Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/putin_/putin_smi/dd000640




Телеобращение В.Путина о реформе власти

31.05.2000 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Телеобращение В.Путина о реформе власти
2.Графики
3.Электронная фокус-группа

1.Телеобращение В.Путина о реформе власти


Телеобращение В.Путина по поводу реформирования системы власти имело довольно ограниченный резонанс. Только 14% респондентов знали об этом обращении, и еще 24% заявили, что 'что-то слышали' о нем (надо полагать, преимущественно в новостных программах телевидения). Впервые узнали о выступлении главы государства в ходе интервью 52% россиян.

Однако сам факт обращения президента к народу подавляющее большинство граждан оценивает вполне позитивно. По крайней мере, ни один из участников фокус-групп не счел, что В.Путину не следовало выступать, и никто не расценил его выступление как признак 'слабости', несмотря на то что ведущие весьма настойчиво спрашивали об этом. Впрочем, и противоположное мнение – о том, что обращение к народу свидетельствует о 'силе' президента, участники фокус-групп, как правило, отвергали, утверждая, что его вообще невозможно оценивать в этих категориях.

Когда в ходе опроса экспертов (представителей региональных элит) был задан вопрос о том, как это телеобращение характеризует В.Путина – 'скорее как сильного политика или как слабого политика', – 80% респондентов остановились на первом варианте ответа, и только 2% – на втором. Однако такое единодушие экспертов отражает, скорее всего, их отношение не столько к самому факту выступления, сколько к его содержанию: радикализм предложений, идущих вразрез с корпоративными интересами губернаторов, произвел на них, по-видимому, соответствующее впечатление.

Что же касается практики обращений главы государства к гражданам как таковой, то участники фокус-групп, позитивно отзываясь о шаге В.Путина, использовали в основном три аргумента – в самых различных вариациях. Во-первых, они охотно ссылались на мировой опыт, с удовольствием подчеркивая, что так принято 'в нормальном демократическом государстве'. Во-вторых, говорили о том, что поделившись своими планами с согражданами, президент продемонстрировал уважение к ним: 'он нас уравнял с думцами, с Советом Федерации. Потому что он сделал предложение для всей страны, а затем передал документы на рассмотрение. Это было справедливо...'; 'если он не будет выступать, это вообще получится, что он нашего мнения совершенно не спрашивает'. Наконец, в-третьих, некоторые акцентировали внимание на том, что выступление свидетельствует о дееспособности главы государства: 'Здесь каждое слово доходчиво, и ты понимаешь его... Да, он работает, он мыслит. Он что-то делает'.

Последнее соображение совершенно определенно навеяно воспоминаниями о появлениях перед телекамерами предшественника нынешнего президента; нелестные для Б.Ельцина сравнения неоднократно звучали в данном контексте.



Вопрос: Одни считают, что В.Путин как глава государства должен регулярно выступать с телеобращениями. Другие полагают, что президент должен выступать с телеобращениями только в связи с важнейшими событиями и решениями. А третьи считают, что такие обращения вообще не нужны. Какая из трех точек зрения Вам ближе?


27–28мая

Проголосовали бы за...

Путина

Зюганова

других

Нужны регулярные телеобращения

37

40

32

42

Нужны телеобращения в связи с важнейшими решениями

45

50

40

41

Телеобращения вообще не нужны

8

4

15

8

Затрудняюсь ответить

9

6

13

8



Показательно в связи с этим, что если два года назад, в мае 1998, 34% респондентов считали, что обращения президента 'не нужны', то сейчас мнение о нежелательности телеобращений разделяют лишь 8% опрошенных. Чаще прочих такое мнение высказывают сторонники Г.Зюганова. Это представляется вполне закономерным хотя бы уже потому, что соответствие практики подобных телеобращений опыту демократических государств и нормам демократии не является для коммунистического электората столь же убедительным аргументом в пользу выступлений главы государства, как для прочих респондентов.

Как явствует из приведенных данных, респонденты несколько чаще высказываются за то, чтобы президент обращался к гражданам 'в связи с важнейшими решениями', чем за 'регулярные телеобращения'. На фокус-группах мысль о том, что президенту не следует обращаться к народу 'по пустякам', звучала весьма часто: 'Я не думаю, что надо обращаться по поводу перестановки министров. Но по поводу того, что касается всей страны, я думаю, надо'; 'Это очень сильный метод. Как часто? В случае экстремальных условий. Но очень часто нельзя – иначе это будет уже признак слабости'; 'Те вопросы, которые решаются на уровне министерств, не обязательно, мне кажется, выносить. А вот то, что касается народа...' Причем граждане явно предпочли бы слышать из уст президента не столько отчеты о проделанной работе, сколько заявления, касающиеся намерений власти. Как выразилась одна из участниц фокус-группы в Москве, 'придумали что-нибудь хорошее – президент вышел и сказал: мы будем делать так и так. Будет нам через это великое счастье. Народ посмотрел, запомнил и сказал: ага...'

Вопрос об оптимальной периодичности президентских обращений дискутировался весьма оживленно, но при этом два тезиса звучали очень часто: во-первых, о том, что президент должен в каждом конкретном случае решать, следует ли ему выступать, в зависимости от ситуации, от масштаба и актуальности стоящих задач (иначе говоря, никакого строгого 'графика' президентских обращений быть не должно), а во-вторых, о том, что обращений должно быть не слишком много. Одни мотивировали это тем, что в противном случае президент 'начнет уже мельтешить', выражали пожелание, 'чтоб не приедалось' и т.д., другие – опасениями, что при чересчур активном общении президента с телеаудиторией у него 'времени просто не останется на то, чтобы свои планы претворять'. 'Он не артист, он президент большой-большой страны. У него есть много дел... Он просто-напросто выдохнется на этих выступлениях, и ему останется только тогда и заниматься, что готовиться к выступлениям, а уже все его обязанности будут выполнять какие-то другие люди'.

Как правило, пожелания участников фокус-групп сводились к тому, чтобы президент обращался к гражданам от двух-трех до шести раз в год. Лишь однажды прозвучало предложение, чтобы он делал это еженедельно – участник дискуссии ссылался на американский опыт и пояснял, что краткие еженедельные выступления президента звучали бы 'как метроном для оркестра. Вот он дал ноту – и вот столько колебаний в секунду. И более или менее его чувствуют, он чувствует, и каким-то образом единение какое-то происходит'. Однако остальные участники решительно воспротивились. 'Ну зачем превращаться в мальчиков каких-то там, Леонтьева и прочих, – возмущался один из них. – Есть же для этого болтуны. А президент будет раз в неделю – это комедия какая-то'.

В целом большинство наших соотечественников определенно предпочитает, чтобы обращения президента были значительными политическими событиями, а не обыденным мероприятием.







2.Графики

17 МАЯ 2000 ГОДА ПРЕЗИДЕНТ В.ПУТИН ВЫСТУПИЛ С ТЕЛЕВИЗИОННЫМ ОБРАЩЕНИЕМ К РОССИЯНАМ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ ОБ ЭТОМ ТЕЛЕОБРАЩЕНИИ В.ПУТИНА?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО В.ПУТИН КАК ГЛАВА ГОСУДАРСТВА ДОЛЖЕН РЕГУЛЯРНО ВЫСТУПАТЬ С ТЕЛЕОБРАЩЕНИЯМИ.
ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ПРЕЗИДЕНТ ДОЛЖЕН ВЫСТУПАТЬ С ТЕЛЕОБРАЩЕНИЯМИ ТОЛЬКО В СВЯЗИ С ВАЖНЕЙШИМИ СОБЫТИЯМИ И РЕШЕНИЯМИ.
А ТРЕТЬИ СЧИТАЮТ, ЧТО ТАКИЕ ОБРАЩЕНИЯ ВООБЩЕ НЕ НУЖНЫ.
КАКАЯ ИЗ ТРЕХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?

СУЩЕСТВУЕТ ТОЧКА ЗРЕНИЯ, ЧТО НА В.ПУТИНА НИКТО НЕ ВЛИЯЕТ, ОН ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО. ЕСТЬ ИНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ, ЧТО ОН НАХОДИТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНО. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?



3.Электронная фокус-группа


Эпизод Тема

оценка / сила колебаний

оценка / сила колебаний

колебаний

оценка

26

О значимости предлагаемых законопроектов 1/срд 1/слб 1/срд 1,0

47

Обращение к гражданам с просьбой о поддержке законопроектов 1/слб 2/слн 0/слн 1,0

27

Власть будет вести 'открытую политику' 1/слб 0/срд -1/слн 0,0




Эпизод 26. В.Путин:
Граждане России, дорогие друзья! Впервые с момента вступления в должность президента я вношу в Государственную Думу пакет законопроектов. С одной стороны, это обычная практика работы главы государства, но с другой – речь идет о законах, которые скрепляют и цементируют российскую государственность. Эти меры я считаю жизненно важными для будущего страны.

Эпизод 47. В.Путин:
Уважаемые граждане! Вы не хуже меня знаете: расхлябанность власти дороже всего обходится миллионам простых людей. Ценой разболтанности государства становится личная безопасность, неприкосновенность собственности, жилищ, в конечном итоге – благополучие наше собственное и будущее наших детей. Именно для этого нам нужна сильная и ответственная власть. И потому я рассчитываю на понимание тех шагов, которые предпринимаются сейчас. Я именно с этим избирался на пост президента России. Эту политику намерен твердо и последовательно проводить впредь. Именно так, как мы это делаем сегодня. Благодарю вас за внимание.

Эпизод 27. В.Путин:
Я обещал, что власть будет вести открытую политику, будет объяснять гражданам свои цели и конкретные шаги.