то, что при более жесткой постановке вопроса ("Если Вы против захоронения, то почему Вы так думаете?") общее число сторонников сократилось на 3%. Особенно заметно сокращение в группах, наиболее активно заявивших о своей поддержке идеи захоронения тела Ленина при ответе на прямой вопрос: на 5% среди молодежи и на 9% - среди респондентов с высшим образованием. Это свидетельствует о подвижности общественного мнения по данному вопросу - судя по всему, оно воспроизводит позиции, декларируемые СМИ. Заметим, что эти декларации, по-видимому, отразились и в лидировании "христианских традиций" среди мотивов необходимости захоронения.
Мотивы противников захоронения тоже достаточно разнообразны, но "идейно-политическая" составляющая здесь значительно заметнее. Доля респондентов, считающих этот шаг нецелесообразным, поскольку он "усилит раскол в обществе", либо полагающих, что "есть много более важных дел", невелика. Заметно сократилась доля опрошенных, видящих в пребывании Ленина в Мавзолее "памятник эпохи". Следует отметить, что эта позиция не предполагает прокоммунистической ориентации, и большинство разделяющих ее не испытывают священного трепета перед делом и телом Ленина. Как явствует из приведенных данных, она пользуется довольно значительной поддержкой среди молодежи и высокообразованных респондентов, которые в наименьшей мере склонны симпатизировать коммунистическим идеям. Кроме того, сторонники этой точки зрения почти пропорционально представлены в электоратах всех потенциальных претендентов на президентский пост – от Г.Зюганова (13%) до Б.Немцова (10%). И это вполне объяснимо: тело Ленина в Мавзолее действительно является символом советской эпохи, и многие люди самых разных политических ориентаций, не довольные хроническим "беспамятством" отечественных властей, рассматривают предполагаемое захоронение Ленина в одном ряду с такими событиями нашей давней и недавней истории, как переименование городов и улиц, снос храмов и памятников и т.д.
Итак, за последний год доля россиян, возражающих против захоронения Ленина по неполитическим соображениям, заметно сократилась. Многие из них пересмотрели свою позицию, и сейчас, очевидно, выступают за погребение исходя из требований "христианской традиции" (Следует признать, что между установкой на сохранение тела Ленина в Мавзолее из уважения к исторической памяти и установкой на его погребение из уважения к христианской традиции нет непроходимой пропасти; в ценностно-нормативном плане эти установки, напротив, весьма близки).
Но доля тех, кто выступает против захоронения, аргументируя свою позицию "величием" Ленина и "святостью" его имени, осталась неизменной. Респонденты, занимающие такую позицию, склонны в большинстве своем воспринимать предложения о погребении Ленина как кощунственные. Стоит отметить, что эти аргументы в 2-3 раза чаще используют пожилые и малообразованные респонденты, чем молодые и высокообразованные. Кстати, среди сторонников Г.Зюганова они вдвое более популярны, чем среди опрошенных в целом: на "величие" Ленина ссылаются 15%, на "святость" его имени – 13% приверженцев лидера КПРФ.
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно констатировать, что хотя сторонников захоронения Ленина сегодня примерно в полтора раза больше, чем противников, среди российских граждан, рассматривающих эту проблему в идейно-политическом ракурсе, преобладают вторые. Из этого следует, что в случае конфронтации по этому вопросу власти и оппозиции последняя может рассчитывать на более сплоченную и энергичную поддержку своих сторонников. Более того, многие из тех, кто сегодня высказывается за погребение, ссылаясь на "христианские традиции", скорее всего, были бы возмущены самим фактом превращения этой проблемы в предмет политического, "партийного" противостояния. А убедить наших сограждан в том, что власть, выступая с той или иной инициативой, руководствуется не политическими соображениями, – задача, мягко говоря, трудновыполнимая.
Поскольку основным аргументом в пользу погребения Ленина для большинства сторонников этой идеи является необходимость следовать "христианским традициям", критическое значение в этом вопросе приобретает позиция церкви. Если церковные иерархи не выскажутся по этому вопросу абсолютно недвусмысленно, любые "светские" инициаторы такого погребения рискуют оказаться в крайне сложном положении. Иное дело – если бы инициатива исходила от РПЦ, а власть "держала паузу", взвешивая (более или менее публично) возможные последствия такого шага для социальной и политической стабильности общества. В этом случае необходимые политические и психологические предпосылки для его проведения могли бы созреть, вероятно, довольно быстро.
|