Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/pres/of19951204




Какого лидера ждет Россия?

31.03.1995 [отчет] [ Светлана Мигдисова, Елена Петренко, Татьяна Захарова, Анна Воронцо-ва, Дмитрий Чубуков ]




Политические симпатии россиян неопределенны и размыты: по данным многочисленных опросов, в стране нет ни одной партии и ни одного лидера, рейтинг которых превышал бы 10 – 12%. Поэтому трудно говорить о том, кто из них может рассчитывать на успех в конце нынешнего года, когда состоятся парламентские выборы, а тем более – в середине следующего, когда (возможно) нас ждут выборы президентские. Но в более общем плане кое-что ясно уже сегодня, а именно: каким должен и каким не должен быть политик, какие слова ему нужно произносить, а каких – избегать, чтобы претендовать на сочувственное внимание избирателей. Ясно, в частности, что за последние год – полтора в сознании наших сограждан произошли существенные изменения, и теперь они останутся равнодушными или просто отвергнут многое из того, на что раньше откликались заинтересованно и даже с воодушевлением.

Начну с самого очевидного. По данным Фонда "Общественное мнение", россияне в большинстве своем не будут голосовать за политика, который поддерживает и собирается продолжать курс президента Б. Ельцина (таких 15%); свыше половины опрошенных выберут политика, который критикует этот курс и обещает сменить его. Так что недавнее отмежевание "Выбора России" от Б. Ельцина политически вполне логично – оно соответствует массовым настроениям. Другое дело – поможет ли это "Выбору России", ведь среди антиельцинцев задают тон люди старших возрастных групп, с невысоким образовательным уровнем, с низким социальным статусом (рабочие, пенсионеры, безработные), у которых к Е. Гайдару и его партии свой счет, и "Выбор России" оплатить его вряд ли сможет.

Но если зависимость предстоящего голосования от отношения тех или иных политиков к Б. Ельцину и его курсу вполне предсказуема, то некоторые другие данные, полученные нами, выглядят несколько неожиданными: они явно не совпадают с распространенным представлением о постсоветском избирателе. Вот ответы еще на два вопроса анкеты (вернее, на один с разными вариантами ответов).

В первом случае на вопрос: "ЗА КАКОГО ПОЛИТИКА ВЫ ОХОТНЕЕ ПРОГОЛОСОВАЛИ БЫ НА БУДУЩИХ ВЫБОРАХ?" можно было дать один ответ. Ответы распределились следующим образом (данные в % от числа опрошенных):

за того, кто обещает быстро вывести страну из кризиса29
за того, кто обещает более медленные перемены к лучшему44
затрудняюсь ответить27

Во втором случае тоже можно было дать один ответ. Ответы распределились так (данные в % от числа опрошенных):

за того, кто называет конкретные сроки выполнения своих предвыборных обещаний30
за того, кто считает, что в условиях кризиса конкретные сроки назвать невозможно47
затрудняюсь ответить23

Как видим, последние годы кое-чему научили людей: они не только разуверились в политиках, не сумевших выполнить свои обещания, но и все более настороженно относятся к обещаниям вообще. Можно назвать это разочарованием, сменившим недавнее очарование. Но, быть может, в этом разочаровании надо усматривать и обнадеживающие симптомы взросления нашего общества, начинающего понимать, что серьезные изменения в жизни не совершаются по мановению волшебной палочки?

И все же почва для популизма, судя по приведенным данным, тоже сохраняется. Примерно треть населения (чаще всего это наименее развитые слои) готова обмануться еще раз. Их, конечно, ждут новые разочарования, но вопрос не в этом, а в том, не приведут ли эти люди своими бюллетенями к власти самых беззастенчивых политических демагогов, ведь разочарованные и настроенные реалистично, как показывает опыт, чаще других предпочитают в дни голосования оставаться дома.

К неприятным последствиям может привести и желание значительной части россиян (таких тоже около трети) отдать свои голоса кандидатам, не успевшим побывать на руководящих должностях (37% опрошенных предпочитают, наоборот, людей с опытом управленческой работы). Нелюбовь к "начальству" у нас, как известно, в крови, но известно и то, что это чувство сочетается нередко с любовью к "человеку с улицы" ("такому же, как мы") и неистребимым нежеланием обращать внимание на профессионализм (непрофессионализм) будущих руководителей страны.

В этом же ряду и данные о том, что 34% населения – все та же треть – собираются голосовать за кандидата, который близок им не своими политическими позициями, а просто "симпатичен как человек". Тут сказывается, наверное, общее разочарование в политике и недоверие к политическим программам, которые к тому же очень часто следуют рука об руку. Но не стоит забывать, что "симпатичные" люди, попадая в большую политику, способны наломать немало дров. Правда, в России сегодня все же больше людей (43%), которых интересуют взгляды и убеждения их возможных избранников, а не одно только личное обаяние.

Вопрос лишь в том, придут ли эти люди на выборы. Равно как и в том, какие политические убеждения окажутся привлекательнее для человека с бюллетенем. Эти вопросы пока остаются открытыми.

Всероссийский опрос городского и сельского населения. Март 1995 года. 1303 респондента.