Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/pres/putin_/rating_Putin/o030725




Политические предпочтения пользователей интернет в июне 2003 г.

25.07.2003 [информация] [ Воронин П. ]




Эмпирическая основа.

Анализ политических предпочтений и избирательной активности проведен на основе общероссийских опросов населения по проекту "Пента" в мае 2003 года. Общий размер выборки - 6000 респондентов. Доля пользователей сети Интернет в мае составила 10,5%, т.е. более 600 респондентов. Исследуемая совокупность - население России в возрасте от 18 лет и старше. Выборка случайная, стратифицированная (по крупным экономико-географическим регионам и городскому / сельскому населению), трехступенчатая (административные районы - избирательные участки - жилища). Опросы проводятся в режиме личного интервью по месту жительства респондентов.

Новая серия опросов, проведенная в июне, позволяет провести первое исследование политических предпочтений и потенциальной избирательной активности пользователей сети Интернет в летнюю декаду и сравнить полученные данные с результатами предыдущих исследований.

Распределение политических предпочтений интернет-пользователей по партиям в мае и июне выглядит следующим образом:

КПРФ стабильно менее популярна у пользователей Интернета, чем у жителей России в целом. В июне за нее проголосовали бы 6% пользователей Сети и 22% россиян. По сравнению с маем оба рейтинга не изменились.

В отличие от КПРФ, "Единая Россия" сохраняет свой рейтинг в 21% и на просторах Всемирной Паутины. Вообще, популярность "Единой России" можно назвать самой устойчивой, так как рейтинг этой партии одинаковый, если сравнивать пользователей Сети со всем населением, и если сравнивать июньские показатели с майскими - стабильный 21%.

С правой стороны политического спектра уровни популярности партий среди интернет-пользователей превышают общероссийские. Так, в июне за "Яблоко" собирались голосовать 11% пользователей Сети, а общероссийский рейтинг этой партии - 5%. Если же говорить только об уровне поддержки "Яблока" пользователями Интернета, то он колеблется - 11% в марте и апреле , 8% в мае, возврат к 11% в июне(См. предыдущие выпуски: март, апрель, май).

Другая "правофланговая" партия - СПС - более популярна среди интернет-пользователей, чем "Яблоко". Уровень поддержки этой партии пользователями Сети в июне составил 13%. Напомним, что общероссийские рейтинги обеих партий в июне были равными и составляли 5%. Если же говорить про динамику, то по сравнению с маем популярность СПС не изменилась.

За еще одну популярную партию российской политической арены - ЛДПР - в июне готовы были проголосовать 10% пользователей Интернета. Следует отметить, что уровень поддержки этой партии пользователями Сети заметно колеблется: 6% в марте и апреле, 12% в мае, 10% в июне. Если же сравнивать эти показатели с общероссийскими, то в июне уровень популярности ЛДПР среди пользователей Сети был немного выше общероссийского (10% против 8%), тогда как в мае разница была более заметной (12% против 7%).

От анализа партий перейдем к рассмотрению ситуации с политиками. Как уже отмечалось, КПРФ, являющаяся партией политического левого фланга, менее популярна среди пользователей Интернета, чем по стране в целом, тогда как "правофланговые" СПС и "Яблоко" напротив, относительно более популярны. И это при идентичном рейтинге "Единой России" среди пользователей Сети и жителей страны в целом. Посмотрим, справедлив ли тезис о смещении политических предпочтений интернет-пользователей слева направо по политическому спектру, когда речь идет о политиках, а не о партиях.

Вопрос: Представьте себе, что в ближайшее воскресенье состоятся президентские выборы с участием перечисленных политиков. За кого из этих политиков вы бы проголосовали? (приведены данные по ведущим политикам, за исключением В. Путина; данные по В. Путину см. ниже)

Ситуация относительно более низкой по сравнению с населением популярности КПРФ повторяется и для лидера этой партии Г.Зюганова, уровень поддержки которого среди пользователей Интернета в несколько раз ниже, чем среди всех россиян. В июне за него проголосовали бы 14% россиян и только 5% интернет-пользователей. Однако за 4 последних месяца популярность Г.Зюганова среди пользователей Сети медленно росла. На данный момент такой рост нельзя назвать значимым устойчивым трендом, но мы продолжим наблюдать за этой тенденцией в дальнейших исследованиях. Можно предположить, что источник этого роста – не в смещении политических ориентаций прежних интернет-пользователей, а в пополнении их рядов, в результате чего население Сети постепенно становится все более похожим на население страны в целом.

Популярность лидеров "Единой России" среди пользователей Интернета, как видно из графиков, мало отличается от общероссийской. За С.Шойгу в июне готовы были голосовать 3% пользователей сети и 2% россиян, за Ю.Лужкова - 2% пользователей Интернета и 1% россиян, за Е.Примакова - 1% и 2% соответственно.

Уровень популярности лидера ЛДПР В.Жириновского среди пользователей Интернета остался на уровне 7%, что лишь немного выше его общероссийского рейтинга.

Что касается лидеров "правых" партий, то за Г.Явлинского отдали бы свои голоса 3% интернет-пользователей, за Б.Немцова - 2%. Эти цифры достаточно стабильны во времени и мало отличаются от общероссийских. Как видно из приведенных результатов, относительно высокая популярность "Яблока" и СПС среди пользователей Сети по сравнению со всеми жителями страны не сопровождается аналогичным повышенным рейтингом лидеров этих партий.

Уровень поддержки пользователями Интернета действующего президента страны В. Путина значительно выше, чем у любого другого политика.

Полученные результаты также показывают, что среди пользователей Интернета доля людей, готовых проголосовать за В. Путина, заметно выше, чем среди жителей страны в целом, причем разница довольно устойчиво держится на уровне 10%-11% (исключением является только май). Этот факт вместе с относительно более низким по сравнению с общероссийским рейтингом Г.Зюганова и практически равными общероссийским рейтингами лидеров партий правого фланга и центра позволяет предположить, что В.Путин воспринимается пользователями Интернета как политическая фигура правого фланга политического спектра.

В отношении избирательной активности значительных отличий пользователей Интернета от населения страны в целом нет.

Доля пользователей Интернета, намеренных принять участие в выборах депутатов Государственной Думы в декабре этого года, медленно, но устойчиво растет. В июне она составила 74%, незначительно отличаясь от общероссийской. Следует также отметить, что впервые за последние 4 месяца этот показатель готовности голосовать на грядущих выборах оказался выше среди пользователей Сети, чем у жителей России в целом.