Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/pres/putin_/itog_putin/of054123 Деятельность В. Путина - вчера и сегодня 13.10.2005 [отчет] Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0541/domt0541_2 По мнению 30% опрошенных, В. Путин в течение второго президентского срока работает лучше, чем в течение первого срока. Чаще других такую позицию разделяют москвичи (48%) и люди с высшим образованием (39%). Противоположного мнения – президент стал работать хуже – придерживается лишь каждый десятый респондент (11%). Отметим, что даже сторонники политических партий, оппозиционных "Единой России" (ЛДПР, КПРФ и правых партий), оценивают перемены в работе В. Путина чаще позитивно, нежели негативно. Суждения респондентов о динамике количественных изменений президентского электората разделились довольно равномерно: 26% опрошенных полагают, что людей, готовых проголосовать за него, в последнее время становится больше, 20% – что их число сокращается, еще четверть опрошенных (26%) считают, что электорат В. Путина остается неизменным. Ответы на данный вопрос в значительной мере зависели от отношения респондентов к президенту: среди доверяющих ему 46% полагают, что численность приверженцев В. Путина растет, и только 4% – что она сокращается; среди не доверяющих первое мнение высказали только 5%, второе – 33%. Что касается представлений респондентов о качественном составе электората В. Путина, то каждый пятый из числа опрошенных считает, что сейчас голосовать за него склонны в первую очередь люди старшего поколения: "скорее, люди в возрасте", "старшее поколение", "мы, пенсионеры" (22% ответов на открытый вопрос). По мнению 12% опрошенных, поддержать действующего президента своими голосами готовы главным образом обеспеченные россияне, люди, связанные с бизнесом ("живущие в материальном достатке"; "банкиры, спонсоры"; "те, у кого свой бизнес"). Эта точка зрения более характерна для противников В. Путина: среди тех, кто сейчас в гипотетической ситуации президентских выборов проголосовал бы за другого кандидата, подобные суждения высказал каждый четвертый респондент, тогда как среди сторонников В. Путина – только 7%. Еще 6% опрошенных полагают, что за президента сегодня готовы проголосовать практически все россияне – "от молодого до самого старого"; "все слои населения"; "любого класса и профессий". По 5% опрошенных считают, что за В. Путина голосуют "рабочие, обычные, простые люди" и "средний класс" (отметим, что респонденты обычно понимают под "средним классом" промежуточный – между "богатыми" и "бедными" – слой населения, а не некую социальную группу, схожую по доходам, стилю жизни и мироощущению со средним классом западных стран). Тот же вопрос – "Как Вам кажется, кто, какие люди готовы сейчас проголосовать за В. Путина?" – ФОМ задавал россиянам и в феврале 2001 года. Как выяснилось, представления наших сограждан о составе потенциального электората главы государства заметно изменились (в таблице приведены не все группы ответов респондентов).
Как видим, вдвое увеличилась доля россиян, полагающих, что за В. Путина проголосуют люди определенных возрастных групп (чаще всего – старшего возраста). Одновременно в три раза сократилась доля тех, кто полагает, что за президента готовы голосовать "простые трудящиеся", и в два раза – тех, кто считает, что за В. Путина проголосует "средний класс". Таким образом, можно говорить о том, что В. Путин в определенной мере утрачивает образ "президента всех россиян", который в 2001 году существовал в сознании не только сторонников президента, но и части его противников. Сегодня даже сторонники В. Путина – те, кто проголосовали бы за него в гипотетической ситуации выборов "в ближайшее воскресенье", – чаще всего считают основой электората президента представителей старшего поколения: более четверти из них, отвечая на открытый вопрос о людях, готовых голосовать за В. Путина, упоминают именно пенсионеров. Отметим также, что В. Путин в какой-то мере утратил образ политика, пользующегося преимущественной поддержкой военных и представителей других силовых структур. Петр Бавин Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 8 октября 2005 года. 1500 респондентов. |