Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/reg_ros/chech_/peace_conference/dd024629




Аслан Масхадов

21.11.2002 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Нужно ли вести переговоры с Асланом Масхадовым?
2.Графики и открытые вопросы
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

 
1.Нужно ли вести переговоры с Асланом Масхадовым?


В ходе обсуждения перспектив и условий налаживания мирной жизни в Чечне политики и СМИ вновь заговорили об А. Масхадове. Президент однозначно заявил, что переговоры с А. Масхадовым невозможны – во-первых, потому что он оказался на стороне сил международного терроризма, а во-вторых, потому что он не пользуется авторитетом ни среди основных сил боевиков, ни среди населения. Чтобы понять, согласны ли наши сограждане с такой позицией В. Путина, и если да, то каковы основания такого согласия: несомненный авторитет российского лидера или соответствие этого заявления их собственным оценкам и ожиданиям – были проведены опросы населения и экспертов.

О том, кто такой А. Масхадов, знают больше 90% россиян. Подавляющее большинство опрошенных – 71% - относятся к А. Масхадову плохо, а 14% – безразлично. Среди участников общероссийского опроса нашлось лишь несколько человек (1% от числа опрошенных), заявивших, что они относятся к нему хорошо. Примерно так же распределились и оценки экспертов.

Население Южного федерального округа, больше других регионов страдающего от соседства с мятежной республикой, чаще, чем россияне в среднем, выражает негативное отношение к А. Масхадову (80%). А среди тех, кто живет на Урале и в Северо-Западном округе, в его адрес чаще звучат нейтральные высказывания (20% и 22% соответственно).

Как воспринимают в России бывшего президента Чечни, можно понять из ответов на открытый вопрос, материалов фокус-групп и бесед с экспертами.

Негативные оценки и определения содержатся примерно в половине ответов на открытый вопрос: 'Скажите, пожалуйста, кто такой Аслан Масхадов?' Пятая часть опрошенных считает его террористом. Еще 15% назвали А. Масхадова бандитом, и около 10% дали ему другие негативные характеристики ('зверь, убийца'; 'враг чеченского и российского народов').

Другая половина ответов имеет нейтральный характер, однако довольно часто в них признается статус этого человека. Одни вспоминают офицерское прошлое А. Масхадова ('это бывший полковник Советской армии'), другие подчеркивают легитимность его президентского статуса ('избранный президент Чечни'), некоторые дают нейтральные оценки и нынешней роли А. Масхадова ('боевой командир чеченцев'; 'гражданин Чечни'), единицы стремятся его оправдать ('защищает свою Родину').

Мнения участников фокус-групп об А. Масхадове также расходятся. Дискуссии по поводу его роли в развязывании второй чеченской войны возникали постоянно, и всякий раз среди респондентов находились те, кто подчеркивал: СМИ сообщают, по крайней мере, не всю правду об А. Масхадове.
  • 'Интервьюер: Скажите, знаете ли вы, кто такой Масхадов?
1-я участница: Президент Чечни.

2-й участник: Бывший полковник Вооруженных сил Советского Союза, теперь предводитель бандитов.

3-я участница: Я слушала Сажи Умалатову - она прекрасно о нем отзывалась. Человек, говорит, культурный, с высшим образованием... У нее мнение замечательное, а то, что мы слышим сейчас, - это совершенно противоположное. Истина мне, например, неизвестна.

4-я участница: К истине нас не подпускают. Это настораживает. Мы ничего не знаем.

5-й участник: Преподносят нам, что он бандит.

4-я участница: Бандит должен требовать для себя выгоды, а он что-то немножко о другом печется – хочет мира для своей страны' (ДФГ, Москва).
  • '1-я участница: Бандит.
2-й участник: С одной стороны, бандит, с другой стороны – мы не знаем, что происходит в Чечне... Может быть, он национальный герой, человек, отстаивающий свои права. А вот прав он или не прав, вот в этом уже, наверное, никто не разберется.

1-я участница: Ну, я считаю, что это преступник.

3-й участник: Террорист, бандит, преследующий свои, сугубо свои, корыстные интересы. Никаких интересов своего народа он не преследует. Когда они были у власти, они резали и своих, и чужих. Другой точки зрения быть не может по той информации, которая подавалась.

4-я участница: Но с другой стороны, а почему так получилось? А наши почему партизанили, чего под немцев не подлегли? Я согласна с Сергеем: может быть, он патриот для своего народа, и мы их обидели, и это руководство где-то ошибается, а мы не все знаем (ДФГ, Санкт-Петербург).

Мы видим, что и в высказываниях участников фокус-групп, и в ответах на открытый вопрос однозначно негативные оценки личности А. Масхадова соседствуют с более осторожными высказываниями, в которых иногда звучат ноты сочувствия.

Оценки экспертов более обстоятельны, но и они относятся к лидеру чеченских боевиков, как правило, негативно. Часто его обвиняют в том, что будучи фактическим главой независимой Ичкерии, он не смог навести порядок в республике.
  • 'Он бандит с национальной окраской. Хотя в свое время я его воспринимал нормально, как обычного нашего советского офицера. Но видимо, этот кавказский национализм развивался у людей веками, особенно чеченский, и все это взыграло' (эксперт, Владимир).


  • 'Не произошло ничего конструктивного за то время, за которое он был президентом Ичкерии' (эксперт, Калининград).
Эксперты, так же, как и рядовые граждане, подчас не решаются однозначно осуждать А. Масхадова. В некоторых высказываниях он выглядит как слабый политик, жертва обстоятельств, ближайшего окружения, а не герой, сильная личность.
  • 'Отношение у меня к нему сложное. С одной стороны, он человек адекватный, то есть ответственный и разумно рассуждающий. А с другой стороны, я не могу избавиться от мысли, что наше государство загнало его в такой угол, что он не может действовать, как он хотел бы' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Я отношусь к нему как к несчастному человеку, который был посредственным политиком и волей обстоятельств оказался во главе республики, которая находится в катастрофической ситуации. Я отношусь к нему с определенной долей жалости. Мне кажется, что человек не на своем месте. На мой взгляд, он не волен принимать какие-то принципиальные решения, поскольку он целиком и полностью зависит от обстоятельств и чужого мнения' (эксперт, Красноярск).
Большинство россиян (67%) уверено, что А. Масхадов причастен к теракту в Москве, и чаще эту точку зрения разделяют жители Южного федерального округа (75%). Склоняются к мнению, что А. Масхадов не имеет отношения к захвату заложников на Дубровке, лишь 5% опрошенных. Затруднились с ответом 20% респондентов.

О причастности А. Масхадова к теракту эксперты говорят несколько реже, чем рядовые граждане. Примерно две трети экспертов считают, что он участвовал в этом событии, и примерно седьмая часть - что нет. Те, кто полагает, что А. Масхадову зря приписывают ответственность за теракт, так объясняют свою позицию:
  • 'Он не такой уж круглый дурак - он не мог не просчитать, что немедленно в этом психозе, который был создан вокруг терроризма вообще, что те, на кого он опирался в Европе и Америке, сразу отвернуться. Он должен быть идиотом, чтобы этого не просчитать' (эксперт, Краснодар).
Противоположного мнения придерживаются те, кто думает, что о таком масштабном мероприятии А. Масхадов не мог не знать.
  • 'Теракт – достаточно широкомасштабное мероприятие, чтобы Масхадов об этом не знал. Он же предупреждал, что мир скоро заговорит по-другому, да и сами боевики якобы признались, что поддерживали контакты... Даже если приказ отдавал Басаев, то не так далеко, видимо, был и Масхадов. Я думаю, что он был в курсе дела, хотя, может, он и не готовил непосредственно операцию' (эксперт, Санкт-Петербург).
Но договариваться или не договариваться с А. Масхадовым - это вопрос, связанный отнюдь не только с оценками его личности и роли в трагедии с заложниками. Прежде всего стоило выяснить, насколько популярно мнение, что с представителями боевиков вообще стоит вести переговоры. В том, что такие переговоры вести надо, уверены 36% опрошенных. Противоположная точка зрения - что переговоры вести не надо - более популярна: ее разделяют 45% респондентов, и 12% затруднились с ответом. Стоит, однако, заметить, что люди с высшим образованием (а значит, имеющие больше ресурсов для социальной рефлексии и трансляции собственных мнений) чаще считают, что переговоры нужны. В этой социально-демографической группе 50% опрошенных - за переговоры, и 42% – против.

Участники фокус-групп тоже много спорили по этому поводу. Главный довод сторонников ведения переговоров - потери обеих сторон в чеченской войне слишком велики. Основные аргументы противников переговоров: чеченцам нельзя доверять; Хасавюрт показал, что мятежники воспринимают переговоры как проявление слабости российскими властями; война в Чечне была бы выиграна, если бы не являлась 'странной войной', в продолжении которой заинтересованы влиятельные силы в России.
  • '1-й участник: Надо все это прекращать и садиться за стол переговоров. Прекратится убийство и наших солдат.
2-й участник: Уже были один раз переговоры. Я сам с юга, немного знаю чеченцев. Они в любой момент могут нарушить все предварительные договоренности. Может, и надо переговоры вести, но с очень большими оговорками. Во-первых, нельзя доверять всему тому, о чем договорятся. Во-вторых, наше правительство должно защищать интересы России' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • '1-я участница: Я считаю, что нужно. Лучше договориться мирным путем с кем бы то ни было.
2-й участник: С чеченцами договориться невозможно - это люди, которые понимают только силу и деньги.

3-й участник: Я считаю, что переговоры с Масхадовым вести не надо - в конце концов, там есть официальная власть. И второе. Надо искать более действенный способ борьбы. Фактически война не ведется, а только людей на погибель посылают' (ДФГ, Воронеж).

О 'странностях' чеченской войны говорят и эксперты.
  • 'Я думаю, подоплека там - нефть. Со стороны России есть лица, заинтересованные в продолжении войны, и в Чечне есть денежные мешки, заинтересованные в продолжении войны. Тут есть много возможностей отмывать деньги, полученные незаконным путем, и плюс нефть, конечно' (эксперт, Пенза).
Сторонников переговоров среди экспертов значительно больше, чем среди рядовых граждан, - почти три четверти выступили за переговоры, и только чуть больше четверти – против.

Противники переговоров считают, что любые подобные акции будут восприняты как проявление слабости Россией и приведут только к тому, что чеченские вооруженные формирования будут наращивать свои силы.
  • 'Еще до Хасавюрта я был убежден и убежден сейчас: думаю, что вести переговорный процесс с боевиками невозможно. Надо знать чеченский менталитет. Если в бою враг заговорил о мире, значит, враг слаб. Поэтому разговаривать можно только с людьми, которые никогда не брали в руки оружие. Можно разговаривать со старейшинами, с муллами, с кем-то еще, но ни в коем случае не с боевиками. Для них любые переговоры – это проявление слабости, это однозначно' (эксперт, Ставрополь).
Противники переговоров приводят и еще одно соображение: они неуместны именно сейчас.
  • 'Мне кажется, что сейчас идти с ним на переговоры - значит, российской власти продемонстрировать неуважение к своему народу, с которым так обошлись в центре Москвы. Это дикая потеря авторитета и внутри России. Переговоры нужно вести тогда, когда основные идеологи и руководители бандформирований будут физически уничтожены, - тогда будет можно вести переговоры со старейшинами. Пока человек днем мирный житель, а ночью воюет, эта забава будет продолжаться' (эксперт, Владимир).
Встречается и такое мнение: говорить о переговорах вообще бессмысленно, потому что президент не начнет их до тех пор, пока сторонники продолжения войны будут сохранять свое влияние в Кремле.
  • 'Путин не свободен в своих действиях. Есть в армии очень сильное военно-политическое крыло, которое не позволит ему это сделать, я не могу поручиться, но говорят, что лидером этого крыла является начальник генерального штаба Квашнин' (эксперт, Санкт-Петербург).
Безусловных сторонников переговоров среди экспертов немного.
  • 'Переговоры надо вести в любом случае. Эта война зашла в тупик. Наши ребята гибнут, а толку никакого нет' (эксперт, Барнаул).
Большинство тех, кто выступает за переговоры, оговаривают это целым рядом условий. Во-первых, полагают эксперты, переговоры должны вестись жестко, 'с позиции силы'.
  • 'Если бы Масхадов признал свою ошибку и покаялся' (эксперт, Красноярск).
  • 'На том условии, если речь идет о капитуляции, сложении оружия, прекращении войны. Переговоры с Чечней возможны после того, как там будет нанесено сокрушительное поражение остаткам боевиков, в том числе и Масхадову. Желательно физическое уничтожение Басаева' (эксперт, Краснодар).
Второе условие: уровень переговоров должен 'соответствовать' статусу представителей боевиков.
  • 'Переговоры надо вести всегда. Другое дело - на каком уровне. Уровень правительственный сейчас не нужен, нужен уровень доверительных лиц, дипломатических органов. Пусть разговаривают те, кто не от имени государства выступает, а от своего имени - как консультанты, советники. С тем чтобы найти общую платформу, потом ее донести дальше, просмотреть, что можно делать, а что нельзя, а потом выходить к властям. Нельзя выходить к переговорам сейчас, когда ничего не готово' (эксперт, Красноярск).
В-третьих, по мнению экспертов, главарей бандформирований не стоит загонять в угол, и даже, может быть, нужно предложить им помощь в выезде за рубеж.
  • 'Если с точки зрения нейтрализации Масхадова - можно провести переговоры и предложить другое место пребывания, оговорив, что он не будет претендовать на роль лидера чеченской нации. Но там есть еще Шамиль Басаев, который не лишен этого намерения' (эксперт, Рязань).
И наконец, четвертое условие: в переговорах должны принимать участие международные организации.
  • 'Нельзя на Россию и на российские авторитеты опираться, тем более что их, по сути, и нет. Наверное, нужно опираться на какой-то международный авторитет' (эксперт, Калининград).
Очевидно, однако: сторонники ведения переговоров с противником могут предполагать, а могут и не предполагать, что именно А. Масхадов будет представлять чеченскую сторону в этих переговорах. Здесь нет согласия ни среди рядовых граждан, ни среди экспертов. В том, что переговоры нужно вести с А. Масхадовым, убеждены лишь 17% опрошенных россиян, а 42% считают, что договариваться надо с кем-то другим. Мнение, что А. Масхадов - вполне приемлемый представитель чеченской стороны, сравнительно чаще разделяют люди в возрасте 18-35 лет (22%).

Примечательно, что треть респондентов (34%) затруднились ответить на этот вопрос. Это означает следующее: принимая в целом позицию президента, что с А. Масхадовым не следует вести переговоры, многие россияне плохо понимают, с кем все-таки следует их вести, и можно ли обойти А. Масхадова в этом диалоге.

Мы решили выяснить, есть ли связь между установкой на переговоры и признанием А. Масхадова приемлемым партнером российских властей на таких переговорах.

 

Все

Российским властям вести в Чечне переговоры с представителями противоборствующей стороны...

надо не надо затр. ответить
Доли групп (%) 100 36 45 12

Вопрос: 'Если бы российские власти решили вести в Чечне переговоры с противоборствующей стороной, то как Вы считаете, их следовало бы вести с Асланом Масхадовым или с кем-то другим?'

С А. Масхадовым

17

30

12

8

С кем-то другим

42

45

49

31

Затр. ответить

34

25

39

61



Из приведенной таблицы видно: сторонники переговоров чаще допускают, что А. Масхадов может представлять на них 'противоборствующую сторону', а те, кто считает, что переговоры с врагом в принципе недопустимы, предлагают искать других представителей. Эти данные могут быть косвенным показателем того, что разговоры о 'других партнерах на переговорах' могут быть восприняты общественным мнением как фактический отказ от переговоров.

Эксперты тоже отвечали на вопрос, с кем российским властям следовало бы вести переговоры - с А. Масхадовым или с кем-то другим. Оказалось, что эксперты отвечают на этот вопрос ненамного увереннее, чем 'человек с улицы', – больше четверти из них затруднились с ответом. Считают, что надо искать альтернативного переговорщика, меньше половины представителей региональной элиты, а почти треть склоняется к тому, что все-таки надо договариваться с А. Масхадовым. К тому же место 'другого переговорщика' фактически пустует. Некоторые эксперты признают, что часть мирного населения поддерживает А. Кадырова, некоторые называют имя Р. Хасбулатова, но, по мнению экспертов, и А. Масхадов сохраняет некоторое влияние и на боевиков, и на мирное население.

Отказываясь от переговоров с А. Масхадовым, российские власти объясняют свою позицию, в частности, тем, что он все равно не контролирует ситуацию, и потому переговоры с ним бесполезны. Наши данные показывают, что это соображение разделяют немногие россияне. Только 19% считают, что у А. Масхадова нет авторитета среди боевиков, а 50% придерживаются противоположной точки зрения – что авторитет у А. Масхадова есть. Этого, противоположного официальному, мнения особенно часто придерживаются представители групп, обладающих сравнительно большими социальными ресурсами: молодые (от 18 до 35 лет – 55%); жители больших городов (56%); население Центрального федерального округа (56%).

Показательно, что сторонники переговоров чаще, чем их противники, считают А. Масхадова влиятельной фигурой.

 

Все

Российским властям вести в Чечне переговоры с представителями противоборствующей стороны...

надо не надо затр. ответить
Доли групп (%) 100 36 45 12

Вопрос: 'Одни считают, что Аслан Масхадов обладает значительным авторитетом среди чеченских боевиков. Другие считают, что Аслан Масхадов не обладает значительным авторитетом среди чеченских боевиков. С какой точкой зрения – с первой или второй – Вы согласны?'

С первой

50

62

52

36

Со второй

19

19

25

12

Затрудняюсь ответить

23

20

23

52

Нет ответа (не знаю, кто такой А. Масхадов)

8

-

-

-



Эксперты чаще, чем рядовые граждане, разделяют официальное мнение, согласно которому значительная часть боевиков не подконтрольна А. Масхадову. Но и среди них нет единодушия. Примерно половина опрошенных экспертов считает, что авторитет среди боевиков у А. Масхадова есть, другая половина – что нет. Для каждой точки зрения находятся аргументы. Примечательно, что даже те эксперты, которые живут в приграничных с Чечней регионах, придерживаются противоположных мнений и при этом ссылаются на то, что знакомы с ситуацией в Чечне непосредственно, 'из первых рук'.
  • 'У Масхадова скорее нет рычагов воздействия на боевиков. Люди, которые там бывают, говорят о том, что нет сейчас человека, который бы имел на них влияние. Может, в каких-то бандформированиях он имеет небольшое влияние. Но в целом там сейчас культ денег, а Масхадов там или кто-то другой – им все равно. У этих людей нет своей идеологии, даже в плохом смысле этого слова. У них одна идеология – это идеология денег. Они по уши в крови, и нет им возврата ни к России, ни к своим. Потому что они столько убивали, и принесли горе и в чеченские семьи в том числе, что им нельзя выходить из этих банд, к мирной жизни они не вернутся' (эксперт, Ставрополь).


  • 'Масхадов играет значительно более важную роль, чем нам сейчас пытаются представить федеральная власть и Кремль, это неправда, что он не имеет влияния. Он имеет влияние, и достаточное. Это идет какая-то игра, намеренное принижение. Мы живем на юге России, да и в самой Чечне я тоже бывал, и знаю, что его влияние – достаточно сильное. Его многие считают легитимно избранным президентом. Он реально занимается борьбой с федеральными властями' (эксперт, Краснодар).
Соображение о том, что Кремль сознательно принижает статус А. Масхадова как переговорщика, звучало у экспертов не раз. С точки зрения политической тактики, такая позиция представляется им разумной, но они подчеркивают, что публичная декларация отказа от переговоров с лидерами боевиков вообще, и с А. Масхадовым в частности, не должна приводить к фактическому отказу от таких переговоров.
  • 'Если бы мы показали населению Чечни, что мы готовы говорить с Масхадовым, его рейтинг завтра уже стал бы 30%. То, что мы не хотим с ним разговаривать, убавляет его популярность. Потому что среди чеченских жителей есть люди, которые хотят воспитывать детей, растить хлеб, пасти скот. Не все же там абреки. Я думаю, что задача наших политиков – найти ту силу, разговаривая с которой можно было бы прийти к миру. Мы говорим нашему народу, что нельзя с бандитами разговаривать. Это – попытка оболванить. Сегодня они бандиты, а завтра они не бандиты. Если бы с ними сегодня не обращались как с бандитами, то половина уже перестала бы быть бандитами' (эксперт, Санкт-Петербург).
Эксперты, которые считают, что А. Масхадов в значительной мере утратил свое влияние, говорят не столько о боевиках, сколько о мирных жителях Чечни, которые страдают от войны и потому поддержат любого лидера, способного привести республику к миру.
  • 'Простые чеченцы вряд ли будут возлагать на него большие надежды' (эксперт, Пенза).
Те эксперты, которые сравнивают степень влияния на простых чеченцев А. Масхадова и А. Кадырова, склоняются к мнению, что А. Масхадов все-таки влиятельнее, – прежде всего потому, что его статус легитимен, он избранный президент Чечни. А то, что срок его президентства истек и не было повторных выборов, так то не его вина.
  • 'Масхадов оказывает большее влияние на население, чем Кадыров. Они его избирали. Если бы другие выборы были и избрали бы другого, это был бы другой вопрос. А так – у них не было другого выбранного лидера' (эксперт, Смоленск).


  • 'Масхадов – реально легитимный руководитель Ичкерии. Он имеет некий ореол страдальца, поскольку он был легитимным президентом и волей обстоятельств был отстранен от своего поста' (эксперт, Красноярск).
Если обобщить мнения рядовых граждан и экспертов по поводу возможных переговоров с А. Масхадовым или другими влиятельными в Чечне людьми, можно сказать, что наиболее популярная позиция – осуществлять контакты с представителями противоборствующей стороны, не прекращая антитеррористической операции, и без 'потери лица'. Иными словами, не стоит повышать статус переговоров до уровня первых лиц в государстве, не следует выделять в качестве переговорщика с чеченской стороной какого-либо одного лидера; надо выдвинуть боевикам условие о сдаче оружия и капитуляции тех, кто участвовал в активных боевых действиях. Идея референдума и выборов в Чечне тоже в целом встречает одобрение. При этом А. Масхадов, по мнению многих, вполне может быть в числе переговорщиков, но не может быть здесь единственным.


 
2.Графики и открытые вопросы

КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К АСЛАНУ МАСХАДОВУ - ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО АСЛАН МАСХАДОВ ОБЛАДАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ АВТОРИТЕТОМ СРЕДИ ЧЕЧЕНСКИХ БОЕВИКОВ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО АСЛАН МАСХАДОВ НЕ ОБЛАДАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ АВТОРИТЕТОМ СРЕДИ ЧЕЧЕНСКИХ БОЕВИКОВ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ? (Ответы тех, кому что им известно, кто такой А.Масхадов.)

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАДО ИЛИ НЕ НАДО РОССИЙСКИМ ВЛАСТЯМ ВЕСТИ В ЧЕЧНЕ ПЕРЕГОВОРЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ СТОРОНЫ? (Ответы заявивших, что им известно, кто такой А.Масхадов.)

ЕСЛИ БЫ РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ РЕШИЛИ ВЕСТИ В ЧЕЧНЕ ПЕРЕГОВОРЫ С ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ СТОРОНОЙ, ТО КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИХ СЛЕДОВАЛО БЫ ВЕСТИ С АСЛАНОМ МАСХАДОВЫМ ИЛИ С КЕМ-ТО ДРУГИМ? (Ответы заявивших, что им известно, кто такой А.Масхадов.)

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, АСЛАН МАСХАДОВ ПРИЧАСТЕН ИЛИ НЕ ПРИЧАСТЕН К ЗАХВАТУ ЗАЛОЖНИКОВ В МОСКВЕ? (Ответы заявивших, что им известно, кто такой А.Масхадов.)

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО ТАКОЙ АСЛАН МАСХАДОВ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Террорист

23

  • 'Террорист международного значения'; 'политический террорист'; 'знаменитый террорист'; 'считается террорист'; 'в народном понятии – террорист'; 'занимается терроризмом'; 'связан с терроризмом'; 'сейчас террорист'.

Бывший президент Чечни

20

  • 'Его выбирали как президента Чечни'; 'избранный президент Чечни'; 'бывший президент Ичкерии, а сейчас он где-то скрывается'; 'законный президент Чечни'; 'в Чечне президент'; 'бывший президент Чечни'.

Лидер незаконных вооруженных формирований в Чечне

20

  • 'Глава чеченских боевиков'; 'боевой командир чеченцев'; 'лидер чеченской группировки'; 'чеченский главарь боевиков'; 'чеченский предводитель, руководитель боевиков'; 'лидер чеченских бандформирований'; 'лидер чеченских сепаратистов'; 'возглавляет боевиков'; 'хозяин над чеченскими боевиками'.

Бандит

16

  • 'Бандит крупного уровня'; 'бандюга'; 'я его считаю бандитом'; 'бандит обыкновенный'; 'бандит с большой дороги'; 'бандит, и все'; 'бандит чеченский'; 'бандит сейчас'; 'настоящий бандит'; 'бандит первой гильдии'.

Чеченец

11

  • 'Чеченский человек'; 'чеченец'; 'чечен'; 'гражданин Чечни'.

Отрицательная оценка в целом

5

  • 'Фашист'; 'сволочь'; 'плохой человек'; 'скотина'; 'отрицательная личность'; 'шакал'; 'подонок'; 'это нелюдь'; 'полное ничтожество'; 'козел'; 'пес он'.

Боевик

4

  • 'Чеченский боевик'; 'боевик в Чечне'; 'боевик'.

Враг

2

  • 'Враг чеченского и российского народов'; 'наш противник'; 'враг народа'; 'враг России'; 'враг государства'; 'враг единой России'.

Отрицательные черты личности

2

  • 'Двуличный'; 'несамостоятельная личность'; 'злой человек'; 'бессовестный, злой человек, которого даже человеком нельзя назвать'; 'нахальный'; 'человек, рвущийся к власти'; 'человек, который хочет денег'; 'недалекий человек'; 'человек без каких-либо принципов'.

Убийца

2

  • 'Убийца'; 'зверь, убийца'.

Бывший офицер российской армии

1

  • 'Полковник бывший советской армии'; 'это бывший полковник советской армии'; 'полковник российской армии'; 'бывший офицер'; 'это бывший генерал в Чечне'.

Другое

1

  • 'Человек'; 'порождение Ельцина'; 'сектант'; 'защищает свою Родину'.

Затрудняюсь ответить, ответ не на тему

12

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 ноября 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Электронная фокус-группа

Эпизод

Содержание эпизода

Интерес, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

12 (1236)

ОРТ о реакции официальной Дании на проведение чеченского конгресса

2,33/слн

3,11/срд

3,01/срд

2,82

7 (1231)

РТР о чеченском конгрессе в Дании

2,22/срд

2,42/слн

1,86/слн

2,17

4 (1228)

Г. Селезнев о проведении конгресса в день траура в России

1,99/срд

2,37/срд

1,77/слн

2,04

6 (1230)

Д. Рогозин о позиции Дании

1,51/срд

1,99/срд

2,16/срд

1,89

10 (1234)

С. Ястржембский о связи конгресса в Дании и теракта в Москве

2,27/срд

1,46/слн

1,07/слн

1,60

9 (1233)

А. Кадыров о чеченском конгрессе в Дании

2,25/слн

2,20/слн

0,17/слн

1,54

11 (1235)

Андерс Фог Расмуссен об аресте Закаева

1,75/срд

1,25/слн

1,17/слн

1,39

1 (1225)

НТВ о чеченском конгрессе в Дании

1,88/срд

0,88/слн

0,78/срд

1,18

8 (1232)

А. Закаев о возможных терактах

1,71/слн

-0,31/слн

-1,37/слн

0,01

3 (1227)

Р. Хасбулатов о чеченском конгрессе в Дании

1,72/слн

-0,87/слн

-2,16/слн

-0,44

2 (1226)

Х. Нильсен о составе и характере чеченского конгресса

1,33/срд

-0,60/слн

-2,07/слн

-0,45

5 (1229)

Л. Виссинг об отношении датского правительства к 'частному мероприятию'

0,79/срд

-1,09/слн

-1,63/слн

-0,64



Эпизод № 1225
(1-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Сегодня', 28.10.02, 19:00. Д. Хавин (корреспондент): Всемирный конгресс чеченцев в Копенгагене готовился уже давно. Но жизнь повернулась так, что проходит он сегодня, конечно, в зловещих отблесках недавней московской трагедии. и в ситуации, когда официальная Москва резко требовала от датского правительства запретить проведение конгресса. Накануне ночью вновь состоялось экстренное заседание Комитета по международным делам парламента Дании, который в очередной раз подтвердил, что отмена подобного общественного собрания стала бы нарушением Конституции, которая декларирует свободу собраний.

Эпизод № 1226
(2-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Сегодня', 28.10.02, 19:00. Х. Нильсен (депутат парламента Дании, член Комитета по международным делам): Мы хотим хороших отношений с Россией, но мы очень не любим, когда на нас давят, пытаются ущемить наши демократические права. В этом мы не пойдем ни на какие компромиссы. Мы протестуем против терроризма, но эта конференция посвящена политическому урегулированию чеченского конфликта. Это не собрание террористов.

Эпизод № 1227
(3-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Сегодня', 28.10.02, 19:00. Р. Хасбулатов (профессор): Я здесь, кстати, не видел ни одного богатого человека среди участников конгресса. Здесь очень много ученых, моих коллег, профессоров из разных стран, из России – настоящих представителей интеллектуальной части общества, которые глубоко озабочены тем, что происходит на их исторической родине. И, конечно, мы хотели бы помочь, мы хотели бы помочь российскому руководству выйти из этого кризиса, а не мешать.

Эпизод № 1228 (4-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Новости', 28.10.02, 18:00, Г. Селезнев (председатель Госдумы РФ):
Ну это просто безобразие! Вы посмотрите: Совет безопасности ООН принимает резолюцию. Вы посмотрите: Европарламент принимает резолюцию. С одной стороны, все нам выражают солидарность <в связи> с тем, что произошло. Я не знаю, на что, как, почему Дания не могла найти аргументов, чтобы этот конгресс по крайней мере – перенести, а не проводить его в день траура в России.

Эпизод № 1229
(5-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Сегодня', 28.10.02, 19:00. Л. Виссинг (посол Дании в РФ): Это частное мероприятие, организованное организацией в частном порядке. Правительство не имеет никакого отношения к его организации, и министр совершенно ясно заявил, что правительство предпочло бы, чтобы это мероприятие было отложено. Он заявил также, что надеется на то, что этот конгресс сделает совершенно ясное заявление против терроризма.

Эпизод № 1230
(6-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Сегодня', 28.10.02, 19:00. Д. Рогозин (председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам): Датчане ссылаются на то, что это мероприятие неправительственных организаций, это частная инициатива, а Конституция Дании, мол, такая, что она не имеет право вмешиваться в частную инициативу. Я хочу сказать, что неправительственной организацией в таком случае можно назвать и незаконные вооруженные формирования, – они ведь не являются правительственными законными формированиями.

Эпизод № 1231
(7-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести', 28.10.02, 20:00. В. Лусканов (корреспондент): Прогнило что-то в Датском государстве. Маленькое сказочное королевство, как и во времена Шекспира, оказалось по уши в крови и позоре. Два дня спустя после трагедии в Москве Копенгаген приютил непосредственных заказчиков и вдохновителей этого преступления. Так называемый Всемирный чеченский конгресс уже пытался собраться весной этого года в Турции. Но власти этой страны – страны не вполне европейской, но входящей в НАТО – отказали террористам: Стамбул не забыл захвата гостиницы сторонниками 'свободной Ичкерии'. Отказалась от 'чести' принимать террористов и столица Франции – Париж, город не меньших демократических традиций, чем Копенгаген. По утверждению датских властей, конгресс проводится во имя защиты демократии в России – не более и не менее. Просто россияне этого не понимают.

Эпизод № 1232
(8-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести', 28.10.02, 20:00. А. Закаев: Мы не исключаем (и мы не можем гарантировать), что следующая группа может захватить какой-то атомный объект. Последствия этого могут быть катастрофичными – не только для российского общества и чеченского, но и для всей Европы. Но ответственности за это мы не несем.

Эпизод № 1233
(9-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести', 28.10.02, 20:00. А. Кадыров (глава администрации Чечни): Это не конгресс чеченского народа, это сходняк тех людей, которые, значит, сегодня ходят-бродят везде по миру. По миру там, где их принимают, там, где они встречаются. Где их не принимают – значит, они уходят дальше, где-то находятся. Я-то думал, что после той трагедии, которая случилась двадцать третьего, ночью с двадцать третьего... Я думал, все поймут это дело, – видимо, Дания еще не поняла.

Эпизод № 1234
(10-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести', 31.10.02, 20:00. С. Ястржембский (помощник президента РФ): Мы, мы вот готовились – чисто, скажем так, в информационном плане – готовились к тому, что к сборищу в Копенгагене будет приурочена какая-то вылазка, активизация боевых действий в Чечне. Конечно, мы не могли предполагать о том, что готовится подобная страшная трагедия, которая произошла в Москве. Но мы еще больше сейчас убеждены в том, что здесь, скажем так, политическое крыло террористов и боевое крыло террористов действовали в унисон.

Эпизод № 1235
(11-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести', 30.10.02, 20:00. Андерс Фог Расмуссен (премьер-министр Дании): Арест был произведен по запросу российской стороны. В пятницу, 25 октября, датская полиция получила запрос от российских правоохранительных органов об аресте и последующей выдаче Ахмеда Закаева. Запрос рассматривался в течение выходных, после чего поступила дополнительная информация по поводу предполагаемых преступлений Закаева, а именно – о том, что он причастен к терактам 96–99-го годов. Его подозревают и в подготовке теракта в Москве 23–26 октября. На этом основании датская полиция заключила, что этого достаточно для ареста.

Эпизод № 1236
(12-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Новости', 30.10.02, 18:00. М. Маргелов (председатель Комитета Совета Федерации РФ по международным делам): Можно сделать вывод о том, что власти Дании начали работу над ошибками. Колоссальной ошибкой было разрешить проведение этого воровского сходняка, этого бандитского сборища в столице Дании.

Д. Рогозин (председатель комитета Госдумы РФ по международным делам):
Закаев и другие совершали преступления на территории Российской Федерации. Закаев и другие террористы фактически своими действиями нарушали законы, Конституцию Российской Федерации, убивали граждан Российской Федерации, и судить их должны там, где они совершали эти реальные преступления.

А. Арбатов (заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне):
Я считаю, что Россия должна со всеми европейскими государствами подписать соглашение об экстрадиции. Тогда террористы, для которых границ не существует, не смогут перебегать из одного государства в другое, препятствуя тем самым их задержанию и наказанию.

Л. Виссинг (посол Дании в РФ):
Это частное мероприятие, организованное организацией в частном порядке. Правительство не имеет никакого отношения к его организации, и министр совершенно ясно заявил, что правительство предпочло бы, чтобы это мероприятие было отложено. Он заявил также, что надеется на то, что этот конгресс сделает совершенно ясное заявление против терроризма.

В. Лусканов (корреспондент):
Прогнило что-то в Датском государстве. Маленькое сказочное королевство, как и во времена Шекспира, оказалось по уши в крови и позоре. Два дня спустя после трагедии в Москве Копенгаген приютил непосредственных заказчиков и вдохновителей этого преступления. Так называемый Всемирный чеченский конгресс уже пытался собраться весной этого года в Турции. Но власти этой страны – страны не вполне европейской, но входящей в НАТО – отказали террористам: Стамбул не забыл захвата гостиницы сторонниками 'свободной Ичкерии'. Отказалась от 'чести' принимать террористов и столица Франции – Париж, город не меньших демократических традиций, чем Копенгаген. По утверждению датских властей, конгресс проводится во имя защиты демократии в России – не более и не менее. Просто россияне этого не понимают.

А. Закаев:
Мы не исключаем (и мы не можем гарантировать), что следующая группа может захватить какой-то атомный объект. Последствия этого могут быть катастрофичными – не только для российского общества и чеченского, но и для всей Европы. Но ответственности за это мы не несем.

А. Кадыров (глава администрации Чечни):
Это не конгресс чеченского народа, это сходняк тех людей, которые, значит, сегодня ходят-бродят везде по миру. По миру там, где их принимают, там, где они встречаются. Где их не принимают – значит, они уходят дальше, где-то находятся. Я-то думал, что после той трагедии, которая случилась двадцать третьего, ночью с двадцать третьего... Я думал, все поймут это дело... Видимо, Дания еще не поняла.

М. Маргелов (председатель Комитета Совета Федерации РФ по международным делам):
Можно сделать вывод о том, что власти Дании начали работу над ошибками. Колоссальной ошибкой было разрешить проведение этого воровского сходняка, этого бандитского сборища в столице Дании.

Д. Рогозин (председатель комитета Госдумы РФ по международным делам):
Закаев и другие совершали преступления на территории Российской Федерации. Закаев и другие террористы фактически своими действиями нарушали законы, Конституцию Российской Федерации, убивали граждан Российской Федерации, и судить их должны там, где они совершали эти реальные преступления.

Комментарий


Видеоряд, предложенный к тестированию на данной ЭФГ, вызвал у респондентов интерес. Теракт на Дубровке продолжает оставаться одной из важнейших тем, обсуждаемых в СМИ. Неудивительно, что позиция, занятая Данией, на территории которой буквально вслед за трагическими событиями в Москве проходил Чеченский конгресс, вызвала весьма эмоциональную реакцию со стороны респондентов.

Одним из лидеров нашего рейтинга стал эпизод программы 'Вести' (№ 1231), где комментатор резко высказывается по поводу нежелания Дании запретить проведение Чеченского конгресса на своей территории. Наиболее низкие оценки получили эпизоды с участием официальных представителей Дании (№ 1226 и № 1229).

Эпизод 1231 (7-й по порядку демонстрации).


Эпизод, занявший одну из верхних строк рейтинговой таблицы, у большинства участников дискуссии вызывал чувство безусловной солидарности. Респонденты говорили, что решение Дании свидетельствует о неуважении к России. Однако некоторых участников дискуссии раздражал тон репортажа – они расценили его как тенденциозный, хотя в принципе согласились с озвученной позицией.
  • 'Проведение этого самого конгресса – это еще одна из многочисленных пощечин в адрес России, которая показывает о том, что с Россией никто не считается. Что хотят, то и делают. Только и всего. Мы же категорически протест высказывали? Высказывали. Кто-нибудь к нему прислушался? Никто не прислушался. Может быть, мы поздно высказали – это другой вопрос, но никто на него не обратил внимания. Провели спокойно, разошлись... Вроде этого Закаева арестовали. И все. Нам надо было, если мы против, так сказать, были этого события, да, конгресса, надо было не высказывать протест, а каким-то образом более решительно... Что – протест?'
  • 'Если у нас есть информация, что там конкретные террористы и так далее, почему мы не можем поступить, как Израиль после Мюнхена 78-го года, который до сих пор охотится за последним террористом, убившим израильских спортсменов, до сих пор? Он один остался... Мы, такое впечатление, можем только болтать: отдайте нам террориста, отдайте нам террориста'.
  • 'Я тоже считаю, что с нами никто не считается. Когда-то это была великая страна, а сейчас никто не считается'.
  • 'А у меня этот сюжет вызывает активное неприятие. Скажу почему. Он слишком тенденциозен. При том, что информация, с одной стороны, в общем-то, правильная, но я ощущаю на себе как зритель активное давление со стороны СМИ, и мне это неприятно. Не надо меня убеждать в том, что Дания поступила неправильно, тем более такими средствами. У меня у самой... Когда первая была информация такая вот нейтральная, когда просто сказали, что вот там проводится этот конгресс, и что мы против, просто вот нейтральное сообщение, мне первое самой пришло в голову – цитата из Шекспира. Но когда мне это начинают вдалбливать – ну что вот сразу эта ассоциации с Гамлетом... Это да, еще активно говорят, что там все это в крови, ну это неприятно и нечестно, мне кажется, потому что каждый имеет право составить свое мнение и свое отношение, а это уже давление на мое мнение. Вот почему мне этот сюжет несимпатичен'.
Эпизод № 1229 (5-й по порядку демонстрации).

Следующий эпизод относится к числу очевидных аутсайдеров нашего рейтинга. Датскому послу респонденты отказали в доверии и согласии. Некоторые из участников дискуссии убеждены, что единственная цель, которую в данной ситуации преследовала Дания, – это привлечь к себе внимание международной общественности: смотрите, мол, какие мы маленькие, но гордые.
  • 'Дания – чрезвычайно тихая страна, и то, что он говорит: мы против терроризма... Ну это удобно, вот, на диване сидя: мы против бандитов'.


  • 'Кстати, Дания всегда отличалась независимым поведением. Например, в годы Второй мировой войны, вот, которая единственная страна, которая не отдала евреев, – это Дания. Хоть как Гитлер на них давил, не отдали ни одного человека, ни один человек в Европе из датских евреев не погиб, они не отдали Гитлеру. Вы понимаете, что это за страна? Это страна, которая, наоборот, для нее есть шанс показать себя, что существует такое маленькое государство Дания, которое на всех, как говорится... оно самостоятельное, оно независимое, никто им не указ. И чем больше мы будем настаивать отдать, тем больше мы не получим. Они не отдадут нам его никогда'.
Эпизод № 1232 (8-й по порядку демонстрации).

Эпизод с участием А. Закаева получил невысокие баллы по итогам ЭФГ, однако показатели кривой интереса оказались впечатляющими. Кроме всего прочего, участники дискуссии находят А. Закаева 'внешне привлекательным', 'умным' и 'интеллигентным'. Его телевизионный образ не вяжется с привычным образом террориста. В то же время слова, произнесенные А. Закаевым в этом эпизоде, напугали многих участников дискуссии.
  • 'У меня ощущение: это называется – выпустить джинна из бутылки. То есть создали банды, создали террористов там все, причем они становятся неуправляемыми. Вот почему они не требуют денег – им ничего не надо. То есть им было дано указание взорвать все, то есть если бы не этот штурм, наверняка бы здание было взорвано, и здесь у меня такое впечатление, что он и предупреждает об этом, что мы уже не несем ответственности за эти действия'.


  • 'Я считаю, что он великолепный актер. Он действительно актер профессиональный. И он прекрасно держится перед камерой, и последнее – это такое качество, что 'мы не несем ответственности' – может быть, еще и потому, что это кивок в сторону тех, кто еще стоит выше него. Это, на мой взгляд, и не чеченцы, я имею в виду – не те, непосредственно на территории Чечни, а это люди в руководстве России. Есть, наверняка, люди, которые стоят за кулисами этой войны, которые руководят ею как и с этой, так и с той стороны. То есть некий режиссер, ...вот есть такое ощущение. И он, видимо, делает это – намек переадресовывания. То есть, с одной стороны, вроде бы как мы не несем ответственности, с другой стороны –это такой вот намек. Нет, это не мы несем ответственность, мы вроде как исполнители. Хотя он совершенно искренен в том, что теракты будут, и он это знает, и вот такой разговор с позиции силы, шантаж'.


  • 'У меня такое впечатление, что он бредит'.
Эпизод № 1233 (9-й по порядку демонстрации).

В отличие от А. Закаева А.Кадыров, полагают респонденты, похож на бандита. Ему не верят, он откровенно несимпатичен участникам дискуссии.
  • 'У меня осталась только фраза такая, крутится: каждый судит по себе и в меру своей испорченности'.


  • 'Он и говорит, как бандит, он и есть бандит, этот Кадыров. Просто он в первой войне воевал за тех – потом переметнулся. Деньги, тейп его – насаждает везде все время людей из своего тейпа в Чечне. А люди уже в Чечне стали возражать и протестовать'.


  • 'А этому человеку не верится ни одному слову. И особенно от его этого рвения – скорее замарать, замазать и от эмоциональной его оценки происходящего. Уж слишком он старается откреститься от всего, можно так сказать'.


  • 'Ну вот действительно, одного порядка люди – что Кадыров, что Закаев, т.е. ощущение, что опять же раздали роли, только он ее плохо исполнил. Глазки там бегают, надо что-то сказать правдиво, а вот не получается прикрыть то, что он на самом деле там делает'.
Эпизод № 1236 (12-й по порядку демонстрации).

Этот эпизод стал лидером нашего рейтинга. Здесь зафиксированы самые высокие показатели по всем трем шкалам. Однако отношение участников дискуссии к высказываниям депутатов российской Госдумы по сложившейся вокруг Чеченского конгресса ситуации были неоднозначными. Одни готовы согласиться со всем, что говорили российские депутаты, другие относятся к их словам скептически.
  • 'Мне просто смешно. Я уже не могу высказывать мнение, потому что я вижу, что эти люди, ну, ну все эти сценарии – написанные, ну одно и то же говорят. Все это выдумка, я не знаю, можно сказать, вранье, вот и все'.


  • 'Я считаю, вот у меня, например, такое впечатление, вот как бы три выступающих в одном сюжете – у меня степень доверия к выступающим растет по мере выступления. Первый выступающий – мне его эмоциональное, опять же вот эмоциональная позиция, которая оказывает давление, меня не устраивает. Может быть, по сути где-то он и прав, но в принципе он ничего особенного не говорит, он эмоционально выражается. А второй выступающий вполне, так сказать, обоснованно, т.е. с его точкой зрения я согласна, что если преступления совершены на территории России, они должны здесь... И, в принципе, ничего он такого особенного не сказал, но выступил по сути, по делу. И, на мой взгляд, вот последний – наиболее холодное, спокойное и трезвое выступление, но который говорит, что, действительно, давайте решать и международные вопросы, которые нам препятствуют на сегодняшний день. ...Т.е. я доверяю больше, вот, последнему'.
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 14 ноября 2002 г.


 
4.Опрос экспертов

ВОПРОС: КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К АСЛАНУ МАСХАДОВУ – ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО АСЛАН МАСХАДОВ ОБЛАДАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ АВТОРИТЕТОМ СРЕДИ ЧЕЧЕНСКИХ БОЕВИКОВ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО АСЛАН МАСХАДОВ НЕ ОБЛАДАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ АВТОРИТЕТОМ СРЕДИ ЧЕЧЕНСКИХ БОЕВИКОВ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ – С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ – ВЫ СОГЛАСНЫ?

ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАДО ИЛИ НЕ НАДО РОССИЙСКИМ ВЛАСТЯМ ВЕСТИ В ЧЕЧНЕ ПЕРЕГОВОРЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ СТОРОНЫ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО РОССИЙСКИМ ВЛАСТЯМ НАДО ВЕСТИ В ЧЕЧНЕ ПЕРЕГОВОРЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ СТОРОНЫ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО РОССИЙСКИМ ВЛАСТЯМ НЕ НАДО ВЕСТИ В ЧЕЧНЕ ПЕРЕГОВОРЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ СТОРОНЫ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: ЕСЛИ БЫ РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ РЕШИЛИ ВЕСТИ В ЧЕЧНЕ ПЕРЕГОВОРЫ С ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ СТОРОНОЙ, ТО КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИХ СЛЕДОВАЛО БЫ ВЕСТИ С АСЛАНОМ МАСХАДОВЫМ ИЛИ С КЕМ-ТО ДРУГИМ?

ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, АСЛАН МАСХАДОВ ПРИЧАСТЕН ИЛИ НЕ ПРИЧАСТЕН К ЗАХВАТУ ЗАЛОЖНИКОВ В МОСКВЕ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 12-14 ноября 2002 г. 130 экспертов.


 
5.Приложение.Таблицы

КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К АСЛАНУ МАСХАДОВУ - ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511629294148523329382036331127333313173628269142291551004853313337
я не знаю, кто это 871068861085101983399548712843811920223413
хорошо 11312221212112130121120241022120111
безразлично 141361915101513171610818121713121513121415112281620166171915182013
плохо7174796971757172697472656977737274717173727075608072676767706970726571
затрудняюсь ответить55365565547746734810652612433651081251312
с первой 5052485450475049554945445448505348504156485356494846495428454049524241
со второй 1919261918202315182118121726221621212021181816143023111432263418212629
затрудняюсь ответить2322162024252125192526262123252322253614271821331924292320272530243127


ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАДО ИЛИ НЕ НАДО РОССИЙСКИМ ВЛАСТЯМ ВЕСТИ В ЧЕЧНЕ ПЕРЕГОВОРЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ СТОРОНЫ? (Ответы тех, кому известно, кто такой А.Масхадов.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511629294148523329382036331127333313173628269142291551004853313337
надо 3639313540353042343440343436503536383834363436323935423624494553444953
не надо 4542484745435535475138324651424343474151454245534845334334404734453936
затрудняюсь ответить1211111181491412101216121051312101781112111191114112196117118


ЕСЛИ БЫ РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ РЕШИЛИ ВЕСТИ В ЧЕЧНЕ ПЕРЕГОВОРЫ С ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ СТОРОНОЙ, ТО КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИХ СЛЕДОВАЛО БЫ ВЕСТИ С АСЛАНОМ МАСХАДОВЫМ ИЛИ С КЕМ-ТО ДРУГИМ? (Ответы тех, кому известно, кто такой А.Масхадов.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511629294148523329382036331127333313173628269142291551004853313337
с Масхадовым 1716162116141617221414131717221915161714162015152018171710131213131311
с кем-то другим4242473947414538364643334146453846434748393842414447323450464943414551
затрудняюсь ответить3434273430363335343532353434313429363230383035413227413919393741424235


ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, АСЛАН МАСХАДОВ ПРИЧАСТЕН ИЛИ НЕ ПРИЧАСТЕН К ЗАХВАТУ ЗАЛОЖНИКОВ В МОСКВЕ? (Ответы тех, кому известно, кто такой А.Масхадов.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511629294148523329382036331127333313173628269142291551004853313337
причастен 6768786570686768627169576873666769686669657071507568577160645968576272
не причастен 542654637533645445655439464365921124
затрудняюсь ответить2020102318202219241918221819262017222418231518371818281714293027293622


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 ноября 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.