Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/pres/putin_/round_president/dd031133




Окружение президента: опора или помеха

20.03.2003 [отчет] [ Опрос населения ]







 


В последнее время наши сограждане все чаще негативно оценивают результаты деятельности российского президента в различных областях и прежде всего – в социальной сфере, тогда как его личный рейтинг остается устойчиво высоким (См.: Л. Преснякова. Три года на посту президента: итоги работы и имидж В. Путина // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 010 (694). (http://www.fom.ru/survey/dominant/734/1524/5615.html)). Очевидно, массовое сознание располагает определенным арсеналом объяснительных схем, позволяющих 'снимать' это противоречие.

Результаты исследования, проведенного 8 марта (Президент и его окружение // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 010 (694). (http://www.fom.ru/survey/dominant/734/1523/5612.html)), позволяют обнаружить и проанализировать, как минимум, две такие схемы.

В историческом прошлом, в том числе и в относительно недавнем, одной из наиболее характерных претензий к власти было то, что она 'страшна далека' от народа и не представляет реалий жизни простых граждан. В отношении действующего президента в обществе сложилось прямо противоположное мнение: В. Путин знает, 'какие настроения царят в обществе, о чем сегодня думают люди', – такого мнения придерживаются 66% наших сограждан. Лишь каждый четвертый респондент полагает, что президент не знает, чем живет его народ.

Представления россиян об основных источниках информации, которыми пользуется В. Путин, еще нагляднее свидетельствуют о том, что они верят: президент близок к народу. 37% опрошенных полагают, что главным источником информации для В. Путина служит прямой контакт с простыми гражданами – личные встречи, поездки по стране, а также письма людей и вопросы, беседы посредством телемостов. Еще 23% респондентов считают, что основная информация поступает к президенту через СМИ:
  • 'Телевизор смотрит и газеты читает'; 'из новостей'; 'телевизор смотрит – видит, что творится в стране' (открытый вопрос).
В данных суждениях имплицитно содержится та же идея близости президента к простым гражданам: 'он смотрит те же новости, что и мы, читает те же газеты'. Еще в 3% суждений эта же идея высказывается в самом общем виде:
  • 'Я знаю, а он что – не должен знать?'; 'надо вообще глухонемым быть, чтобы не знать' (открытый вопрос).
Итак, в общей сложности 60% суждений (напомним, что ответ одного респондента может содержать несколько суждений) несут мысль о том, что президент получает информацию о стране лично, без посредников, или (в случае СМИ) эта информация не отличается от той, которая доступна простым гражданам.

Каждый пятый опрошенный полагает, что президент черпает информацию в первую очередь из докладов подчиненных. Под 'подчиненными' в большинстве случаев подразумеваются сотрудники кремлевского аппарата:
  • 'Докладывают заместители'; 'люди из администрации снабжают президента информацией' (открытый вопрос).
10% опрошенных считают, что информация поступает к президенту прежде всего через спецслужбы, а также из 'своих' источников:
  • 'Есть свои люди, которые ему докладывают'; 'осведомители'; 'по своим каналам'; 'госбезопасность, ФСБ'; 'по сообщениям ФАПСИ' (открытый вопрос).
Более половины опрошенных – 53% – полагают, что президент в своей политике в первую очередь опирается на мнение россиян. Более низкий показатель – по сравнению с оценкой его осведомленности – обусловлен, прежде всего, позицией сторонников КПРФ: среди этой группы респондентов лишь 36% считают, что президент руководствуется мнением россиян, а 46% придерживаются противоположного мнения.

С точки зрения того, как интерпретируются рядовыми гражданами интенции президента, любопытными являются следующие данные.

Вопрос: 'Одни считают, что В. Путин в своих действиях руководствуется мнением россиян. Другие считают, что мнение россиян для В. Путина – не самое главное. С какой точкой зрения – первой или второй – Вы согласны?'


 

Все

Вопрос: 'На Ваш взгляд, Путин знает или не знает, какие настроения царят в обществе?'

знает

не знает

затр. ответить

Доли групп (%) 100 66 26 8

С первой

53

60

38

43

Со второй

29

26

39

18

Затр. ответить

18

14

23

39



Итак, мы видим, что среди тех, кто считает, что В. Путин имеет представление о настроениях в обществе, лишь каждый четвертый полагает, что президент недостаточно внимателен к мнениям граждан. Эту группу можно определить как наиболее выраженных и убежденных противников президента.

В то же время среди тех, кто полагает, что президент не осведомлен о настроениях в обществе, 38% опрошенных считают, что В. Путин прежде всего опирается в своей работе на мнение россиян. Очевидно, респонденты, составляющие последнюю группу (а это около 10% всей выборки), непреклоннее всех убеждены в позитивных намерениях главы государства – если верят, что он, даже не зная общественных настроений, следует воле народа – и, вероятно, более других склонны объяснять его неудачи 'внешними' факторами.

Следует обратить внимание также и на то, как связаны представления респондентов об источниках информации президента, с одной стороны, и об его исходных установках – с другой. Респонденты, полагающие, что он черпает информацию о настроениях в обществе из донесений спецслужб или своих личных источников, значительно чаще других полагают, что мнением россиян президент руководствуется далеко не в первую очередь (40% и 42% соответственно – против 29% в среднем по выборке).

Среди выделивших такие источники информации как непосредственное общение с народом – особенно поездки по стране, а также беседы посредством телемостов, – доля респондентов, полагающих, что президент опирается в своей политике на мнения россиян, превышает две трети (а в среднем по выборке – 53%). Среди респондентов, назвавших в качестве информационных источников президента СМИ, 56% полагают, что глава государства опирается на мнение сограждан, 32% опрошенных этой группы придерживаются противоположной точки зрения.

Дефицит положительных результатов в деятельности главы государства объясняется некоторыми респондентами и иначе:
  • 'Почему-то не реализуются его благие пожелания. То ли руки у него связаны, то ли недосуг проследить за исполнением своих указаний, пожеланий. Наверное, тоже вот эта самостоятельность – она как-то в пределах' (ДФГ, Москва).
При этом констатация отсутствия достижений не порождает сомнений в позитивных намерениях президента. Опираясь на материалы дискуссионных фокус-групп, можно выдвинуть тезис, что оценка 'самостоятельности' президента дается, прежде всего, исходя из оценки ситуации в той или иной области. Так, по мнению части респондентов, во внешней политике президент проявляет самостоятельность и добивается положительных результатов. Показательно, что этой точки зрения придерживаются как сторонники В. Путина, так и его противники:
  • '1-я участница: По-моему, во внешней политике он более самостоятельный, чем во внутренней.
2-я участница: Я бы согласилась' (ДФГ, Москва)
  • 'Модератор: То есть во внешней политике он более самостоятельный, да?
1-я участница: Он более успешный, конечно.

2-я участница: Конечно, намного – по сравнению с теми годами, когда он пришел к власти, конечно' (ДФГ, Москва).

Это суждения сторонников В. Путина. А вот высказывание сторонника Г. Зюганова:
  • 'Участник: Самостоятельность во внешней политике.
Модератор: А конкретно?

Участник: С Ираком. Он вроде присмирил американцев. А так – больше ни в чем' (ДФГ, Воронеж).

Когда речь заходит о ситуации внутри страны, респонденты также проявляют зримое единодушие: у президента хорошие замыслы, однако 'кто-то' не дает им реализоваться. И опять же можно отметить, что близкую логику рассуждений демонстрируют как сторонники В. Путина:
  • 'Я тоже считаю, что у него нет своей сплоченной команды. У него есть просто окружение, которое ему в чем-то мешает просто. Чувствуется, что у человека много каких-то задумок, есть потенциал какой-то, но окружение ему мешает' (ДФГ, Москва).
так и сторонники коммунистов:
  • 'И я считал, что он там где-то должен примерно быть на стороне в основном этой массы (имеется в виду народ – П. Б.). Но он где-то вроде хочет что-то сделать, о чем я говорил, но одновременно тот тормоз, который... вот это все... волошино-ельцинское окружение – там хоть лопни, не дадут ему. Его каждый шаг контролируется' (ДФГ, Москва).
Разумеется, противники президента категоричнее в своих суждениях, однако и они часто выражают уверенность, что изначально у него были исключительно положительные намерения:
  • 'Я считаю – несамостоятельный. Подтверждаю это чем: промышленность не поднял, бандитизм не прекратил, нищета нарастает у нас в стране' (ДФГ, Воронеж).
Респондент фактически демонстрирует убежденность в том, что если бы президент был самостоятельным, то и промышленность поднял бы, и бандитизм поборол.

Для сторонников президента признание его самостоятельности зачастую есть исключительно способ выражения симпатии к нему, и это признание даже не нуждается в доказательствах, основанных на обращении к практике:
  • 'Я считаю его самостоятельным политиком. Может, потому что он после Ельцина пришел, молодой политик. Конечно, он не решает все вопросы сам. В то же время – как он ведет себя, ездит за границу... Во всяком случае, он нормально общается с людьми, и мне это в нем нравится' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Модератор: Т. е. стал более самостоятельным?
Участница: Да.

Модератор: В чем вы видите эту разницу? Почему Вы так думаете?

Участница: Мне нравятся вообще его выступления. Он мне нравится. Он мне симпатичен как политик' (ДФГ, Воронеж).

Таким образом, можно сделать вывод, что слова 'самостоятельный' и 'несамостоятельный' применительно к политике имеют четкую оценочную маркировку. Успехи президента напрямую 'доказывают' его самостоятельность в соответствующей области, а негативные результаты его деятельности в равной мере 'свидетельствуют' о 'несамостоятельности' президента. Однако при этом и сторонники, и противники В. Путина постоянно демонстрируют внутреннюю убежденность в его позитивных установках, замыслах. Показательна в этом отношении оценка внешнеполитических достижений главы государства его противниками. Респонденты не пытаются 'списать' успехи в этой области на помощников, а, снижая градус критики президента, признают его самостоятельность в решении этих вопросов.

Таким образом, мы видим, как и противники, и сторонники В. Путина выводят его из-под критики, приписывая неудачи во внутренней политике скорее президентскому окружению. Даже противники президента готовы приписать лично ему заслуги в той области, которая сегодня оценивается респондентами как наиболее успешная (См.: Преснякова Л. Три года на посту президента: итоги работы и имидж В. Путина // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 010 (694)(http://www.fom.ru/survey/dominant/734/1524/5615.html)).

Кто же именно мешает, а кто помогает президенту – который и знает о чаяниях народа, и преисполнен благих намерений и замыслов? Предвосхищая более подробный анализ данных, можно сказать, что респонденты настроены довольно пессимистично: по мнению многих наших граждан, президенту мешают практически на всех уровнях государственной власти.

Выше мы уже цитировали высказывание участника московской фокус-группы, который противопоставлял 'команду' президента его 'окружению', и именно последнее обвинял в создании помех для реализации позитивного потенциала главы государства. Собственно термин 'окружение' нуждается в уточнении – кого именно респонденты причисляют к 'ближнему кругу' В. Путина.

Отвечая на вопрос: 'Кто, по Вашему мнению, входит в состав окружения В. Путина', – респонденты называли прежде всего членов правительства – 26%, в том числе и конкретных министров – В. Матвиенко, И. Иванова, С. Иванова:
  • 'Матвиенко и ближайшие руководители'; 'Касьянов и его Кабинет министров'; 'Министерство иностранных дел – Иванов, Министерство обороны, Министерство финансов' (открытый вопрос).
15% опрошенных полагают, что в окружение президента входят прежде всего сотрудники его администрации, аппарата:
  • 'Глава президентской администрации – Волошин'; 'все, кто работает при администрации президента' (открытый вопрос).
И только 8% описали окружение президента в иных терминах, сделав акцент на неформальных связях главы государства с теми, кто ему близок в работе: единомышленники, соратники, команда президента.

Помимо этих категорий, респонденты называли и родных В. Путина, и пресловутую Семью, и политическую элиту в целом.

Как же наши сограждане оценивают деятельность президентского 'окружения'? По мнению большей части россиян, в окружении В. Путина преобладают люди, которые ему 'мешают'. Такого мнения придерживаются 42% опрошенных. Лишь каждый третий полагает, что большинство окружающих президента 'помогают' ему.

Среди тех, кто отождествляет окружение президента с его аппаратом, а также среди тех, кто включил в его состав правительство, мнения разделились строго пополам: 40% полагают, что в окружении преобладают люди, мешающие В. Путину, 40% – что больше тех, кто ему помогает. Таким образом, респонденты не уверены в том, что даже прямые подчиненные президента стремятся ему помочь.

Обращает на себя внимание и тот факт, что, обозначая состав президентского окружения негативно маркированными словами ('хапуги, прохиндеи'; 'бандитская группировка', 'скользкие, мерзкие люди', 'лизуны'), респонденты не склонны распространять свою оценку на самого президента. В этой группе опрошенных подавляющее большинство (от 58% до 65%) считает, что такое окружение В. Путину мешает – т.е. не разделяет его интенций. Это справедливо и в отношении тех респондентов, кто записал в окружение президента пресловутых олигархов – А. Чубайса, Б. Березовского и прочих. Среди них лишь 10% считают, что окружение скорее помогает В. Путину, и 56% – что мешает.

'Хорошие люди', 'профессионалы', 'советники', 'единомышленники'
президенту, конечно, чаще помогают, чем мешают, но до трети респондентов, определяющих окружение В. Путина через вышеозначенные категории, не верят в то, что таких людей рядом с президентом – большинство.

Рассмотрим также оценку респондентами деятельности других структур государственной власти, производимую при посредстве оппозиции 'помощь-помеха' президенту.

Что касается оценки роли представителей региональной власти, только 25% опрошенных считают, что они 'мешают' президенту. Противоположной точки зрения придерживаются 37% респондентов. Обращает на себя внимание распределение ответов по регионам. В Поволжье доли убежденных в преимущественной лояльности и не-лояльности губернаторов практически равны (31% и 30% соответственно), а на Урале и Дальнем Востоке респонденты значительно чаще верят в реализацию принципа 'вертикали власти'. В этих регионах доля тех, кто верит в поддержку В. Путина со стороны большинства губернаторов, превышает долю сторонников противоположной точки зрения в два раза – 44% против 22% и 50% против 27%, соответственно. Очевидно, данный показатель в определенной мере зависит от уровня политической самостоятельности местных лидеров (Следует заметить, что данные не дают нам повода утверждать, что респонденты поддерживают или осуждают фрондерство региональных властей. Это относится к данным по оценке лояльности и других властных структур. Только для сторонников В. Путина (тех, кто ответил, что на президентских выборах проголосовал бы за него) можно утверждать с большой долей вероятности, что распределение ответов на соответствующие вопросы соответствует их оценке деятельности упомянутых структур. ).

На другом полюсе находится Государственная дума. Более половины опрошенных (52%) убеждены, что депутаты чаще мешают президенту, чем помогают. Показательно, что в данном случае даже сторонники В. Путина не готовы поверить в преобладающую лояльность депутатов, несмотря на наличие у пропрезидентских фракций относительного большинства в парламенте. Характерно, что в данном вопросе сторонники В. Путина и сторонники Г. Зюганова оказались практически единодушны.

Все это дает основания предположить, что мы в меньшей степени имеем дело с представлением респондентов о позиции депутатов Госдумы в отношении политики президента, и в значительно большей – с отношением к институту законодательной власти в обществе в целом.

Обратимся к данным другого опроса, посвященного доверию-недоверию россиян к отдельным властным институтам. Здесь в рейтинге недоверия Госдума прочно удерживает первое место, а баланс доверия-недоверия в отношении правительства близок к паритету:

 

Относятся с доверием

Относятся с недоверием

Государственная дума (Рейтинги доверия/недоверия власти // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 041 (675) (http://www.fom.ru/survey/dominant/505/1218/4057.html))

5

33

Правительство РФ

14

19



Приведенный тезис находит свое подтверждение при сопоставлении с ответами на соответствующий вопрос в отношении правительства. 40% опрошенных полагают, что большинство членов российского правительства мешает В. Путину, и 36% придерживаются противоположной точки зрения. Даже среди сторонников президента 31% респондентов полагают, что министры чаще мешают, чем помогают ему.

Сравним эти данные с ответами на вопросы: 'Кто больше всего помогает В. Путину?' и 'Кто больше всего мешает В. Путину?'.

 

Вопрос: 'Кто, по Вашему мнению, больше всего помогает В. Путину?'

Вопрос: 'Кто, по Вашему мнению, больше всего мешает В. Путину?'

Правительство в целом

22

4

М. Касьянов

7

2

С. Шойгу

6

0



Утверждая, что правительство больше других стремится помочь главе государства, респонденты, кажется, не всегда верят в то, что это стремление разделяют большинство министров.

В заключение можно еще раз отметить: в массовом сознании складывается устойчивая, непротиворечивая система оправдания наличных и возможных неудач политики президента применительно к социально-экономической ситуации в стране. Россияне, в том числе и политические противники президента, верят в преобладание у него позитивных устремлений и полагают, что даже в ближайшем окружении В. Путина большинство составляют те, кто мешает этим устремлениям реализоваться, воплотиться на деле.